Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

Александр Дехтяр: "Новый высотный дом со шпилем – это необходимая для площади Свободы архитектурная доминанта"

01 ноября 2013 16:32  [10105] Общество
Александр Дехтяр: Новый высотный дом со шпилем – это необходимая для площади Свободы архитектурная доминанта

Александр Дехтяр: Новый высотный дом со шпилем – это необходимая для площади Свободы архитектурная доминанта

НИА "Нижний Новгород" - Михаил Штейман

Нижегородский архитектор, директор ООО "НПО "Архстрой" и один из авторов проекта строительства нового высотного жилого здания на площади Свободы в интервью НИА "Нижний Новгород" в подробностях рассказал о том, что, оно будет из себя представлять.

–Александр Борисович, одобренный на Градостроительном совете проект дома уже вызвал широкое обсуждение. Кому-то проект нравится, кто-то, наоборот, выступает категорически против его реализации. Вместе с тем, точного понимания того, что же будет построено на пл. Свободы , пока нет. Опишите, пожалуйста, основные параметры здания: этажность, высота, площадь застройки?

–Здание, о котором мы говорим, представляет собой многофункциональный комплекс, состоящий из жилой части, учреждений обслуживания и двухуровневой подземной автостоянки. Наибольшую часть объекта составляют квартиры – это более 20 тысяч кв.м. или 327 квартир. Но не менее внушительна и парковка на 330 мест – почти 12 тысяч кв. метров. А вот встроенные помещения общественного назначения относительно невелики – около 3 тысяч кв. метров. Разместить эти функциональные блоки на участке чуть менее гектара позволило эффективное использование рельефа, подземного пространства и весьма значительной высоты части здания – 21 этаж, включая технические, от уровня дворового пространства или около 60 метров от уровня площади Свободы.

–Если я правильно понимаю, исходя из иллюстраций, здание планируется выполнить в стиле советского монументально классицизма, с которым часто ассоциируются так называемые "сталинские высотки" в Москве. Думаю, что в первую очередь, за счет своей монументальности и высоты, здания, подобные им, оказывают давящее психологическое влияние на людей. Будут ли применены архитектурные решения, сглаживающие негативный эффект, присущий советским небоскребам?

–Во-первых, стилистические подходы межвоенного периода могут вполне быть ассоциированы не столько с советским ампиром, сколько со вполне международным архитектурным направлением "ар деко", популярным и в Европе, и за океаном.

Во-вторых, речь не идет о прямом копировании или цитировании, а лишь об ассоциативных взаимодействиях на уровне общего пропорционального и масштабного строя. И потом, с чего это вы взяли, что подобная архитектура оказывает негативное психологическое воздействие на людей? Такой стиль – это символ презентабельности, надежности, представительности, повышающий социальный статус не только его потенциальных жителей, но и наблюдающих его горожан. Думаю, что "давящее психологическое влияние" оказывают скорее панельные "девятиэтажки", отсутствие безопасности, уверенности в завтрашнем дне и неубранный город. Стили плохими не бывают, плохой бывает жизнь.

- Какие именно помещения общественного назначения планируется создать в здании: торговые, офисные, конференц-зал, фитнес-клуб?

- Набор помещений общественного назначения состоит из нескольких небольших блоков площадью около 200 кв. метров каждый. Они предусмотрены как учреждения шаговой доступности для жителей самого комплекса и прилегающих кварталов. Что касается назначения – это вопрос скорее социально-коммерческий, но думаю, что предпочтение следует отдать мелкой торговле повседневного спроса и учреждениям, связанным с оказанием услуг: нотариус, офис продаж недвижимости, салоны связи, стоматология, аптека. Возможно размещение малокомплектного детского центра.

–Планируется ли благоустройство прилегающей территории: сквер, террасы, детская площадка?

–С внешней стороны комплекса по улицам Семашко и Горького будут размещены автомобильные стоянки для посетителей учреждений обслуживания и элементы озеленения. На внутреннем дворовом пространстве будут расположены детские площадки, гостевые стоянки с использованием "эко-технологий", а также утроено партерное озеленение. Комфорт должен быть достигнут благодаря высокому уровню благоустройства каждого квадратного метра территории.

–На какие квартиры при строительстве, в первую очередь, делается ставка? И, если уж здание начали сравнивать с так называемой "сталинской" архитектурой, то какая планируется высота потолков? В "сталинках" она достигала четырех метров…

–Квартирография, заданная инвестором, базируется на квартирах умеренных площадей со значительным преобладанием 1-2-х комнатных квартир. Думаю, что такая структура жилого фонда продиктована прогнозом рынка жилой недвижимости и требованиями к устойчивой ликвидности. Принятая высота этажа – 2,7 м от пола до потолка.

–В Москве такие крупные, заметные и отличающиеся строения принято и называть по-особому. Есть ли у вашего проекта здания какое-либо рабочее или уже окончательное название?

–Название объекта пока не определено – это, вероятно, работа специалистов в области продвижения такого товара на рынке.

–Предполагает ли здание открытый доступ для его посещения жителями Нижнего Новгорода? Запланированы ли какие-то объекты на его крыше, откуда будет открываться вид чуть ли не на весь центр города? Что, например, планируется создать в расположенной на вершине здания ротонде со шпилем?

–Учреждения обслуживания нижних этажей, разумеется, будут полностью открыты для горожан. Что касается жилой части и двора, то из соображений комфорта и безопасности доступ туда будет, вероятно, ограничен. Говоря о крышах и их использовании, надо отметить, что переменная этажность, активный силуэт, потребности современной инженерной инфраструктуры, ну и, конечно, наш климат, вряд ли позволят активно эксплуатировать поверхность кровель. По поводу формы и назначения ротонды со шпилем работа будет продолжена, но в большинстве исторических прототипов подобные элементы несли исключительно эстетическую, образную нагрузку.

–Если я правильно понимаю, высота здания будет значительно превышать все ближайшие к нему строения. Чем руководствовались авторы проекта здания при определении его высотности?

–При формировании площадей наиболее часто применяемыми являются два градостроительных приема: либо плотный относительно однородный по высоте периметр – например, так застроена площадь Горького, – либо наличие главной высотной доминанты. Площадь Свободы объективно не может быть отнесена к первому типу и для ее завершения необходим внятный акцент. Кроме того, требует замыкания и перспектива улицы Горького на её отдельных отрезках. Эту задачу позволит решить проектируемое здание.

–На ваш взгляд, не будет ли столь высотное по нижегородским меркам здание нарушать исторический облик города?

–Что вы понимаете под " историческим обликом города"? На мой взгляд, это просто затертое клише, фигура речи. Дома-коммуны на Пискунова, дом №1 на улице Минина, Дом Советов в Кремле не нарушают исторический облик? Я уже не говорю о застройке Ковалихи 70-х, здании "Сбербанка" и "Нижполиграфа". Если считать историческим обликом дореволюционный Нижний, то он утрачен много десятилетий назад и сейчас разбит на более или менее обширные анклавы: Верхний и Нижний посады, Започаинье, где плотность сохранившейся исторической застройки достаточно высока. Город же в целом – это живой, многослойный организм, где говорить надо не о сохранении, а о самобытном, гармоничном и разнообразном развитии.

Вернемся к площади Свободы. Ни здесь, ни поблизости нет ни одного здания, которое можно отнести к "историческим". Исключение составляет Острог, надежно "упакованный" в 60-х годах прошлого века 11-ти этажной коробкой, лишённой каких-либо признаков стиля. Новое здание, как мне кажется, придаст завершенность и узнаваемость одной и главных площадей центра.

–Соответствует ли высота спроектированного здания предельной высотности разрешенного строительства в этом районе?

–Участок проектирования расположен в зоне "В", где при обосновании допускается этажность выше девяти этажей. Материал, представленный и одобренный Градостроительным советом, как раз и является таким обоснованием.

–Новый жилой комплекс планируется построить в центре Нижнего Новгорода, для которого характерна высокая степень загрузки дорог: движение в рабочие часы идет медленно, припарковать автомобиль без нарушения правил дорожного движения, часто, не возможно. Зимой, из-за плохо убранного снега, образуются продолжительные заторы. Как вы считаете, не усложнит ли столь масштабный проект и без того затруднительное движение автотранспорта в городе?

–Жилой дом является самым "интровертным", замкнутым на себя типом городского объекта, привлекающим наименьшие гостевые потоки транспорта. А "нулевому" варианту, когда ничего не строится и ничего не делается, я бы предпочёл вариант "развития", когда наряду с обновлением застройки совершенствуется транспортная инфраструктура, а снег убирают хорошо.

–А как, на ваш взгляд, следует совершенствовать транспортную инфраструктуру, чтобы передвижение по центру города стало более свободным?

–Все меры хорошо известны и содержатся в утверждённых градостроительных документах и многочисленных публикациях: совершенствование дорожной сети и графика движения, ограничение въезда на территорию исторического ядра, строительство городских перехватывающих стоянок, увеличение доли общественного транспорта в пассажирских перевозках и так далее. Проблема, на мой взгляд, в катастрофической диспропорции между строительством новых, вполне актуальных площадей и отсутствием за последние десятилетия существенных реальных действий в центре по развитию транспортной инфраструктуры.

СПРАВКА:

Дехтяр Александр Борисович (15.04.1953 г, Тула) – родился в семье автомобильных конструкторов "ГАЗа". В 1975 г. окончил архитектурный факультет ГИСИ им. В. П. Чкалова (ныне ННГАСУ). До 1990 года работал в институте "Горьковгражданпроект". В 1990 г. с коллегами основал Научно-производственное объединение "Архстрой", в настоящее время – директор.

Член Градостроительного совета Нижегородской области. Член правления Нижегородской организации Союза архитекторов России. Советник главы администрации г. Н. Новгорода. Доцент кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ.

Лауреат премии Нижнего Новгорода за 1994, 2002, 2004 годы. Дипломант международных фестивалей "Зодчество", в том числе "Золотой диплом" 2010 года за здание Центра международной торговли на ул. Ковалихинской.

Поделиться: