Последние интервью
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

Станислав Говорухин: "В российском кинопрокате наблюдается такая тенденция: чем лучше фильм, тем провальнее его судьба"

30 ноября 2015 11:35  [4623] Культура и отдых
Станислав Говорухин: В российском кинопрокате наблюдается такая тенденция: чем лучше фильм, тем провальнее его судьба

Станислав Говорухин: В российском кинопрокате наблюдается такая тенденция: чем лучше фильм, тем провальнее его судьба

НИА "Нижний Новгород" - Марина Лайд

В Нижнем Новгороде в рамках программы ТЭФИ-регион 25 ноября прошла презентация фильма "Конец прекрасной эпохи". Представил его режиссер и сценарист Станислав Говорухин. Картина снята по мотивам новелл Сергея Довлатова "Компромисс", а в качестве названия выбрано одноимённое стихотворение Иосифа Бродского, написанное им в декабре 1969 года. По окончании фильма Станислав Говорухин в беседе рассказал о том, как снимался фильм, что из себя представляет современная российская литература и кинематограф, кого он называет "попкорновым" поколением.

- Станислав Сергеевич, почему Вы решили обратиться к творчеству Довлатова. Этот материал показался Вам наиболее близким по духу?

- Чрезвычайно близким! Обратиться к творчеству Довлатова мечтал давно - лет 20. У многих режиссеров рано или поздно появляется желание снять что-то о себе. И когда я познакомился с книгами Довлатова, я понял: все, литературная основа для такого фильма найдена, не надо ничего придумывать. В итоге фильм, действительно, получился во многом автобиографическим - я ведь тоже когда-то был журналистом. К примеру, у героя фильма Лентулова было задание написать статью о 400-тысячном жителе Таллина, у меня – про миллионного жителя Казани; Лентулова отправили в командировку куда-то в эстонскую глубинку, чтобы он сделал материал о доярке - ударнице труда, которая пишет рапорт-письмо самому Хрущеву, меня же в свое время редактор газеты "Советская культура" отправлял в командировку на хутора близ той самой Диканьки, чтобы я сделал репортаж о том, как "радостно местные колхозники смотрят фильм о Хрущове "Русское чудо", снятый двумя идиотами немцами". И летучки такие, как было показано в фильме, в моей жизни тоже были, когда твоей материал все дружно критиковали в присутствии редактора, потому что "так надо", а потом подходили и говорили: молодец, мол, хорошо написал!

- То есть журналистов Вы не любите?

- Журналистику не люблю! Потому что заставляет врать. И сейчас ничего не изменилось. Попробуйте представить себе в газете "Комсомольская правда" статью о том, что у нас в стране все откровенно плохо и вообще разваливается, а в "Новой газете" – статью о сегодняшних достижениях в Калужской области, а они там, кстати говоря, есть.

- Как Вы думаете, удалось бы Вам выпустить такой фильм в 1990-х?

- Думаю, что если бы снимал фильм по довлатовской прозе тогда, снял бы его так же. Передо мной как перед режиссером и стояла задача создать у зрителя ощущение, что фильм снят в то время или как будто в то время, только без цензуры. Я старался покритиковать советское время, но так, чтобы зрителю захотелось хоть на миг в нем очутиться.

А вообще у меня ведь была в свое время возможность лично пообщаться с Довлатовым, но я ее упустил. Я году в 1989-90-м был в Нью-Йорке, в одной библиотеке, где можно было почитать книги, которые в нашей стране в ту пору "не ходили". И библиотекарша вдруг меня спрашивает: "Видите мужчину у окна? Это писатель Сергей Довлатов. Хотите, я вас с ним познакомлю?". А я в тот момент к стыду своему ни строчки довлавтовской не прочел. Нет, говорю, не надо. До сих пор корю себя за то, что не воспользовался шансом пожать ему руку! А спустя короткое время после той нашей "встречи" с Довлатовым из-за океана пришло известие, что писателя не стало…

- За многочисленные сцены с курением и алкоголем в фильме Вас еще не критиковали?

- Я старался показать жизнь такой, какой она была. К примеру, сидят люди, ведут спор об искусстве. Вы думаете, они не будут выпивать и курить? Я вообще переборов не люблю. Напринимали сейчас эти антитабачные законы, мне лично все это очень мешает. Я ехал сюда в поезде "Стриж" и был удивлен: алкоголь не продают, курить нельзя. Помню, в советское время люди курили, как мне кажется, гораздо больше, чем сейчас. И ничего, никому это не мешало.

- Главную роль в фильме Вы отдали актеру Ивану Колесникову. Он более других напомнил Вам Сергея Довлатова внешне?

- Мне он показался самым убедительным, а тут еще получилось, что да, внешне немного похож на Довлатова. Единственное, что у него не получилось на съемках – это правдоподобно сыграть пьяного. Это вообще очень сложная задача для актера, справляются с ней далеко не все. К примеру, Андрей Мягков или тот же Федор Добронравов, который задействован в моей картине, пьяных играют идеально. Вот поэтому почти все сцены с "нетрезвым" Колесниковым из картины пришлось вырезать.

- Черно-белая эстетика, надо полагать, также была выбрана Вами сознательно.

- Безусловно! Меня постоянно спрашивают об этом: почему фильм снят в черно-белой гамме? Даже пришлось вспомнить старый анекдот про одесского еврея, который в очередной раз на вопрос, почему евреи делают обрезание, ответил: потому что это красиво! Вот и я всем говорю: потому что это красиво! На мой взгляд, фильм получился в хороших советских традициях. А современный киноязык я не понимаю и не люблю.

- Вывод напрашивается сам собой: современное российское кино Вы не жалуете?

 - Я смотрю огромное количество отечественных картин и хорошо представляю, что такое наш кинематограф сегодня. К сожалению, современное кино в целом противно за редким исключением. Иногда я вообще прихожу в полнейший ужас. А самое страшное для нас – это то, что за рубеж уходит худшее. Пример – фильм Гай Германики "Да и да". Первым лицам государства такие фильмы не показывают, поэтому они не в курсе. Помню, в интервью какого-то американского режиссера услышал такую фразу: "Мы снимаем кино для 14-летнего негритянского подростка". Мне кажется, что все эти "Наша Раша", "Самый лучший фильм", "Выкрутасы", "Елки" и прочее тоже снимаются для "14-летнего негритянского подростка" с крайне низким интеллектуальным уровнем. Тот же юмор Довлатова в фильме с легкостью поймет читающий зритель, а тот, кто с книгами не дружит, улыбнется ли?

Но то, что хороших фильмов у нас нет совсем, тоже не скажу. Могу отметить картины "Батальон" Дмитрия Месхиева, "Про любовь" Анны Меликян, "Еще один год" Оксаны Бчковой, "Две женщины" Веры Глаголевой, "Белая-белая ночь" Рамиля Салахутдинова, "Территория" Александра Мельника.

И знаете, какая тенденция у нас наблюдается: чем лучше фильм, тем провальнее его судьба в кинопрокате. Почти все перечисленные мной картины "провалились" в прокате! Конечно, режиссеры и продюсеры могут "успокаивать" себя тем, что фильм покажут в эфире центральных российских каналов и его посмотрят те, кому, собственно, он и был адресован. Но зато просмотр будет сопровождаться многочисленными рекламными паузами. Могу сказать, что за время проката фильма "Конец прекрасной эпохи" по всем странам СНГ и Балтии (прокат стартовал 1 октября 2015 года – прим. НИА "Нижний Новгород") его посмотрело около 60 тысяч зрителей. Для аудитории в 200 млн это мизер! У нас есть договоренность с Первым каналом о показе картины. И даже без перерывов на рекламу.

- Благодаря фильму создается впечатление, что Вы ностальгируете по тому времени, которое обозначено как "прекрасная эпоха".

- Так это и впрямь было удивительное время, прекрасная эпоха – это все в кавычках, конечно же. В нем было все – и плохое, и хорошее: начиная с 1953-го, с года смерти Сталина, прекрасный 15-летний период развития искусства в нашей стране. Только подумайте, сколько имен в искусстве зазвучало в то время. В поэзии – Евтушенко, Воскресенский, Рождественский, Ахмадулина, в театральной среде – рождение театров "Современник", театра на Таганке, театра Товстоногова. А кинематограф какой был в то время: "Летят журавли", "Отец солдата", "Дом, в котором я живу", "Баллада о солдате"… Можно долго перечислять.

Кто-то лет через 40 будет вспоминать и о нашей эпохе, но назовут ли ее прекрасной? Вряд ли. Хотя надо отдать должное – достойной литературы сейчас много. Взять хотя бы Гузель Яхину и ее книгу "Зулейха открывает глаза", "Ложилась мгла" Александра Чудакова, "Зону затопления" Романа Сенчина.

- В своих интервью Вы иногда употребляете фразу "попкорновый зритель"...

- Да, это зритель, который приходит в кино и ест попкорн. Мне вот не очень приятно сидеть в кинотеатре рядом с таким вот жующим зрителем. Именно поэтому я не люблю ходить в современные кинотеатры. Я уже не говорю о самом попкорне: мы какая-то обезьянья страна, попкорн – это же не наша еда. Помнится, когда-то поход в кинотеатр воспринимался как праздник – перед показом фильма в фойе кинотеатров играл оркестр. Я сам мальчишкой в Казани ходил в кинотеатр "Электра" и слушал там джаз в ожидании начала показа.

- А кто Ваш любимый режиссер и какие фильмы Вы готовы пересматривать по многу раз?

- Лучший режиссер всех времени и народов – Чарли Чаплин, по моему мнению. Что же касается списка моих любимых фильмов, то в нем вы не найдете картин Эйзенштейна, Тарковского, не будет в нем даже фильмов Феллини. Зато картину Данелия "Не горюй" по своему эмоциональному впечатлению я ставлю выше многих и многих других картин. А еще: уже упомянутые мной "Летят журавли" Калатозова, "Дом, в котором я живу" Кулиджанова и Сегеля, "Баллада о солдате" Чухрая, "Весна на Заречной улице" Миронера и Хуциева, "Начало" Панфилова.

СПРАВКА:

Станислав Говорухин – режиссёр, сценарист, народный артист РФ. Создатель таких игровых лент, как "Вертикаль"", "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Место встречи изменить нельзя", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "В поисках капитана Гранта", "Десять негритят", "Брызги шампанского", "Ворошиловский стрелок", "Благословите женщину", "Не хлебом единым", "Артистка", "Пассажирка", Weekend, а также автор публицистических, художественно-документальных картин "Александр Солженицын", "Так жить нельзя" (премия "Ника" за лучший фильм 1990 года), "Вторжение", "Россия, которую мы потеряли", "Великая криминальная революция". Фильм "Конец прекрасной эпохи" снят по мотивам биографической повести Сергея Довлатова "Компромисс". Довлатов в "Компромиссе" описывает свою работу в газете "Советская Эстония" на заре застоя - с 1972 по 1974 годы, но в фильме Говорухин перенёс действия на пару лет назад - в 1969 год. По словам самого режиссера, сценарий будущего фильма понравился наследникам Сергея Довлатова, и они сразу дали разрешение на экранизацию.

Поделиться: