Александр Карцевский
- Александр Валентинович, самый не простой вопрос: что случилось с нашей службой Скорой помощи?
- Да в принципе, ничего... Хозяйство было предельно запущено.
С января 2012 года Скорая помощь приобрела статус государственного учреждения, ну и, собственно говоря, все шло относительно ровно, если не одно "но". С 1 января 2013 года служба скорой помощи переходит на финансирование системы Обязательного медицинского страхования (здесь и далее ОМС, - ред.). Мы видели, как болезненно происходил этот процесс на примере некоторых регионов России, которые принимали участие в пилотном проекте, и решили провести инвентаризацию, чтобы понять: насколько готова станция скорой помощи к работе в условиях финансирования через ОМС, так как сейчас они находятся на бюджетном финансировании, и финансируются по смете.
- А тогда конфликт из-за чего произошел?
- Реакция отдельных работников Скорой помощи вылилась в написание открытого письма и всего прочего. Безусловно, это реакция на проверку. В ходе которой, кстати, было установлено, что действительно, станция Скорой помощи абсолютна не готова к работе в системе ОМС.
Крайне серьезные проблемы имеют место быть, и связаны они не столько с материально-техническим обеспечением, финансированием, сколько с отсутствием должной организации работы в деятельности службы Скорой медицинской помощи.
Можно сколь угодно долго говорить про транспорт, про нехватку и текучку кадров... Текучки кадров на ровном месте не бывает. В качестве комментария такой пример. При увеличении фонда оплаты труда в 2012 году, по отношению к 2011 году, серьезный крен был сделан в сторону увеличения заработной платы младшего медицинского персонала и... административно-управленческого аппарата. А зарплата тех, кто действительно работает на Скорой - врачи, фельдшеры, водители - выросла, мягко говоря, гораздо скромнее. Естественно, это привело к текучке. Что касается нехватки кадров. По физическим лицам да, их действительно не хватает, но вместе с тем, фонд оплаты труда выбирается полностью.
- Это как так?
- А просто - люди берут совмещение. Хотя, я полагаю, что нужно в большей мере строить работу таким образом, чтобы увеличить выплаты за счет стимулирующих надбавок.
В ходе проведенной ревизии появились дополнительные вопросы. В частности по лекарственному обеспечению - не понятно, почему очень дорогостоящие лекарственные препараты по нескольку месяцев лежат на станции и не выдаются на подстанции. Не понятно, например, для меня, зачем держать на балансе станции Скорой помощи пять машин, которые давно переданы в иные лечебные учреждения по распоряжению бывшего директора департамента здравоохранения Нижнего Новгорода. Их обязательно нужно списать, потому что с них платятся налоги на имущество.
Сейчас нужно озаботится вопросом не кто виноват, а что делать. Тем более, что времени остается мало - всего 2,5 месяца.
- Ну и "что делать"?
- Вчера мы разговаривали с новым главным врачом Скорой помощи Нижнего Новгорода Владимиром Клименко. Подготовлены документы, аванс на январь специалисты службы Скорой помощи получит, но финансироваться она будет точно так же как во всей стране - в рамках ОМС. То есть оплата будет проводиться по факту выполненных работ, и самое главное, по их качеству. И опять в качестве комментария: при анализе более чем 400 карт Скорой помощи в ходе проверки выяснилось, что в 66% случаев оказываемая помощь не соответствовала стандартам. В рамках системы ОМС эти случаи оказания медицинской помощи оплачены быть не могут. То есть, получив в декабре аванс за работу в январе, если все оставить так, как сейчас, в феврале Скорая помощь еще и должна будет Фонду обязательного медицинского страхования.
- А как смена главврача произошла?
- Я вышел к губернатору Нижегородской области с предложением: в связи с тем, что доктор Кирзон подал заявление об увольнении по собственному желанию, и оно было удовлетворено, то я внес на рассмотрение губернатора кандидатуру Владимира Клименко. Он поддержал эту кандидатуру.
8 октября я подписал приказ о его назначении. Человек он опытный - долгое время служил в подразделениях медицинской службы Российской армии, где занимал достаточно высокие должности на уровне Армии. Затем 11 лет работал в территориальном Фонде обязательного медицинского страхования, он знает эту систему вдоль и поперек. Последний год он работал у нас руководителем Центра медицинской инспекции. С учетом его послужного списка я думаю, что это именно тот человек, который вместе с нами сможет подготовить станцию Скорой помощи к переходу на новый принцип работы.
Кроме того, я считаю, что на станции Скорой медицинской помощи необходимо изменить действующую систему оплаты труда. Основной упор, безусловно, нужно сделать на фельдшеров, врачей и водителей. Есть ряд предложений по дальнейшей работе Скорой, в том числе и с федерального уровня. Мы рассматриваем их, я думаю, что мы сумеем привести станцию Скорой помощи Нижнего Новгорода в нормальное, работоспособное состояние. Да она и сейчас, собственно, нормально работает. Да, есть много организационных недостатков, но свои функции "скорая" выполняет, и будет выполнять, но только еще лучше.
- Ну, вот смотрите, 1 января перешла наша служба Скорой помощи на режим работы в условиях финансирования через ОМС, оплата будет за сделанную работу?
- По действующим правилам сначала производится авансирование, по итогам оказания медицинской помощи страховым компаниям выставляются реестры, эти реестры оплачиваются. Это револьверная система...
- Это понятно, но ведь не для кого ни секрет, что 35% вызовов - вызовы по незначительным поводам, а то и вовсе ложные... Их кто оплачивать будет?
- Теперь, что касается несвойственной для станции Скорой помощи нагрузки. Исторически в городе случилось так, что "скорая" работает какой-то служанкой - Золушкой. На нее грузят все что угодно: транспортировку пациентов на гемодиализ, из больницы на санаторно-курортное лечение, да и каких только перевозок там нет. С этим надо будет прекращать и такую работу мы начали. От несвойственных функций мы службу Скорой помощи в ближайшее время освободим.
- И все-таки, кто будет платить за ложные и "ерундовые" вызовы?
- Надо ясно понимать, что Скорая зачастую оказывает не "скорую", а неотложную помощь. Разница в следующем: "Скорая помощь" - это когда состояние человека требует принятия экстренных медицинских мер, а неотложная помощь, это, к примеру, обострение хронических заболеваний, повышение температуры или повышение давления и так далее, то - что можно сделать в рамках неотложной помощи.
Кроме того, мы начали создавать в Нижегородской области службу, которая будет работать при поликлиниках. Организовав такую работу, мы освободим "скорую" от несвойственных ей функций с тем, чтобы она действительно работала как "скорая", а "неотложка" должна заниматься своими делами.
При этом, в идеале, вообще должна действовать система по аналогии с американской "911", где работают грамотные диспетчеры, получают вызовы, сортируют их: что на скорую, что на неотложку, что еще куда-либо... если брать федеральные нормативы вызовов Скорой, то у нас он превышен на 45 тыс. вызовов. Вот эти 45 тыс. - это ровно столько вызовов осуществляет станция Скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода по транспортировке пациентов на гемодиализ. Это не есть функция оказания скорой медицинской помощи. С такой транспортировкой мы будем, естественно, разбираться: уже направлен запрос в Министерство здравоохранения РФ, с вопросом о нормативной базе таких перевозок, поскольку сейчас этот процесс законодательно не регулируется. И если это сохранится, то подобного рода функции должны быть выведены в отдельный тариф: если заниматься транспортировкой на гемодиализ, если и "грузить" службу скорой помощи в этой части, то нужна и достойная оплата таких перевозок.
- Давайте поговорим о заработной плате работников. Вы можете ответить на такой вопрос: с 2013 года работники службы Скорой медицинской помощи Нижегородской области будут получать больше, столько же или меньше?
- Люди меньше получать не будут. Норматив финансирования Скорой помощи мы увеличим. Люди будут получать больше, но при условии выполнения стандартов медицинской помощи для того, чтобы не было отклоненных от оплаты реестров за оказанные медицинские услуги.
Кроме того, нужно разобраться с кадрами: ряд врачей не имеют образования по специальности "лечебное дело" и "педиатрия", имеют, например, специальность по медико-профилактическому делу. Они не могут работать на Скорой. Кто-то не имеет интернатуры, и как следствие, также права работать на Скорой. Это ведь все до разу, если что-то произойдет, отвечать будет работодатель. Конечно, кадры надо готовить! Нужно качественно и серьезно подходить к этому вопросу. Перед новым руководством мы уже поставили задачу создать реальный план-график повышения квалификации специалистов и обучения специалистов.
Возможности для этого у нас самые широкие. Центр повышения квалификации средних медицинских работников - это подведомственная нам организация. Мы можем сформулировать ей любое задание, и они могут подготовить нам любого специалиста, любого профиля. Если нужно сейчас массово приготовить специалистов для Скорой помощи, значит, мы это сделаем. Работы там край не початый, и региональный минздрав окажет в этом всестороннюю поддержку новому руководству, хотя и с прежним руководством мы контактировали, второй вопрос - они к нам не обращались.
Если в феврале 2012 года руководством "скорой" был поставлен вопрос о недостаточном финансировании закупки препаратов для тромболизисной терапии, то этот вопрос был решен достаточно быстро. Но если руководство молчит, мы, естественно, не можем в оперативном режиме отлеживать работу каждого учреждения - у нас их 219 - это задача руководителя учреждения.
И еще! В городе есть прекрасные руководители: это главный врач больницы N39- Олег Железин, главврач больницы N33 - Павел Зубеев, в больнице N5 Надежда Сухачева, главный врач детской больницы N25 Алексей Зиновьев, главврач больницы N13 Александр Разумовский. И вести сейчас разговоры о том, что кто-то расставляет своих людей - это бред полный. Тот, кто работает достойно, правильно, тот заслуживает самого большого уважения, самого хорошего отношения. Но тот, кто не справляется с обязанностями, тот должен понимать, что ситуацию надо или менять, или уступить место тому, кто сможет. Ничего личного!
- Вопрос о наболевшем... Что делать сейчас в случае необходимости вызывать Скорую помощь или же самим ехать на станцию или в больницу?
- Для обновления автопарка Скорой в области нужно примерно минимум 100 машин в год. Если брать город, то 40 машин в год нужно обновлять. Обновление в рамках нацпроекта прошло в 2006 году, потом ничего не было. Сейчас в рамках программы модернизации здравоохранения мы получили дополнительные деньги и приобретем на них 73 автомобиля. Они пойдут на укрепление крупных межрайонных центров по оказанию специализированной медицинской помощи.
Эта проблема сложилась не вчера и не сегодня. В бытность моей работы в 90-ые годы, мы серьезно занимались этим вопросом, и система была более единой. Для нас тогда ничего не стоило, вернее, стоило и очень дорого, но мы делали это - 230-250 санитарных машин мы ежегодно закупать.
Естественно, мы найдем средства, чтобы в 2013 году продолжить обновление парка "скорой". В 2011 году было куплено 68 машин, машин 40 мы закупим в 2013 году и заменим транспорт, который полностью выработал ресурс. Эти машины будут списаны.
Что касается заработной платы. Работники службы Скорой помощи должна понять одно: с 1 января 2013 года просить будет уже не у кого и нечего! Работая в системе ОМС, она будут жить по хорошей русской поговорке: "что потопал, то и...", продолжение вы знаете. Чем качественнее оказана медицинская помощь, чем больший объем ее оказан, тем соответственно, больше выручка.
Собственно говоря, президентский Указ от 7 мая 2012 года принят к неукоснительному исполнению. У нас есть прогноз, который нам дало министерство экономики: к 2018 году мы должны зарплату врачей довести до двукратной по отношению к средней в экономике. Мы прогнозируем, как будет расти зарплата в среднем по экономике, и мы ясно понимаем, с каким ритмом по повышению заработной платы врачей мы должны идти. По итогам 2012 года заработная плата врачей в Нижегородской области будет составлять 28 тыс. рублей в месяц. Я это заявляю официально.
Но, опять же, в качестве примера. В детской поликлинике N19 Нижнего Новгорода (главный врач Ольга Бурова), врачи уже в прошлом году больше 30 тыс. получали. Процесс организован правильно, грамотно - поликлиника процветает. Другой пример: был в районе недалеко от Нижнего Новгорода, там зарплата у врачей - 18 тыс. рублей. Начали разбираться - на счетах больницы 21 млн. рублей лежит. Деньги мертвым грузом лежат, главврач просто обязан был их выдать персоналу. Сейчас все вопросы сняли, люди деньги получили.
- Давайте к "скорым" вернемся... В ряде нижегородских СМИ в сентябре прошла информация о том, что в Нижнем Новгороде сложился дефицит бензина для машин скорой помощи. Так есть дефицит или нет?
- Естественно нет! А как его может не быть? Без бензина машина не поедет. Вопрос в другом: один и тот же человек сначала "сливает" в СМИ информацию об отсутствии бензина, причем не понятно, кого и в чем он хочет обвинить... 23 сентября у поставщика бензина Скорой помощи Нижнего Новгорода произошел сбой. Два часа заправки не работали. Он раструбил информацию. Эта информация пришла к нам, мы начали разбираться и этот же самый человек через два часа пишет мне, "да все нормально! Заправляемся! Все бригады работают, отказов в оказании медицинской помощи нет". И в чем был смысл этого обращения? Я не понимаю… Это искусственное нагнетание обстановки.
- А лекарств тоже хватит до конца года?
- Да! За полгода было использовано 30%. Общая сумма на лекарства в год - 21 млн. рублей. Было использовано только 5,6 млн. рублей. Вот считайте, на второе полугодие остается 15 млн. рублей есть.
- Есть какой-то показатель, сколько бригад Скорой помощи должны обслуживать такой город, как Нижний Новгород?
- Есть. У нас работает 109 бригад. Их хватает. По нормативам одна бригада обслуживает 10 тысяч жителей города. Расчет штатных врачебных должностей был проведен по более высоким показателям по численности населения. Более того, могу сказать, что если брать в целом расчет на область, то избыток будет в Нижнем Новгороде, а не в районах области, где, кстати, все нормативы соблюдаются. Дефицита врачей для оказании скорой медпомощи нет.
Но, в тоже время есть огрехи, есть накладки, но не ошибается только тот, кто не работает. В любом случае, до Нового год мы приведем Нижегородскую станцию скорой помощи в работоспособное состояние в части работы в условиях финансирования через ОМС. Нужно, чтобы весь персонал понял, что исключительно бюджетного финансирования больше не будет, и спрашивать, что нам чего-то недодали будет не с кого - сколько заработали - столько и получили.
- А служба медицины катастроф тоже на эту систему перейдет?
- Нет, они останутся на бюджетном финансировании.
- Что за политика двойных стандартов?
- Я человек старой закалки, я могу сказать, что, на мой взгляд, мы через непродолжительный промежуток времени вернемся к тому, что Скорая помощь будет вновь финансироваться из бюджета. Мне кажется, что финансирование через ОМС несет не обоснованные риски: вызовы могут быть, а могут и не быть. Это как инфекционная больница. Она же в состоянии ожидания находится: может быть массовое поступление пациентов, а может никого не быть. И спрогнозировать массовое получение травм, так же как и возникновение вспышки инфекционных заболеваний невозможно. Посмотрим, насколько оправдает себя этот перевод. Во всяком случае, финансовых провалов скорой мы не допустим.
- А разве бывает такое, что за скорой помощью никто не обращается?
- Бывает. Дело в том, что по данным на этот год, количество не обоснованных и ложных вызовов в скорую помощь возросло, а вот количество обоснованных вызовов в общей совокупности снизилось.
- А что делать с ложными вызовами?
- Да все очень просто. Нужно установить систему ГЛОНАСС на каждую машину. За каждой машиной будет вестись наблюдение, и не с центральной подстанции, которая якобы успевает смотреть за всеми 109 машинами, а на каждой подстанции должно быть оборудование. Мы его поставим в самом скором времени. Можно долго и в красках рассказывать, как и чего нам не дали. Но я сам прекрасно видел, как в Сормовском районе Нижнего Новгорода у магазина стоят две машины скорой. Персонал, мило беседует, все у них нормально, все хорошо, потом включили "мигалку" и разъехались в разные стороны.
Нужен просто за всем хороший контроль. Постоянный, всеобъемлющий и системный...
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+