Последние интервью
Новости

Виктор Кулепов: "Нельзя сегодня думать и жить так, как вчера"

05 декабря 2008 16:35  [3878]
Виктор Кулепов

Виктор Кулепов

Биография
Виктор Федорович Кулепов
родился 10сентября 1950 года в рабочей семье города Дзержинска. С юности занимается бегом и футболом. Окончил Горьковский политехнический институт по специальности "Автомобили и тракторы".
Трудовую деятельность начал в 1972 году в Горьковском политехническом институте в должности инженера опытно-конструкторского бюро. В дальнейшем руководил научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, лабораториями и научным конструкторским предприятием.
В 1997 году был назначен директором Дзержинского филиала НГТУ, преобразованном в 2004 году в институт.
Является доктором технических наук, автором более 100 научных работ, 30 авторских свидетельств СССР и патентов РФ.
Почетный гражданин города Дзержинска.
Председатель комитета по делам молодежи, науке и связям со СМИ, член фракции "Единая Россия".
Любит рыбалку и игру на баяне.
Женат, воспитал дочь.
Жизненное кредо: "В движении – жизнь!"

Проживая в одном из самых грязных городов мира, этот человек с энтузиазмом продолжает готовить, в том числе, и специалистов по химии. У нас в гостях гроза студентов, а также любитель добрых душевных песен под баян - директор Дзержинского политехнического института Виктор Кулепов.

- На вашем счету большое количество изобретений. А у вас были какие-нибудь научные изобретения, которые бы касались галстуков?

- Галстуки – это не моя сфера и, к сожалению, я по этому поводу ничего сказать не могу. Лекции вот веду в галстуке.

- Очень многие обвиняют преподавателей в том, что они являются теоретиками по жизни и не имеют никаких практических навыков. Можно ли такое сказать про вас?

- Про меня, наверное, нет. Я слишком поздно пришел в педагогику. Вся моя судьба складывалась так: наука, руководство производственным предприятием, где я прошел очень хорошую школу, и только после этого, получив навыки хорошей административной работы, я пришел работать педагогом. С одной стороны сложно сказать, ведь я администратор, руководитель крупного вуза, где учатся более 3 тыс. студентов, работают более 400 преподавателей и сотрудников. Но, тем не менее, у меня есть педагогическая нагрузка. Те люди, которые пришли из производственной школы, владеют реальными навыками проектирования, создания образцов, как правило, ценятся студентами и они чувствуют это. Потому что знания, которые они дают, это знания не только взятые из книг, но и из реальной жизни.

- В начале я представил, что вы из самого грязного города. Почему вы не отреагировали на эту реплику?

- Наверное, больше из вежливости, хотя я с этим утверждением согласиться не могу. У нас идет большая полемика по этой части, мы в город привлекали разных экспертов, независимых экспертов, и все они утверждают совершенно обратное – город Дзержинск ни в коем случае не является грязным городом.

- Альберт Эйнштейн заговорил в три года. А в каком возрасте заговорили вы?

- Я тоже заговорил в три года, первое слово, которое произнес, было "мама". Это тот человек, который по жизни оказался для меня знаковым. Она меня провела от самого рождения до вузовской скамьи. За это я ей благодарен.

- В науке очень часто все ставится под сомнение. Как часто вы сомневаетесь в принимаемых решениях?

- Дело в том, что все мои решения достаточно выверенные, чтобы их принять, я думаю очень долго. Хотя бывает и такое, что, приняв решение, ты видишь, что изменились условия, и в последствиях этого решения отрицательное начинает преобладать над положительным.

- Вы говорите, что корректируете свои решения, неужели не боитесь признавать свои ошибки?

- Корректировка решения – это не ошибка. Например, произошел кризис. А кто мог предвидеть его? Сейчас многие стали корректировать свои решения. К сожалению, это бывает, это нормальная, реальная жизнь.

- С одной стороны, руководитель университета – это гроза студентов, с другой, я знаю, что вы любите душевные песни под баян. Могли бы вам прямо сейчас для нижегородцев исполнить какую-нибудь песню?

- Конечно могу. Все мои коллеги любят песни. Поем мы их в основном за столом, песни советских композиторов. Хотя, в последнее время, стал ловить себя на мысли, что очень нравятся романсы. В них заложен очень глубокий и глубинный жизненный смысл. (поет романс).

- Невольно вспоминаются студенческие годы. Скажите, когда вы были студентом, вы все зазубривали или верили в приметы?

- В студенческие годы у меня была масса увлечений. В это время было сложно подготовиться к экзаменам, была какая-то неуверенность в себе. Эта неуверенность как раз и порождала веру в различные приметы. А к тому времени, как я взрослел и продвигался по жизни, уверенность в себе появлялась. А если вы спросите, как я сегодня отношусь к приметам, то скажу, что никакого внимания на них не обращаю. А раньше я очень напрягался, если экзамен выпадал на 13 число, а если черная кошка дорогу перебегала, то старался это место обходить.

- Я знаю, что вы были ученым, огромное внимание уделяли образованию, а потом стали политиком. Зачем вам это?

- Я работаю в Думе (прим. НИА "Нижний Новгород" – в Городской Думе Дзержинска Нижегородской области) на освобожденной основе, возглавляю комитет по делам молодежи. Безусловно, эта работа заставляет уделять ей большое количество средств и времени. Но все это окупаемо, потому что сегодня ни образование, ни искусство далеко от политики не уходит, везде мы натыкаемся, что надо быть причастным к политике.

- Менделееву во сне приснилась его знаменитая таблица химических элементов. Как вам приходят ваши изобретения?

- Обычно это приходит, когда занимаешься решением какой-то конкретной проблемы, есть проект, и ты занимаешься его реализацией. Таким образом, у инженеров во время создания нового технического объекта получаются какие-то новшества.

- Есть мнение, что высшее образование в России себя дискредитировало и готовит оно не тех специалистов, которые нужны нашим предприятиям.

- Я согласен с частью вашего вопроса. Дело в том, что в девяностые годы, когда "страна встала на колени" и ряд промышленных предприятий остановили свое производство, нахлынул поток импортной продукции. В то время России не нужны были ни производители, ни высококвалифицированные рабочие, ни инженеры, ни техники. Были распространители этого самого импортного товара, различные менеджеры по продвижению этого товара, специалисты, которые бы оказывали посреднические, в том числе и юридические услуги. На тот момент рынок образовательных услуг был сориентирован именно на эти специальности. Сегодня такая тенденция наблюдается по инерции, потому что задачи поставлены совсем другие. Нам надо инновационными методами развивать реальный сектор экономики, развивать свое производство. Более того, подошло такое время, когда мы все осознали, что, по большому счету, мы движемся к пропасти. Встает уже вопрос о национальной безопасности. Сегодня очень многие отрасли страны деградировали и обороноспособность страны тоже. Поэтому, что касается престижности труда инженера, такого вопроса совершенно нет.

- Но никто из молодых людей не хочет быть инженером, все хотят быт экономистами, муниципальными или государственными служащими.

- Это все по инерции. С другой стороны, правительство понимает, что началась пробуксовка. Получается странная картина: разорвана цепочки подготовки специалистов, в конце цепочки министерства и ведомства, которые занимаются подготовкой в том же стиле, что и в 70-е и 80-е года. Смешно сказать, но мы сегодня работаем по тем стандартам, которые были разработаны раньше. А на финише мы выпускаем таких специалистов, которых потом предприятия за 1-3 года доводят до их уровня. С одной стороны, мы не можем нарушать правила, которые спускает министерство, а с другой – выпускаем не полных специалистов. Но сейчас мы заключаем договоры с конкретными предприятиями на конкретное рабочее место. В общем объеме это не большой процент. Все в этой цепочке чувствуют себя не уютно. Государство выбрасывает деньги, которые к нему не возвращаются. Даже те специалисты, которых мы сегодня готовим, идут не на госпредприятия (их практически не осталось), а в частный бизнес, который получает этих специалистов совершенно бесплатно.

Надо замыкать эти цепочки. Необходимо дать право вузам заключать при поступлении со студентом договор на бесплатное обучение, но потом выпускник должен будет отработать на том предприятии, на которое пошлют. На финише, мы бы могли не только распределять своих специалистов, но и получать некую компенсацию за них. На эти средства мы бы могли существенно поправить положение университетов и профильных учебных заведений, изменился бы статус преподавателя.

Но есть очень много барьеров. Сейчас образование трансформируется – переходит на двухступенчатую систему: бакалавр, магистр, специалист. А в Минтруда, в любом справочнике таких категорий нет. Они боятся взять на работу специалиста. Это и не техник, поскольку у него нет практических знаний, но и не инженер. Поэтому мешают вот эти ведомственные барьеры. Сегодня мы говорим об инженерном образовании, но ведь под угрозой находится и стабильность техникума. Ведь говорят, что самая первая ступень в образовании будет бакалавр, а бакалавров готовят вузы, и техникумы понимают, что они сегодня исчезнут с лица земли. Давно уже сложилась непонятная ситуация с высшими профессиональными техническими заведениями. Поэтому сегодня мы выходим с таким предложением: мы бы хотели создать технопарк, то есть такую интегрированную структуру, которая занималась бы не только разработкой новых товаров и продвижением новых технологий, но и подготовкой кадров, причем, кадров совершенно разного уровня. Это и высококвалифицированные специалисты, которые сегодня нужны народному хозяйству, и инженеры, и магистры. Этот центр должен заниматься и переподготовкой кадров, потому что сегодня много таких специалистов, которые нуждаются в этой переподготовке. Эта цепочка наиболее короткая: учебные заведения, которые готовят кадры, и непосредственно потребители. Поэтому здесь исчезают межведомственные барьеры, заказчик может напрямую диктовать, какие специалисты нужны, какие учебные планы, какие программы, чему надо учить, а чему не надо. Я думаю, что мы в Дзержинске сегодня уже подошли к такому проекту, и будем сегодня ставить вопрос о том, чтобы этот пилотный проект на территории Нижегородской области был реализован.

- В продолжение темы практический вопрос, который интересует многих нижегородцев. Все-таки, если перед человеком стоит дилемма, куда ему пойти, в каком направлении двигаться, какие специальности будут наиболее востребованы, на ваш взгляд, лет через пять-семь и в Дзержинске, и в Нижегородской области в целом?

- Сегодня Нижегородская область – это та область, которая сориентирована на промышленность. Здесь развивается и кораблестроение, и авиационное строение, и машиностроение, и химическая промышленность – Кстово и Дзержинск занимают эту сферу. Поэтому я считаю, что сегодня инженерный труд перспективный, надо идти на инженерные специальности. Но здесь надо прекрасно понимать, что, вообще говоря, инженерная деятельность трактуется несколько шире, не надо ее связывать с какой-то узкой сферой применения. То есть, изготовлением каких-то товаров или разработкой каких-то технологий. Возьмем бытовой пример: все мы являемся владельцами сотовых телефонов, все мы приобретаем автомобили, какие-то вещи долгого пользования. Рано или поздно эти вещи выходят из строя: автомобили бьются и, к сожалению, попадают в аварии, и когда мы начинаем говорить со страховщиками или дилерами, для того, чтобы решить, кто виноват, чтобы получить какую-то компенсацию, нужно получить техническое заключение, то есть акт. Этот акт может сделать только человек, который подготовлен, то есть практически инженер. Видите, какая многогранная инженерная деятельность. Поэтому я бы не стал конкретно говорить: "Нужно идти в авиационное строение или машиностроение. Самое главное на сегодня – получать инженерное образование. В любом случае, человек, который получил инженерное образование, будет в этой жизни твердо стоять на ногах.

- Самые острые вопросы нижегородцев. Ольга Ефремова, Нижегородский район. Ректор МГУ Садовничий и после принятия Единого государственного экзамена остается его противником. В прессе слышны только отрицательные отзывы о ЕГЭ, но почему же его тогда вводят. Неужели никто не может найти смелость обратиться в Минобразования?

- Достаточно много смелых людей, эти обращения идут, они продолжаются, их целый поток. Если говорить про Садовничьего, то весь эксперимент с ЕГЭ начался с МГУ. Тогда мы об этом не знали, он был настолько узкий. Садовничий тогда набрал по ЕГЭ студентов на какой-то поток - через два года там никого не осталось. То есть, народ бы настолько слабо подготовлен, что они просто ушли оттуда. После этого он зарекся и сказал: "Я категорически против этого ЕГЭ". Теперь, что касается ЕГЭ шире. Когда говорят об этом или другом изменении, нужно понимать, почему принимается та или иная идеология, почему перестраиваются какие-то моменты в образовании…

- Что это дает в общем итоге…

- Я прекрасно помню: когда вводился Единый государственный экзамен, в то время министром образования был Филиппов. Он все время говорил единственный ключевой аргумент: "Единый государственный экзамен поможет детям, которые выросли в глубинке, поехать в столичные города и там поступить в столичное престижное образование.

- Оказалось, не правда?

- Это оказалось не правдой. И, кстати, когда он давал интервью не так давно, уже будучи не министром, он сказал: "Я ошибся – ни в Москву никто не поехал, ни в Санкт-Петербург". Но это можно было предугадать, между прочим. Даже если студент из малообеспеченных семей, как правило, с периферии, приезжает в Москву, поступает на бюджетное место, получает стипендию – на стипендию он не проживет. Если он не будет получать какую-то помощь от родственников и начнет работать, совмещать работу с учебой, это скажется на учебе. Поэтому ничего не получилось. И тут же встает еще один вопрос: тем самым, мы говорим о том, что у нас престижное образование только в столице, и вектор с периферии должен быть развернут туда. Но вспомните, несколько лет назад, когда у нас возникало большое количество (они сегодня работают в различных филиалах и представительствах московских вузов), с точностью наоборот утверждали: мы идем на периферию, чтобы принести это столичное образование сюда. Поэтому Нижегородская область до последнего сопротивлялась этому. И сегодня, если говорить чего больше в ЕГЭ, больше плюсов или минусов – конечно, больше минусов. Я пока не вижу, честно говоря, никаких плюсов. Другое дело, почему это происходит. Я боюсь, Россия давно поставила перед собой цель – интегрироваться вот в это мировое пространство. И там ей поставили несколько условий, о чем нам, может быть, сегодня и не говорят. Во-первых, вы входите в Болонский процесс, то есть, в том числе, и вводите ЕГЭ, там вы вводите другое, там – третье, – только на этих условиях вы будете приняты в мировое пространство. Кроме того, в Правительстве, не посоветовавшись с народом, подписали соответствующие документы. А теперь уже нельзя назад отмотать и из этого положения выйти. Не знаю, как дальше будет ситуация развиваться, потому что в Нижегородской области в прошлом году, по-моему, только по литературе мы вошли в ЕГЭ. Что будет в этом году, пока не знаю.

- У нас в Нижнем Новгороде ЕГЭ этой весной будут сдавать по 13 предметам.

-Вообще говоря, ситуация очень не простая. А что решает ЕГЭ, тоже не понятно. Этот контроль знаний учеников достаточно на сегодня слаб. Смысл экзаменов в вуз заключался в том, чтобы оценить: а может ли человек, обладает ли он уровнем определенных знаний, может ли он учиться в вузе? Если он не знает алгебру, высшую геометрию, как он может постигать высшую математику? ЕГЭ не дает ответов на этот вопрос. Приходят люди, о которых мы не знаем, как они оценены, так или не так. Ведь мы проходили это даже с медалистами: люди приходят с медалями, а потом не могут подтвердить свою медаль. Что будет с ЕГЭ, сложно сказать, но мы вынуждены подчиниться – мы законопослушные люди.

- Степан Аркадьевич, ОКБМ. Правительство много говорит о развитии нанотехнологий, вбухивает огромные средства, но все это базируется на западной школе. Почему не развивается советская и российская школа разработок, а берутся западные образцы?"

- Здесь вопрос очень сложный. Я, пожалуй, остановлюсь на следующем: дело в том, что долгое время у нас отсутствовал закон об интеллектуальной собственности. То есть, были хорошие изобретения, у людей были хорошие патенты, но вся сложность заключалась во внедрении. У нас был такой опыт в Дзержинском политехническом институте – нас все время привлекали в качестве экспертов. Дело доходило до судов, изобретения использовались предприятиями, потом авторы изобретения пытались получить какую-то компенсацию, и начинались судебные тяжбы. Сегодня, по большому счету, закон об интеллектуальной собственности принят. Но он все еще пробуксовывает. Совершенно обычная ситуация когда держатель патента хочет внедрить, он приходит на предприятие, и ему, как правило, ставят такие условия: либо он входит в долю, либо смешные деньги предлагают, но просто так внедрять нанотехнологии и знаковые патенты – это очень большие деньги. Это является сегодня основным препятствием, и, к сожалению, закон, который у нас принят по интеллектуальной собственности, не работает, а на Западе все это дело отработано. Не дай бог, если возникнут какие-то конфликты – это тяжба, и тот, кто поступил неправильно и нарушил закон, будет сразу же наказан. Пока мы не приведем в действие этот закон, мы по-прежнему будем опираться на западные технологии.

- Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты – Нижний Новгород", Михаил. Вы были инициатором создания молодежного парламента в Дзержинске. Вам не кажется, что это заигрывание с нашей молодежью? Как они могут реально поучаствовать в принятии политических решений, если даже их старшие коллеги в Гордумах и региональных парламентах ничего не решают?

- Видите ли, с чего-то начинать надо было. Мы обнаружили, что не стало пионерии, не стало комсомола, и полностью рухнула идеология воспитания молодежи. Настолько большая дистанция, вакуум образовался между властью и молодежью, что надо было принимать какие-то решения, как найти тот мостик, по которому, как по информационному каналу, мы узнавали бы, какие проблемы стоят на сегодня перед молодежью, какие у них чаяния, что нужно делать, чтобы эти проблемы решать. Поэтому создание молодежного парламента, когда мы это задумывали, (а в Дзержинске он появился одним из первых в области, и на этой неделе будет уже третий созыв формироваться), это сработало. Мы шли по такому принципу, что в парламент у нас вошли старшеклассники – учащиеся школ, студенческая молодежь, и, чего раньше никогда не было, заводская молодежь предприятий и институтов, которая работала на промышленных предприятиях и в НИИ. То есть, достаточно пестрые группы были представлены, и мы стали оперативно получать информацию о проблемах молодежи. Второе: сегодня, я имею в виду взрослый парламент, туда идут люди совершенно неподготовленные. Да, они уважаемые, это уважаемые бизнесмены, уважаемые руководители различного рода, но им не приходилось заниматься законотворческой работой. Где-то самих парламентариев надо готовить. Этот юношеский парламент мы рассматриваем как школу для подготовки парламентариев.

- В Нижнем Новгороде по инициативе молодежного парламента мэрия построила 48 спортивных площадок. Какие-то конкретные интересные предложения юные парламентарии вам давали, которые потом брала на вооружение администрация города Дзержинска, городская Дума?

- Они давали, но эти предложения были посвящены конкретно молодежным проектам, которые действуют на территории города Дзержинска. Если раньше они были направлены на работу с детской молодежью, детскими садами, школьниками младших классов, то они здесь дали ряд конкретных предложений, которые потом были включены в городские молодежные программы. И они в Дзержинске реализуются. У нас сегодня парламент формируется не на освобожденной основе, большинство членов работает, и им не хватает времени. Поэтому мы рассматривали, что члены молодежного парламента могли бы стать помощниками взрослых парламентариев, и помогать им в работе.

- Мы плавно подошли к рубрике "Формула успеха". Итак, формула успеха от Виктора Кулепова?

- Она очень короткая: "Нельзя сегодня думать и жить так, как вчера".

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по четвергам в 20.45, повтор программы по субботам в 12.10. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Русская служба новостей в Нижнем" (96,4 FM) – по вторникам в 14.00 и на радио "Шансон" по пятницам в 15.00 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: