Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

Алик Якубович: "В России испокон веков реклама строилась на жадности и на самых низменных чувствах"

08 ноября 2010 17:58  [6500] Общество
Алик Якубович: В России испокон веков реклама строилась на жадности и на самых низменных чувствах

Алик Якубович: В России испокон веков реклама строилась на жадности и на самых низменных чувствах

НИА "Нижний Новгород" публикует полный текст интервью известного фотографа Алика Якубовича для авторской программы Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга".

–Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек побывал в половине стран мира, но так и не достиг Парижа, в который влюблен, зато он открыл его в нашем родном городе. У нас в гостях поэт, фотограф и директор креативного агентства Алик Якубович.

Как вы думаете, после реконструкции Покровка хоть чуть-чуть напоминает вам Париж?

–Наверное, все меньше и меньше. Потому что рекламы все больше и больше, а Покровки – меньше.

–Я знаю, что в детстве вы мечтали стать часовщиком. Вообще, часовщики – это педанты, а вы же творческая личность, как это все сочеталось?

–Это же так интересно: один мир в маленьких круглых часах, там какая-то тишина для меня в детстве пряталась. Мальчишки – они вроде бы кричат, бегают, а меня привлекала тишина, тайна и то, что там колесики и другие механизмы, и я один. У моего друга дед был часовщиком, он мне показал много старых часов, и вот тут-то я все понял.

–Хорошо, а как же все-таки появилась фотография? В 70-е годы в Советском Союзе был бурный интерес к фотографии: кто-то учился по библиотечным книгам, кто-то посещал кружки. А вы как пришли к фотографии?

–Я прогуливал институт, и зашел в магазин "Кругозор" на Автозаводе. Там продавалось "Советское фото" и там я увидел Бориса Смелова. После этого я уже не смог учиться в мединституте, меня, слава Богу, выгнали, и я стал фотографом. С Борисом Смеловым мы были заочно знакомы, но при жизни встретиться не удалось – его убили. Но это человек, из-за фотографий которого я стал фотографом.

–Вы, насколько я знаю, большой поклонник пеших, особенно утренних прогулок. Вы так не любите машины? Может, побаиваетесь их?

–Нет, у меня есть машина и больше того, я детей утром отвозил в школу, потом ставил машину около дома и шел пешком на работу. Я "думаю" ногами – это очень простая история. Оказывается, есть даже медитация пешком, но я об этом не знал. Многие мои стихи написаны "ногами", многие рекламные слоганы придуманы "ногами", да, в общем-то, даже какие-то рекламные идеи тоже придуманы "ногами".

–Рубрика "Все дело в галстуке". А вы знаете, что общего между галстуком и фотоаппаратом?

–Иногда эта такая петля, когда надо делать съемку, а ты не хочешь, и приходится затягивать галстук, как петлю, и все-таки делать.

–Знаю, что вы любите прорубь зимой. Что доказываете себе и окружающим?

–Ничего не доказываю. Но сначала было страшно.

–Что помогло этот страх преодолеть?

–Да это не страх был, а просто была такая история, что пропала энергия. Мои друзья в пятницу выпивают, а потом в прорубь – и ничего. Ну и я тоже начал ходить, плюс ко всему – это повод собраться, и понырять, но в последний год я не ходил в прорубь. Года три я понырял, а потом оказалось, что и без проруби хорошо.

–Скажите, как у фотографа рождаются стихи? Вообще, за зрение и речь отвечают все-таки разные отделы мозга.

–У меня, видимо, такой мозг, что ни там, ни там. Но стихи-то глазами рождаются. Если ты фотограф, ты идешь, наблюдаешь, у тебя картинка. Но в какой-то момент мне стало узко в фотографии – все сжалось, и я начал писать. То есть произошло расширение пространства. Я писал стихи, но это не стихи на самом деле, я называю это акустической фотографией, чтобы люди видели картинку. И пока картинка не получится в тексте, вроде как его и нет, вот так и я начал писать. Иду, смотрю по сторонам, как обычно, ничего не делаю – написал.

–Кстати, в блогосфере одно из самых цитируемых ваших стихотворений: "Жизнь состоит из недочитанных книг, ненаписанных стихов, нерешенных проблем, нерастворимого кофе". А вот в последнее время вам что-нибудь удалось написать? Как часто пишете?

–Пишу каждый день, но не все это является стихами. Наиболее цитируемое стихотворение было "В городе жили одни и те же женщины". Вот меня женщины на улице останавливали и говорили: "Якубович, в городе жили одни и те же мужчины". Сейчас стало сложнее писать, все-таки три книжки – это три книжки, и очень хочется сменить тему и стать веселым поэтом с веселым сердцем, как Пушкин, только писать не в рифму, но это не получается – то ли город надо поменять, то ли выпивку, но что-то надо менять.

–У вас есть большая коллекция фотографий молодых ребят, которые объединены в общую группу "Легко ли быть молодым". Хотите вернуть назад свои 20 лет?

–В интернете постоянно кто-то пишет, что я, наверное, опять хочу научиться целоваться или еще что-то такое. Нет, я просто ищу источник энергии. Понимаете, это наиболее интересные молодые люди, которых можно сфотографировать живыми. Может, это не самые лучшие мероприятия, состояния, которые они переживают, но они наиболее открыты в этих состояниях. И восемь лет я снимал проект, начиная с того, что снимал, как люди целуются на улицах, как они дерутся, как они плохо ведут себя, просто так – там много всего, это большой проект, который уже неплохо покатался в России и в Нижегородском регионе. Это просто-напросто была попытка выйти из бизнеса, которым я активно занимался, вернуться в фотографию и сделать что-то новое. Потом, когда это легло в большой проект, выяснилось, что это действительно новое.

–Пожалуй, один из самых известных российских дизайнеров Артемий Лебедев придумал таблички для одного из городов, украинского Бобринца. Он придумал таблички для улиц. А вот дизайн чего вы хотели бы придумать в Нижнем Новгороде?

–Я уже все придумал. Мы сделали в этом году наружную рекламу "Берегите лес от себя". Я бы хотел сделать несколько щитов со своими стихами, например "Если мечты не сбываются, значит это мечты". То есть хотелось бы, чтобы это все было бы более оптимистично, типа "Начать бы все с конца". Послать горожанам такие СМС – большие щиты, где были бы такие емкие вещи, например, "Вчера нашел пуговицу от рубашки, в которой родился".

Недавно был фестиваль "Болдинская осень", и Нина Зверева меня просила выучить стихи Пушкина. Я думал, что я выучу их, пока еду, но не выучил, а она уже вышла на сцену и спрашивает меня: "Якубович, ты Пушкина выучил?", я ответил, что нет. А там действительно великие люди приехали и все Пушкина читают. "А себя будешь читать?", – спросила она, я ответил: "Не знаю, а сколько?", она ответила, что одно. Я им прочитал: "Иногда заходили так далеко и так нежно, что сломанные ножки диван-кровати заменились томиками Пушкина. Может, поэтому мы не спали ночами, может поэтому я стал поэтом". Мне кажется, что людям надо писать задумчивые радостные сообщения, которые они бы запоминали, и у них менялось настроение, и они бы учились думать по-другому. Как я.

–В общественных местах, дома, на работе мы не чувствуем себя в безопасности. Повсюду реклама – куда бы мы ни пошли, где бы мы ни сидели, включили бы радио, телевизор. В Австрии двое горожан не выдержали, взяли и закрыли весь переулок столицы желтыми банерами, чтобы не наблюдать в течение двух недель никакой наружной рекламы. Вас реклама не замучила?

–У меня были даже такие знакомые, которые заклеивали нижнюю часть у телевизора, чтобы не видеть бегущей строки. Знаете, опыт работы в Москве показал: ежедневное нахождение в метро учит тому, что ты перестаешь видеть раздражители. Так и с рекламой, ее, в общем-то, для меня не существует, я ее просто перестаю замечать. В телевизоре я ее переключаю, по радио соответственно тоже. Реклама раздражает своей частой бесталанностью, то есть хочется, чтобы реклама не пугала детей кефиром там каким-то очередным. Но как это сделать? Были же прекрасные ролики социальной рекламы в начале перестройки, например, "Позвоните родителям", с великими актерами, которые действительно за 30 секунд проигрывали полнометражный фильм. То есть 30 секунд прошло, а люди еще месяц говорили об этом, эти фразы становились на самом деле мотивацией к действию, то есть 30 секунд, а ты сидишь и почти плачешь. Вот такая реклама нужна, а не щиты, которые нужно срочно продать.

–Кстати, насчет бесталанной рекламы. Иногда реклама имеет совершенно противоположный эффект. Так в Германии, в самый разгар эпидемии коровьего бешенства в 2000 году, умудрились выпустить молочные ириски под названием "Сумасшедшая корова". Надо было видеть, что творилось с людьми, когда они видели рекламные щиты. Компания-производитель, конечно, потерпела громадные убытки. А вот у вас был какой-нибудь творческий провал?

–Может быть, это была водка "Кайф-клуб", когда не сильно совпало – она вроде бы привилась у определенной части населения, больше студенческой, к сожалению. Но потом были какие-то моменты, которые не связаны с нами, и она исчезла – вот такой момент был. Я не хочу всю вину брать на себя, потому что там были разные моменты, но это было.

–Профессия специалиста по рекламе сейчас одна из наиболее востребованных, например, в Москве, стоимость обучения варьируется от 100 до 220 тысяч рублей в год. Суммы приличные, почему при этом качество рекламы, как минимум, оставляет желать лучшего, и все время обращается к низменным чувствам?

–В России испокон веков реклама строилась на жадности, на самых низменных чувствах – это самые развитые и быстро воспринимаемые чувства.

–А в других странах по-другому как-то происходит?

–В других странах много что является запрещенным. Я в России снимал собачьи бои, а англичане это увидели и сказали, что это даже показывать нельзя. А у нас это было официально разрешено. Тут много нюансов: какие-то вещи нельзя видеть детям совершенно точно, но у нас можно.

–То есть надо законодательно закрепить это, на ваш взгляд?

–Я бы поработал просто с рекламщиками и заказчиками. Все-таки десять заповедей – есть десять заповедей.

–Вот приходит к вам заказчик, вы же можете ему объяснить, что это неправильно или вам проще взять деньги и сделать то, что он просит?

–Нет, мы стараемся делать то, что мы хотим, потому что часто участвуем в фестивалях и еще где-то. Мы умеем разговаривать с заказчиками, конечно, не со всеми. Бывает, что они остаются и прислушиваются, но бывают и непроходимые вещи, и в этом случае мы отказываемся.

–США приводят в качестве примера открытости, хотя там есть целых два органа, которые осуществляют цензуру средств массовой информации – это общественная и федеральная комиссии по цензуре. Если посмотреть на мнения россиян, то почти 60% из них поддерживают идею введения цензуры на российском телевидении, и соответственно в российской рекламе. Вы поддерживаете эту идею? Насколько ее реально осуществить?

–Наверное, да, но я все-таки хотел бы сказать об уровне передач, об уровне журналистов, которые пишут.

–Может быть, это уровень культуры общества?

–Безусловно. Раз общество это "хавает", то их это устраивает. Но есть такое подозрение, что им не давали ничего другого. Был же Молчанов, которого слушали в 90-е годы день и ночь, была же программы "ВиД". Но сколько можно смотреть на Якубовича и "Поле чудес"? Все меньше "Что?Где?Когда?" и все больше "Поле чудес". Я думаю, здесь и цензура бы выровнялась, если бы давали достойные передачи. Я уж не знаю, насколько политика влияет на все эти ситуации, что она покупает, что не покупает, но мне кажется, что нужны бренды-ведущие: хорошие, сильные, которые повели бы за собой, как младший Бодров: начинал ведущим, потом стал сильным режиссером, сильным актером. Нужны такие люди, так как пропал герой настоящего времени: и в литературе, и в телевизоре все какие-то чужие бизнесмены.

–А какова, на ваш взгляд, реклама будущего?

–Я думаю, это будет что-то японское, минимализм: два слова, чуть-чуть изображения, остальное должны додумывать. То есть совершенно талантливый короткий текст-недосказанность, чтобы у человека появилось желание узнать, а что же это такое и как это на вкус, а потом, наверное, и по телевизору можно будет запахи передавать.

–Вы в это верите?

–А что такого-то? Книжки уже делают. Поэтому уверен, что люди будут долго вспоминать хорошее. А потом, вероятно, начнут привлекать великих живописцев сегодняшнего дня – все идет к тому, что искусство объединяется. Я в своих книжках сумел и фотографию, и текст, и своих дизайнеров привлечь. Там современное искусство достаточно актуально, когда сводят разные понятия, и они работают. Так и здесь, не надо упираться в какие-то уже привычные знания.

–Рубрика "На острие" – самые острые вопросы нижегородцев. Александр, студент. Почему молодежь считают этакими недалекими людьми, у которых одни интересы: собраться вечером на лавочке, попить пивка. Но ведь есть и другие люди, которым не хватает в городе новых артистических клубов, кофеен и молодежных, современных мероприятий?

–Не хватает им общения на самом деле, под каким соусом – это уже другое. Не факт, что эти клубы – я, правда, в них не бываю – дают возможность для какого-то роста. Я сам у молодежи учусь, то есть мало того, что я иногда читаю лекции в Музее фотографии, так в нашем агентстве я самый взрослый, все остальные младше меня на 20 лет, и я с удовольствием хожу на работу. Мы ведем себя на равных, то есть я ни в коем случае у них не старший, я даже иногда от них "пинка получаю". Я учусь у молодежи, и даже стыдно это говорить самому себе.

–А почему стыдно?

–Я не считаю себя таким древним, каким я являюсь на самом деле. А у кого учиться-то? Только у них. У кого учиться энергии, новому языку, русскому в том числе?

–Понимаете, кстати?

–Иногда догоняю. До "падонков" не дошел еще, хотя пытался "падонковский" язык изучить. Но немного посмотрел и отошел.

Смотрите, как сильно в Нижнем Новгороде развивается поэзия: красивая, настоящая, да, в общем-то, и не пьющая поэзия, что является редкостью для Москвы, фестивали поэзии проводятся в Нижнем. Я с удовольствием общаюсь с молодежью, мне с ними гораздо интереснее общаться, чем со своим поколением, которое, в основном, переживает, как было хорошо.

–Антонина Михайловна, библиотекарь. Много говорят о введении в школах "Основы мировых религий", но почему никто не хочет ввести предметы по мировому искусству, чтобы формировать у ребят вкус? Я не говорю, что все должны поголовно любить классику, но чтобы ее критиковать, ее тоже надо знать.

–Я считаю, что в данном случае проблема одна – преподавать некому. Ввести можно что угодно, но кто будет преподавать? Ведь очень плохо будет, если сейчас введут мировую религию, мировое искусство, и сразу отобьют желание изучать это. Я сам бегал с другой идеей: я считал, что на территории тюрем надо строить церкви – там реально люди нуждаются, и они бы вышли из тюрьмы уже с "Богом в голове" – вот это было бы настоящее перевоспитание. И с кем, и с какими депутатами я только не разговаривал на эту тему, все говорили, что это блестящая идея. Говорят, что сейчас это уже появилось, но где-то лет десять назад мне это очень хотелось сделать после фильма "Пацаны" Динары Асановой, потому что там есть реальная нужда в этом: и поговорить, и поверить, и измениться.

–Игнат Ингмаров, читатель газеты "Аргументы и факты Нижний Новгород". У нас в городе все больше социальной рекламы, вы тоже сделали плакат "Берегите лес от себя", но ведь уже больше полувека в лесах стоят щиты "Берегите лес от пожара", и как показало это лето, они не действуют. Чем новая социальная реклама лучше плакатов, придуманных еще в СССР?

–Это альтернатива тем плакатам, которые придумали в СССР, и я думаю, человек, прочитав этот плакат, задумается и поймет, что действительно, лес нужно беречь от себя. Кто жег леса, природа что ли? Что там, действительно стихийные пожары? Это мы забываем свои пакеты с мусором, костры, свою совесть в лесу, а потом удивляемся. Может, действительно Бог как-то поднаказал нас, что мы перестаем беречь природу и нам кажется, что свежего воздуха у нас сколько угодно. Получили? Все лето дышать было нечем, ходили с масками по городу. Что у нас, лесов много? Ну, давайте еще рубить, у нас леса уходят на глянцевые журналы, сейчас и этого не будет. То есть у нас действительно проблема, но надо сказать об этой проблеме на новом языке. Вот мне кажется "Берегите лес от себя" – это и был тот язык: коротко и ясно, плюс ко всему была использована графика спичечных коробков. Мы буквально за два часа это сделали: взяли человечка из "Держать проход свободным", подожгли ему голову, то есть чисто графическая штука. Ну вот, вроде бы сложилось.

–Директор одного из московских агентств креативных подарков придумал такой ход: у него есть печать, там написано "Для липовых договоров". Вот скажите, это такой креатив или больше похоже на маразм?

–У каждого директора креативного агентства есть свои "мулечки", и вот он себя так тешит и заказчикам показывает такие штуки. Если бы он, например, мог это продать какому-то заказчику, то это было бы более интересно. Да? Но, в принципе можно и для себя, чтоб потешиться.

-Какая формула успеха у Алика Якубовича?

-Формула очень простая – не мешать себе!

Авторская программа Романа Скуднякова «Без галстука» выходит в эфире телекомпании "Волга" по воскресеньям в 18.55, повтор программы по понедельникам в 17.20. Все самое интересное из программы «Без галстука» - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по пятницам в 22.00, на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12.05 и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: