Последние интервью
Последние новости рубрики Политика
Политика

Александр Цапин: "Ни одного серьезного решения в Нижегородской области не может быть принято без участия Валерия Шанцева"

28 апреля 2006 13:19  [5155] Политика
Александр Цапин: Ни одного серьезного решения в Нижегородской области не может быть принято без участия Валерия Шанцева

Александр Цапин: Ни одного серьезного решения в Нижегородской области не может быть принято без участия Валерия Шанцева

НИА "Нижний Новгород" - Максим Калашников

Субботним утром 22 апреля Нижегородский кремль пустовал. Перед зданием правительства Нижегородской области - только одна машина - заместителя губернатора по взаимодействию с органами МСУ, полномочного представителя губернатора в Законодательном собрании Александра Цапина. В 8 утра он уже побывал на Автозаводе – там состоялось открытие финала конкурса профессионального мастерства "Золотые руки". Для Александра Цапина Автозавод особенно близок. Здесь, в литейном цехе ГАЗа, он начинал свою работу. Отсюда, уже будучи заместителем директора завода по кадрам, был избран в Государственную Думу, а затем – в Законодательное собрание Нижегородское области.

Именно с ситуации на Горьковском автозаводе мы и начали наш разговор.

ГАЗ – это гордость Нижегородской области

–Александр Иванович, каково сейчас настроение людей на Автозаводе? Каким видится им и вам будущее Горьковского автомобильного завода?

–Автозавод – это моя родина, здесь я работал с 1962 по 2001 год. Я горжусь, что я автозаводец, и эта гордость присуща многим. С кем бы я не разговаривал: в Нижнем Новгороде, в Москве, - каждый считает за честь сказать, что у него на автозаводе работали родители, родственники, друзья, соседи. ГАЗ – это гордость Нижегородской области, и очень хорошо, что ему удалось выжить даже в самые сложные времена и не повторить судьбу ЗИЛа и других автогигантов.

Может быть, это стало следствием того, что диверсификация производства, о которой много говорится сейчас, на Автозаводе была всегда. Здесь производились и легковые автомобили, и грузовые, и бронемашины, и бытовая техника. А это определяет не только разные виды продукции, которую выпускает завод, но и высокий уровень профессионализма рабочих и специалистов.

Очень многое для сохранения завода в критические времена сделали Борис Видяев и Николай Пугин.

Конечно, есть некая тревога за то, что мы пока не имеем четких перспектив по производству собственных легковых автомобилей. Все мы понимаем, что "Волга" той модели, которая выпускается сейчас, - это уходящая и неконкурентоспособная модель. Но грузовики и коммерческие автомобили – это большая удача Горьковского автозавода.

Правительство Нижегородской области, безусловно, заинтересовано в развитии ГАЗа. Вы знаете, что в стратегии развития региона автомобилестроение с учетом количества рабочих мест и доли в доходах бюджета Нижегородская область обозначено как самая приоритетная отрасль. Очень важно и то, что расширенное заседание правления Группы "ГАЗ" по стратегии развития Горьковского автозавода, прошло именно в большом зале заседаний правительства области и с участием губернатора Валерия Шанцева. На мой взгляд, это фактически предопределяет, что завод будет расти и развиваться. Это важно не только для автозаводцев, но и для всех жителей области.

–Периодически появляются разговоры о возможных сокращениях на ГАЗе, вплоть до 20 000 рабочих. Насколько эти разговоры обоснованы и какова позиция регионального правительства по данному вопросу? Некоторые эксперты, например, говорят, что сокращение повлечет за собой оптимизацию производства…

–В свое время численность работников на ГАЗЕ доходила до 115 тысяч человек. Но при этом огромное количество людей работало в системе жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, в системе здравоохранения и дошкольного образования. Например, в УЖКЗ Горьковского автозавода работало порядка шести тысяч человек. То есть, автозавод и финансово, и организационно содержал огромный район с численностью населения в 340 тысяч человек. Сейчас все эти непрофильные направления переданы в ведение муниципалитета.

Второе. Мы знаем, что на ГАЗе в сравнении с предприятиями со среднемировым уровнем организации труда действительно была излишняя численность. Поэтому для того, чтобы сохранять конкурентоспособность продукции и самого предприятия нужно работать с меньшей численностью. Естественно, что нужно вводить новое оборудование и новые технологии, которые сокращают потребность в работающих.

Уменьшение количества рабочих и увеличение производительности труда – это обязательные составляющие конкурентоспособности продукции. Задача власти как раз и состоит в том, чтобы люди, высвобожденные с одних предприятий, были востребованы на новых рабочих местах с хорошей заработной платой. И если взять ключевую мысль стратегии Нижегородской области, то она заключается в создании большего количества рабочих мест с высоким уровнем зарплаты.

–Такие примеры есть, когда сокращение не повлекло за собой социальных катаклизмов?

–В Нижегородской области есть такой наглядный пример - Борский район. В свое время на Борском стекольном заводе произошло существенное сокращение численности сотрудников. Вместе с тем, в районе остается дефицит рабочих рук, потому что открылось много новых предприятий, где стали работать бывшие сотрудники БСЗ. Более того, открою вам небольшую тайну: бывший глава района, а ныне – заместитель губернатора Владимир Иванов, мечтал присоединить к Борскому району Семеновский район. Они расположены рядом у них единая транспортная система, но при этом Семеновский район имеет низкий уровень развития, а у Борского района есть серьезная программа в увеличении рабочих мест и потребность в рабочих. Кстати, и сейчас эта тема не потеряла актуальность.

–А это реально – объединение двух районов?

–С юридической точки зрения это очень сложно. Необходимо провести референдум в обоих районах по согласию жителей на объединение – так же, как это происходит на уровне субъектов федерации. И, конечно, практически неизбежно сопротивление местных начальников, потому что из двух глав останется только один. А как же свой кабинет, а как же свои подчиненные?.. Пока вопрос объединения правительством не планируется.

Главная задача – консолидация властей

–Прошло уже полтора месяца после выборов в Законодательное собрание Нижегородской области. Все комментарии уже озвучены, и теперь есть возможность спокойно проанализировать их итоги. Но для начала поговорим о том, как шла эта кампания, в частности – со стороны органов власти и "Единой России". Кто все-таки руководил кампанией: губернатор Шанцев, председатель Заксобрания Люлин, заместитель губернатора Белов или Вы?

–На этот вопрос нет простого ответа, потому что столь серьезные задачи могут решаться только командой, а не в одиночку. Я не думаю, что найдется человек, который возьмет на себя смелость сказать, что только он руководил выборами в Нижегородской области.

Особенность этих выборов заключалась в том, что они происходили после очень сложной политической ситуации периода губернатора Геннадия Ходырева. Главная задача заключалась в координации и консолидации исполнительной власти и законодательной власти, власти на местах и партии "Единая Россия". Эта задача была выполнена.

Непосредственно штабом "Единой России" руководил Евгений Люлин. Но весь план действий, естественно, согласовывался с представителями правительства Нижегородской области. Анатолий Силаев (заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Нижегородской области, - прим. НИА "Нижний Новгород") практически был в составе штаба, участвовал в каждом его заседании.

Валерий Шанцев также принял большое личное участие в выборной кампании. Я впервые увидел, что губернатор может так активно, мощно и профессионально работать в период предвыборной кампании. Думаю, что встречи в районах носили для Валерия Шанцева не только предвыборный характер, но были необходимы для изучения ситуации и построения дальнейших планов областного правительства, в том числе и по разработке стратегии развития региона.

Первые итоги по исполнению доходов бюджета области показывают, что главная задача – консолидация властей, политическая консолидация – выполнена и приносит свои положительные результаты.

–Вы говорите, что кампания "Единой России" велась командой. Но насколько единой была эта команда и насколько оправданы разговоры о том, что свою линию на выборах вел Валерий Шанцев и свою, несколько отличную от губернаторской, вел Евгений Люлин? Может быть, не в целом, а по отдельным округам или отдельным персонам.

–Кампания "Единой России" действительно была командной работой. Зная, как это происходило, будучи внутри, у меня нет в этом ни малейших сомнений. Конечно, были спорные рабочие моменты, но связаны они были, в первую очередь, с тем, что впервые выборы в Заксобрание проходили и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Поэтому новой проблемой стало, например, взаимодействие территориальных партийных штабов и штабов кандидатов-единороссов. Во-вторых, некоторые кандидаты по одномандатным округам работали в большей степени на себя и совсем не работали на имидж "Единой России". Эти процессы отслеживались, давались соответствующие рекомендации.

Были и споры, касающиеся того, каким территориям следует уделять больше внимания, какие районы обязательно должен посетить губернатор. Здесь же может быть разный подход: с одной стороны, губернатор должен посетить те районы, где проживает наибольшее количество жителей, а с другой стороны – те районы, где больше проблем, потому что после выборов жизнь продолжается, и эти проблемы надо решать. Поэтому губернатор, согласовывая график поездок, руководствовался прежде всего не предвыборной а ситуацией, а необходимостью решения насущных вопросов, будь то северные территории, г. Саров или сложное положение со здравоохранением в Кулебакском районе.

Иногда в ходе кампании возникали ситуации из разряда "а город подумал – ученья идут". Например, получилось так, что в один и тот же день в ТЮЗе был запланирован концерт Эдиты Пьехи, работавшей на "Российскую партию пенсионеров", и съезд сторонников "Российской партии ЖИЗНИ" с участием Сергея Миронова. Причем получилось так, что помещение было арендовано "Российской партии пенсионеров", но потом директор ТЮЗа расторг договор, не уловив или не поняв, что на концерт Пьехи уже приглашены люди. Ситуация была довольна острой, и мне пришлось уехать с очень важного мероприятия, связанного с открытием новой Центральной районной больницы в Богородске. Пришлось принимать меры, чтобы исключить конфликтную ситуацию – встреча с Мироновым была перенесена в зал Академического театра Драмы.

Одной из наиглавнейших задач правительства области было соблюдение законодательства о выборах. И я думаю, вы согласитесь, что эти выборы были гораздо чище всех предыдущих выборов в Нижегородской области.

–А кто еще на стадии подготовки к выборам принимал решение о формировании списка "Единой России" и о том, каких кандидатов выставлять по одномандатным округам? Предполагали ли вы заранее, что в том или ином округе кандидат от "Единой России" может проиграть, и определяли ли округа, в которых партия готова была биться до конца?

–Термин "биться до конца" в данном случае не совсем соответствует реальной жизни. Если говорить об алгоритме принятия решения, то, конечно, нам хотелось сохранить тех депутатов Законодательного собрания, которые эффективно работали в прошлом его составе. Это и опыт, и преемственность, и возможность более быстрого начала работы нового состава Заксобрания.

Процедура определения кандидатов предполагает голосование по данному вопросу на заседании политсовета НРО "Единой России" и на конференции регионального отделения партии. Здесь иногда возникали споры, что важнее: опыт депутатской деятельности или вклад в становление "Единой России" в Нижегородской области.

Конечно, мы не сомневались, что, например, Валерий Анисимов одержит уверенную победу в своем округе и понимали, что очень сложная ситуация у Станислава Воронина в 24-м округе, где шел действующий депутат Роман Антонов. Задача правительства области состояла в том, чтобы даже в этой ситуации выборы шли без "запрещенных приемов" и без использования административного ресурса, единственной целью которого была бы победа любой ценой.

В ряде округов кандидаты от "Единой России" оказались несколько слабее, чем мы предполагали – например, Скворцов, который в 13-м округе проиграл кандидату от "Российской партии ЖИЗНИ" Исхаку Ягудину. Настоящей неожиданностью был проигрыш Петра Переведенцева в Дзержинске (победу одержал кандидат от "Российской партии пенсионеров" Виктор Сопин, - прим. НИА "Нижний Новгород"). Мы анализировали эту ситуацию – Переведенцев проявил излишнюю самоуверенность.

–Насколько добровольным был переход Валерия Анисимова и Александра Шаронова из СПС в "Единую Россию" накануне выборов? Или за это им была обещана поддержка и победа на выборах?

–Мы все хорошо знаем Шаронова и Анисимова. Это грамотные и самодостаточные люди. Поэтому говорить о недобровольности в применении к ним нельзя. Ситуация очень простая и логичная. Они оба – опытные депутаты. У них было желание продолжить работу в Законодательном собрании, и у "Единой России" в свою очередь тоже было желание, чтобы в Законодательном собрании работали такие опытные люди.

Никто не сомневался, что именно депутаты от "Единой России" составят большинство в Заксобрании и будут определять решения регионального парламента. На мой взгляд, и Александр Шаронов, и Валерий Анисимов приняли решение, в первую очередь руководствуясь тем, что присутствие в "Единой России" даст им возможность работать более результативно.

–Это было их предложение, или предложение "Единой России"? Кто к кому обратился?

–Были консультации со всеми опытными депутатами, и в процессе этих консультаций они изъявили желание участвовать в выборах от "Единой России". Это было встречное решение.

"И на старуху бывает проруха"

–Чем объясняется ситуация с Дмитрием Бедняковым, который не был утвержден в составе списка кандидатов "Единой России", и с Николаем Пырковым, который сначала вошел, а потом вышел из списка, решив пойти на выборы по одномандатному округу против "единоросса" Николая Шкилева?

–Если говорить о выходе Пыркова из списка, то это ситуация из разряда "и на старуху бывает проруха". Пырков хотел пойти по округу Шкилева, который имел огромные шансы на победу и в итоге набрал самый большой процент голосов среди всех кандидатов-одномандатников. Поэтому мы обратились к Николаю Пыркову с предложением войти в список по Арзамасской территориальной группе. Более того, тот факт, что Николай Пырков возглавляет такую крупную разветвленную структуру как Нижегородский облпотребсоюз, тоже говорил в пользу его включения именно в список – это было бы более полезно с точки общих задач "Единой России".

Николай Иванович сильно обиделся на то, что его поставили в список под №4, и посчитал, что в итоге окажется "непроходным" кандидатом. И все это несмотря на то, что решение конференции "Единой России" состояло в том, что возглавлявший список Анатолий Мигунов будет организовывать партийную работу и после выборов останется мэром Арзамаса (далее в списке следовали Игорь Донато и Иван Скляров, - прим. НИА "Нижний Новгород"). Мы неоднократно встречались с Пырковым, и я убеждал его, что есть как минимум 9 шансов из 10, что он станет депутатом, что именно три депутата по этой группе войдут в состав Законодательного собрания. Мне не удалось переубедить Николая Пыркова, его захлестнула обида, и он не стал регистрироваться как кандидат по списку "Единой России". Хотя время показало, что по этой территориальной группе "Единая Россия" набрала наибольшее количество голосов – 108 000 избирателей, и в состав Заксобания действительно вошли три депутата (Игорь Донато, Иван Скляров, Михаил Веселкин, - прим. НИА "Нижний Новгород").

Возможно, это был именно тот момент, когда эмоции и обиды мешают принять правильное решение. Мы говорили после выборов, и он признал свою ошибку.

Что же касается Дмитрия Беднякова, то лично для меня результаты конференции, на которой он де был утвержден кандидатом, были неожиданными, когда против него проголосовали порядка 110 человек при 170 голосующих. И сам Бедняков тоже очень сильно расстроился. Могу предположить, что делегаты конференции исходили из нынешней должности Беднякова и из того, что он все равно не стал бы депутатом Законодательного собрания. Может быть, на решение повлияли и какие-то другие аргументы. Я знал, что количество голосов против Беднякова может оказаться заметным, но не думал, что настолько.

Запрещенная игра с иезуитски доходчивыми методами

–Наиболее спорным моментом в вопросе о едином подходе к выборам со стороны губернатора и Люлина является второе место "Российской партии пенсионеров". Известно, что Валерий Павлинович был настроен категорически против представителей этой партии, и в своих сегодняшних комментариях он не перестает критиковать лидеров НРО РПП. Чем лично Вы можете объяснить успех РПП на выборах?

–Я не отнес бы высказывания губернатора в адрес "Российской партии пенсионеров" к очень частым и очень жестким. Скорее, это были размышления о том, что среди руководителей регионального отделения партии нет пенсионеров. Не меньшее количество высказываний было и по поводу КПРФ, которая постоянно занимается критикой вместо того, чтобы предложить что-то конкретное.

Успех "Российской партии пенсионеров" объясняется вполне понятными причинами. Одна из них заключается в довольно низком уровне жизни пенсионеров. Сейчас идет сложный период, но ситуация улучшается: повышается уровень пенсий и, я надеюсь, он будет приближаться к прожиточному минимуму.

И РПП, и КПРФ использовали ситуацию с повышением платы за услуги ЖКХ. И это при том, что правительство области приняло ряд серьезных решений, в частности, увеличив размер жилой площади, по которой выдается субсидия. Тем не менее, в то время, когда правительство и "Единая Россия" работали над решением этой задачей, КПРФ и РПП организовывали митинги и акции протеста.

Надо отметить, что если губернатор и "Единая Россия" говорили о стратегии региона, о развитии автомобильной промышленности, о привлечении инвестиций и более грамотном использовании ресурсов, то "Российская партия пенсионеров" устраивала концерты Эдиты Пьехи. От ее имени было распространено письмо, иезуитски доходчиво написанное, в котором она заявляла, что будет работать в Законодательном собрании Нижегородской области и отстаивать интересы пенсионеров. Я считаю это запрещенной игрой по отношению к людям, которые, действительно, отдали всю жизнь стране, защищали Родину от фашистов и восстанавливали СССР после войны.

Вот эти три составляющие: нелегкая жизнь пенсионеров, митинговое разыгрывание ситуации с ЖКХ и привлечение звезд советской эстрады - определили победу "Российской партии пенсионеров".

–Как же могло получиться, что с учетом работы Партии пенсионеров на поле "Единой России", с учетом запрещенных методов борьбы, о которых выговорите, "Единая Россия", которая боролась с РПП на выборах, публично поддержала лидера партии в Нижегородской области Романа Антонова при голосовании по кандидатурам заместителя председателя Законодательного собрания?

–На мой взгляд, избрание и поддержка Антонова не является из ряда вон выходящим событием. Многие во время выборов ведут себя так, как будто эти выборы будут идти всю жизнь. Не надо забывать, что выборы – это соревнования, после окончания которых продолжается нормальная жизнь. Надо исходить из того, что дальше все равно работать вместе.

Не надо забывать, что "Российская партия пенсионеров" имеет в Законодательном собрании девять голосов, и надо быть справедливым при распределении должностей. Но главный критерий здесь – это профессионализм. КПРФ может обижаться, что у них есть пять депутатов, но никто из них не стал заместителем председателя Заксобрания. Но у них просто нет достаточно подготовленных депутатов!

Роман Антонов уже работал в Законодательном собрании председателем бюджетного комитета. В данном случае политическая составляющая совпала с профессиональной. Кроме того, заместитель председателя Заксобрания работает на освобожденной основе, а депутатов, которые на это готовы и которые при этом имеют достаточный для этой должности опыт, не так уж и много.

Новая ситуация в области связана только с губернатором

–Известно о хороших отношениях Антонова и Люлина. Но как к такому решению отнесся губернатор Валерий Шанцев? Насколько оно было с ним согласовано? Для многих политиков и политологов это оказалось полным нонсенсом, и именно после этого аналитики стали говорить о том, что Валерий Шанцев все-таки проиграл выборы – их выиграл Люлин.

–Ничего значимого в Нижегородской области, в том числе и во время выборов, ни одно решение такого уровня, как избрание заместителя председателя Законодательного собрания, не происходит без согласования с губернатором.

Давайте вернемся к началу, к тому что у нас в области был огромной потенциал, но был провал: политический и экономический. Сейчас действует сильный губернатор, и мы уже видим результаты его работы – бюджет области растет, власть консолидируется под флагом губернатора. Есть результат и по выборам: "Единая Россия" имеет большинство голосов. Согласитесь, что новая ситуация в области связана только с губернатором, и никто не называет другие факторы.

–Вы говорите о большинстве "Единой России" в региональном парламенте. Но ведь фактически необходимого большинства нет – "Единой России" не хватает одного депутата до 2/3 голосов. С другой стороны, мы видим, что не совсем по партийному принципу происходит консолидация депутатов в Законодательном собрании, а скорее по дружескому, корпоративному.

–Максим, вы говорите о чисто гипотетических вещах. Назовите хотя бы один пример, когда все произошло по такому сценарию. Я назову другой пример: избрание заместителей председателя и председателей комитетов Заксобрания было предопределено решением фракции "Единая Россия". Кроме того, сейчас появляется двойной фильтр при принятии решений: это заседание депутатов в комитетах и заседания во фракциях. Я абсолютно уверен, что именно фракция "Единая Россия" будет предопределять решение всех серьезных задач в Законодательном собрании, хотя состав фракции предполагает не голосование "под козырек", а очень серьезное обсуждение на стадии принятия решений.

И если возвратиться к прошлому составу Законодательного собрания, где было много руководителей вертикально интегрированных структур, то я не помню примера, чтобы корпоративные интересы были главными при голосовании по тому или иному вопросу. Даже при определении приоритетных инвестиционных проектов это решение проходит несколько этапов согласования: инвестиционный совет, правительство, Заксобрание. Вероятность "проламывания" корпоративных интересов практически исключена.

–Говоря о корпоративных отношениях, я имею ввиду не лоббирование интересов той или иной компании, а отношения "начальник - подчиненный" между депутатами разных фракций. Понятно же, что, например, депутат от РПП Сидорок будет ориентироваться на "единоросса" Нестерова, своего начальника по НМЖК, депутат от ЛДПР Ковезин – на своего начальника-"единоросса" по ТГК-6 Привалова.

–А вы считаете, что Владимир Привалов может посоветовать Сергею Ковезину принять решение, вредное для области?

–Не думаю. Но зачем в таком случае нужны эти партийные выборы, если решения принимаются не в зависимости от идеологии партий, а в зависимости от дружеских или деловых отношений?

–Как раз таки партийная система выборов является барьером той ситуации, о которой вы говорите. Потому что если все депутаты избраны по одномандатным округа, то каждый принимает решение так, как он считает нужным. Или его начальник. Смысл партийной системы в том, что до голосования по тому или иному важному вопросу собирается фракция, которая обсуждает целесообразность принятия того или иного решения. И если кто-то из депутатов не будет выполнять решение фракции, то у него возникнут проблемы и с членством во фракции, и, с учетом изменений в федеральном законодательстве, с возможностью остаться депутатом вообще. Партийная система исключает возможность командования извне над депутатами.

–С кем, помимо "Единой России", намерено в первую очередь работать правительство Нижегородской области для того, чтобы получить необходимые 2/3 голосов?

–По абсолютному большинству решений достаточно 26 из 50 голосов. 2/3 голосов нужны в небольшом количестве случаев, когда, например, вносятся изменения в Устав области. Пока таких случаев не было. Кроме того, я уверен, что когда обсуждаются сложные конкретные решения, все депутаты исходят из того, соответствует ли это интересам области или нет. Не думаю, что здесь могут возникнуть проблемы и что коммунисты, например, будут голосовать всегда против только потому, что они должны всегда голосовать против "Единой России".

Результаты выборов стали сигналом тревоги

–Уже после выборов на конференции НРО "Единой России" губернатор Валерий Шанцев подверг резкой критике действия глав некоторых районов области во время выборов, в частности – глав районов округа, где победил Роман Антонов. Основанием для критики является плохой результат "Единой России" в эти районах. Насколько справедлива эта критика? Ведь, по сути, глава района не обязан поддерживать "Единую Россию".

–Здесь речь идет не о том, что "Единая Россия" набрала где-то мало голосов. Речь идет о том, что если в каком-то районе, например, в Краснобаковском, КПРФ и "Российская партия пенсионеров" в сумме набрали 49,9% - на 13% с лишним больше, чем "Единая Россия" – то это уже может рассматриваться с точки зрения доверия населения к главе администрации. Согласитесь, что люди, голосующие за КПРФ и РПП, скорее всего не довольны действиями власти и в первую очередь – органами местной власти. Результаты выборов в этом плане являются своего рода индикатором ситуации в районе. Правительство области, видя такие результаты, исходит из того, что или администрация и руководство района работают недостаточно эффективно, или просто не объясняют свои действия населению.

В Нижегородской области есть главы районов, которые работают очень хорошо, и надо сделать так, чтобы к их уровню подтягивались и другие, перенимая опыт, навыки и знания. Это, например, Владимир Иванов, который возглавлял Борский район, это Анатолий Мигунов, являющийся мэром Арзамаса, это глава Арзамасского района Михаил Рыбин и др. А есть главы, которым надо помогать. Например, очень тяжелое наследство досталось главе Шатковского района Алексею Нестерову, и, конечно, ему необходима помощь. Губернатор уже встречался с ним и дал необходимые поручения, чтобы помочь району выйти из сложной ситуации.

Но есть и такие главы, которые оказываются неготовыми к решению всех тех задач, которые связаны с развитием Нижегородской области и реализацией национальных проектов. Их немного, но полезнее для всех будет быстрее их выявить и либо помочь начать правильно работать, либо сделать так, чтобы на их место пришли более динамичные и более грамотные люди.

–То есть когда губернатор говорил, что некоторые главы районов работали "против нас", он имел ввиду именно некачественную работу и недовольство населения? Или речь шла о договоренностях этих глав с другими кандидатами, не от "Единой России"?

–Главное – это именно ситуация в районе, и в данном случае результаты выборов стали сигналом тревоги. Я действительно не исключаю, что по результатам проверок ситуаций в районах некоторым главам будет рекомендовано найти другую работу.

–Как правительство области отреагировало на арест главы МСУ Семеновского района Александра Сахарова? Назначен и.о. главы, будет ли приниматься решение об отставке Сахарова и проведении новых выборов?

–Это позорный случай. Человек опозорил сам себя, опозорил район и опозорил всю власть, потому что в таких случаях люди начинают недоверчиво относиться ко всей власти в целом.

Таких людей, как Александр Сахаров, не должно быть во власти, и сейчас наша задача состоит в том, чтобы провести очень серьезный кадровый анализ во всех органах местного самоуправления и сделать все, чтобы исключить такие случаи. Необходимо выявить и убрать таких людей.

Конечно, сейчас надо думать и о том, чтобы на стадии формирования районных отделения партии "Единая Россия" (Александр Сахаров являлся членом партии, - прим. НИА "Нижний Новгород") отсекать случайных людей, которые думают не о задачах района, а об извлечении собственной выгоды из членства в "Единой России".

В настоящее время Сахаров находится под следствием. Исполняющим обязанности главы района является Николай Носков, который ранее являлся главным инженером предприятия "Хохломская роспись". Его кандидатура была согласована Земским собранием Семеновского района, с 2005 года он является членом "Единой России" и на политсовете местного отделения был рекомендован в секретари политсовета.

По ныне действующему законодательству выборы в органы МСУ могут проходить либо в марте, либо в октябре. Время, оставшееся до октября, станет испытательным сроком для Носкова. Думаю, что у него есть серьезные шансы и себя показать, и население убедить, но для этого нужен очень серьезный и понятный план действий.

Сахаров по представлению прокуратуры и решению суда был отстранен от исполнения обязанностей на время следствия. Он может уйти из глав района двумя путями: либо он напишет заявление по собственному желанию, чего сейчас пока не сделал, либо он перестанет быть главой МСУ после обвинительного приговора суда.

Есть еще один теоретический путь – глава местного самоуправления может избираться из числа депутатов Земского собрания. Но для этого нынешнему составу собрания нужно самораспуститься, провести новые выборы и уже после этого избрать главу из числа депутатов. Но это экзотический путь, не имеющий реального смысла.

Вертикаль власти – партийная вертикаль

–У нас в области все главы МСУ являются членами "Единой России"?

–Нет, не все.

–Насколько у нас вертикаль власти становится партийной вертикалью?

–Становится. Но речь не идет о том, что опускаются соответствующие приказы. Те задачи, которые сейчас ставятся перед областью, можно решить только в том случае, если и правительство, и главы районов будут единой командой. Но необходим и механизм для принятия решений. Один из таких механизмов – ежемесячные совещания, которые губернатор проводит с главами местного самоуправления. Причем повестка дня формируется с учетом предложений глав районов и городов. Другим механизмом может стать политсовет "Единой России" – у глав районов появляется дополнительная возможность участвовать в обсуждении решений.

Еще один важный принципиальный момент заключается в следующем: когда много партий, которые друг друга критикуют, и ни одна из них не имеет большинства, то не известно, кто именно отвечает за ситуацию в области. Сейчас, по-моему, для жителей Нижегородской области все становится понятно. Жители доверили абсолютное большинство мандатов в Законодательном собрании партии "Единая Россия". Они знают, с кого спрашивать. Будет через пять лет хороший результат в развитии области и улучшении жизни населения – тогда будет снова оказано доверие "Единой России". Будет жизнь в области ухудшаться – доверия больше не будет.

Нельзя рассматривать законы и деятельность Законодательного собрания в отрыве от системы реализации планов и действий. Валерий Шанцев по представлению Президента и по согласованию с Заксобранием был наделен полномочиями губернатора. Под его руководством разработана стратегия развития области. Для реализации этой стратегии нужен согласованный план действий и Законодательное собрание и органов местного самоуправления.

Представьте себе ситуацию, когда стратегию разработал губернатор-единоросс Валерий Шанцев, а большинство в региональном парламенте получила некая партия "Икс", которая начинает говорить, что все не так, что никакие законы мы не пропустим. И что из этого получится? Как тогда реализовывать стратегию?

–А вы считаете, что население уже понимает связь между большинством в парламенте и тем, что происходит в области? Мне кажется, что все надежды и вся ответственность все равно возлагаются на Валерия Шанцева, а не на партию "Единая Россия".

–Наверное, это действительно так. Но и "Единая Россия" не скрывает, что она является правящей партией. А что такое правящая партия? Это партия, которая берет на себя ответственность за то, что происходит в стране и в конкретной области.

–Началась ли уже работа по составлению списка "единороссов" на выборы в Государственную Думу? Будет ли в Нижегородской области в 2007 году та же самая тройка лидеров, что и на выборах в Законодательное собрание? Кто займется формированием списков?

–Пока у меня нет ответов на эти вопросы. Я знаю, что консультации ведутся и в Государственной Думе, и в Генеральном совете "Единой России". Вы знаете, что сейчас появились инициативе о квотировании количества представителей молодежи, женщин. Идет подготовительная работа, и пока не определено, как будут формироваться региональные группы, какая часть кандидатов войдет в федеральный список, какая – в региональный, будут ли списки областными или окружными.

–Кстати, вот вы говорили о том, что участие Эдиты Пьехи в списке "Российской партии пенсионеров" было, мягко скажем, нечестным. А как расценивать участие губернатора и мэра в списке "Единой России"?

–Я отмечу, что Шанцев и Булавинов, в отличие от Пьехи, на всех встречах говорили, что они не будут депутатами Законодательного собрания. Они говорили, что обозначают свою принадлежность и свое лидерство в "Единой России" и что они готовы работать в той команде, которую формирует "Единая Россия".

Если нет механизмов, то нет и результатов

–В течение трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего состава Законодательного собрания должен быть избран и новый представитель собрания в Совете Федерации. Какова позиция губернатора по этому вопросу и, в частности, по возможному продолжению работы Дмитрия Беднякова? И есть ли эта позиция вообще?

–Губернатор обязательно будет принимать участие в этом решении. Более того, ни одного серьезного решения в Нижегородской области не может быть принято без участия Валерия Шанцева.

У Законодательного собрания осталось два месяца на принятие соответствующего решения. Я думаю, что оно будет принято в мае. Сейчас ведутся консультации, в том числе и с Евгением Люлиным, но публично губернатор свою позицию пока не озвучивал.

–Государственная Дума в настоящее время рассматривает законопроект о передаче части полномочий столичных мэров губернаторам. Как вы относитесь к данному проекту закона? Насколько он проработан и продуман?

–Я поддерживаю саму идею законопроекта. Но вместе с тем, есть целый ряд вопросов, ответы на которые пока дать никто не может. Например, если в Нижнем Новгороде что-то не так, то губернатор принимает рычаги управления на себя. А если в Дзержинске все не так? Что тогда?

Если губернатор отвечает за область перед населением, перед Президентом, то он должен иметь такую возможность не только в Нижнем Новгороде, но и в Дзержинске, в том же Семенове и т.д.

Кроме того, важна процедура принятия решения. Если, например, эта процедура будет заключаться в том, что сначала суд определит вину мэра, потом какой-нибудь закон в двух чтениях должно принять Законодательное собрание, потом это должна согласовать прокуратура, то в итоге на приятие решение о передаче полномочий уйдет три месяца. А за это время в городе все или утонет, или замерзнет, или все разворуют. Если кандидатуру губернатора предлагает Президент, если ее согласовывает Законодательное собрание, то тогда он должен иметь возможность принять решение, что с завтрашнего дня, например, в Семеновском районе он принимает руководство на себя, туда отправляется один из заместителей губернатора и головой отвечает за наведение порядка.

И третий момент – а что вообще означает решение о передаче полномочий? Полномочия складываются из кадров и денег. Если губернатор взял на себя полномочия мэра, он должен иметь возможность заменить или назначить временно исполняющего обязанности МП "Нижегородский водоканал", МП "Теплоэнерго" и т.д. Иначе не получится вмешаться в ситуацию с отоплением, освещением. Писать письма "Уважаемый Вадим Евгеньевич, прошу Вас…"?

То же самое и с финансами. Губернатор должен иметь возможность принять решение об управлении финансами данного муниципального образования, о переводе денег с одной отрасли на другую.

Если всех этих механизмов не будет, то мы опять уйдем в дебаты, а конкретных результатов не будет.

Поделиться: