Популярные интервью за год
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА

Лоран Дреано: "Главная цель программы "Культурная столица" – не только сделать известным город, но и сделать культуру города ближе к его жителям"

03 февраля 2005 08:31 Культура и отдых
Лоран Дреано: Главная цель программы Культурная столица – не только сделать известным город, но и сделать культуру города ближе к его жителям

Нижний Новгород и Пермь в 2006 году станут местом проведения программы "Культурная столица Поволжья". Сама программа была организована по инициативе полномочного представителя Президента РФ в ПФО Сергея Кириенко по аналогии с программой "Культурная столица Европы", действующей начиная с 1985 года.

В конце января делегация фонда "Культурная столица Поволжья" и группа приволжских журналистов – победителей культурных конкурсов – посетили французский город Лилль, Культурную столицу Европы 2004 года. В рамках визита состоялось общение с главным координатором лилльской программы – Лораном Дреано. Речь шла о том, что из себя представляла программы и каковыми были ее последствия для самого города.

—Цель программы "Лилль – Культурная столица Европы 2004" состояла не только в том, чтобы сделать Лилль известным городом в Европе и в мире, но и сделать культуру Лилля доступной для жителей этого города. Именно поэтому мы выбрали несколько приоритетных направлений в своей программе.

Одно из этих направлений состояло в том, чтобы пригласить в Лилль художников, деятелей культуры, известных на международном уровне качеством своих работ. Идея была в том, чтобы эти художники достаточно большое время провели в регионе, и имели возможность здесь на основе своих таланов и способностей предложить интересную художественную программу.

Другое важное направление состояло в том, чтобы население города могло насколько это возможно активно участвовать во всех компонентах и событиях этой программы. Именно поэтому нам было важно, чтобы программа интенсивно шла в течение всего года, потому что процесс вовлечения зрителей занимает достаточно большое время, для того, чтобы они поняли смысл этой программы и привыкли к тому, что они участвуют в этих событиях. Одним из способов привлечения широкой публики была организация больших праздников: не только церемонии открытия 6 декабря 2003 года, но и в течение всего года было несколько кульминационных точек, когда очень много людей принимали в них участие. В основном, это были события на открытом воздухе.

Кроме этого, мы попросили нескольких художников сделать очень большие проекты, в основном – тоже на публичных открытых местах, чтобы любой житель города видел, что в Лилле что-то происходит, что отличается от его повседневной жизни.

Это были очень специфические проекты. Например, на одной из главных площадей Лилля был проект "Перевернутый лес" – вы попадали в лес, где деревья росли с неба.

Город Шанхай также предложил свой проект. На протяжении всей центральной улицы Лилля были установлены рекламные щиты из Шанхая, а на главной площади был установлен чайный павильон, где проходили чайные церемонии.

В каждом случае мы просили художников сделать что-то такое, что вовлечет в активную деятельность максимальное количество людей. Здесь снималось традиционное противопоставление между социальными и художественными проектами. Даже если это были художественные проекты самого высокого уровня, мы хотели, чтобы они имели широкий социальный резонанс.

Естественно, когда делается такой крупный масштабный проект, нужно думать о том, что будет происходить после завершения года "Культурной столицы". Что мы построим для будущего: новый театр, новый музей, новый храм? Вместо этого мы решили сделать несколько площадок, которые были бы важны для художников и для публики, где они могли бы встречаться. Такие площадки получили забавное название – "Maison Folie". Во французском варианте это название звучит несколько более многозначно и менее грубо, чем в английском и русском переводе ("Сумасшедшие дома"). Сумасшедшие они не потому, что там сумасшедшие люди, а потому, что там происходит очень много странных вещей. Это такие места, где художники могут найти необходимые подручные средства для своей работы, где они могут продемонстрировать результаты своего творчества. Но это места не только для профессиональных художников, но также и для простых людей, у которых есть какие-то художественные проекты. Они могут прийти в эти места и реализовать свои проекты. Кроме того, в "Сумасшедших домах" есть не только выставочные залы и театральные площадки, но и рестораны, бары, специальные места, где люди могут встречаться. В целом "Сумасшедшие дома" стали одним из наиболее успешных направлений программы "Лилль – Культурная столица Европы 2004", поскольку мы пригласили много известных людей, которые делали там свои проекты, и организовали в них достаточно большое количество событий.

"Сумасшедшие дома" – одно из тех последствий программы, которое останется в долгосрочной перспективе. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы обеспечить будущее этих домов.

Всего же в течение 2004 года в рамках программы состоялось около 2300 событий: порой очень крупных и масштабных, порой – очень маленьких, которые происходили на территории маленьких городков и деревень. Более 10000 деятелей культуры как из региона Норд Па Де Кале, центром которого является Лилль, так и из других регионов Франции и других стран Европы, приняли участие в программе "Культурная столица Европы 2004 года".

Огромный интерес к программе наблюдался со стороны публики. В ее мероприятиях приняли участие около девяти миллионов человек. Это важный результат не только с художественной и культурной точек зрения, но и с социальной и экономической, с точки зрения тех денег, которые принес туризм в рамках программы "Лилль – Культурная столица Европы 2004 года".

Программа 2004 года стала большим вызовом для всех. Была проделана большая работа, в которую вкладывались люди. Результаты превзошли самые смелые ожидания. И единственное, о чем я сейчас сожалею, и надеюсь исправить в будущем, это то, что не так много деятелей культуры из России принимали участие в нашей программе.

–Какие именно коллективы из России принимали участие в программе?

–Прежде всего, когда мы говорим о вкладе России в культуру, мы всегда думаем о театре. Нам кажется, что прежде всего именно в области театра от России стоит чего-то ожидать. Для участия в программе был приглашен уличный театр "А.К." из Санкт-Петербурга.

Мы хотим, чтобы каждый год в Лилле проходил театральный фестиваль. В 2005 году мы планируем пригласить в город театральные коллективы из России. К сожалению не так много поводов и ситуаций, когда во Франции можно пообщаться с режиссерами российских театров. Был большой фестиваль в Авиньоне в 1997 году, но с тех пор таких крупных мероприятий не происходило. Мы надеемся, что благодаря фестивалю в Лилле мы сможем установить более тесные контакты с российскими труппами.

–Вам приходилось сталкиваться с какими-либо проблемами в ходе подготовки к проведению программы "Лилль – Культурная столица Европы 2004"?

–Первая проблема заключается в том, что когда организуются события такого масштаба, как "Культурная столица Европы", никто не понимает и заранее не знает, что это такое. Если бы мы организовывали Чемпионат мира по футболу, все бы это понимали. Нам пришлось столкнуться с двумя ситуациями: с одной стороны, простая публика не знала, чего ожидать от программы и в чем ее смысл, а с другой стороны – люди, которые традиционно работают в различных сферах культуры и искусства, ожидали традиционных событий в тех сферах, где они заняты. Когда все эти разные блоки объединяются воедино и делается что-то новое, возникает проблема понимания и неудовлетворенных ожиданий.

Второе противоречие, с которым мы столкнулись: с одной стороны нужно концентрироваться на одном конкретном периоде, поскольку это единственный способ добыть необходимую сумму денег. Но с другой стороны, нужно думать о будущем, поскольку, как показывает опыт других Культурных столиц, после завершения программы происходит катастрофический слом: только что был потрясающий уровень интенсивности событий, и затем он обрывается.

–Вы можете дать какие-то конкретные рекомендации, как преодолеть эти противоречия и решить названные проблемы?

–Очень важно встречаться с людьми, делать проекты, консультируясь с ними. Но в какой-то момент ты понимаешь, что только когда ты демонстрируешь уже готовый проект, люди начинают понимать, о чем идет речь. В этом плане никакие подготовительные процессы проблему недопонимания не решают.

Вокруг организаторов всегда находится большое количество скептически настроенных людей, и каждый день приходится быть готовым к тому, чтобы начать все с нуля.

–Как вы выбираете проекты для участия в программе, как решаете, какие проекты достойны быть представленными в ее рамках?

–Мы не организовывали конкурсы проектов по той простой причине, что опасались слишком большого количества заявок. Эта ситуация произошла во многих Культурных столицах, когда из сотни проектов был выбран один, и конкурс имел отрицательный социальный резонанс. Наш путь был другим: мы определили несколько ключевых тем и попросили деятелей культуры подумать, как их проекты могут встроиться в эти темы. Организаторы попробовали объединить ряд индивидуальных проектов, не идя по пути многочисленных персональных выставок.

–В какой степени в содержательном смысле проекта, реализованные в рамках программы "Лилль – Культурная столица Европы 2004" отличались от того, что обычно потреблял город Лилль?

–Первое отличие – это крупные праздники, которых обычно в Лилле не бывает. Сначала мы совершенно не были уверены в том, что это – правильная стратегия. Когда мы готовились к открытию программы в декабре 2003 года, мы попросили людей придти в белой одежде, чтобы проецировать изображение на них, как на экраны. Мы не знали, сколько придет людей поскольку была холодная погода и раньше не было опыта организации больших праздников зимой. Мы думали, что если бы пришли 100-150 тысяч человек, то это был бы огромный успех. Однако на празднике присутствовали 700 тысяч человек! И это стало импульсом для всей программы, поскольку людям это понравилось, и они постоянно требовали подобных массовых акций.

Для реализации программы нам нужны были места, которые совмещали бы в себе выставочные залы и площадки для развлечений. Например, почтовый терминал был превращен в трехэтажное выставочное пространство, внизу которого был организован ночной клуб с электронной музыкой. Я был поражен, когда, возвращаясь однажды в три часа ночи, увидел огромную очередь людей, желающих попасть в этот клуб. Это было в октябре 2004 года, когда сама программа уже была практически завершена.

Еще одно отличие программы: мы начали с выставок, которые, как нам казалось, будут понятными и интересными для людей, и не вызовут у них отторжения. В тоже время, это были очень современные выставки. Например, это была выставка роботов: художественная, но очень популярная и интересная для массовой публики. Еще одна выставка называлась "Машины будущего": странные футуристические модели автомобилей.

Вся программа была разбита на три сезона, каждый из которых имел свои приоритеты и яркие точки. Это тоже помогало концентрировать людей на определенных моментах.

–Удалось ли вам уже в ходе реализации программы найти новых талантливых людей, художников?

–Да, причем очень много. В частности, в тех же "Сумасшедших городах" мы часто выставляли молодых никому неизвестных художников. Благодаря вниманию публики, которое они получили, благодаря встречам с другими деятелями культуры, эти молодые таланты получили импульс для своего собственного развития. Мы также выпустили большой каталог работ молодых художников, решив, что это им гораздо больше поможет, чем большая выставка.

–Вы говорили, что все знают, что такое футбол, но никто не знает, что такое культура. А сами вы как для себя понимаете определение культуры?

–Понятие культуры в широком смысле предполагает два момента. Во-первых, это момент, связанный с восприятием, с отношениями между зрителем и произведением искусства. Это не только статичное восприятие, но и контакт между различными людьми. Второй момент – некая уверенность в том, что ты тоже принадлежишь к определенной культуре, потому что для того, чтобы понимать другую культуру, нужно понимать особенности своей культуры. Поэтому частью нашей стратегии стало намерение пригласить сюда как можно больше представителей самых разных культур, и через это заставить задуматься жителей региона Норд Па Де Кале, в чем состоит их культура и какое место она занимает в глобальном мире.

–Чем ваш комитет занимается сейчас, после завершения программы?

–Примерно до конца марта мы будем завершать нашу деятельность в аспекте программы: мы будем составлять финансовую отчетность, подводить итоги. И это очень важно, чтобы полученный нами опыт был доступен для других людей.

При этом мы не собираемся сидеть и думать о прошлом. Мы думаем о том, как теперь мы будем работать с людьми, которые вовлечены в сферу культуры и какие новые варианты мы можем для них предложить. Например, мы работаем по программе "Сумасшедшие дома", думаем о том, чтобы вновь открыть выставочный центр в почтовом терминале.

Также мы думаем над тем, как сделать культуру важным вопросом в повестке дня политиков, поднять ее статус в глаза тех людей, которые принимают решения. Идея состоит в том, чтобы они помогали культуре развиваться, но чтобы они не использовали ее в своих узких целях.

–Как складывались отношения у организаторов программы с руководителями региона и города, где вы находили взаимопонимание, а где существовали разногласия?

–В основном отношения были очень хорошими, поскольку политики понимали пользу того, что мы делаем для развития региона. Нас очень поддерживала мэр Лилля, которая считала, что нужно больше культуры в том мире, который становится все более и более материалистичным.

Организация "Лилль 2004" в скором времени прекратит свое существование, но через неделю я стану начальником управления культуры города Лилля, что позволит сохранить и развить результаты программы.

Перевод – Глеб Фирсов

У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.

Поделиться: