Андрей Бетин29 мая 2006 11:03Неорганизованный, "дикий" туризм, особенно по берегам рек и водохранилищ зачастую сопровождается вырубкой леса, устройством костров вблизи населенных пунктов, нарушением общественного порядка, загрязнением окружающей среды бытовыми отходами и свалками мусора, браконьерскими методами рыбной ловли и охоты. Какими законами регулируются права граждан на устройство туристических стоянок? Как защищены права жителей населенных пунктов от вышеописанных действий туристов? Как стать внештатным сотрудником природоохранных органов и на общественных началах охранять окружающую среду хотя бы вблизи своего населенного пункта от неправомерных действий туристов?
Сергей Сафонов05 июня 2006 13:17Российская Конституция гарантирует права и свободы человека и гражданина, однако, осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, предусматривает право каждого свободно передвигаться и выбирать место пребывания.
В то же время, в соответствии со статьями 42 и 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
При функционировании туристических стоянок действительно имеют место случаи вырубки леса, устройства костров вблизи населенных пунктов, загрязнением окружающей среды бытовыми отходами, браконьерскими методами рыбной ловли и охоты, что отрицательно воздействует на окружающую природную среду.
Конституционная обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах. Прежде всего это предусмотрено в Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральных законах "Об охране окружающей среды","Об отходах производства и потребления", "О животном мире"…
Выявлять нарушения должны не только правоохранительные органы, но и сами граждане. При выявлении нарушений требований законов об охране природы любой человек может обратиться в администрацию области либо соответствующих населенных пунктов, а также в органы, осуществляющие государственный экологический контроль: региональные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и другие. В случае, если указанные органы не примут соответствующих мер, Вы можете обратиться с заявлением в прокуратуру. Действия граждан в случаях выявления каких-либо нарушений экологического законодательства предусматривает сразу несколько федеральных законов. Например, статьи ст.64 и 68 ФЗ "Об охране окружающей среды" посвящены общественному экологическому контролю, в возможности осуществления которого проявляется право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 10 ФЗ "О животном мире" органы госвласти при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования животного мира обязаны учитывать предложения и рекомендации граждан и юридических лиц. Также такая возможность предусмотрена в ст.72 Земельного кодекса РФ, ст.26 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и других отраслевых законах.
Что же касается внештатных сотрудников, то для оказания помощи органам государственного контроля приказами их руководителей могут предусматриваться внештатные общественные инспектора. Так, например, приказом Роскомзема от 22.09.94г. N 66 предусмотрено, что внештатными общественными инспекторами по использованию и охране земель могут быть лица, хорошо знающие земельное законодательство, имеющие опыт работы в деле сохранения и улучшения природной среды и выразившие желание стать общественными инспекторами. Для это нужно обратиться с заявлением в орган, занимающийся вопросом землеустройства и представить характеристику, либо рекомендацию с места работы. Внештатными инспекторами по государственному геологическому и водному контролю могут быть работники органов государственного управления государственным фондом недр и водным фондом, в отдельных случаях государственных геологических и водохозяйственных предприятий, имеющие специальное (геологическое, гидрологическое) образование и стаж работы по специальности не менее трех лет. Назначение внештатного инспектора утверждается распоряжением председателя территориального подразделения МПР России. После утверждения ему выдается удостоверение установленного образца.