Биография
Татьяна Павловна Виноградова родилась 19 марта 1941 года в Горьком. Ее бабушка по отцовской линии Александра Рюрикова была двоюродной сестрой знаменитого литературного критика Николая Добролюбова.
Пойдя по стопам отца, Татьяна с отличием окончила Горьковский инженерно-строительный институт.
Сегодня преподает на кафедрах сопротивления материалов и ЮНЕСКО Нижегородского архитектурно-строительного университета. Кандидат технических наук.
Автор более 200 научных статей и публикаций.
Занимается исследованиями по истории культуры и сохранению культурного наследия. Также серьезно увлекается краеведением.
Является автором телевизионных фильмов об истории и архитектуре Нижнего Новгорода. В 2005 году стала номинантом конкурса "Тефи-регион" за фильм, посвященный памятнику Минину и Пожарскому.
Дважды лауреат премии города Нижнего Новгорода. Входит в оргкомитет по проведению форума "Великие реки".
Любит преподавать, путешествовать и кататься на лыжах.
Здравствуйте, в студии Роман Скудняков. В эфире программа "Без галстука". Эта женщина на равных посещает приемы у послов и князей и при этом гордится тем, что умеет хорошо штопать. У нас в гостях внучатая племянница Николая Добролюбова Татьяна Виноградова. Татьяна Павловна, здравствуйте.
- Татьяна Павловна, скажите, вы любите официальный стиль одежды?
- Я вообще не люблю ничего официального. Я очень люблю то, в чем удобно, мне близок спортивный стиль. Я люблю пиджаки и брюки, но в юности я всегда занималась спортом, я и в зрелом возрасте занимаюсь спортом, а сейчас мое любимое занятие, если есть время, взять лыжи и спуститься покататься под откос. Это очень здорово, поэтому такая одежда мне очень удобна. Мне важно, когда я читаю лекцию, чтобы ничего не стесняло.
- Вам приходится все время очень много говорить, вы участвуете в конференциях, семинарах. Скажите, голос не часто теряете?
- Вообще такого не было. Хотя, в школе, классе в седьмом, был совместный вечер суворовского училища, где были мальчики такие прекрасные, и нашей женской школы. Я должна была сделать выступление об Ульяне Громовой. Я все хорошо подготовила, но накануне съела два мороженых, и чувствовала, что голоса у меня просто нет. И когда я сообщила учительнице, она сказала: "Да ты трусишь". Тогда я вышла на сцену, открывала рот, но никаких звуков вообще не было – ни шепота, ничего.
- С тех пор это не повторялось?
- Нет, слава богу, нет.
- Многие, имея слабый голос, предпочитают работать с микрофонами. А вы как относитесь к микрофонам?
- Микрофоны я в принципе не люблю, и очень часто, когда какое-то выступление, я выхожу и встаю около микрофона. Но микрофон меня раздражает, потому что я люблю общаться напрямую. Мне кажется, что микрофон – это какое-то дополнительное препятствие.
- Рубрика "Без купюр", короткие вопросы – короткие ответы. Какое у вас самое яркое детское воспоминание?
- Я благодарна судьбе. Я смотрю на свои фотографии, и все время возникает такая радость, что я появилась на свет. Понимаете, у меня это ощущение не проходит до сегодняшнего дня. Но яркое воспоминание связано с болью. Я себя помню, совсем маленькую, еще младенцем. Меня купают в какой-то ванночке на кухне нашей квартиры. Я жила в очень интересном доме на Трудовой – это дом Водного института, который построил архитектор Яковлев. Кухня была коммунальная, газа не было – отапливали дровами, стояла большая плита, и на ней стояла маленькая печурка. И вот я потянулась как все дети ладошкой, обожглась, и вот эта страшная боль, вся эта картина кухни осталась в моей памяти. Думаю, мне и года не было тогда.
- Вот это память…
- Просто это было сильное потрясение.
- Вы всегда увлекались историей своего рода?
- Нет, никогда. Вы знаете, это приходит с годами, никогда ни в юности, ни в молодые годы мне это было не интересно. Я шла своей дорогой, и то, что было передо мной, меня не занимало. А сейчас я очень хорошо понимаю, что все мы дети своих родителей и предыдущие поколения поработали, и вложили в тебя и хорошее, и плохое.
- С древних времен взрослые очень часто ругают молодежь. А вы как к современной молодежи относитесь? Тоже ругаете?
- Молодежь у нас замечательная, она мне симпатична. Но это еще может быть потому, что я работаю в университете. Я вижу студенческую аудиторию. Ребята очень интересные, я к ним отношусь с искренней симпатией и уважением, они это ощущают. Я чувствую их интеллигентность, они стараются быть еще лучше. Я вхожу в аудиторию, и с ними у меня всегда очень хорошее состояние души, мне хочется и материал преподнести интересно, чтобы это было не тягостно, хотя предмет трудный – я читаю сопротивление материалов и теорию упругости на третьем курсе – это правда трудно. Но когда студенты говорят мне, что им это нравится, что это легко, интересно, для меня это как бальзам на душу.
- Злые языки утверждают, что на потомках гениев природа отдыхает, и многого они добиваются только потому, что у них такие известные предки. Как вы относитесь к таким заявлениям?
- Может быть, это и так. Но я очень хорошо знаю, поскольку занималась специальным исследованием рода Добролюбовых, что Добролюбов гениален, он очень яркий человек. Но его родной племянник математик, академик Стеклов, входит в число 50 самых крупных математиков, которые когда-либо жили.
- Русская пословица гласит, что на обиженных воду возят. А вы часто обижаетесь, и на что?
- Думаю, что нет. И потом, я себе даже не позволяю этого делать. Жизнь такая интересная. Если комплексовать по поводу обид, то просто сам себя загоняешь в угол. Этого не надо делать.
- Многие говорят об архетипе русской женщины. А без чего нельзя представить русскую женщину, и какая она?
- Нет пророка в своем отечестве, но мы этого не понимаем. А когда попадаешь за рубеж, то понимаешь, что русские женщины необыкновенно красивы. Они красивы и очень мужественны. И какие бы проблемы жизнь ни ставила перед ними, их это не выбивает. Они как-то очень достойно решают все. Я смотрю на своих коллег, на женщин, которые меня окружают. Вот она идет, выходит из дома, и она так хороша – можно подумать, что парикмахеры и косметологи работали с ней. А она в это время варила щи, убиралась, стирала, дети в школе, все хорошо, муж ухоженный. Она умеет себя подавать. Это тоже очень здорово.
- Что вас больше всего заряжает энергией?
- Я очень люблю жизнь, люблю природу. Пожалуй, когда я чувствую, что действительно немножко вымотана, и я попадаю в лес, за город, то восстанавливаюсь, мне это очень нравится. Лыжи, плавание, прогулки, путешествия – тоже замечательные средства.
- Рубрика "В центре внимания". Сейчас много копий ломают по поводу того, как выглядят наши города: Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург – их архитектура. Столько разных мнений, разных позиций. Некоторые говорят о том, что свою уникальность теряют крупнейшие города, и Нижний Новгород здесь не исключение. Вы какую позицию поддерживаете?
- Это вообще проблема очень-очень серьезная, потому что исторически Нижний Новгород – особенный, и застраивать его нужно профессионально и грамотно. Он очень притягателен сейчас, и всем хочется строить непременно в центре. Вы меня только поймите правильно, я не консерватор, я не скажу, что все должно сохраняться. Город развивается, он должен жить, но в старом Нижнем Новгороде была гармония. Вот вы попадаете на улицу, которая уцелела, и если вы там в субботу или воскресенье, когда нет такого обилия машин, то вы понимаете, что просто хорошо, что человек в этой среде, и она очень гармоничная. То есть, дома не рычат друг на друга.
- Это правда, но немножко иногда разочаровывает внешний вид старинных домов, например, на улице Ильинской. С ними что делать?
- Понимаете, представьте себе, что у вас свой дом – это такая головная боль, потому что все время, то крыша течет, то еще что-то. В него нужно всегда вкладывать. И дома эти были очень благополучны, пока не потеряли своих владельцев. А потом они превратились в коммуналки, и фактически с 1917 года, почти 100 лет, никто серьезно этими домами не занимался.
- А кто должен им заниматься?
- Дома были государственные, потому что люди, которые в них жили, ими не распоряжались и ждали, когда получат новое жилье. Дома были брошены на поругание, и то, что они сейчас такие – это их беда, а не вина. Понимаете, реставрация этих старых домов очень благодарное дело, потому что если вложить деньги в этот дом, то, я знаю просто, есть такие дома, которые начинают жить, становятся прекрасны. Есть такой дом, куда Ленин ходил к Пискунову, в котором жил Виллуан – основатель нашего училища. Там живет очень яркая женщина, заведующая кафедрой из Иняза Зоя Ивановна Керноза. И вот она понимает, что деревянный дом – это хорошо. Во-первых, дом сохранили из-за связи с Лениным, поэтому он в очень хорошем состоянии. Там интерьеры потрясающие, мебель пушкинской поры. Когда вы попадаете туда, то понимаете, что по-настоящему ценно вот это, а не то коммерческое жилье, которое строится вокруг и напирает на этот домик. Для того, чтобы это понимать, нужно иметь определенный уровень культуры, а у нас у инвесторов желание – с каждого метра получать деньги, и как можно быстрее, и как можно больше. Поэтому мы видим такую дисгармонию в историческом городе – это печально.
- Ваши, по сути дела, коллеги, архитекторы согласовывают такие решения.
- Архитекторы согласовывают, да, безусловно, но вообще они исполнители воли заказчика. Где-то они, может быть, ее корректируют. Я живу, например, на Ковалихе, там между соседними домами 42 метра, и вдруг между этими домами хотят вставить башню в 14 этажей с подземными гаражами. Я понимаю застройщика, но я не понимаю власть и профессионалов, которые разрешают это строительство. Оно очень агрессивное, оно разрушает жизнь людей, которые живут рядом в домах. В городе мы все в одной лодке, поэтому надо, чтобы всем было комфортно. Нельзя, чтобы одни получали какие-то преимущества и прибыль, ущемляя других. Понимаете, это большая ошибка.
- Но ведь здесь мы не отличаемся ни от Москвы, ни от Петербурга, ни от того же Лондона. Мы не увидим отдельно стоящих домов вдалеке друг от друга в Лондоне, например.
- Вы знаете, здесь есть маленькая хитрость. Я посмотрела, например, в Каннах действительно, дом примыкает к дому, но за домом есть внутренний сад, понимаете? А у нас такого нет, если дом к дому, то у тебя кроме твоей квартиры уже нет ничего. Там у человека есть внутренний мир, зеленый мир. Хотя, у меня в этом году была очень интересная встреча в поезде около Ниццы с человеком из Дагестана, который живет в Ницце, с семьей, детьми – все хорошо. Я говорю: "Вам все нравится?" - он: "Огорода нет". Это тоже нужно человеку.
- Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Светлана, Советский район. Вы представляете в Нижнем Новгороде "Юнеско" по вопросам чистой воды. Из Оки воду нельзя не только пить, но даже очищенную не стоит употреблять. Почему об этом так мало говорят? Запрещают?
- И не запрещают, и вообще много говорят об этом. В нашем городе был крупный специалист по этой теме - Валентин Васильевич Найденко. Он заведовал нашей кафедрой "Юнеско" – экологически безопасное развитие волжского бассейна, он был очень крупный специалист, руководитель федеральной программы возрождения Волги. Я взяла с собой два тома его книги, которая называется "Великая Волга на рубеже тысячелетий". Если нижегородцам интересно, я очень советую с этой книгой ознакомиться. Это не просто хорошая, это великая книга, это книга глобальная, у нее мировой уровень, это дело жизни Валентина Васильевича. И здесь все эти проблемы затронуты. Я хочу, чтобы мы представляли, и идея форума "Великие реки" тоже была идеей Валентина Васильевича Найденко, ему очень хотелось, чтобы на форуме обсуждались проблемы всех великих рек мира. И на первых форумах так и получалось, когда приезжали специалисты по Нилу, по рекам Южной Америки, Амазонке, Миссисипи, Северной Америки, европейским рекам. Но, к сожалению, потом как-то изменилось лицо форума. Проблемы очистки воды – проблемы Валентина Васильевича - они решались очень успешно. В 90-е годы Волга была чище, так как захлебнулась промышленность, тогда меньше сбрасывали. И сейчас проблема очистных сооружений стоит очень остро. Со мной на кафедре "Юнеско" работает дочь Валентина Васильевича – Инна Валентиновна Катраева. Она занимается проблемами очистки на мировом уровне – это мембранные технологии очистки промышленных вод. Вся Европа, Германия встает на этот путь. Нам просто нужно внедрять эти технологии у себя, и сделать так, чтобы предприятиям было выгодно очищать воду. Тут должны работать финансовые рычаги.
- Ольга, Нижегородский район. Почему в России так мало бизнесменов поддерживают студентов и развивают высшее образование? Все знают о Потанинской стипендии. Почему в Нижнем крупный бизнес не стремится поддержать студентов?
- Не могу сказать, что не стремится. Можно же помогать кому-то адресно и не афишировать это. Очень хороший опыт был в Нижнем Новгороде до 1917 года, была интеллектуальная элита, она понимала, что в городе должна расти новая интеллектуальная элита, и она не просто собирала деньги для тех студентов, которые получали высшее образование – в Нижнем не было своего университета, в то время учились в Москве и Казани. Например, в Татьянин день устраивались какие-то концерты, сбор с которых шел в помощь студентам, которые учились в университетах. Это была своеобразная эстафета формирования интеллектуальной элиты. Вы закончили университет, вам помогали, вы трудитесь в Нижнем и вы встаете на этот путь. Наверное, это нужно делать. Люди состоятельные, молодые, должны думать, что за ними должны идти такие же, которые должны получить хорошее образование, им нужно помогать. Сейчас я смотрю на своих студентов – есть очень талантливые ребята, работоспособные, которым профессионально интересно учиться. Причем интересно, что они не только из Нижнего Новгорода, но и из Нижегородской области, откуда-то из глубинки, и вдруг так хорошо подготовлены, воспитаны.
- Вот интересный вопрос. Анна Дмитриевна. В семье Добролюбовых всегда было много детей, ваш отец был одиннадцатым ребенком в семье. Дайте, пожалуйста, совет, что делать, если ребенок постоянно грубит и перечит?
- Вы знаете, советы вообще давать очень трудно. Я думаю, дело еще в том, что родители между собой говорят на каких-то неправильных тонах, а ребенок впитывает все это. Поэтому, если атмосфера в семье добрая, и нет грубости, то для ребенка это естественно с самого раннего детства. Здесь нет каких-то рецептов, потому что все зависит от семьи, от ситуации, в которой происходит какой-то срыв. Может, у подростка какой-то срыв, может когда-то нужно пройти мимо этого, а когда-то это недопустимо.
- Кстати, вас часто наказывали?
- Я как раз в связи с этим вспомнила. Как-то я что-то очень грубо сказала своей маме, и потом я была очень жестоко наказана.
- Жестоко – это как?
- Я не буду говорить об этом, потому что это больно, мне даже вспоминать больно. Но, понимаете, это педагогика. У меня была одна родственница, которая говорила: "Нет за спиной – не пришьешь к спине". Педагог должен чувствовать ситуацию, и знать в какой ситуации как себя вести. Такие рецепты: "вот тогда делать то-то, а тогда то-то" – это, наверное, неправильно.
- А вы к наказанию часто прибегаете, воспитывая того или иного человека?
- Нет, никогда. Мне не нравится это, мне кажется, что все отношения, да вообще, с любым существом – и зверек это чувствует, должны быть основаны на уважении. Когда вы уважаете личность и в маленьком человеке, и в подростке – он это чувствует. Должны быть дружеские отношения, а не запретительные, подавляющие. Даже если где-то он будет покорный, это может потом вылиться совершенно неожиданно, негативно.
- Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты Нижний Новгород", Евгений Петрович Сидорок. Когда в музее Добролюбова проходила выставка пыточных орудий, зазывалы на улице Большой Покровской чуть ли не за руки хватали прохожих, зазывая посетить экспозицию, а когда проходила выставка военных художников или фотографий Максима Дмитриева, такой рекламы не наблюдалось. Почему настоящие выставки не рекламируются и просто игнорируются?
- Это вопрос не совсем ко мне, потому что я не занимаюсь этой рекламой. Но я считаю, что надо ненавязчиво и по-хорошему рекламировать хорошие выставки. Я получаю самые разные приглашения, и когда я вхожу в студенческую аудиторию и читаю какую-то серьезную лекцию, то обязательно говорю, что там-то выставка такая-то.
- Ненавязчиво рекламируете.
- Да, и потом на следующих занятиях мы обсуждаем, какое впечатление выставка произвела. Это обязательно. Должно быть какое-то обсуждение, нужно как-то менять формы работы музеев, чтобы общаться с молодежью, чтобы они привыкли туда приходить. А то, что выставка пыток – я сама там не была никогда, и мне печально это было наблюдать.
- Николай Добролюбов как-то заметил, что труд дает право на наслаждение. Вы трудоголик или нет?
- Я не могу сказать так, но я очень благодарна судьбе, что так сложилось, что я всю жизнь занимаюсь тем, что люблю. Мне моя работа доставляет интеллектуальное удовольствие.
- Сейчас мы подошли к нашей рубрике "Формула успеха". Итак, формула успеха от Татьяны Виноградовой.
- Я боюсь, что у меня успех нет никакого. Я никаких вершин не достигала, я просто живу, я делаю то, что мне отпущено судьбой. Ни до каких вершин я не добралась, кроме вершин по своим годам. Хвататься особенно нечем.
- Запишите жизненное правило, которое позволяет чувствовать себя успешной и счастливой в жизни.
- Ценить и любить жизнь.
Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по четвергам в 20.45, повтор программы по субботам в 12.10. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Русская служба новостей в Нижнем" (96,4 FM) – по вторникам в 14.00 и на радио "Шансон" по пятницам в 15.00 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00. У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+