Александр Подлесов: У Нижнего Новгорода есть перспектива строительства третьей части города
–Поездку официальной делегации Нижегородской области в Японию заметили не только на региональном, но и на федеральном уровне. Понятно, что такой громкий визит не мог произойти без тщательной к нему подготовки. Вы лучше других знаете, как это происходило, поскольку за последний год четыре раза были в Японии и готовили почву для визита делегации. В чем заключался этот подготовительный этап?
–Когда мы впервые заговорили с губернатором Валерием Шанцевым о возможной поездке в Японию с целью привлечения инвесторов и технологий этой страны как стратегических партнеров, это было просто наше желание, планы. В течение года подготовки стало понятно, что мы – на правильном пути. Уже после второй моей поездки в Японию я понял, что лед тронулся, что к нашей области имеется достаточно большой интерес, к нашим технологиям, которые разрабатываются на нижегородских предприятиях – тоже. Промышленный потенциал, квалифицированные, образованные трудовые ресурсы, - все это, безусловно, привлекает умных, грамотных инвесторов, какими являются японские компании.
Уже сегодня из Японии поступают отклики на наш визит: как и мы сами, японские компании положительно оценивают итоги поездки.
–И все же почему именно Япония выбрана в качестве стратегического партнера? Ведь нас разделяет достаточно большое расстояние – от Нижнего Новгорода до Токио мы летели более 10 часов…
–Для капитала расстояния не существуют. Если норма прибыли будет на Марсе – капитал побежит на Марс. И не случайно на одной из первых встреч в Токио, когда мы говорили о развитии отношений между Нижним Новгородом и Японией, руководитель крупной японской авиакомпании ANA предложил открыть воздушное сообщение между Токио и Нижним Новгородом. Просто так эти предложения не делаются.
–В ходе поездки обсуждалось сразу несколько крупных проектов, которые планируется реализовать на территории Нижегородской области. И, пожалуй, наиболее интересный из них – это строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Нижний Новгород. О чем удалось договориться?
–Для Нижегородской области строительство высокоскоростной железной дороги – это мегапроект не только регионального, но и федерального уровня. Вы знаете, как трудно и долго обсуждаются вопросы строительства подобной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Это направление сегодня является приоритетным, поэтому у нашего проекта, безусловно, есть политические проблемы. Я их вижу, но они вполне разрешимы.
Конечно, нужна настойчивость. У нашего губернатора настойчивость и политическая воля есть, и он – самый мощный двигатель этого проекта. Думаю, что Валерий Шанцев обсудит этот проект и на уровне Президента, и на уровне Правительства, и на уровне руководства "Российских железных дорог". Но мы вправе ждать помощи в этом вопросе и со стороны Японии: истеблишмента, крупных политиков, заинтересованных компаний, в частности – корпорации Sumitomo.
–Что в данном случае мы подразумеваем под строительством – только железнодорожное полотно, или в том числе инфраструктуру, закупку самих локомотивов и вагонов?
–Существует несколько точек зрения на этот вопрос. Но у нас с губернатором Шанцевым мнение едино: это должна быть отдельная дорога, с отдельным полотном, с отдельной диспетчерской системой. И, естественно, это должны быть суперсовременные средства передвижения.
В настоящее время обсуждается и другой вопрос: строить двухколейную или одноколейную дорогу. Этот вопрос будет решаться прежде всего с точки зрения стоимости. Если поезд будет идти четыре раза в сутки, то достаточно будет одноколейной дороги.
–Вы уже называли примерную стоимость реализации проекта - $10 млрд. А какими могут оказаться сроки строительства?
–Если нам не будут вставлять палки в колеса, то и мы, и японцы заинтересованы в том, чтобы реализовать проект в достаточно сжатые сроки. Возможно, это будет два, три, четыре года.
Что касается стоимости, то $10 млрд. – это примерная цифра. Ведь некоторые работы мы могли бы выполнить и на российских предприятиях. Мы будем стремиться к удешевлению проекта. Например, на Тайване, где японцы реализовали подобный проект, его стоимость была даже несколько ниже. Я думаю, что и в нашем случае сумма может оказаться на $1,5-2 млрд. меньше.
–Для реализации проекта будет создаваться концессия, то есть участвовать будет как государственный капитал, так и капитал частных инвесторов?
–Безусловно, на территории российского государства без государственного капитала ничего сделать невозможно. Но $10 млрд. государство на строительство такой дороги выделить не сможет. Поэтому мы предполагаем, что японские инвесторы, в том числе – банки, примут участие в реализации проекта с тем, чтобы в будущем, когда дорога будет запущена, они смогли получить назад свои инвестиции.
–А насколько дорогим этот проект окажется для самих жителей Нижнего Новгорода? Я имею ввиду, сколько будет стоить проезд на высокоскоростной железной дороге?
–Я думаю, что будет правильно, если это будет сбалансированная по стоимости проезда дорога. Если выставить цену, которую не смогут заплатить пассажиры, то она окажется никому не нужна. Скорее всего, стоимость не будет меньше стоимости билета на самолет, но, по сути, железная дорога окажется и быстрее, и комфортнее.
Положительные эффекты, которые произведет ввод высокоскоростной железной дороги, для Нижегородской области несомненны. Только представьте себе, что до Москвы можно будет доехать за полтора часа! Развитие Нижнего Новгорода и Нижегородской области в целом пойдет многократно быстрее.
–Вы говорите о политических проблемах, которые могут возникнуть при реализации проекта. Это внутрироссийские проблемы?
–Пока еще мы с ними не столкнулись. Но этот вопрос будет вставать и в России, и в Японии. Потому что как и здесь, так и там есть люди, выступающие и за этот проект, и против него. Тем более, что в той же Японии есть несколько крупных корпораций, которые поделили влияние и участие в разных дорогах: Северо-Восточной и Юго-Западной. И если одной корпорации не достанется участие в нижегородском проекте, она будет его тормозить.
–А внутри России возможна поддержка проекта со стороны руководства Совета Федерации?
–Уверен, что да. Председатель Совфеда Сергей Миронов всегда называет верхнюю палату парламента "палатой регионов", и конечно, руководство палаты будет заинтересовано в том, чтобы наш регион развивался как можно быстрее и лучше.
–Другой крупный проект, который презентовала Нижегородская область в Японии, - это интермодальный логистический центр. И, насколько я понимаю, речь идет даже не об одном, а о нескольких таких центрах. Предложены площадки в Балахнинском районе, в Доскино и Растяпино. Есть ли заинтересованность в этих проектах у японских компаний?
–Заинтересованность есть однозначно – мы это видели, когда общались с руководством профильных корпораций. Они выразили желание посмотреть на эти площадки и оценить возможность своего конкретного участия. Такая реакция была, например, у руководства крупнейшей японской корпорации "Исикавадзима" – они выразили готовность обсуждать этот проект, и в скором времени делегация специалистов компании приедет в Нижний Новгород.
–В ходе поездки Вы с губернатором Валерием Шанцевым провели и ряд политических встреч. В частности – с бывшим премьер-министром Иосиро Мори и с руководством Либерально-демократической партии Японии. 1-2 мая в Нижегородской области ожидается визит председателя партии г-на Накагавы, которого многие называют будущим председателем Правительства Японии. Каким может быть результат этого ответного визита?
–Сам факт приезда сюда руководства правящей партии Японии – это уже результат. Нижегородская область стала первым регионом России, подписавшим меморандум о намерениях сотрудничества с регионом Японии (с префектурой Мияги, - прим. НИА "Нижний Новгород"). И естественно, что ЛДПЯ не хочет быть в стороне от этих процессов. Для них это очень важно. Это еще раз покажет японской стороне, что здесь, в Нижегородской области, кипит бурная деятельность – в том числе и в сфере международного сотрудничества. Можно прямо сказать, что 1-2 мая Нижний Новгород станет столицей российско-японских отношений.
–Большой интерес здесь, в Нижегородской области, вызывает и возможность сотрудничества с корпорацией Mitsubishi, в частности – возможность организации автосборочного или автокомпонентного производства. К сожалению, мы упустили "Тойоту" и "Ниссан". Третья попытка может стать удачной?
–Речь действительно идет в том числе и о возможности организации производства. Я знаю, что Минэкономразвития в настоящее время готовит совещание с несколькими крупными компаниями, в том числе – Mitsubishi Motors – о создании сборочного производства. Наверное, у МЭРТа есть какие-то свои предпочтения, но поскольку мы уже успели встретиться с первым лицом Mitsubishi Heavy Industries, который является и первым лицом Mitsubishi Motors, заявили о своем желании реализовать этот проект в Нижегородской области, то наш регион обязательно должен быть в шорт-листе МЭРТа.
–А насколько сам Нижний Новгород и Нижегородская область готовы к приходу столь крупных инвесторов? То, как обустроено городское хозяйство в Токио, в Сэндае, разительно отличается от того, что мы видим на улицах нашего города. Не испугаются ли инвесторы?
–Конечно, Нижний Новгород, к сожалению, на сегодняшний день – это не Токио. Но все возможности для того, чтобы подняться до соответствующего уровня, у Нижнего Новгорода есть. Во-первых – сам красавец-город, во-вторых – трудолюбивые люди. В третьих, мы ничего не скрываем, мы показываем, что сегодня город такой, но мы хотим его сделать чистым, опрятным, современным. Если создать соответствующие условия, завтра город будет без пробок, с трехэтажными дорогами, с прекрасными современными отелями и т.д. К этому надо стремиться.
–Кстати, в ходе встреч японские строительные компании говорили, что у них уже есть лицензии на высотное строительство в России, вот только строить негде. Нижний Новгород может стать тем городом, где начнется высотное строительство?
–Вполне. И я думаю, что не только может, но и должен. У нас есть, что осваивать. Более того – у нас есть перспектива строительства третьей части города.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+