Лариса Иванова: Троечники в жизни устраиваются намного лучше отличников
НИА "Нижний Новгород" публикует полный текст интервью директора школы №122 Ларисы Ивановой авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"
Биография
Иванова Лариса Ивановна родилась 18 апреля 1960 года в городе Бор. Еще в первом классе она поняла, что хочет стать учителем. Однако после окончания школы по настоянию отца пошла работать на завод "Теплоход". Тогда она тайно от семьи сдавала экзамены в Педагогический институт, хотя получилось поступить только с 3 раза.
Уже в институте Лариса Иванова встретила своего будущего супруга. Вместе с ним она по распределению попала в школу №35 Нижегородского района, в которой проработала учителем русского языка и впоследствии заместителем директора по воспитательной работе около 20 лет.
С 2001 года Лариса Иванова перешла работать в Советский район. А через 5 лет ей предложили возглавить школу №122, которая стала первым в Нижнем Новгороде общеобразовательным учреждением полного дня, где ребята заняты с 8 утра до 6 вечера. Сейчас в школе реализуется более 30 программ дополнительного образования. В 2008 году школа стала участником приоритетного национального проекта "Образование" и выиграла грант Губернатора Нижегородской области.
Лариса Иванова награждена грамотами и благодарственными письмами губернатора Нижегородской области и главы города Нижнего Новгорода.
Замужем, вырастила сына, а сейчас воспитывает внука.
Увлекается чтением классической и современной литературы.
–Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек всю жизнь мечтал быть учителем, и стал им с огромным трудом. А когда после двадцати лет работы решил сменить профессию, то уже через год опять вернулся к преподаванию. У нас в гостях директор школы №122 Лариса Иванова.
Скажите, привычка-вторая натура или не в привычке дело?
–Нет, не в привычке дело.
–Я знаю, что ваш отец был очень уважаемым и авторитетным человеком на Бору. Как вы не побоялись пойти против его воли?
–Я бы не сказала, что была непослушной девчонкой, но вольной. А папа, конечно, всю жизнь мечтал, чтобы я была инженером-металлургом. Он сам отработал 50 лет на заводе "Теплоход" города Бор, и мечтал, что его любимая дочка вернется на завод.
–Мне кажется, что из вас мог бы получиться хороший инженер-металлург…
–Может, получился бы и очень хороший инженер-металлург, но у меня была жуткая мечта стать учителем. Причем, как мне казалось, для меня мечта эта неисполнимая, потому что я в педагогический институт поступила только с третьего раза. Причем до этого я поучилась в Водном институте, потому что папа все-таки настоял на том, чтобы я училась и стала инженером. Потом я уже сама забрала документы из института тайком, увидев объявление, что набирают на рабфак в пединститут. Я просто забрала документы и передала их в педагогический институт.
–И какова была реакция отца? Гнев был страшен?
–Нет, гнева не было, потому что родители отдыхали в Сочи, а я в этом время уже сдавала экзамены. А приехали они расслабленные, отдохнувшие, и я им просто послала телеграмму, что стала студенткой историко-филологического факультета педагогического института. Поэтому им деваться уже было некуда, и они смирились.
–Вы вместе со своими учениками объехали практически всю страну и ближнее зарубежье. Много разных впечатлений, наверное, было, но каких больше: положительных или отрицательных, и что больше всего запомнилось? Все-таки это отдых или работа, когда приходится ездить с детьми?
–Это отдых и большая ответственность, потому что родители доверяют педагогу своих детей. Если учесть, что мы объехали Прибалтику, Белоруссию и Северный Кавказ, то это такие места, где не всегда все спокойно, и, тем не менее, мы везде побывали. Самое яркое впечатление – это, конечно, Катынь. Причем мы после посещения какого-либо мероприятия обсуждали его. А здесь, когда ребята увидели этот мемориальный комплекс, они были поражены, и мы просто тихо и молча оттуда ушли. И я понимала, что та задача, которую я ставила перед детьми в этой поездке, она была достигнута.
–Рубрика "Без купюр" – короткие вопросы, короткие ответы. Социологи пришли к выводу, что миром управляют "троечники". Вячеслав Фетисов, Лев Новоженов, Виктор Черномырдин – не были отличниками. А у вас своя социология?
–Я считаю, что если человек учится в школе на пятерки – это не значит, что он будет успешным человеком. Троечники намного лучше в жизни устраиваются, а это я подтверждаю своим опытом: я в школе не очень хорошо училась, и у меня аттестат был с тройками, но, когда я поступила в вуз, то я там училась на повышенную стипендию.
–Многие с нетерпением ждут свой собственный отпуск, хотят его отпраздновать, провести его по-новому. А у вас уникальная ситуация: вы каждый год в течение двадцати лет отдыхаете одинаково – воспитателем в лагере. Какой же это отдых?
–Я работаю со студентами в лагере и преследую здесь свои определенные цели. Лагерь у нас находится в Зеленом городе, называется он "Искатели", и я его очень люблю. Там у нас своя команда – все люди творческие и с ними всегда очень интересно. А цель, которую я преследую – это подготовка кадров, молодых специалистов для работы у себя в школе.
–Собственно говоря, работаете летом…
–Можно сказать и так. Но там есть и отдых, и работа – все вместе.
–Еще Михаил Булгаков писал, что людей испортил квартирный вопрос. Я знаю, что в вашей квартире проживает сразу четыре поколения. В чем секрет?
–Четырем поколениям жить, конечно же, очень сложно, но мы уживаемся.
–Общий язык легко находить или все-таки тяжеловато?
–Благо у нас малогабаритная, но четырехкомнатная квартира, то у всех по комнате и мы вечером просто расходимся каждый по своей комнате. К тому же, я бываю дома редко, поэтому можно сказать, что уживаемся.
–О них много говорят, стараются повсеместно внедрять, но об их эффективности спорят – это инновации. Некоторые школы отменили оценки, другие ввели электронные дневники, а в третьих первоклашки занимаются, стоя за конторками, которые были еще в дореволюционной школе и пишут перьевыми ручками. Скажите, такие инновации в школах не слишком опасны для детей? Стоит ли на них экспериментировать?
–Я бы не ставила так вопрос: стоит ли экспериментировать на детях. Я просто считаю, что инновации в школах нужны, ибо, если бы не было инноваций, то не было бы и развития, не было бы движения вперед. А в школе они обязательно нужны. Поэтому стоять на месте нельзя никак.
–Я знаю, что школа у вас необычная – ребята там целый день, и очевидно, это облегчение для родителей: не нужно голову забивать тем, какой канал сейчас смотрит ребенок, чем он занимается в свободное время. Но все-таки насколько это нормальная практика для детей, что ученик проводит время в школе с 08:00 до 18:00?
–Наша школа действительно уникальная. Мы первые в Нижнем Новгороде перешли на такой режим работы и считаем, что это оправданно. Дело в том, что сейчас все родители заняты на работе, где они находятся в лучшем случае до 17:00 или 18:00, а бывает, что и до 19:00 и 20:00. Наша школа функционирует до 18:20, и мы решили вопрос занятости детей. Во второй половине дня с ними работают квалифицированные специалисты, дети могут посетить кружки, секции, элективные курсы и подготовку к экзаменам, так как федеральную программу никто не отменял. Поэтому на уроках они изучают то, что положено им изучать, а во второй половине дня они могут подготовиться, в том числе и к поступлению в вуз.
–Желающих много или есть пустые места?
–Дело в том, что, когда мы начинали этот проект, мы думали, что сможем организовать только начальную школу. Оказалось наоборот. Когда старшеклассники поняли, что им можно совершенно бесплатно подготовиться к ЕГЭ, и учитель является его личным репетитором и за это он ничего не платит, то, как раз ученики старших классов больше времени стали проводить в школе.
–Кстати, ректоры вузов не перестают жаловаться на низкое качество образование в школах. Вы поспорите или согласитесь?
–Я поспорю, потому что нельзя так огульно говорить про все школы. Я хочу сказать, что учащиеся нашей школы поступают стопроцентно в вузы, причем 60% – на бюджетные места, и я считаю, что для общеобразовательной школы это очень хороший показатель. Поэтому я не соглашусь.
–Рубрика "На острие" – самые острые вопросы нижегородцев. Оксана Прожина, домохозяйка. В школе ребенка перевели на безналичную систему оплаты питания, и теперь я всегда могу проверить, нормально ли он кушал или сухомяткой со сладкой газировкой перекусывал. Меняем школу – а там все по старинке, почему же эту систему не введут повсеместно?
–Я думаю, что ее повсеместно введут. Но, если говорить о нашей школе, то я считаю, что ребенок не будет успевать покушать в перемену: пока он с этой карточкой подойдет к терминалу, ему надо ее пробить, заплатить и прочее. Поэтому я боюсь, что это будет неприемлемо.
–Так, значит, питаются у вас там в сухомятку…
–Нет, у нас трехразовое горячее питание, причем финансируется очень хорошо: у нас всегда есть средства на питание и ребята питаются бесплатно.
–Владимир Прокофьев, пенсионер. Сейчас детей с детского сада учат работать на компьютере, а про различные поделки, мастерские просто забыли, а ведь это прививает трудолюбие и развивает ребенка. Вы не боитесь, что будущее поколение превратится в придаток компьютера?
–У меня очень сложное отношение к компьютеру. Я считаю, что ребенка с детского сада и первого класса сажать за компьютер неправильно. Ребенок должен развивать моторику рук, он должен работать руками. И потом, какое творчество с компьютером? Я считаю, что ребенок должен работать руками, с человеком, с учителем, который ему бы подсказал, помог.
–Насколько развито ремесло в вашей школе?
–У нас в школе во второй половине дня работают преподаватели дополнительного образования. У нас разработаны 33 программы дополнительного образования, и уже три года как мы возродили мастерские, где работают мальчики, и есть хорошие результаты, так как в этом году мы заняли практический все призовые места в городе именно по ремеслу: резьба по дереву, поделки из дерева.
–Александра, ул. Ванеева, читатель газеты "Аргументы и факты Нижний Новгород". Молодые специалисты, в том числе и учителя, сегодня не слишком стремятся работать по специальности. И в школу идут практически из-под палки, не говоря уже про учителей-мужчин. А ведь демографическая яма уже пройдена – люди стали рожать. Кто же будет учить наших детей?
–Молодые специалисты, конечно, есть в каждой школе, кстати, и мужчины есть. Мужчин у нас много: учителя физкультуры, истории, труда, ОБЖ. Конечно, хотелось бы, чтобы больше было мужчин, но, увы, заработная плата в школе оставляет желать лучшего.
–В отдельных школах ситуация лучше и с молодыми специалистами, и с мужчинами, а в отдельных – хуже. Что удается делать лично вам, какие меры предпринимаете, чтобы и молодежь, и мужчины приходили работать в школу?
–В нашей школе эта проблема решена таким образом: у нас на вторую половину дня выделены дополнительно 16 ставок воспитателей. Учитель, работая в первую смену, имеет возможность поработать во вторую смену, поэтому волей-неволей у него получается две ставки. Также есть дополнительная надбавки, которые выплачиваются из стимулирующего фонда, и мы учителям выплачиваем премии по результатам их деятельности.
–Рубрика "Формула успеха". Уинстон Черчилль как-то говорил, что учителя обладают колоссальной властью, а премьер-министрам остается только мечтать об этой власти. Вы согласны с его мнением?
–Наверное, можно согласиться, но еще у учителя очень много любви к детям.
–А в чем ваша формула успеха?
–Я считаю, что успех – это успеть. Успеть сделать школу лучше, чем она есть сейчас, успеть построить дом, воспитать внука, воспитать и дать знания детям.
Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по воскресеньям в 18.55, повтор программы по понедельникам в 17.20. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19.00 и по понедельникам в 21.00, на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12.05 и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+