Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
28 марта 2024 10:00  [182] Чем опасен алкоголизм
Общество

Людмила Веко: "Важно создавать не только физическую безбарьерную среду, но и преодолевать психологические барьеры по отношению к людям с ментальными нарушениями"

31 декабря 2014 10:33  [6661] Общество
Людмила Веко: Важно создавать не только физическую безбарьерную среду, но и преодолевать психологические барьеры по отношению к людям с ментальными нарушениями

Людмила Веко: Важно создавать не только физическую безбарьерную среду, но и преодолевать психологические барьеры по отношению к людям с ментальными нарушениями

НИА "Нижний Новгород" - Юлия Асташкина

Председатель НРОО поддержки детей с ограниченными возможностями "Верас" рассказала в интервью НИА "Нижний Новгород" о перспективах их социализации на различных уровнях и о планах на 2015 год.

- Людмила Викторовна, в 2014 году в Нижнем Новгороде было многое сделано для создания так называемой безбарьерной среды: закупались низкопольные автобусы, в школе-интернате для глухих детей "Пиано" открылся "Центр двигательной активности", завершается разработка "Карты доступности объектов" для маломобильных граждан … Как Вы считаете: почему городские и областные власти стали уделять больше внимания нижегородцам с ограниченными возможностями?

- Пожалуй, одна из ключевых причин – это возросшая активность и, возможно, даже настойчивость общественных организаций (в том числе и "Вераса"), которые стали больше взаимодействовать с госструктурами на различных уровнях, донося до них проблемы людей с особенностями в развитии. Дает свои плоды и ратифицированная Россией 2,5 года назад Конвенция ООН по правам инвалидов. Она, помимо прочего, направлена на полноценное участие данной категории граждан в жизни общества, невозможное, если человек не в состоянии без проблем добраться в нужное ему место. Отрадно, что совместными усилиями власти и общественных организаций постепенно решается первый вопрос, однако важно создавать не только физическую безбарьерную среду, но и преодолевать психологические барьеры по отношению к инвалидам, в том числе - к людям с ментальными нарушениями.

 - То есть получается, что социальная реабилитация в данном случае имеет двухсторонний характер?

- Совершенно верно. Те же уроки понимания инвалидности, публично поддержанные Президентом России Владимиром Путиным на Всероссийском молодежном форуме "Селигер" – они необходимы нашим детям, взрослым, всем нам. Надо учиться воспринимать физическую и умственную непохожесть других людей на вас не как нечто противоестественное и вызывающее жалость, а как то, что требует должного внимания и поддержки. В Нижнем Новгороде подобная обоюдная социализация будет реализовываться уже с 2015-2016 учебного года. Так, по ул. Цветочной в непосредственной близости от нового детского сада №130 будет открыт Центр ранней помощи, часть занятий в котором будет проходить в центре, часть – вместе с рядовыми дошкольниками. Основная задача педагогов Центра ранней помощи будет заключаться в том, чтобы постепенно (в течение одного-трех лет – в зависимости от особенностей каждого ребенка) подготовить детей с психофизическими нарушениями к посещению детских садов по месту жительства. Также на базе шести коррекционных школ начнется апробация Федерального государственного образовательного стандарта для детей с инвалидностью, в который впервые включена категория детей с расстройствами аутистического спектра. К совместному проекту департамента образования администрации города, фонда помощи детям "Обнаженные сердца" и общественной организации "Верас" в 2015 году присоединятся в свою очередь 58, 55 и 24 общеобразовательные школы. Если раньше такие дети могли проходить обучение лишь в стенах собственного дома, то в рамках реализации вышеупомянутого стандарта и совместного проекта департамента образования администрации города, фонда помощи детям "Обнаженные сердца" и нашей общественной организации "Верас", они будут обучаться в специальных ресурсных классах, но в обычных школах, среди обычных детей. Совместные творческие и спортивные мероприятия, общение на переменах и, возможно, даже вне учебы, без сомнения, заставят по-другому посмотреть на мир всех учащихся апробационных площадок.

-  Людмила Викторовна, в апреле 2014 года "Верас" открыл учебную квартиру для совершеннолетних ребят с ментальными нарушениями. В июле директор благотворительного фонда "Начало жизни" Наталья Зайченко заявила о намерении построить дом для выпускников детдомов по типу соцгостиницы. О чем говорит то, что в поле зрения НКО, подобных вашей, стали попадать "взрослые дети"?

-  О понимании представителями НКО того, что с достижением совершеннолетия навыки социализации не образуются у человека, тем более социально незащищенного, сами по себе, и того, что без этих навыков его нельзя отправлять в "свободное плавание". "Реальная жизнь" с потерей близкого родственника или выпуском из детского дома не должна сваливаться таким подросшим детям как снег на голову. Они должны уметь, насколько это возможно, ухаживать за собой, а главное – выстраивать отношения с другими людьми. Пожалуй, важнейшим достижением педагогов нашей социальной квартиры в 2014 году стало именно то, что ребята начали планировать свой распорядок дня исходя не только из собственных интересов, но и из пожеланий соседей по жилищу.

- Учеба в обычных школах, обучение бытовым навыкам… Каков следующий этап? Возможно ли на сегодняшний день трудоустройство молодых людей с ДЦП, аутизмом и синдромом Дауна в Нижнем Новгороде?

- Пока данный вопрос можно рассматривать только в долгосрочной перспективе. В этом году в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" впервые прозвучало такое понятие, как "сопровождаемое трудоустройство" инвалидов, однако категория людей с ментальными нарушениями в подзаконном акте не прописана. В альтернативной аналитической записке, разработка которой была завершена общественными организациями в декабре 2014 года, мы обращаем внимание на этот законодательный пробел, и надеемся, что будем услышаны.

Безусловно, расстройства аутистического спектра и опорно-двигательного аппарата имеют различный характер, и часть людей с подобными проблемами могут быть полезны обществу: шить, делать упаковки, создавать предметы мебели из дерева… На базе нашего центра созданы мастерские, где ребята проходят трудовое обучение, но для того, чтобы их деятельность приобрела профессиональный характер, мы будем пытаться выстраивать взаимоотношения с Центром занятости населения и в дальнейшем трудоустраивать тех, кто наиболее преуспеет в той или иной области. В планах также расширение нашего центра под дополнительные мастерские и развитие проекта совместного учебного проживания. Для того чтобы закрепить тот или иной навык, ребятам необходимо не меньше месяца монотонного повторения изученного, соответственно за год через квартиру проходит не более 40 человек. Это не так много, как хотелось бы - очередь, поверьте мне, очень большая. Решением проблемы могла бы стать вторая учебная квартира. Надеемся на помощь в этом вопросе городских и областных властей и социально ответственного бизнеса.

- Какие еще планы ждут своей реализации в 2015 году? 

- Давно есть задумки создать свой театр, возможно, инклюзивный, где ребята с нарушениями психофизического спектра наряду с обычными детьми смогут раскрыться, если подойти к этому профессионально. Такой опыт есть и в Пскове, и в Москве. Сейчас мы ищем режиссера, который мог бы во взаимодействии с нашими педагогами это воплотить в жизнь.

Особые надежды мы возлагаем на вступающий с 2015 года в силу закон о социальном субсидировании НКО. В случае оформления соцзаказа, у нас появится постоянный источник финансирования, что станет существенным подспорьем в работе, так как поиск спонсоров нашей некоммерческой деятельности отнимает довольно много времени.

- Людмила Викторовна, в конце каждого года вручается большое количество различных премий, отмечающих самые яркие события, мероприятия, людей… Кто для Вас является человеком уходящего 2014 года?

- В этом году было много различных встреч с неординарными личностями, но, пожалуй, больше всех меня поразил шестилетний мальчик Миша, воспитанник нашего центра. Этому ребенку поставлен диагноз "аутизм", и он пришел к нам неуправляемым и, многим казалось, что необучаемым человечком.  Однако уже через месяц после того, как наши педагоги стали заниматься с ним, используя современные технологии, Миша стал потихоньку читать и понимать значение прочитанного, что при его диагнозе колоссальный прогресс. Этот случай говорит о том, что у наших, даже самых сложных ребят, большой потенциал, который просто требует помощи в раскрытии.      

- Что бы Вы хотели пожелать нижегородцам и в частности родителям детей с особенностями в развитии в 2015 году?

- В первую очередь научиться радоваться мелочам. Здоровья. И чтобы в следующем году многое из задуманного воплотилось в жизнь. Надо ставить перед собой реальные цели и понимать, что если постепенно, шаг за шагом идти к ним – все получится.

Поделиться: