Последние интервью
Последние новости рубрики Экономика
Экономика

Александр Макаров: "Мы обязаны в любом случае продать включенное в план госимущество, иначе мы не исполним доходную часть бюджета"

28 апреля 2014 17:30  [6576] Экономика
Александр Макаров: Мы обязаны в любом случае продать включенное в план госимущество, иначе мы не исполним доходную часть бюджета

Александр Макаров: Мы обязаны в любом случае продать включенное в план госимущество, иначе мы не исполним доходную часть бюджета

НИА "Нижний Новгород" - Алёна Вдовиченко

Министр государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области рассказал, почему регион иногда вынужден дешево продавать свою собственность

Александр Витальевич, вначале хотелось бы затронуть тему подготовки к ЧМ-2018 по футболу. В конце марта губернатор подписал распоряжение о выкупе земельных участков под строительство стадиона на Стрелке. Ранее сообщалось, что мингосимущества Нижегородской области планирует завершить процедуру изъятия земельных участков в конце мая - начале июня 2014 года. Получается, что сейчас эти сроки сдвигаются на 2015 год? С чем это связано?

Нет, сроки не сдвигаются. Все идет так, как и должно идти. Дело в том, что к 1 июля этого года должен завершиться первый этап освобождения земель – участка площадью 21,6 га. Общая же площадь земли, которую нужно освободить для строительства стадиона, - 36,9 га, и распоряжение от конца марта касается как раз второго этапа, то есть тех земель, которые и будут освобождаться в 2015 году.

Сегодня уже известно, какую сумму правительство Нижегородской области потратит на освобождение земли под стадион?

Да, примерная оценка уже есть. Ориентировочная цифра сейчас составляет 1,3 млрд рублей. За все. У нас ведь несколько распоряжений об изъятии. Первое касается выкупа объектов капитального строительства, второе – выкупа земельных участков, находящихся в чьей-то собственности, третье – прекращения прав на земельные участки, которые находятся в аренде у правообладателей объектов капитального строительства. Четвертое распоряжение касается взаимоотношений органов власти, ведь есть федеральные власти, которые тоже имеют там свои права.

Это все будут средства бюджета региона?

Да, это будут областные средства, и 1,2 млрд рублей у нас в бюджете уже заложено, в том числе 447 млн рублей на 2014 год.

В связи с этим вопрос. Первоначальный план по доходам мингосимущества на 2014 год, утвержденный Заксобранием в сентябре прошлого года, составлял около 60 млн рублей, а затем он был увеличен в десять раз. При этом в финансово-экономическом обосновании к изменениям в прогнозный план приватизации было сказано, что увеличение плана по доходам связано с необходимостью финансирования мероприятий по освобождению участка под стадион. Получается, что деньги на эти цели в бюджете на 2014 год не предусматривались?

Средства формировались как раз в тот самый период, когда утверждался и прогнозный план приватизации. В пояснительной записке мы писали об этом потому, что, помимо освобождения земель, необходимы средства и на их подготовку, снос каких-то объектов, подготовку площадки для строительства автомобильных подходов, для проектирования этих подходов и объектов метрополитена. Затрат, связанных с подготовкой, очень много. Деньги на освобождение земельных участков тогда уже были нами заложены. Но 1,3 млрд рублей по линии мингосимущества пойдет только на освобождение квартала застройки, а общая цифра – это десятки миллиардов.

Также в начале этого года сообщалось, что губернатор Валерий Шанцев поставил задачу увеличить план по доходам Мингосимущества еще на 1 млрд рублей. Эти планы остались в силе?

Да, в силе.

А за счет чего планируется получить этот миллиард?

За счет неналоговых доходов. Но, во-первых, в связи с чем прозвучало это задание. У нас есть общая с городской администрацией программа по расселению ветхого и аварийного фонда и по запуску процесса волнового переселения, о которой много говорится, но которая, к сожалению, на сегодняшний день пробуксовывает. Смысл этой программы заключается в том, чтобы из ветхих домов сложившихся микрорайонов переселять людей на новые места, а площадки, которые освобождаются после расселения, вновь продавать. Нам сейчас нужно найти первый капитал, который бы позволил стартовые дома построить, а потом уже все пойдет механически, так как площадка освобождается, продается, появляются средства для того, чтобы расселить следующую площадку и так "степ бай степ". Вот в связи с этим и было дано поручение губернатора. Честно говоря, посмотрев наши имущественные резервы, мы прослезились, потому что их практически нет, и сейчас включаем земельный ресурс. В настоящее время планируем к реализации четыре площадки, которые, по нашим расчетам, должны дать не менее 300 млн рублей в бюджет. Три из них находятся на Анкудиновке и одна на улице Лопатина. Процедура   торгов запущена, и, я думаю, что в июне-июле мы эти площадки расторгуем. Это первые ласточки. Кроме того, мы сейчас работаем еще по ряду площадок на территории Нижнего Новгорода, которые были закреплены за нашими органами исполнительной власти под другие цели, но пока нет конкретных решений, наверное нет смысла анонсировать ситуацию.

Так каков план по доходам, администрируемым министерством государственного имущества, на 2014 год?

Примерно 1,2 млрд – 1,3 млрд рублей. Пока держимся на таком уровне.

От продажи каких объектов планируется получить самые большие доходы?

Самый крупный объект из примерно 650 запланированных к продаже – это недостроенная котельная на Анкудиновском шоссе. Его цена ориентировочно 400 млн рублей. Остальные объекты меньше. Есть совсем маленькие, есть объекты по 50-60 млн рублей. Вот, например, начальная цена здания на Верхневолжской – 60 миллионов.

Это здание является объектом культурного наследия, поэтому, касаясь данной темы, хотелось бы спросить, по какому критерию из зданий, представляющих культурную ценность, выбирались объекты к продаже в 2014 году?

Принцип подбора связан с тем, есть необходимость в этом объекте у органов власти либо нет. Я часто говорю о том, что государству на практике сложно быть эффективным собственником. Для этого у него не хватает ни сил, ни возможностей, ни законодательной базы. Идет проигрыш по многим параметрам. Купить объект у частника можно за один день, у нас же это дело не одного месяца. Если кому-то понравилось помещение, которое находится в государственной собственности, то для того, чтобы его выставили на торги, нужно два месяца ждать, пока пройдут различные процедуры. И потом еще кто-то придет и будет торговаться. Примерно 80% торгов не находит своих участников, потому что это им неинтересно.

Федеральный законодатель подталкивает субъекты к тому, чтобы они избавлялись от непрофильного имущества. Пусть им частники занимаются. Поэтому, когда мы подбираем помещение на продажу, а оно вдруг оказывается объектом культурного наследия, мы, учитывая все процедуры законодательной базы, заставляем победителя торгов подписать охранный договор. Я глубоко убежден, что частник гораздо эффективнее будет справляться со своими обязанностями.

Регион является собственником не только объектов недвижимости, но также и пакетов акций некоторых компаний. Включены ли в план приватизации на 2014 год акции каких-то предприятий, кроме "Трансинкора", находящиеся в собственности области?

Нет, в этом году акций мы не продаем, если не учитывать переходящие торги с прошлого года.

А в чем причина сложностей с продажей акций компании "Трансинкор"? После того, как пакет акций был возвращен в мингосимущества в октябре 2013 года, пакет акций уже один раз не удалось продать. Сейчас назначены повторные торги. Может быть, новая цена высока?

Мы всегда говорили, что это не та цена. Но рынок покажет. Много копий сломано в дискуссиях по поводу этой компании. Здесь уже больше политики, чем экономики. Мы абсолютно стороннюю позицию занимаем. Депутаты наш отчет не согласовали, потом отчет был сделан с учетом их пожеланий, результат мы видим. К сожалению, это не первый такой результат в случае, когда нам навязывается чье-то мнение. Я считаю, что у нас работает высокопрофессиональная команда, и то количество торгов, которое мы проводим, и результаты, к которым мы приходим, абсолютно оптимальны.

Ведь в отличие от частника, который по времени торгует сколько хочет, мы ограничены одним календарным годом. Мы обязаны продать, иначе мы не исполним доходную часть бюджета. Соответственно, кто-то недополучит заработную плату.

Закон о приватизации дает три способа продажи: аукцион, публичное предложение, которое позволяет снизить цену от начальной аукционной в два раза, и торги без объявления цены. Как реализуется последний вариант: приходит человек, называет любую цену, и, если он один, мы ему объект отдаем. И идем мы на это, потому что смысла в хранении, охране объектов, плате за коммуналку иной раз никакого нет. Причем если мы не продаем объект, то мы должны его списать.

Получается, что объект можно продать и по абсурдно маленькой цене?

Да. Но нельзя так подходить к вопросу продажи госимущества: оценили в сто рублей и сто рублей нужно выручить. Нужно осознавать, что есть объекты, которые на аукционе могут дать и повышение. И мы как раз за счет этого повышения перекрываем то, что продаем дешево. В 2013 году у нас по исполнению плана приватизации получилось 102,7%. Для меня это очень серьезный показатель.

Вернемся к теме продажи акций компаний. В 2012 году регион пытался продать 20% уставного капитала "Нижегородских канатных дорог", но сделать это тогда не удалось. Поднимается ли сейчас вопрос продажи акций НКД, находящихся в собственности региона, или правительство отказалось от этой идеи?

В рамках поручения о миллиарде, которое дал губернатор, мы обсуждали эту тему, но она пока не нашла подтверждения. Переговоры с потенциальными покупателями идут, также идут переговоры о продолжении строительства канатных дорог на территории Нижнего Новгорода, но сегодня говорить о том, что мы готовы этот пакет акций выставлять на торги, я бы не стал. В этом году, думаю, этого не произойдет.

В начале прошлого года было создано ОАО "Региональная управляющая компания", на баланс которого планировалось передать ряд объектов, включенных в план приватизации, а затем эти здания должны были стать залогом по банковским кредитам, привлекаемым для выкупа более крупной недвижимости. Первой сделкой по новой схеме должна была стать покупка корпуса площадью 10 тысяч кв. м под размещение онкологического центра и министерства соцполитики. Здание выкуплено. Есть ли планы по покупке каких-либо еще крупных объектов для нужд областного правительства?

Нет, пока планов по покупке крупных объектов для нужд правительства нет. Что касается здания для размещения онкоцентра и минсоцполитики, то мы не использовали ту схему покупки, которую планировали вначале. В результате диалога с депутатским корпусом мы пришли к выводу, что этого делать не нужно, и те объекты, которые предполагались к включению в уставный капитал, попали в прогнозный план приватизации, где успешно и реализуются. А средства, которые получает бюджет от реализации этих объектов, направляются на погашение кредитных обязательств этого акционерного общества уже непосредственно деньгами. Эта схема более прозрачна, и мы сегодня идем по этому пути.

У депутатов были претензии к такой схеме?

На самом деле и мы тоже имели к ней замечания, когда эта идея формировалась. Мы говорили, что лучше реализовывать имущество через прогнозный план приватизации, а потом напрямую деньги направлять на решение соответствующих задач. Сейчас все открыто и публично. ОАО приступило к реализации второй части проекта – онкологическому центру. Сейчас идут ремонтные работы, отрабатываются вопросы о приобретении оборудования, идет обсуждение формы собственности, то есть будет ли это государственно-частное партнерство или же на этих площадях будет располагаться государственная клиника.

Чем Региональная управляющая компания будет заниматься в дальнейшем?

Наше предложение состояло в том, чтобы, как только все проекты будут реализованы и акционерка станет не нужна, мы ее ликвидируем, а имущество заберем в субъект. Изначально идея была такая, что если медицинский центр будет государственным, то смысла в дальнейшем существовании Региональной управляющей компании нет. Если же медицинская организация пойдет по схеме ГЧП, то созданное акционерное общество будет управляющей компанией. Решение пока не принято. Думаю, что полной договоренности мы достигнем к окончанию ремонтных работ.

Поделиться: