Последние интервью
Популярные интервью за год
Новости

Татьяна Цыганкова: "Я совершенно не приемлю позицию ТЮЗа сегодня"

21 ноября 2008 09:23  [7241]
Татьяна Цыганкова: Я совершенно не приемлю позицию ТЮЗа сегодня

Биография

Татьяна Васильевна Цыганкова родилась 5 июля 1931 года в городе Горьком в семье потомственных преподавателей.
После окончания в 1954 году филологического факультета Горьковского госуниверситета имени Лобачевского, пошла работать преподавателем русского языка и литературы в школы города.
С 1970 года возглавляет Нижегородское театральное училище имени Евгения Евстигнеева.
Носит звание "Заслуженный работник культуры Росси", награждена почетным знаком "Общественное признание"
Увлекается путешествиям и чтением классической русской литературы.
Вырастила сына.
Убеждена, что человек, способный видеть красоту – никогда ее не разрушит.

- Она называет себя "училкой", но у ее учеников язык не поворачивается так сказать. И даже за глаза они говорят о ней с трепетом и огромным уважением. У нас в гостях – директор нижегородского театрального училища имени Евгения Евстигнеева Татьяна Цыганкова. Татьяна Васильевна, здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Как вам формат общения "без галстука"?

- Я вообще люблю беседу. А беседа только тогда хороша, когда она искренняя.

- Сейчас всю театральную общественность мучает вопрос: вводить ли специальный дресс-код для посетителей театров? Например, некоторые приходят в театр в джинсах. Нормально это или нет?

- Конечно, ненормально, но жизнь это диктует. Идут после работы… и, потом, мода такая странная сейчас. Мне кажется, что девушка одета ужасно, а оказывается, что эта одежда куплена за огромные деньги и это чуть ли не вечерний туалет. Поэтому очень сложно это решить. Главное - чтобы люди видели в театре что-то для себя полезное.

- То есть вы не против?

- Нет.

- Вы уже десятилетия преподаете.

- Полстолетия преподаю…

- Вашим близким с вами тяжело наверно приходится? Вы их учите чему-то, учите, учите…

- Да я бы не сказала. Мне учить-то некого. У меня один сын, один внук… Я думаю, что я им… ну, наверно, да, наверно, надоела.

- Вы всегда хотели работать в театре?

- Вы знаете, со мной случилась очень странная история. Когда я училась в школе и университете, хотя мои родители тоже были учителя, я не хотела идти работать в школу. Но так получилось, что пришлось. И вдруг я поняла, что это очень интересно. Дело в том, что я люблю человека. Читать его, его характер, привычки, подтексты. Во-вторых, я вообще люблю жизнь. И оказалось, что педагогика – это именно то, что дает пищу для живой жизни, живых впечатлений.

- Вы в детстве были послушным ребенком?

- К сожалению, да.

- Почему к сожалению?

- Если б я была непослушным, я, может быть, повернула бы свою жизнь иначе и, возможно, прожила бы ее интереснее.

- Будущие актеры, как правило, являются очень амбициозными людьми и часто ставят себя выше определенных норм и правил. Как их на место ставите?

- Объясняю им, что такое творческая интеллигенция, и объясняю, что они должны быть творческой интеллигенцией.

- А они понимают?

- Они понимают, потому что я рассказываю им о старом МХАТе, о Станиславском. Говорю им, что, в итоге, что бы ни говорили актеры, театроведы и режиссеры, МХАТ, на самом деле, это когда собралось несколько десятков интеллигентных людей и сделали театр. Объясняю студентам разницу между понтом и подлинной интеллигенцией.

- Вам не обидно, когда вас называют училкой?

- Меня как-то мало называют училкой. Это я сама в минуту горькую говорю: ну что я такое? Училка. А сама я не слышала этого от других.

- Говорят, что в театре завистников намного больше, чем друзей. Это правда?

- Завистников везде полно. Я преподавала в школе – были завистники. Работала в государственном учреждении – были завистники. На это не надо обращать внимание. Хотя и сам ведь иногда испытываешь зависть. Но с этим чувством борешься. Только тем ведь и отличаются простые люди от людей-завистников. Завистники дают волю своей зависти, а нормальные люди подавляют в себе это качество.

- Какое личное качество вы подавляете в себе?

- Я не люблю свою вспыльчивость. Я очень вспыльчивый человек.

- Наверняка быстро отходите…

- Очень. И непоследовательна поэтому часто бываю. И, потом, я считаю, что очень ленива.

- Не может быть.

- Да ей-богу. Это моя тайна, но я знаю, что очень ленива.

- Мы о ней расскажем только всей Нижегородской области. А в людях, что больше всего уважаете?

- Я люблю людей простых, воспитанных. И юмор. Больше всего уважаю юмор. Считаю его показателем человеческого ума.

- В Японии есть театр, в котором играют только мужчины… Может быть, стоит в Нижнем Новгороде ввести театр, где будут играть только женщины?

- Не только в Японии играют одни мужчины, в Англии, в Лондоне я видела такой же театр. Что касается вашего предложения, то от меня вы этого не добьетесь. Я нормальная женщина, не феминистка, нормальной сексуальной ориентации. Я считаю, что театр состоит из подлинных мужчин и подлинной женственности.

- Что в жизни вам больше всего доставляет удовольствие?

- Я люблю путешествия.

- Любите Россию или другие страны?

- Я люблю Россию, но сложно отношусь к своей родине. Как-то Тургенев сказал: "Я люблю свою милую, дорогую, скверную родину". И я скажу, что испытываю такие же чувства.

- Сейчас довольно мало людей посещают театры. Социсследования показывают, что всего 6% людей в возрасте от 16 до 25 лет ходят в театр. Получается, что телевизор смотреть проще. Вам не обидно от такой статистики?

- Но такая тенденция уже очень давно сложилась. Я работаю 40 лет, и все 40 лет социологические исследования показывают, что только 6-7% жителей любого города постоянно ходят в театры. Это, в общем-то, норма.

- При этом достаточно странная ситуация складывается со стоимостью билетов. Если сравнивать билеты в театр и в кино, то кино в Москве стоит столько же, сколько и в Нью-Йорке. Но если сравнить стоимость билетов в театр, то значительно дешевле сходить в Москве. Как вы считаете, почему, несмотря на материальную выгодность, люди не ходят в театр?

- Это проблема театров. Многое зависит от качества подготовки скорее спектакля, а не актеров, актер может быть хорошим.

- То есть сейчас страдает качество подготовки режиссеров или просто талантливых переманивает телевидение?

- Вы знаете, нет. Режиссер – это должна быть очень масштабная фигура, со своей позицией, мировоззрением, со своей эстетической платформой. То есть это должен быть человек свободный, масштабный, образованный и плюс знающий свою профессию. Дело в том, что, если вы посмотрите на нашу жизнь, то отсутствие подобного типа людей заметно не только в театре, но и в политике, государственных органах, педагогике…

- Сложился кадровый голод?

- Да. А в режиссуре – это уж особенно заметно.

- Театры действительно стараются бороться за публику. В некоторых театрах сейчас появляются игровые автоматы, или пытаются сделать более удачную работу кафе. Причем некоторые чиновники и бизнесмены пытаются отнести себя к богеме, хорошо одеваются, приходят в театр… не кажется ли вам, что сегодня театр превращается в площадку для демонстрации новых платьев, новых туфель… Это для театра не страшно?

- Пусть демонстрируют, только пусть смотрят спектакли и что-то выносят из них.

- Насколько вы оцениваете в целом работу по привлечению молодежи к культуре? Потому что, насколько я знаю, например, в Финляндии, кстати, недавно там была нижегородская делегация, есть специальные городские и федеральные программы по приобщению молодых людей к культуре. То есть существует специальный абонемент, который охватывает практически всех школьников. Они ходят в театры, в кино, в консерваторию, чтобы получать основные азы образования в этой теме. Это реально в России, в Нижнем Новгороде?

- Это реально, только этим никто не занимается.

- А кто должен? Власть сама должна задумываться или надо выходить с инициативой?

- Во-первых, это должны делать школы, народное образование. Но тут часто и школы не виноваты. А куда ходить-то? В условиях нашего города? Я знаю, в некоторые театры ребята ходят. А если в театрах показывают неинтересно и черт знает что, так и не пойдешь, не загонишь. Но разговаривать о том, как смотреть спектакль, как вести себя в театре – это обязательно надо делать. Необходимо прививать и любовь к театру, и понимание искусства, и общее воспитание – умение себя держать, светскость в хорошем смысле этого слова. Этим надо заниматься обязательно. И, надо сказать, что можно посмотреть спектакль, и если спектакль не удовлетворяет, аргументировать, почему. Я знаю, что несколько моих бывших учеников живут за рубежом, и там уже учатся их дети. Каждую неделю ученик школы должен написать два эссе на какие-то философские темы. Или темы конкретные – впечатления от прослушанной музыки, от прочитанной книги. Этим надо заниматься очень пристально. И тогда, может быть, и театр возникнет, и режиссер появится среди них, и ходить можно будет.

- Вопросы от нижегородцев. Людмила Георгиевна, Нижегородский район. Почему в Нижнем так плохо с театрами? Куда не придешь, так то школьники галдят, то спектакль дурной, а про всякие непотребные сцены и говорить не хочется, срам один. Я думаю, что имеется в виду недавний скандал в Театре юного зрителя со спектаклем "Собачье сердце". Как вы оцениваете такую ситуацию?

- Я должна вам сказать, что я совершенно не приемлю позицию ТЮЗа сегодня. И не потому, что там появляется человек в голом виде. В свое время я видела это в европейских театрах, и это не было противно. Дело в том, что в этом спектакле, в частности, получилось так, что Шариков, в общем, прикольный, как они говорят, смешной мужик, бегает голым, орет чего-то. А все остальное ушло. Вроде как про Шарикова спектакль. Вот это вопрос режиссуры. Это первое дело. Я знаю, что есть такая позиция у многих режиссеров, когда они говорят: это есть в жизни, почему бы это не показывать? Но нельзя идти на поводу у зрителя, надо идти впереди зрителя, и надо каким-то образом возвышать человека…

- Давать ориентиры куда идти, в том числе?

- Да, да, да. Господа, если к правде святой дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой, который все-таки что-то покажет, куда-то позовет. А если мы будем спускаться, ну так что? Давайте тогда все ляжем на дно.

- Владимир, Сормово. Почему на нашем телевидении почти не осталось театральных постановок, концертов и просто передач об артистах без копания в грязном белье? Понятно, что вы за это не отвечаете, но, тем не менее…

- Я сейчас сама сижу на телевидении, в передаче "Без галстука". Здесь грязного белья нет. Ну что я могу сказать? Безобразие. Поскольку я учитель, которая уже полстолетия преподает, я вижу уродство первого канала и других каналов. Ну что они могут? Они идут за зрителем, они сшибают бабки. Это очень недальновидно с точки зрения государственной политики, вот и все.

- Вопрос от читателей газеты "Аргументы и Факты. Нижний Новгород". Светлана Маркова. Моя внучка мечтает стать актрисой. Какие у нее должны быть данные и стоит ли вообще выбирать это профессию. Может быть пусть лучше в экономисты пойдет?

- Вы знаете, если стоит такой вопрос, в экономисты или в артисты, то пусть куда хочет, туда и идет. Дело в том, что любое творчество – это когда человек не может быть не артистом. Понимаете? Только артистом. По всем биографиям лучших людей, начиная со Станиславского, мы видим, как это происходило. Можно быть купцом, можно быть богатым человеком, а он – в артисты. Очередную передачу Смелянского видела, он говорил, что когда Станиславского лишили его богатства после революции, он почувствовал облегчение: теперь он может заниматься театром. Я скажу так. Внучка хочет быть актрисой. Она должна показаться. Специально готовиться не нужно, но она должна показаться. Должны быть физические данные, должна быть внешность, должен быть темперамент, музыкальный слух, чувство ритма, нужно любить литературу… А дальше посмотрим.

- Формула успеха. Многие известные люди выводят формулу успеха, а потом делятся ею за деньги. Бесплатно поделитесь формулой успеха от Татьяны Цыганковой.

- Я мало думаю об успехе, но я хорошо чувствую себя тогда, когда я чувствую, что я нужна и когда вижу реально сделанное дело и результат меня удовлетворяет.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по четвергам в 20.45, повтор программы по субботам в 12.10. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Русская служба новостей в Нижнем" (96,4 FM) – по вторникам в 14.00 и на радио "Шансон" по пятницам в 15.00 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.

Поделиться:
<ПредСлед>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031