НТА - Мария Кулагина
Нижегородская область к 10 декабря 2005 года должна представить в Минсельхоз РФ планы и заявки по участию в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК". Об этом сообщил 1 декабря на совещании по реализации национального проекта "Развитие АПК" в Нижегородской области министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов региона Леонид Седов.
Леонид Седов отметил, что впервые за 20 лет в стране развитие сельского хозяйства было определено в качестве приоритетного национального проекта.
Как сообщил заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Александр Абрамов, приоритетный национальный проект "Развитие АПК" будет реализовываться по двум основным направлениям: ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
По его словам, сложившаяся неблагоприятная ситуация в животноводстве, и особенно в производстве мяса, имеет несколько основных причин. Одна из них - низкая производительность труда, обусловленная недостаточной фондовооруженностью и неудовлетворительным состоянием производственных фондов, износ которых достиг 80%.
Низкая производительность и постоянный рост производственных издержек, не позволяют большинству российских животноводов успешно конкурировать с субсидированной продукцией импортного производства, доля которой на рынке мяса в России достигает 32%.
Это приводит к сокращению инвестиций, моральному и физическому износу материально-технической базы. Ее обновление происходит недостаточными темпами.
Данные проблемы не позволяют подотрасли вести даже простое воспроизводство и приводят в постоянному сокращению поголовья скота.
В следствие этого первым мероприятием в Плане реализации Проекта определены меры по расширению доступности кредитных ресурсов для ускоренного развития животноводства.
Это решается созданием условий для привлечения долгосрочных кредитов на льготных условиях. Суть мероприятия заключается в том, что процентная ставка по кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов будет на две трети субсидироваться из Федерального бюджета. На столь длительный срок это будет сделано впервые. На реализацию мероприятия из федерального бюджета будет выделено 6 млрд. 630 млн. рублей, в том числе 3 млрд. 450 млн. в 2006 г., что позволит привлечь на техническое перевооружение около 40 млрд. рублей коммерческих кредитов, сообщил Александр Абрамов.
Второе мероприятие, по словам замминистра, также направлено на обновление основных фондов в животноводстве. Основная его задача – это повышение генетического потенциала животных, разводимых в России пород и улучшение условий их содержания. Решение этой проблемы предусматривается осуществлять через закупку племенного скота и современного технологического оборудования по положительно зарекомендовавшей себя системе государственного лизинга. Минсельхоз уже включил данные позиции в перечень объектов, поставляемых по системе государственного лизинга. Лизинговые поставки будут обеспечены увеличением уставного капитала ОАО "Росагролизинг" на 8 млрд. рублей, по 4 млрд. ежегодно. Результатом данного мероприятия в Российской Федерации будет произведена поставка по лизингу до 100 тыс. голов высокопродуктивного скота, ввод и модернизация 130 тыс. ското-мест.
Александр Абрамов отметил, что по Нижегородской области уже подготовлен ряд заявок на строительство и реконструкцию животноводческих помещений на сумму 1 миллиард 445 миллионов рублей, на приобретение племенных животных в количестве 6000 голов КРС, 4500 голов свиней и 44 тысячи племенного молодняка кур.
Третьим мероприятием для обеспечения ускоренного развития животноводства и повышения его конкурентоспособности является принятие решения Правительства об отмене ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов, сообщил замминистра.
Вторым важным направлением реализации проекта, по словам Александра Абрамова, является "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе". Анализ структуры производства животноводческой продукции показывает, что на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйства в последние годы приходятся значительные объемы производства. В малых формах хозяйствования (ЛПХ и КФХ) Нижегородской области производится 90% картофеля, 89% овощей, 44% мяса и 40% молока. Также велика и социальная значимость данного сектора – личное подсобное хозяйство в Нижегородской области ведут 530 тысяч семей, работает 2934 крестьянских (фермерских) хозяйства. Однако в связи с отсутствием у КФХ и ЛПХ необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления ограничен.
По словам Александра Абрамова, данное направление реализуется через два основных мероприятия. Первое мероприятие направлено на расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Впервые предполагается осуществить 100 % субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам - 95 % ставки субсидируется из федерального бюджета и 5% ставки - из бюджета субъекта РФ, в котором расположено хозяйство. Размер кредита для ЛПХ предлагается установить в размере до 300 тыс. рублей, КФХ до 3 млн. рублей, создаваемых ЛПХ и КФК сельскохозяйственных потребительских кооперативов – до 10 млн. рублей. На реализацию этого мероприятия будет выделено 6 млрд. 570 млн. рублей - 2,9 в 2006 г. порядок и условия предоставления субсидий будут ежегодно определяться постановлением Правительства. Его разработку поручено осуществить Минсельхозу и Минфину России. По сетевому графику выход этих постановлений планируется в 1 декаде марта 2006 и 2007 гг. соответственно.
Реализация мероприятия позволит уже в 2006 году воспользоваться этой беспрецедентно льготной формой кредитования около 200 тыс. ЛПХ и порядка 6 тыс. КФХ, привлечь до 20 млрд. рублей кредитов для развития товарного производства.
Реализации второго мероприятия, по словам замминистра, будет направлена на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ и КФХ. Основным исполнителем данного мероприятия является Россельхозбанк с его развитой филиальной сетью в 65 субъектах РФ.
Для обеспечения его финансовыми ресурсами уставной капитал Банка будет увеличен на 9,4 млрд. рублей.Реализация мероприятия должна обеспечить создание до 1550 кооперативов, в т.ч. 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 550 перерабатывающих.
Александр Абрамов сообщил также, что в плане реализации проекта предусматривается создание системы земельно-ипотечного кредитования. Планом предусмотрена разработка концепции развития системы земельно-ипотечного кредитования. Развитие системы земельной ипотеки позволит использовать залог земли для получения кредита 5000 хозяйств. Данный механизм является новым и его реализация будет отработана в первой половине 2006 года на 20 пилотных проектах.
На реализацию национального проекта предусматривается выделение средств федерального бюджета в размере 30,9 млрд. рублей. Из них по направлению "Ускоренное развитие животноводства" - 14 млрд.630 млн. рублей, по направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" - 15 млрд. 970 млн. рублей. Реализация национального проекта "Развитие АПК" позволит увеличить к 2008 году производство молока на 4,5%; мяса - на 7%, объемы реализации продукции, производимой ЛПХ, КФХ и создаваемыми ими с/х потребительскими кооперативами на 5-7 %, а также закупить по лизингу 100 тыс. голов скота, оборудовать 130 тыс. ското-мест, создать 2550 сельских потребительских кооперативов. Это приведет к повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности животноводства; увеличению потребления основных продуктов питания на душу населения; росту вклада АПК в решение задачи по удвоению ВВП, отметил Александр Абрамов.
Леонид Седов выразил уверенность, что ситуация в сельском хозяйстве Нижегородской области и в России в целом улучшится благодаря реализации национального проекта.
Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА