Станислав Бисин: Вброс не имеет смысла
— Станислав Николаевич, вы работаете в избирательной комиссии Нижегородской области с 1995 года, с 1999-го являетесь ее председателем. Двенадцать лет — это достаточно большой период жизни. Вы не устали? Неужели за это время вам ни разу не хотелось поменять место работы?
— Когда у тебя все получается — тебе всегда хочется работать, а когда наступает полоса неудач — ты думаешь о переменах. Но особенность работы в избирательной комиссии заключается в том, что, несмотря на кажущееся постоянство направления работы, ее содержание и формы меняются: меняется законодательство, меняются люди, участвующие в выборах. Ведь обычно кандидат проходит не более двух кампаний. Три кампании — это уже редкость. То есть происходит постоянная ротация субъектов выборного процесса.
Но самое главное — меняется политическая обстановка, в которой проводятся избирательные кампании. Ведь избирком не работает в оторванности от окружающего мира, он находится в связке с исполнительной, с законодательной властью. Я начинал работать в избирательной комиссии, когда губернатором Нижегородской области был Борис Немцов. Прошла целая эпоха!
Все эти изменения не дают скучать. Кроме того, изменения происходят и в системе избиркомов. Назначен новый председатель ЦИК — Владимир Чуров. Началась новая эпоха в жизни Центральной избирательной комиссии.
— Тем не менее вы стали одной из немногих фигур нижегородской политики, которой удается сохранить свою должность столь долгое время — при разных руководителях области и города. Таким политическим долголетием может похвастаться, пожалуй, только председатель нижегородской гордумы Иван Карнилин. В чем ваш секрет? Например, политологи отмечают такие ваши качества, как бесконфликтность, умение устраивать любого руководителя области…
— Здесь надо понимать, что решающую роль при формировании нового состава избирательной комиссии играют ЦИК, губернатор и Законодательное собрание. За период моей работы в избиркоме его состав менялся три раза. В каждом случае моя работа серьезно оценивалась. И каждый раз я получал в целом положительную оценку.
Но я не воспринимаю это как оценку только моей работы — это оценка работы всей системы избирательных комиссий области, прежде всего того, что наши действия всегда осуществлялись в рамках закона. Причем нередко эти действия оспаривались в суде, но по 100% серьезных случаев суд подтверждал нашу правоту.
— Вы уже упомянули, что в работе избирательных комиссий началась новая эпоха, связанная с назначением нового председателя ЦИК Владимира Чурова. Чем она отличается от эпохи Вешнякова? Например, Чурова критикуют за жесткую позицию в отношении СМИ…
— Закон, которым руководствуется ЦИК, дает четкие установки, но всегда есть небольшой люфт, связанный с тем, как исполнять данный закон. Отличие Чурова от Вешнякова в том, что сейчас ЦИК делает акцент на моменты, которым раньше придавалось меньше значения. Возьмем, к примеру, работу с инвалидами. Да, и раньше закон обязывал избиркомы принимать меры к обеспечению участия инвалидов в выборах. Но сейчас эти задачи более детализированы, по сути, только сейчас у этой категории граждан появляется не только право, но и реальная возможность голосовать.
Другая особенность — это взаимоотношения с политическими партиями. В избирательном процессе участвуют три основных игрока: это избирательные комиссии, политические партии и средства массовой информации. Задача ЦИКа — обеспечить очень четкое и равноправное взаимодействие этих трех игроков как партнеров, не сводя работу к поиску и выявлению недочетов у политических партий.
И, наконец, еще один новый аспект — это работа на повышение явки избирателей. Раньше считалось, что основная задача избирательных комиссий — организовать процесс голосования. Сейчас же перед избиркомами ставится задача максимального информирования всех уровней населения: найти каждого избирателя, сообщить ему о предстоящих выборах и объяснить необходимость участия в них.
— А вам не кажется, что явка — проблема самих партий? В конце концов это они должны заинтересовать избирателей и убедить их в том, чтобы те не только пришли на выборы, но и отдали за них свои голоса. Ведь если нет интереса к партиям — значит не будет и интереса к выборам.
— Отчасти да. Поэтому мы и говорим о партнерстве избирательных комиссий с партиями.
— Отмена минимального порога явки избирателей и пропорциональная система, когда в выборах участвуют только политические партии, а не отдельные кандидаты, — это самые важные изменения в предвыборной кампании?
— Среди серьезных изменений, безусловно, надо выделить порог прохождения партий в Государственную Думу — семь процентов вместо пяти. Ведь на нашем политическом есть как устоявшиеся, так и молодые партии, для которых прохождение этого барьера может стать очень проблематичным.
Не стоит забывать и об отмене графы "против всех". Этот "кандидат" всегда имел своих сторонников, и задача партий — понять, что именно в предлагаемых программах не устраивало этих избирателей, имеющих активную жизненную позицию, почему они составляют тот самый протестный электорат, и привлечь на свою сторону.
Среди новинок не столь очевидных есть ряд моментов, направленных на предотвращение "черного пиара". В ходе этой агитационной кампании представителям одних партий запрещено критиковать действия других партий в телеэфире.
— Но ведь критика — это очень расплывчатое понятие. А в Нижегородской области в сложившейся политической ситуации получается, что критиковать нельзя вообще никого: ни президента, ни губернатора, ни мэра — все они, помимо прочего, являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Госдумы…
— Для того чтобы вести агитацию, говорить о своих преимуществах и показывать, что твои оппоненты в чем-то недорабатывают, существует такая форма, как предвыборные дебаты. И мне кажется, что эти дебаты должны проводиться на уровне лидеров списков и лидеров местных отделений партий.
— Перед началом практически каждых выборов партии подписывают всевозможные соглашения, заявления, резолюции, направленные против так называемого "черного пиара". Вот и на этих выборах вы выступили с инициативой заключить такое соглашение. Но какова реальная ценность подобных документов, работают ли они на самом деле?
— Я согласен, что зачастую дальше подписания документа дело не доходит: поговорили, подписали и забыли. Но сейчас время таких "забывчивых" партий уходит, потому что партии стараются работать на будущее, они настроены на длительное существование, и избиратель такие забывчивые партии запоминает.
Мы знаем, что в большинстве регионов во главе партийных списков встали люди, пользующиеся авторитетом избирателей. Я говорю не только о главах регионов. Эти люди, я думаю, не позволят своим партиям и штабам допускать какие-то грязные действия во время агитации. Наоборот, они будут следить за исполнением подписанных соглашений.
— А "честные выборы" — это выборы, проведенные в рамках закона? Ведь поговорка "закон — что дышло, куда повернешь — то и вышло" все еще актуальна для российской действительности. Или речь идет о каких-то морально-этических аспектах, которые порой не прописаны в законе? Взять, к примеру, историю 2002 года с двумя Булавиновыми и двумя Дикиными. С точки зрения закона нарушений не было — и у тех, и других действительно значились соответствующие ФИО в паспортах…
— В большей степени речь действительно идет о морально-этическом мировоззрении и поведении участников выборов.
Ведь 2 декабря 2007 года мы избираем высший законодательный орган власти Российской Федерации. И если партии позволяют себе "грязные технологии", значит, что-то не в порядке у них и во внутреннем содержании, значит, так же они будут вести себя и в Государственной Думе.
— Выборы в Государственную Думу — это федеральные выборы, основная агитационная кампания осуществляется центральными СМИ, основные решения принимаются ЦИКом и центральными же органами партий. В чем специфика регионального аспекта?
— Есть целый ряд технических моментов, которые возложены на территориальные избирательные комиссии. В основном это касается самого короткого, но самого главного периода выборов — дня голосования. Ведь все 90 дней подготовительной работы могут быть смазаны этими единственными сутками.
На комиссии субъектов федерации возложено обеспечение проведения кампании в рамках закона. Это касается не только политических партий, но и органов местного самоуправления. Конкретный пример: агитационные плакаты, листовки надо где-то размещать. Закон прямо говорит, что на территории каждого избирательного участка должно быть не менее одного стенда для размещения агитации. Но размеры этого стенда нигде не оговорены. Поэтому к решению данной задачи надо подходить не формально, а со всей мерой государственной ответственности.
Другой пример — муниципалитеты должны обеспечить предоставление мест для проведения встреч с избирателями. Опять же возможны разные варианты исполнения этих обязанностей. Иногда бывает, что для встреч выделяются полуразрушенные, заброшенные залы, которые уже не работают.
— Местные начальники-чиновники — это всегда особая история и особая проблема на наших выборах. Как бы много ни говорил президент о том, что выборы должны пройти в строгом соответствии с законом, а говорил он об этом действительно много, на местах чиновники правой рукой берут под козырек, а левой — включают рычаг административного ресурса. Ведь уже давно этих самых чиновников судят не только и не столько по явке избирателей, сколько по проценту, набранному одной из партий. Может ли избирательная комиссия побороть это излишнее рвение?
— В ходе любых избирательный кампаний никто, в том числе и территориальные избирательные комиссии, не защищен от излишнего чиновничьего рвения. Они действительно всегда подвергаются определенному давлению. Мы это признаем и заранее предупреждаем об этом избиркомы. Но мы всегда говорим: в любой ситуации, как бы сложно ни было, мы готовы прийти на помощь, защитить и отстоять. Однако если местные комиссии не смогут устоять перед этим натиском и пойдут на нарушения законы, облизбирком первым будет обращать внимание на эти нарушения со всеми возможными последствиями вплоть до уголовной ответственности.
Подобное давление чаще всего оказывается районными, поселковыми администрациями. И здесь уже задача, в том числе и руководства области, города, — довести до своих подчиненных, что превышать их полномочия, определенные законом, нецелесообразно. Иногда это получается, иногда — нет. Но в большей степени получается, потому что, несмотря на постоянные заявления об использовании административного ресурса, конкретных доказанных примеров у нас не было.
— Может, люди просто не умеют правильно документировать эти примеры?
— Я не спорю и не исключаю, что на самом деле такие примеры случаются. Но вы правильно говорите, что человек слаб и зачастую просто не может, не умеет довести эти случаи до вышестоящих органов.
— Такая вещь, как вброс, — насколько чисто технически это возможно?
— На уровне федеральных выборов вброс не имеет смысла. Потому что подведение итогов голосования проводится в целом по России, данные избиркомов проверяются и перепроверяются.
— В Нижегородской области когда-либо были попытки вбросов?
— Были, и все эти случаи задокументированы и получали широкую огласку. Например, выборы мэра Нижнего Новгорода в 2002 году. В Автозаводском районе был странный случай, когда на момент вброса на участке оказался и человек с видеокамерой, и другие свидетели… Были другие случаи на выборах в органы местного самоуправления Нижнего Новгорода, когда члены некоторых избирательных комиссий хотели помочь своему другу, коллеге и пытались вбросить по 10—15 бюллетеней.
Чтобы вбросить, надо иметь что вбросить. То есть иметь бюллетени либо подлинные, либо грамотно скопированные. Других вариантов нет. Но если раньше, например, можно было изготовить достаточно похожую копию бюллетеня, то сейчас, с новыми технологиями защиты, с голограммой, это не представляется возможным. Поэтому вброс поддельных бюллетеней на этих выборах настолько маловероятен, что о нем и говорить не приходится.
Если же мы говорим о вбросе подлинных бюллетеней, то для этого надо иметь особые возможности доступа, которые есть только у членов избирательной комиссии. Но здесь мы возвращаемся к тому, что можно сделать вброс на отдельном участке, но это никак не отразится на результатах выборов.
— Помимо вброса, у члена избирательной комиссии есть и еще одна возможность: легким движением руки поставить дополнительный крестик и испортить тем самым бюллетень, отданный за неугодную партию.
— К решению этой проблемы подключился законодатель. В законе прямо написано, что при подсчете результатов только председатель комиссии и секретарь имеют право иметь при себе ручку. Все остальные пишущие принадлежности изымаются. Не у нас, но был случай, когда член избирательной комиссии прозрачным скотчем прикрепил себе к пальцу грифель от карандаша и ставил вторые отметки. Но в законе прописано, что в кабинах для голосования должны быть только ручки — нельзя использовать карандаш. И этого человека разоблачили его же коллеги по избирательной комиссии.
— Попытки подкупа председателя территориальной или участковой комиссии случались?
— О таких случаях на протяжении всей моей работы в избирательной комиссии Нижегородской области известно не было.
— Неужели и к вам ни разу не подходили со словами: "Станислав Николаевич, ну вы же понимаете, кто должен победить…"?
— Чтобы подходить, надо четко представлять, какие у человека есть возможности внести те или иные правки. Протоколы участковых избирательных комиссий привозят в территориальные избирательные комиссии, где установлен комплекс ГАС "Выборы". Все данные заносятся в компьютер. Протокол, занесенные в систему, становится видим не только для облизбиркома, но и для Центральной избирательной комиссии. И если потом каким-либо способом по какой-то причине вносятся изменения в протокол, то в системе останутся как старые, так и новые данные. И избирательной комиссии субъекта федерации придется отчитаться по каждому внесенному изменению. Так было, кстати, на выборах в Законодательное собрание Нижегородской области — по каждому повторному вводу мы писали объяснение в ЦИК.
Поэтому просить меня что-то исправить бесполезно: бюллетеней и протоколов у меня нет, а компьютер подсчитывает данные автоматически.
— Вы обычно даете очень четкие прогнозы по явке избирателей. Я понимаю, что сейчас это непринципиально, но все же — ваш прогноз?
— На данном этапе предвыборной кампании прогнозировать очень сложно — все еще может измениться. Через месяц ситуация может оказаться иной, чем сейчас, — иным будет и прогноз. Например, решение Владимира Путина возглавить список партии внесет существенные коррективы в электоральную активность.
— В сторону ее увеличения или снижения?
— Как ни странно, в обе стороны. С одной стороны, президент Путин пользуется огромной поддержкой населения. С другой — часть избирателей может, наоборот решить, что теперь-то исход выборов предрешен. Кого будет больше — в этом интрига.
Я думаю, что для Нижегородской области хорошим результатом станет явка 60—62% избирателей.
— Я недавно общался с одним из действующих депутатов Госдумы, который участвует и в этих выборах, и он привел мне такую формулу: на каждые 100 тысяч голосов избирателей придется один депутат следующей Думы. При явке в 60% это чуть ли не 16 депутатов, которые может получить Нижегородская область в следующем созыве. Вы согласны с таким расчетом?
— Существует несколько методик расчетов, и я не хотел бы комментировать ни одну из них.
— Хорошо, но как вы считаете, количество депутатов, избранных от Нижегородской области, увеличится?
— Думаю, что общее число депутатов сохранится — это девять человек. Не исключаю, что может появиться десятый…
— Станислав Николаевич, выборы, конечно, происходят довольно часто, но все же не каждый день. Чем живет облизбирком между выборами?
— Во-первых, выборы начинаются не с момента старта агитационной кампании и заканчиваются не в день подведения итогов голосования. Выборы — это серьезная работа большого количества людей, на которую привлекаются серьезные финансовые ресурсы. А за использование этих ресурсов надо отчитываться. Составление финансовых отчетов — это тоже работа, которая требует времени и усилий. А за два-три месяца до начала каждых выборов мы составляем другой финансовый документ — сметы затрат.
Не надо забывать и о выборах, которые проходят в муниципальных образованиях. И для каждых из них облизбирком готовит инструкции, нормативные документы. Еще одно направление — это ведение базы данных по числу избирателей по каждому району. Каждые полгода мы направляем соответствующий документ губернатору области.
— Вы были свидетелем и активным участником множества выборов совершенно разного уровня. Какие из них оказались для вас самыми интересными?
— Дело в том, что когда выборы заканчиваются, когда они проходят без нарушений, с соблюдением закона, эмоции уже утихают. Ты приобретаешь новый опыт, в конце концов получаешь удовольствие от проделанной работы. Поэтому я считаю, что самые интересные выборы — впереди.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+