Ширшина Галина
Фото:
- Галина Игоревна, Вы приехали в Нижний Новгород в качестве представителя партии "Яблоко". Как оцениваете потенциал данной партии на предстоящих выборах? Планируете ли в качестве кандидата участвовать в избирательной кампании?
-В январе 2016 года председатель "Яблока" Эмилия Слабунова предложила мне стать ее советником и возглавить предвыборную работу в регионах. В мои полномочия входят переговоры с потенциальными кандидатами, с общественными объединениями, и Нижегородская область в этом плане интересна тем, что здесь будут проведены сразу две крупные избирательные кампании: в федеральный и региональный парламенты. Одного дня на Нижний Новгород не хватает, и, вероятно, до сентября я приеду к вам еще.
Что касается решения о моем участии в выборах - оно будет приниматься на съезде во второй половине июня, есть предварительная договоренность о моем вхождении в федеральную часть списка партии. Иллюзий по поводу влияния "Яблока" на политический и экономический курс страны я не испытываю – у партии пока просто нет рычагов для этого ввиду отсутствия собственной фракции в Российском парламенте. Но в нашу пользу может сыграть целый ряд факторов: понятная и ориентированная на конкретного человека и его нужды программа, открытость для всех кандидатов демократического толка, ясность идеологии партии, изложенная в Меморандуме политической альтернативы (в том числе позиция по Крыму, европейскому пути развития России, национализму-радикализму) и возрастающее негативное отношение людей к текущей ситуации в стране. Снижение доходов населения, кризис в здравоохранении и образовании, катастрофически медленная газификация в отдалённых районах страны, которая экспортирует газ куда только можно и многое другое – за десять лет парламентские партии не решили этих проблем. В ситуации кризиса доверия к власти у "Яблока", как единственной реально оппозиционной партии, сейчас есть все возможности заручиться поддержкой населения.
- В декабре 2015 года Городской Совет Петрозаводска отправил Вас в отставку, в республиканском суде это решение обжаловать не удалось. На какой стадии сейчас находится рассмотрение данного дела в президиуме Верховного суда Республики Карелия?
- Жалоба подана во второй половине апреля, но пока не рассмотрена. По закону решение по ней суд должен вынести не позднее чем через два месяца – то есть до конца июня.
- В Дзержинске Нижегородской области в 2012 году депутаты также отстранили от власти всенародно избранного мэра города Виктора Сопина. На Ваш взгляд – верно ли, что вопрос об отставке главы города, избранного жителями, решается Гордумой?
- Да, я в курсе схожего с моим прецедента в вашей области, с Виктором Федоровичем мы сегодня очень тепло пообщались по телефону, надеюсь, в ближайшее время сможем встретиться и лично. Его состояние при отставке я, как человек, это переживший, прекрасно понимаю. Когда мэр делает для жителей все, что от него зависит, а это не нужно вышестоящим властным структурам, и его, неугодного, так или иначе, отстранят - это серьезная, глубинная проблема. При этом в законе же не прописано четких критериев, по которым местный парламент может отстранить мэра, каковы объективные критерии неудовлетворительной оценки его работы? Или касаемо моей ситуации - депутаты отстранили меня с формулировкой "за неисполнение полномочий" - в каком объеме это неисполнение, при каких условиях федерального и республиканского софинансирования? Но существующей политической системе выгодно иметь такое размытое законодательство по удалению мэров в отставку, так как различные политические группы, главы субъектов могут интерпретировать законы так, как им выгодно. А ведь, по сути, единственным человеком, перед которым избранный мэр должен отвечать - это житель, и по логике вещей именно он должен решать вопрос о компетенции главы города. Все иное – прямое игнорирование мнения населения.
- С Вашим приходом в Петрозаводскую мэрию городские оперативные совещания стали открытыми. Помогало ли в работе такое тесное взаимодействие с жителями?
- Городские планерки были открытыми и до меня, но кроме открытых оперативок мы ввели годовые отчеты перед жителями в микрорайонах, видеоотчеты, горячие телефонные линии с мэром. Главам городов нужно понимать, что именно житель – главный в городе, он твой работодатель и может своему наемному работнику-мэру сказать в любой форме все, что думает. Когда в системе заложено открытое общение с мэром – это перестает быть чем-то уникальным и удивительным. Периодически я получала сообщения от жителей и на своей странице в соцсети Facebook, и поначалу очень боялась, что не буду успевать реагировать на эти обращения. Ничего подобного. Люди же обращаются к мэру только тогда, когда у них есть реальные проблемы, и зря беспокоить будут не многие.
- А в Нижнем Новгороде оперативки в горадминистрации закрыты даже для журналистов.
- Это проявление слабости со стороны руководства и к тому же весьма эффективный способ породить слухи и домыслы. Если нечего скрывать – зачем скрываться? Другой вопрос, что журналисты порой ведут себя не совсем корректно, но такое случается не столь часто.
- Галина Игоревна, последний вопрос: в Нижегородской области пять лет назад отменили прямые выборы мэра и ввели так называемую "двуглавую" систему: главой города является председатель Гордумы, есть глава администрации, и тот, и другой избираются депутатами. В мае эта система была почти полностью отменена, но прямые выборы так и не вернули. На Ваш взгляд, какая из систем управления МСУ является наиболее приемлемой?
- Если мэра избирали жители, он именно их, а не губернатора и депутатов воспринимает как своего работодателя. Назначение глав городов-глав администраций – это профанация, попытка заменить реальное местное самоуправление вертикалью власти. Если руководителей города назначает губернатор или депутаты - они в первую очередь будут отстаивать интересы своего работодателя. И если работодатель приказывает вырубить сквер и продать земельный участок - сити-менеджер будет слушать его, а не людей, всю жизнь отдыхавших в этом сквере. Я, выбирая между жителями, отстаивающими скверы и парки, и застройщиками, которые хотели что-то возвести на "зеленой" территории, ориентировалась именно на первых. Бизнес крайне важен для развития города- это бюджет, но ведь можно найти и другие территории для строительства и не сталкивать интересы. Я уверена, что единственная легитимная власть – это власть избранная.
СПРАВКА:
Галина Ширшина - российский политический и общественный деятель, глава Петрозаводского городского округа в 2013—2015 годах. Она стала первой в истории Петрозаводска мэром-женщиной и при вступлении в должность отменила инаугурационную церемонию как "излишнюю и требующую неоправданных расходов бюджетных средств". Будучи мэром, Ширшина снизила стоимость проезда на общественном транспорте с 17 до 10 рублей, отменила выплату "золотых парашютов". Галина Ширшина - лауреат премии РБК в категории "Государственный человек" с формулировкой "За открытую политику в регионе, отстаивание принципов местного самоуправления и смелость в принятии решений". 25 декабря 2015 года депутаты горсовета Петрозаводска проголосовали за досрочное прекращение полномочий Ширшиной.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+