Последние новости рубрики Экономика
Экономика

Бюджетная политика правительства области в 2011 году будет направлена на исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами, - Ольга Сулима

28 октября 2010 16:42  [3202] Экономика

НИА "Нижний Новгород" - Арсений Соловей

Бюджетная политика правительства области в 2011 году будет направлена на исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами, - заявила 28 октября министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима, выступая с докладом на публичных слушаниях по проекту закона "Об областном бюджете на 2011 год".

Как сообщила Ольга Сулима, формирование областного бюджета на 2011 год осуществлялось исходя из необходимости реализации основных положений Бюджетного послания Президента РФ и Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2011-2013 годы.

Бюджет на 2011 год сформирован в условиях положительной динамики роста всех бюджетообразующих показателей. Бюджетная политика Правительства области в 2011 году будет направлена в первую очередь на: повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества предоставляемых бюджетных услуг; сохранение и развитие налогового потенциала области; обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области.



"В целом бюджет 2011 года можно охарактеризовать как бюджет, ориентированный на результат", - сказала она.

Доходная часть бюджета сформирована на базе следующих бюджетообразующих показателей, определенных прогнозом социально-экономического развития области: прибыль прибыльных организаций – 112,2 млрд. рублей, или 110,1% к оценке 2010 года; фонд оплаты труда – 276,3 млрд. рублей или 112,7% к оценке 2010 года; стоимость основных средств – 528,7 млрд. рублей или 105,7% к оценке 2010 года.

На основе бюджетообразующих показателей, динамики поступления по прошлым годам и с учетом изменения налогового и бюджетного законодательства налоговые доходы в бюджеты всех уровней (с учетом федеральной доли) оцениваются на 2011 год в объеме 117,2 млрд. рублей, что составляет 17,4% валового регионального продукта (в 2009 году – 17,3%).

Доля налогов, зачисляемых в консолидированный бюджет области, составляет 77% или 90,6 млрд. рублей. По отчету за 2008 год эта сумма составляла 79,4 млрд. рублей, по ожидаемому исполнению за 2010 год – 81,4 млрд. рублей. Таким образом, налоговые доходы в 2011 году превысят уровень текущего года на 11%, уровень докризисного 2008 года – на 14%.

В целом налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета на 2011 год спрогнозированы в объеме 96,9 млрд. рублей, что составляет 110% к ожидаемому исполнению за 2010 год.

С учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета, предусмотренных в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в целом доходы консолидированного бюджета на 2011 год спрогнозированы в объеме 106,5 млрд. рублей, что составляет 115% к первоначальному прогнозу на 2010 год.

С учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета основные параметры областного бюджета на 2011 год составили: доходы – 81,5 млрд. рублей, расходы – 88,5 млрд. рублей, дефицит – 7,1 млрд. рублей.

В структуре доходов областного бюджета: 86% – налоговые доходы; 2% – неналоговые доходы; 12% – безвозмездные поступления из федерального бюджета.

В целом прогноз налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составляет 71,8 млрд. рублей или 113% к уровню 2010 года, прирост в абсолютном выражении составит 8,1 млрд. рублей.
Налоговые доходы областного бюджета прогнозируются в объеме 69,9 млрд. рублей, что на 7,9 млрд. рублей или на 13% выше уровня 2010 года.

Объем налоговых доходов складывается за счет поступления пяти основных видов налогов: налог на прибыль – 27,7 млрд. рублей (40% налоговых доходов, 107% к бюджету 2010 года; налог на доходы физических лиц – 22,3 млрд. рублей (31% налоговых доходов, 113% к бюджету 2010 года); налоги на имущество – 9,0 млрд. рублей (13% в налоговых доходах, 123% к бюджету 2010 года). В том числе налог на имущество организаций прогнозируется в объеме 6,4 млрд. рублей, транспортный налог – 2,6 млрд. рублей; акцизы – 8,6 млрд. рублей (12% в налоговых доходах, 125% к бюджету 2010 года). Акцизы на ликеро-водочные изделия поступят в объеме 4,2 млрд. рублей, акцизы на нефтепродукты – 4,4 млрд. рублей. Налоги на совокупный доход – 2,2 млрд. рублей (3% налоговых доходов,103% к бюджету 2010 года).

Поступление неналоговых доходов прогнозируется в объеме 1,8 млрд. рублей, что на 7% выше уровня 2010 года.

Основной объем неналоговых доходов формируется за счет доходов от аренды земли и продажи права аренды земельных участков, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (поступления от инвесторов), платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за использование лесов, штрафов, санкций.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют 9,6 млрд. рублей, в том числе, дотации – 1,6 млрд. рублей, субсидии – на софинансирование основных социально-значимых расходов – 1,6 млрд. рублей.

Расходы областного бюджета сформированы в объеме 88,5 млрд. рублей, что составляет 115% к бюджету 2010 года. Основные подходы к формированию областного бюджета следующие: фонд оплаты труда работников бюджетной сферы увеличен на 10% к 2010 году; увеличены размеры страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 34,2%; проиндексированы расходы на реализацию мер социальной поддержки граждан, что не было предусмотрено в 2010 году; расходы на потребление электрической и тепловой энергии на 2011 год рассчитаны в пределах установленных лимитов потребления с учетом мероприятий по энергоресурсосбережению. Учтено продолжение участия государственных и муниципальных учреждений здравоохранения области в реализации пилотного проекта по переходу на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения; сохранены все виды поддержки АПК; увеличены расходы на программу развития.

В соответствии с Уставом области выдержана социальная направленность бюджета – расходы на отрасли социальной сферы составят 55,2 млрд. рублей или 116% к 2010 году.

Доля расходов на отрасли социальной сферы составит 62% (на уровне 2010 года). Расходы по разделу "Национальная экономика" (сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливо и энергетика, связь и информатика) – 11,4 млрд. рублей или 13% расходов; предоставление межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам муниципальных районов и городских округов – 7,6 млрд. рублей или 9% расходов.

В отраслевом разрезе наибольший рост расходов бюджета к уровню 2010 года прогнозируется по расходам на охрану окружающей среды и природных ресурсов (144%), здравоохранение (133%), предоставление межбюджетных трансфертов (133%), физическую культуру и спорт (120%).

Охарактеризую основные отрасли, оказывающие наибольшее влияние на качество жизни населения области: расходы на социальную политику предусмотрены в объеме 23,9 млрд. рублей, темп роста к уровню 2010 года – 111%.

Всего на территории области в 2011 году будет выплачиваться 83 вида социальных пособий и денежных выплат по 18 федеральным и 20 региональным нормативным правовым актам. Получателями мер социальной поддержки являются более 1 млн. человек, что составляет около 30% населения области.

В результате индексации областных социальных пособий и денежных выплат увеличатся размеры ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, многодетным матерям, удостоенным государственных наград за особые материнские заслуги.

Также будут повышены размеры денежных выплат на питание и проезд к месту учебы школьникам из многодетных семей, размеры ежемесячного опекунского пособия, пособия на содержание ребенка в приемной семье и иные выплаты.

Наибольший охват населения области и, соответственно, значительный общественный резонанс имеют ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые лицам старшего поколения, это ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий и иные льготные категории.

Всего на территории области для этих граждан установлено 26 различных социальных выплат, получателями которых являются 584 тыс. человек.

Ежемесячные денежные компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, получают 902 тыс. человек. Объем денежных средств на эти цели составит 9,8 млрд. рублей. В целях обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования подрастающего поколения разработана система социальных выплат семьям с детьми, включающая в себя 18 различных пособий. Получателями этих пособий являются 187 тыс. детей. Это значит, что в зависимости от категории семьи, денежные выплаты предоставляются сегодня на каждого третьего ребенка в возрасте до 18 лет. Объем финансирования данных пособий составит 1,9 млрд. рублей.

В целях обеспечения прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, организована подготовка лиц, замещающих родителей, для чего на базе 5-ти учреждений будут созданы отделения сопровождения семьи и ребенка.

Получателями субсидий на оплату жилья и коммунальных слуг являются 138 тыс. человек. Расходы областного бюджета на эти цели составят 2,3 млрд. рублей. В 2011 году в сфере социальной политики будут функционировать 216 учреждений.

Для обеспечения потребности жителей области в социальных услугах учреждениями социального обслуживания семьи и детей предусмотрено: 1332 места для стационарного обслуживания; 740 мест для обслуживания в отделениях дневного пребывания.

Ускоренная современная динамика социальных изменений задает новый темп и новые требования к развитию новых форм и видов социального обслуживания населения.

На ближайшие годы стоит задача не количественного увеличения учреждений социального обслуживания населения, а расширение видов услуг востребованных гражданами, создания новых типов учреждений, в том числе путем реорганизации, изменения профиля работы действующих учреждений.

Расходы на образование сформированы в объеме 14,3 млрд. рублей, что составляет 112% к уровню 2010 года. Государственные услуги в сфере образования будут предоставлять 177 учреждений, из них 25 учреждений начального профессионального образования, 52 учреждения среднего профессионального образования, 45 детских домов и другие, с общим числом учащихся 34 тыс. человек. На содержание учреждений будет направлено 4,1 млрд. рублей; на реализацию областных и ведомственных целевых программ развития образовательного комплекса будет направлено 72 млн. рублей; на реализацию приоритетных национальных проектов в образовании – 99 млн. рублей.

На исполнение полномочий органов местного самоуправления в области общего образования - 8,2 млрд. рублей.

В целях реализации проектов демографического развития, на осуществление выплаты компенсации части родительской платы, в законопроекте предусмотрены средства в объеме 290 млн. рублей. Число получателей – 113 тыс. человек.

Расходы на отдых и оздоровление детей составят 427 млн. рублей, что позволит сохранить охват детей мероприятиями по отдыху и оздоровлению на уровне 2010 года.

Расходы на здравоохранение предусмотрены в объеме 14,3 млрд. рублей, что составляет 133% к уровню 2010 года. В 2011 году в системе здравоохранения в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи будут работать 216 лечебных учреждений с общей коечностью 29,1 тыс. коек. Из них 161 учреждение будет работать в системе обязательного медицинского страхования, при этом из областного бюджета будет перечислен платеж на неработающее население в сумме 7,4 млрд. рублей.

Приоритетными направлениями развития здравоохранения остаются совершенствование кардиохирургической помощи, медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, онкологическими заболеваниями.

В рамках разрабатываемой региональной программы "Модернизация здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы", реализуемой совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, за счет средств областного бюджета будет осуществлена модернизациия учреждений, не работающих в системе ОМС (противотуберкулезные диспансеры, наркологические и психиатрические больницы и т.д.).

Будут капитально отремонтированы и оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, а также дополнительно созданы, межрайонные центры, региональные центры, оказывающие помощь пострадавшим при ДТП, больным с острыми сосудистыми заболеваниями, для выхаживания детей с экстремально низкой массой тела. Дополнительно в рамках данной программы будут произведены текущие ремонты и дооснащение оборудованием центральных районных больниц.

В 2011 году планируется значительно увеличить финансирование кардиохирургической помощи, что позволит довести число кардиохирургических операций в 2011 году до 4 тысяч.

Расходы на физическую культуру и спорт предусмотрены в объеме 2,0 млрд. рублей, темп роста к уровню 2010 года 120%. Рост расходов связан с поэтапным вводом физкультурно-оздоровительных комплексов. Бюджетные услуги будут оказывать 22 учреждения, в том числе 18 физкультурно-оздоровительных комплексов, расположенных в районах и городах области.

Реализация в 2011 году областных целевых программ по отрасли физкультура и спорт позволит увеличить за 2010-2011 годы: число жителей области, занимающихся физической культурой и спортом, с 12 до 15% от общего числа жителей области; число детей школьного возраста, посещающих спортивные школы, клубы и секции с 64 до 67%.

В 2011 году из областного бюджета будут финансироваться 40 областных целевых программ на общую сумму 13,4 млрд. рублей. Наибольший объем средств будет направлен на реализацию следующих областных целевых программ:

"Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области" - 6,1 млрд. рублей. Приоритетными для включения в программу были объекты с высокой степенью готовности, для их ввода в 2011году, а также с софинансированием из федерального бюджета. Общий объем финансирования программы за счет всех источников финансирования составит в 2011 году 10 млрд. рублей. Всего в рамках программы будет финансироваться 212 объектов строительства, реконструкции, в том числе 165 объектов или 78% - вводные. Среди них: пять объектов образования: две школы в г.Павлово и р.п.Сокольское, три детских сада в Кстовском, Уренском и Арзамасском районах; пять объектов здравоохранении: один амбулаторно-поликлиническое учреждение в г.Арзамасе, один больничный корпус в Ардатовском районе, один перинатальный центр в Сергачском районе, два объекта инженерных коммуникаций в Городецком районе и г.Нижнем Новгороде; два объекта в сфере культуры: художественная школа в Городецком районе, дом культуры в г.Чкаловске; три спортивных объекта: ФОК и стадион в Нижнем Новгороде, футбольное поле в Дзержинске; две котельные в Варнавинском и Уренском районах; 43 объекта газоснабжения населенных пунктов области.

Наибольший объем финансирования из областного бюджета по программе приходится на: объекты метростроения – 1,6 млрд. рублей, дорожное строительство – 799 млн. рублей (в том числе выполнение работ на Канавинском мосту – 263 млн. рублей, Окском съезде – 146 млн. рублей, строительство автомобильных дорог – 390 млн.рублей), строительство спортивных объектов – 1,1 млрд. рублей (в том числе строительство ФОКов: в Нижнем Новгороде – 75 млн. рублей, в с.Дивеево – 150 млн. рублей, р.п. Шаранга – 150 млн. рублей; комплекса трамплинов в Нижнем Новгороде – 412 млн. рублей). 3,5 млрд. рублей по программе будет передано в районы и города области на муниципальные объекты.

Среди сельских территорий наибольший объем инвестиций из областного бюджета по-прежнему приходится на районы, имеющие невысокий уровень социально-экономического развития, это Сокольский, Шарангский, Дивеевский, Варнавинский районы. На программу содержания и ремонта автомобильных дорог будут направлены 2,1 млрд. рублей. За счет этих средств будет содержаться 13 тыс. км. дорог и 876 мостов. Следующая по объему направляемых средств, программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" - 1,9 млрд. рублей. В 2011 году будут сохранены все основные виды поддержки сельскохозяйственного производства.

Приоритетным видом поддержки определено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами АПК. Средства областного бюджета в объеме 739,4 млн. рублей позволят привлечь в сферу АПК около 8,5 млрд. рублей новых кредитных ресурсов и выполнить обязательства по ранее привлеченным кредитам (более 10 млрд. рублей).

В бюджеты муниципальных районов и городских округов будут переданы субвенции на исполнение полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в сумме 1,2 млрд. рублей.

Далее - программа "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры" – 608 млн. рублей. В 2011 году в рамках данной программы будет осуществляться погашение уже выданных ранее кредитов.

Предусмотрены новые областные целевые программы: "Стимулирование малоэтажного жилищного строительства" – 965 млн. рублей. Программа направлена на обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков в целях малоэтажного жилищного строительства эконом-класса.

"Меры социальной поддержки молодых специалистов" – 493 млн. рублей. Программа аналогична действующей программе социально-экономической поддержки молодых специалистов. В 2011 году по программе получат поддержку 400 молодых специалистов. Отличие от действующей программы – первоначальный взнос для получения кредита на строительство и приобретение жилья предусмотрен в размере 50% вместо 10%.

"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" – 301 млн. рублей. Программа направлена на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитированных лиц, утративших жилые помещения. Планируется, что в 2011 году жилье по данной программе получат 277 человек, относящихся к перечисленным категориям.

В проекте областного бюджета на 2011 год сохранены действующие виды поддержки реального сектора экономики, успешно зарекомендовавшие себя в прошлые годы: субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей. (Эта практика позволила только в 2009 году привлечь кредитные ресурсы банков для развития производства в сумме более 12 млрд. рублей).

Программа поддержки нижегородской автомобильной промышленности (скидка на приобретаемые автотранспортные средства взамен сданных на утилизацию составила для граждан в 2009 году - 50 тыс. рублей, в 2010 – 100 тыс. рублей, оплата расходов на утилизацию составила 8 тыс. рублей на автомобиль. В областном бюджете на эти цели предусмотрено в 2010 году – 310 млн. рублей, на 2011 год – 250 тыс. рублей); предоставление государственных гарантии. (В 2009 году было предоставлено 14 государственных гарантий на сумму 805 млн. рублей. На 2011 год предусмотрена выдача гарантий на сумму 816 млн. рублей).

Выделение из областного бюджета средств на поддержку приоритетных отраслей экономики не только поддерживает наши предприятия, но и дает возможность региону привлекать дополнительные средства федерального бюджета.

В порядке межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам в 2011 году будет передано 24,6 млрд. рублей, что составляет 113% к бюджету 2010 года, в том числе целевые средства – 17 млрд. рублей.

Областной бюджет сформирован с дефицитом в объеме 7,1 млрд. рублей. В качестве источников финансирования дефицита областного бюджета предусмотрены выпуск облигационного займа и привлечение кредитов коммерческих банков.

Объем долга увеличится на 8,0 млрд. рублей и составит на конец 2011 года 35,4 млрд. рублей или 49,4% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, что не превышает предельно допустимый уровень, установленный законодательством области.

В структуре государственного долга 49% составят кредиты коммерческих банков, 34% - ценные бумаги, 13% - бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, 4% государственные гарантии.

Проект закона "Об областном бюджете на 2011год" сформирован в полном соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ и законодательством Нижегородской области.

Поделиться: