Последние интервью
Последние новости рубрики Бизнес
Бизнес

Павел Солодкий: "Санкции против нашей страны сохранятся очень долго, и нам нужно учиться жить в этой реальности"

29 августа 2016 08:50  [3204] Бизнес
Павел Солодкий

Павел Солодкий

Фото: НИА Нижний Новгород

Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области существует два года. В 2014 году с жалобами и обращениями сюда обратились 1070 предпринимателей, а в 2015 – уже 1203. Рост таких обращений наблюдается и в 2016 году. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, член Федерального политсовета Партии Роста Павел Солодкий рассказал о своей работе в должности бизнес-омбудсмена и поделился своим видением развития экономики в России.

- Павел Михайлович, бизнес-климат в регионе за два года, по крайней мере, не стал хуже. Тогда почему количество обращений к вам растет?

- Тому есть несколько причин. Во-первых, все больше и больше предпринимателей узнают о деятельности аппарата уполномоченного. Ведь, защищая предпринимателей, мы занимаемся и просветительской деятельностью, и только за прошлый год провели десятки выездов в районы области, организовали много встреч предпринимателей с руководителями государственных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов региона для разъяснения их позиций. Мы стремились к тому, чтобы высокопоставленные чиновники лично услышали те жалобы бизнеса, которые предприниматели готовы озвучить публично.

Во-вторых, за два года нам удалось отстоять законные права сотен предпринимателей, у нас уже много историй успеха, и бизнесмены поверили в то, что их права не только нужно, но и можно защищать.

И в-третьих, нам удалось решить ряд системных проблем, однако появились новые. К примеру, количество плановых проверок бизнеса в регионе, по данным областной прокуратуры, сократилось в три раза: с 27 тысяч в 2013 году до 9 тысяч в 2015-м. Но мы наблюдаем значительный всплеск жалоб, связанных с налоговыми претензиями к бизнесу. (На федеральном уровне за 2015 год зафиксирован рост уголовных дел за налоговые правонарушения на 60%). Растет количество обращений к нам, которые связаны с таможенной сферой, кадастровыми и земельными отношениями, имущественными правами, с антимонопольным законодательством и т.д.

- Но ведь и предприниматели не всегда бывают добросовестными…

- Разумеется, среди предпринимателей есть нарушители, которых наказывают действительно обоснованно: они занимаются мошенничеством, обналичкой, неуплатой налогов. Это правильный тренд, потому что законопослушным предпринимателям тяжело работать в среде, где одни исполняют законы, а другие – нет. Но мы стараемся тщательно разобраться с каждой жалобой, для чего существует целый пул экспертов – моих общественных помощников. У нас заключены соглашения с адвокатским сообществом, и прежде чем обращаться в тот или иной орган, мы проводим экспертизу. В случае, если нарушение выявляется, мы обращаемся в соответствующие органы.

- Сейчас "сложными экономическими условиями" принято объяснять все проблемы. А как они в действительности влияют на бизнес?

- Сложные экономические условия – это "мутная вода", в которой недобросовестные предприниматели могут еще больше нарушать законы, а добросовестные зачастую не выживают. С начала кризиса муниципальные, региональные и федеральные органы власти накопили колоссальную задолженность за уже выполненные компаниями работы или поставленные товары. В этой цепочке крайний – предприниматель. Он не получил оплату, а потому и не заплатил налоги – его через три месяца могут обанкротить. Не заплатил зарплату – через два месяца могут возбудить уголовное дело. А то, что ему не платят более года, никого не интересует. Если задолжали государственные или муниципальные органы, мы бьемся и добиваемся результата. Но очень часто госорганы должны генподрядчику, а обратившиеся к нам компании были субподрядчиками. Генподрядчик и субподрядчик – это отношения двух коммерческих структур, разбираться в которых мы не правомочны и лишь наблюдаем за сотнями банкротств вполне добропорядочных и законопослушных предпринимателей.

- А какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы поддержать строительную отрасль?

- Строительная жилищная отрасль может быть локомотивом выведения экономики из кризиса. Для этого нужно снизить ипотечные ставки для отдельных категорий населения, например, для сотрудников бюджетных учреждений, до 3%, а остальным предложить ставки не более 9-10%. Спрос на жилье сразу возрастет, и мы толкнем не только строительную отрасль, но и производство стройматериалов и строительного оборудования, транспортное машиностроение и т.д. В рамках Столыпинского клуба было посчитано, что для реализации данной инициативы нужна господдержка на сумму около 160 млрд рублей. Нам отвечают: денег нет. В то же время, по данным Счетной палаты, в России разворовывается около 800 млрд рублей бюджетных денег в год.

- Как высчитаете, что еще нужно сделать, чтобы Россия вышла из кризиса?

- Нужно через Госдуму показать возможности устойчивого роста страны с помощью развития отечественной промышленности. В стране есть все ресурсы для того, чтобы экономика росла, но многие действия Центробанка и ряда федеральных министерств не только не способствуют, но и мешают развитию. Мы не видим финансовой поддержки промышленности, кредитование предприятий не только не возросло, а, наоборот, резко сократилось, из-за чего и буксуют программы импортозамещения. И виноваты в этом не банки. Банки работают в тяжелейших условиях, потому что инструкции ЦБ не позволяют им развивать проектное финансирование или, к примеру, кредитовать те компании, которые по какой-либо причине показали убытки всего в одном квартале.

Вспомните, после введения контрсанкций на импорт продовольствия из стран Евросоюза и США российские аграрии получили возможность льготного кредитования и проектного финансирования. Сегодня мы занимаем второе место в мире по экспорту пшеницы. Совсем недавно в Россию ввозились овощи, свинина, курятина, индюшатина… Сегодня мы не только обеспечиваем этими продуктами себя, но и пытаемся их экспортировать. Только вдумайтесь: мы на протяжении очень долгого времени не могли накормить страну и ввозили продовольствие со всего мира. А за последние полтора-два года начали его экспортировать, и санкции этому только помогли.

Нужно распространить этот опыт и на промышленное производство. У нас есть талантливые работоспособные люди, есть что производить и продавать. Нужно лишь поддержать инициативы по развитию промышленности. Да, в небольших размерах такая поддержка уже оказывается из Фонда развития промышленности. Только за прошлый год Промышленный комитет при Народном фронте на федеральном уровне получил заявки на 700 млрд рублей на строительство новых промышленных объектов. А прокредитованы были проекты на 20 млрд рублей. Если продолжать теми же темпами, то только через 35 лет получат поддержку те, кто подали заявку в 2015 году. Это же абсурд! На все предложения по изменению кредитной политики для развития промышленности нам отвечают: денег нет. Но Россия за последний год закупила ценных бумаг США более чем на 6 млрд долларов. Эти средства названы лишними деньгами и выведены из страны!

Нам говорят, что эмиссия денег для поддержки инвестиций в промышленность разгонит инфляцию. Но мы не предлагаем начинать с роста зарплат. Денежная эмиссия и инфляция – это не связанные вещи, если средства идут на развитие промышленности, на реализацию инфраструктурных проектов, а не просто раздаются населению. Подняв экономику, мы можем рассчитывать на рост пенсий, зарплат, стипендий. Но ждать, пока подорожает нефть и газ, когда что-то свалится с неба… Я уверен, что санкции против нашей страны сохранятся очень долго, и нам нужно учиться жить в этой реальности.

Поделиться: