НИА "Нижний Новгород" - Марина Лайд
В гигантской кузнице вооружения, какой был Советский Союз во время Великой Отечественной войны, городу Горькому и области принадлежала особая роль. Горьковская область стала подлинным арсеналом страны. Отсюда, с берегов Волги и Оки, непрерывным потоком шли на фронт знаменитые "катюши", танки, самоходки; отправлялись самолеты, орудия и минометы; вывозились боеприпасы, обмундирование и продовольствие.
С первых дней войны все промышленные предприятия Горьковской области начали перестраивать производство на выпуск вооружения и боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии. Быстрейший выпуск оборонной продукции мог быть налажен только при условии кооперирования заводов.
Постановлением № 1 от 1 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) обязал судоремонтный завод "Красное Сормово" полностью перейти на выпуск средних танков Т-34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии (с программой выпуска в 1941 года – 700-750, а в 1942 году – 3000 танков). Коллектив с честью справился с поставленной перед заводом задачей. Первый эшелон танков Т-34 уже в октябре 1941 года был отправлен сормовичами для обороны Москвы. Всего за годы войны завод "Красное Сормово" поставил фронту 10 159 танков.
Танк Т-34 был признан специалистами лучшим танком второй мировой войны. Знаток военной техники немецкий, генерал Эрих Шнейдер писал: "Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76.2 мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1.5 – 2 тысяч метров, тогда как немецкие … не более 500 метров и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую или кормовую часть танка Т-34".
В условиях начавшейся войны перед Горьковским автомобильным заводом имени Молотова была поставлена сложная и ответственная задача: в кратчайшие сроки освоить выпуск легких танков Т-60, далее вместо них было налажено производство легкого танка Т-70, вооруженного 45-миллиметровой пушкой (танк Т-60 имел 20-миллиметровую). Во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в 1943 году их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76 и СУ-76м. За годы войны было выпущено 9000 самоходок (39% общесоюзного производства).
С первых дней войны над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работал Горьковский авиационный завод имени Орджоникидзе (№ 21). В кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛАГГ-3. В 1941 году завод № 21 изготовил 1994 истребителя. В 1942 году завод освоил выпуск истребителей ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения, в 1944 году - параллельно начал выпуск модели ЛА-7. В 1943 году выпуск самолетов увеличился более чем в четыре раза. Рост производства истребителей имел определяющее значение для удержания стратегического господства советской авиации в воздухе.
По воспоминаниям заместителя наркома авиапромышленности А.С. Яковлева, "наши истребители по скорости не уступали "мессершмиттам" и вооружены были примерно одинаково, но маневренность у наших была лучше".
На базе машиностроительного завода имени Воробьева в 1941 году было организовано производство шасси, крыльев, бензобаков, лонжеронов, нервюров для самолетов. Механический цех, кроме того, точил снаряды, литейный выпускал корпуса мин.
Завод имени Ульянова в сентябре 1941 года освоил выпуск зажигательных авиабомб А-50, затем - коробок передач танков Т-34. Он стал единственным в стране предприятием, изготовлявшим в годы войны специальную аппаратуру для судостроения, береговых установок и кораблей Военно-морского флота.
Полный текст сообщения, посвященного работе горьковских заводов в годы Великой Отечественной войны, представлен на страницах проекта
"1945. 60 лет Победы".
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+