Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

Анна Гельфонд: "Именно в России накоплен большой опыт по приспособлению объектов для современного, в данный конкретный момент времени, использования"

28 января 2015 18:12  [6946] Общество
Анна Гельфонд: Именно в России накоплен большой опыт по приспособлению объектов для современного, в данный конкретный момент времени, использования

Анна Гельфонд: Именно в России накоплен большой опыт по приспособлению объектов для современного, в данный конкретный момент времени, использования

НИА "Нижний Новгород" - Татьяна Неровня

Заведующая кафедрой архитектурного проектирования, главный архитектор архитектурной мастерской ННГАСУ, доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент РААСН в интервью НИА "Нижний Новгород" рассказала о том, как со временем меняется облик Нижнего Новгорода.

- Анна Лазаревна, в каком направлении должен меняться облик Нижнего Новгорода в будущем? Какие именно здания нуждаются в охране?

- Отвечая на эти вопросы, мне хотелось бы отметить ряд ключевых моментов. Прежде всего, если мы говорим о городе, о сохранении его идентичности, то речь не может идти об отдельных зданиях или даже об отдельных фрагментах застройки. Необходимо говорить об архитектурной среде, или как принято в последнее время, о культурных ландшафтах, которые включают как природные, так и антропогенные компоненты. Для Нижнего Новгорода характерен целый ряд природных и историко-культурных особенностей. Выраженный природный ландшафт дает уникальную возможность одновременно наблюдать пространство в проявлении всех его составляющих: по горизонтали, по вертикали и в историческом срезе.

Главные характеристики природного окружения совмещают все, что только можно представить: две крупные реки Волга и Ока и большое количество малых рек; высокий и низкий берега; уникальная просматриваемость заречных просторов и далей; богатый ландшафт с живописными овражно-балочными территориями. История как результат антропогенной деятельности, основанной на логике следования природе, также богата: средневековый Кремль на выраженном рельефе; Печерский и Благовещенский монастыри как форпосты с востока и запада; сочетание планировочных структур: радиально-полукольцевой средневековой и прямоугольной конца XVIII века; наличие разновременной застройки смешанного типа: исторический город, социалистический город, постсоветский город.

Итак, необходим пространственно-временной подход к выявлению и сохранению объектов культурного наследия, при котором главным объектом охраны и использования становится архитектурная среда. Отсюда вытекает следующая позиция: наследие – системное образование, в котором отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей среды. Поэтому серьезная роль отводится проектам благоустройства. Именно благодаря им в большой степени формируются общественные пространства, которым в последнее время уделяется все большее внимание.

- Какие примеры таких пространств Вы можете привести?

Примеры таких общественных пространств в Нижнем Новгороде можно обозначить. Так, они начали формироваться в Нижнем Посаде, на Нижнем Базаре: ул. Рождественская с площадью Народного Единства и Нижневолжская набережная. В результате осуществления проекта благоустройства Нижневолжкой набережной город получил благоустроенные пространства и прогулочные зоны в непосредственной близости к живописным речным берегам. Выполнено ограждение, благоустроена пешеходная зона, планируются дополнительные причалы и видовые площадки, устройство кафе и ресторанов. Отремонтирована монументальная Чкаловская лестница. Важным моментом в формировании общественных пространств исторического центра города стало восстановление Зачатьевской башни Нижегородского Кремля. Со стороны набережной перед башней благоустроена площадь, с внутренней стороны – открытый амфитеатр. В результате Кремль вернул замкнутый исторический контур и раскрылся к реке.

Улица Рождественская трактуется в настоящее время как многофункциональный досуговый центр с учреждениями обслуживания и проектируется как пешеходная зона с реверсивным трамвайным движением. После демонтажа одной ветки трамвайного пути выделена проезжая и пешеходная часть, включающая площадь Маркина, где устраиваются выставки и выступления артистов. Автомобильное движение запроектировано односторонним, для обслуживания жилых домов, кафе, ресторанов и офисов предусмотрены проезды, ограниченные соответствующим оборудованием, в местах въездов в арки запроектированы втопленные бордюры. По нагорной части улицы выполняется пешеходная часть с установкой малых архитектурных форм, светильников. Для связи с верхним уровнем откоса планируется создание двух фуникулеров в конце и начале улицы. При этом необходимо отметить, что эти территории включают здания и сооружения, имеющие разный статус.

- Какова процедура работы со зданиями, которые являются объектами культурного наследия?

- Мы знаем, что работа с ОКН, включенными в реестр, идет в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) РФ". Государственные списки определяют значение памятника: федеральное, региональное или местное. Кроме этого существуют ВОКН – вновь выявленные объекты культурного наследия, а также объекты, представляющие собой историко-культурную ценность и ценный природный ландшафт. Выполняется учетная документация – паспорта ОКН, утверждаются предметы охраны, разрабатываются проекты зон охраны, проекты границ исторических поселений, проекты достопримечательных мест. Наконец, выполняется обследование несущих и ограждающих конструкций памятника. Все эти документы содержат регламенты, которые необходимо соблюдать при работе с наследием, комплексно взаимоувязывая их между собой. Причем, эту комплексность достаточно сложно осуществить, так как подчас характеристики, диктуемые требованиями разных сфер деятельности, несводимы к единому основанию в силу изначально дифференцированного подхода к оценке ситуации.

Говоря о проектах реставрации и проектах приспособления ОКН для современного использования, необходимо отметить, что очень часто в силу своей долговечности архитектурный объект переживает первоначальную родовую функцию, планировочную структуру, переживает свою типологию. Адаптационные возможности сопровождают сооружение весь период его существования от самого момента создания, "пространство всегда избыточно по отношению к той функции, ради которой оно создано". Действительно, пространство-время, "вторгаясь" в целостное сооружение, диктуют новые требования.

- Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.

- Показательно, что именно в нашей стране накоплен большой опыт по приспособлению объектов для современного (в данный конкретный момент времени) использования. В течение целого ряда лет культовые, общественные, жилые и производственные здания функционировали не по родовому назначению. Культовые – как коммунально-складские помещения, банки – как детские учреждения, дворцы и особняки – как клубы, картинные галереи или дома-музеи, цеха промышленных предприятий – как торговые салоны. И этот процесс перманентной смены родовой функции на актуальную, полноправно входит в историю архитектуры. Назову известные примеры в Нижнем Новгороде: Дворец творчества юных в Крестьянском поземельном банке, детская художественная школа в особняке Бугрова на Нижневолжской набережной, офисные помещения в особняке Каменской на Верхневолжской набережной, ряд можно продолжить. В силу объективности этого процесса не будем обозначать его знаком плюс или минус, а скажем лишь, что таким образом памятник оказывается востребованным и включенным в жизнь города. Один из путей организации включения памятников архитектуры в сетевую систему культурного обслуживания населения – формирование историко-культурных каркасов. Причем, они могут быть как монофункциональными, так и полифункциональными.

- Поясните, пожалуйста, свою мысль.

- Например, музейно-выставочный каркас, который сложился в историческом центре Нижнего Новгорода. Необходимо отметить, что в европейской модели общественные пространства музеев поименованы: площадь музеев в Амстердаме, квартал в Вене, берег во Франкфурт-на-Майне, остров в Берлине и Стокгольме, парк – в Бергене. Ключевым понятием является "музей", а первое слово обозначает тип организации общественного пространства. Иная картина складывается в Нижнем Новгороде, где произведения искусства экспонируются не в специально запроектированных для этой цели, а в приспособленных для этого объектах. Открытые и закрытые общественные пространства города развиваются по вектору, заданному предметным, а не объектным принципом, формируется "музейный каркас". Он накладывается на исторический центр, диктуя некий заданный маршрут движения между приспособленными для искусства зданиями. В Нижнем Новгороде такой маршрут логично проходит по историческому центру города, связывая его главные составляющие: кремль (Художественный музей в бывшем доме военного губернатора и Арсенал), Верхневолжскую набережную (Художественный музей в особняке Сироткина, Нижегородскую радио-лабораторию, особняк Рукавишникова), пл. Минина и Пожарского (Государственный выставочный комплекс в бывшем корпусе Верхнепосадских торговых рядов), улицу Большую Покровскую – с ее памятниками, завязанными в единую систему пешеходной зоной.

Как правило, такие каркасы несут "ген многофункциональности", так как охраняемые здания включали исторически целый спектр функций: жилую, общественную и производственную. Примером могут послужить городские усадьбы, торговые и доходные дома. Существует теория, что от таких благоустроенных и превращенных в общественные пространства фрагментов городской среды неизбежно пойдет экспансия на прилегающие кварталы, которые также "подтянутся" с точки зрения социальной активности.

- Какие принципиально новые подходы Вы считаете необходимыми при сохранении исторической застройки в Нижнем Новгороде?

- Каждый исторический город рассматривается в настоящее время как уникальная, сложная и многоплановая, самостоятельная пространственная система. Поэтому постоянный комплексный предпроектный анализ городской среды (историко-культурный, градостроительный, ландшафтный, инженерный) должен выступать как главный инструмент при подходе к проектированию. Результатом должна явиться целостность историко-архитектурной среды нашего города.

Поделиться: