Последние интервью
Последние новости рубрики Политика
Политика

Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА

Владимир Булавин: "Когда в стране объявлена война, то на борьбу с общим врагом должен подняться весь народ"

08 октября 2004 16:53  [9070] Политика
Владимир Булавин: Когда в стране объявлена война, то на борьбу с общим врагом должен подняться весь народ

Владимир Булавин: Когда в стране объявлена война, то на борьбу с общим врагом должен подняться весь народ

НТА - Сергей Тумкин

Председатель Совета начальников органов ФСБ РФ в Приволжском федерального округе генерал-лейтенант Владимир Булавин рассказал в эксклюзивном интервью Нижегородскому телеграфному агентству о деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению контртеррористической безопасности в нижегородском регионе.

- Владимир Иванович, какие меры для усиления антитеррористической безопасности предприняты спецслужбами Нижегородской области в связи с серией терактов в августе-сентябре текущего года?

- Строго говоря, мы уже давно совместно с правоохранительными органами принимаем все меры, чтобы в Нижегородской области не допустить терактов. Система превентивных мер в Нижегородской области выстроена, все правоохранительные органы работают и организуют службу в режиме усиления, поэтому говорить об усилении того, что и так усилено - не имеет смысла.

Мы обязаны поддерживать на должном уровне существующую систему превентивных антитеррористических мер. Все дело в том, что у нас эта кампания носит своего рода синусоидальный характер, меры противодействия то возрастают, то утихают, это связано с новыми витками терактов. После захвата заложников в Москве на Дубровке было больше обращено внимание на места массового скопления людей, на культурные мероприятия. Произошел теракт в Беслане - усилились меры безопасности учебных заведений, детских дошкольных учреждений. Если так и далее действовать, то мы, усиливая меры безопасности в одном месте, где-то ослабляем их. На мой взгляд, самая главная задача всех спецслужб – выстроить действенную систему превентивных антитеррористических мер, которая бы заранее позволяла идентифицировать как людей, способных совершить теракт, так и процесс подготовки террористической акции.

Наивно полгать, что системы осведомителей у спецслужб нет

- В последнее время в прессе широко обсуждается тема создания системы осведомителей. Как вы считаете, насколько это реально в стране, где за последние полвека укоренилось убеждение, что осведомитель спецслужб – это "стукач", которого нужно презирать. Или же общество после последних потрясений готово к сотрудничеству со спецслужбами?

- Наивно полагать, что системы осведомителей у спецслужб нет. Агентурный аппарат или агентурная сеть всегда существовала и будет существовать - без этого немыслима деятельность любого субъекта оперативно-розыскной деятельности. В начале 90-х годов много говорилось об осведомителях, велись споры: "стукачи – морально это, или аморально?". Я всегда придерживался одной точки зрения: оказывать помощь органам ФСБ или МВД в борьбе с преступностью – всегда морально. И те, кто рассуждает иначе, на мой взгляд, чего-то боятся. По большому счету, в настоящее время речь идет не о создании сети осведомителей, а о некой системе коллективной безопасности, когда каждый человек думает не только о себе, а о своих ближайших родственниках, соседях, знакомых, а они, в свою очередь, думают о нем и о его безопасности. Тогда эта система выстраивается и работает, повышается общий уровень бдительности. Когда стране объявлена война, то на борьбу с общим врагом должен подняться весь народ. Поэтому речь не идет просто об осведомителях, речь идёт об элементарном наведении порядка, о построении механизма прохождения любой сигнальной информации, настораживающей того или иного человека.

Штат ФСБ должен быть увеличен

- После серии терактов в августе-сентябре текущего года Президент Владимир Путин заявил об усилении роли спецслужб в России. В чем должно состоять усиление роли спецслужб: в дополнительных полномочиях, в укрупнении структуры, в увеличении финансирования?

- Я давно считаю, что штат ФСБ должен быть увеличен. В связи с тем, что численность сотрудников нашего ведомства ограничена, наблюдается некая диспропорция между целями и задачами, которые стоят перед службой безопасности и штатом ФСБ. Поэтому вопрос стоит так: или мы отказываемся от какого – либо из направлений нашей деятельности и увеличиваем количество сотрудников, которые занимаются именно антитеррором, или мы этот отдел увеличиваем за счет набора новых людей.

- На территории области находится Федеральный ядерный центр. Насколько будет усилена охрана секретных объектов города Сарова?

- Прежде всего, город Саров закрыт. Он находится за колючей проволокой, охраняется дивизией внутренних войск. Кроме того, в Сарове располагается наше структурное подразделение, которое решает комплексные задачи. Наряду с обеспечением антитеррористической безопасности отдел УФСБ занимается и охраной государственных секретов и выявлением устремлений иностранных спецслужб. Вопреки разговорам об открытии города, могу сказать, что этого в ближайшее время не планируется.

Работа ведется не только в самом Сарове, но и в ближайших районах, в том числе, и республике Мордовия. У нас тесные контакты с коллегами из Мордовии, мы обрабатываем любой сигнал, который можно было бы расценить как проявление терроризма. По моему мнению, вариант силового прорыва в Саров можно исключить, группа потенциальных террористов будет слишком заметна и существующая система мер, позволит их обезвредить, еще на пути к закрытому городу.

Задачу вселения страха за террористов выполнили СМИ

- После захвата школы в Беслане вновь была поднята тема информационной безопасности. Как должны действовать СМИ в условиях террористической угрозы?

- Во время проведения контртеррористических операций, времени и сил контролировать средства массовой информации, просто нет. Потому как все подчинено одной задаче – освобождение заложников и ликвидация террористов. На мой взгляд, правила игры должны быть обговорены заранее. Если бы по телевидению не были показаны и подробно разобраны действия спецслужб и террористов во время захвата заложников в Москве на Дубровке, террористы в Беслане действовали бы, наверное, иначе. И возможно, тогда бы операция по освобождению заложников прошла бы успешнее.

Что касается в целом информационной безопасности, нужно подумать, какую цель преследовали террористы. Не было же их конечной целью убить заложников и расстрелять школьников, цель была одна - поселить страх и панику в душах людей, показать слабость власти. За них эту задачу в некоторой степени выполнили СМИ, показав на весь мир, как убивают детей, как убивают заложников. Вольно или невольно СМИ способствовали конечной цели преступников. После событий в Беслане психологическая помощь нужна была не только тем, кто оказался участником печальных событий, но и тем, кто сидел перед телевизорами в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Дзержинске…

Я не говорю, о том, что нужно замалчивать информацию о терактах, но показывать на всю страну, как убивают детей - это безнравственно. Речь не идет о запрете на ту или иную информацию, речь идет о разумном подходе к ее освящению в СМИ.

Угроза международного терроризма – это не пустые слова

- УФСБ по Нижегородской области во взаимодействии с прокуратурой и ГУВД, а также ГУ МВД РФ по ПФО пресечена деятельность террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". Как продвигается это дело?

- Да, мы уже рассказали представителям СМИ, что в Нижнем Новгороде и ряде городов Поволжья были выявлены ячейки организационно оформленной, запрещенной в России и объявленной террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". До конкретных проявлений действий террористического характера не дошло, но мы располагаем информацией, что при определенных условиях они могли быть задействованы в конкретных террористических операциях. К настоящему времени у нас есть доказательная база, на основании которой пяти задержанным лицам судом санкционирована мера пресечения в виде заключения под стражу.

Если говорить о национальной принадлежности подозреваемых, то среди них - два иорданца, а также представители северокавказских республик России. Сейчас перед нами, помимо всего прочего, ставится вопрос о том, каким образом эти люди натурализовались в России и в Нижнем Новгороде, каким образом граждане Иордании получили российское гражданство, кто и как осуществлял финансирование потенциальных террористов.

Кроме того, у задержанных была изъята литература вербовочного характера, а так же литература, которая носит характер промывания мозгов в определенной направленности, на русском и арабском языках. При этом речь идет не только о нижегородской ячейке, я еще раз подчеркиваю, что ликвидирована разветвленная сеть в нескольких городах Поволжья. Связи террористов нами выявлены, и мы сейчас будем дальше их отрабатывать. В Москве в свое время также была выявлена аналогичная ячейка группы "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", насколько мне известно, там сейчас это дело в стадии разбирательства. Поэтому, когда мы говорим, что Россия имеет дело с международным терроризмом – это не пустые слова.

Я с уверенностью могу сказать, что в Нижнем Новгороде все члены этой группировки вычислены.

- В связи с тем, что члены ячейки "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" смогли проникнуть на территорию Нижегородской области не считаете ли вы, что необходимо ужесточить миграционную политику государства?

- Я не думаю, что нужно ужесточать миграционные правила, их надо просто задействовать в полном объеме. Когда мы говорим о миграционной политике, о возможности получить российское гражданство, мы говорим о другой проблеме национальной безопасности – проблеме коррупции. Получение российского гражданства стало доходным бизнесом для некоторых чиновников, у нас на сей счет есть конкретные меры. В Нижегородской области при взаимодействии с ГУВД предупредительно – профилактические меры уже осуществлены.

Я считаю, что получение российского гражданства должно решаться на должном уровне. Этим должны заниматься не клерки и не чиновники. Решение о предоставлении российского гражданства должно приниматься на более высоком уровне.

Поделиться: