Нижегородская область вошла в число семи регионов РФ с наихудшим состоянием дел, вызванным финансово-экономическим кризисом
Нижегородская область вошла в число семи регионов РФ, которых в наибольшей степени коснулся кризис. Такие данные приведены в докладе о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, подготовленном Министерством регионального развития РФ по данным на 30 марта 2009 года.
Целью мониторинга социально-экономического положения является выделение субъектов Российской Федерации, испытывающих проблемы текущего развития, для последующего принятия необходимых мер федеральными органами исполнительной власти. Предметом мониторинга являются вопросы состояния экономики регионов, занятости и доходов населения, состояния консолидированных бюджетов регионов, хода реализации мер, принимаемых органами власти субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти. Источником указанной информации являются данные федеральных органов государственной власти, Банка России, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях группировки регионов по социально-экономическому положению и мониторинга развития кризисных явлений разработчиками доклада был рассчитан сводный индекс на основе следующих показателей: индекс промышленного производства; темп роста потребления электрической энергии; индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"; темп роста объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах; объем задолженности по заработной плате на 1 занятого в экономике; доля работников, предполагаемых к увольнению и уволенных; доля простаивающих и работающих неполное рабочее время работников; темп роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В результате были сформированы четыре группы регионов: регионы с наихудшим состоянием; регионы с неудовлетворительным состоянием; регионы с удовлетворительным состоянием; регионы со стабильным состоянием.
В докладе отмечается, что в наибольшей степени кризис коснулся таких субъектов РФ как Пермский край, Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская, Самарская и Челябинская области – эти регионы имеют сводный индекс менее 0,4 балла.
Согласно докладу, во всех регионах данной группы промышленное производство в феврале 2009 года к февралю 2008 года снизилось более чем на 21,8%, что значительно больше среднероссийского снижения (на 13,2%). Потребление электроэнергии снизилось больше, чем в среднем по России (на 4,8%). Строительство снизилось более чем на четверть (в среднем по Российской Федерации объем строительных работ снизился на 20,7% к февралю 2008 года). Объем розничного товарооборота в феврале 2009 года снизился в 6 из 7 регионов данной группы, в том числе в 3 – больше, чем в среднем по России (в январе 2009 года снижение показателя отмечено лишь в 3 регионах).
Для регионов данной группы не характерна высокая задолженность по заработной плате – она превышает среднероссийский уровень (169 рублей на одного занятого в экономике) в трех регионах (Кемеровской, Орловской и Самарской областях) и составляет в среднем по группе 181 рубль на одного занятого в экономике, что на 7,3% выше среднероссийского уровня.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации снизились в пяти из семи регионов данной группы, снижение в целом составило 11,2% (по России отмечен прирост на 4,2%). Наибольшее снижение доходов наблюдалось в Челябинской области – на 32,5%, Кемеровской области – на 15,9%, Пермском крае – на 12,1%.
В группу регионов с неудовлетворительным состоянием вошли 29 регионов (в частности Республика Башкортостан, Красноярский край, Белгородская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Свердловская и Тюменская области), имеющие сводный индекс от 0,4 до 0,5 балла.
В 27 из 29 регионов данной группы отмечено снижение промышленного производства, в том числе в 20 – больше, чем в среднем по России, рост промышленного производства наблюдался в Белгородской и Новосибирской областях (на 4% и 1,2% соответственно). В 24 из 29 регионах данной группы отмечено снижение потребления электроэнергии, в том числе в 17 – больше, чем в среднем по России. Снижение объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", наблюдалось в 23 из 29 регионов данной группы, в том числе в 18 больше, чем в среднем по Российской Федерации.
Объем розничного товарооборота снизился в 12 из 29 регионов данной группы, в том числе в 10 – больше, чем в среднем по Российской Федерации. Задолженность по заработной плате превышает среднероссийский уровень (169 рублей) в 17 из 29 регионов данной группы и составляет 192 рубля на одного занятого, что на 13,6% выше среднероссийского уровня.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации снизились в 6 из 29 регионов данной группы, снижение в целом составило 16,8% (в среднем по России выросли на 4,2%), в том числе в Тюменской области – на 59,5%, Ханты-Мансийском автономном округе – 38,9%, г.Москва – на 34,3%.
В группу регионов с удовлетворительным состоянием вошли 34 региона (в частности Республика Татарстан, Приморский край, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Московская и Смоленская области, г.Санкт-Петербург), имеющие сводный индекс от 0,5 до 0,6 балла.
В 28 из 34 регионов данной группы отмечено снижение промышленного производства, в том числе в 16 – больше, чем в среднем по Российской Федерации. Рост промышленного производства отмечен в 6 регионах, в том числе Ненецком автономном округе – на 31,4%, Калужской области – на 23,4%, Магаданской области – на 9,6%. Снижение потребления электроэнергии наблюдалось в 20 из 34 регионов данной группы, в том числе в 15 – больше, чем в среднем по Российской Федерации. Снижение объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", отмечено в 22 из 34 регионов данной группы, в том числе в 18 – больше, чем в среднем по Российской Федерации.
Объем розничного товарооборота снизился лишь в 13 из 34 регионов данной группы, в том числе в 8 – больше, чем в среднем по Российской Федерации. Задолженность по заработной плате ниже среднероссийского уровня (169 рублей) в 23 из 34 регионов данной группы и составляет 120 рублей на одного занятого, что на 28,7% ниже среднероссийского уровня.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации снизились в 5 из 34 регионов данной группы, в том числе Ямало-Ненецком автономном округе – на 39,6%, Мурманской области – на 14,5%, Ненецком автономном округе – на 9,7%. . В целом по группе доходы выросли на 23,7% (в среднем по России – на 4,2%).
Стабильное состояние экономики наблюдается в 13 регионах (в частности почти во всех республиках ЮФО, Республиках Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва, Камчатском и Краснодарском краях, Сахалинской области), имеющих сводный индекс более 0,6 балла.
В данной группе регионов отсутствовал значительный спад промышленного производства – снижение промышленного производства отмечено лишь в 4 из 13 регионов, в том числе в Чеченской Республике на 12,1%, что меньше среднероссийского снижения. Снижение потребления электроэнергии отмечено в 9 из 13 регионов, в том числе больше, чем в среднем по России (на 4,8%) в 5 регионах. Снижение объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", наблюдалось лишь в 3 из 13 регионов данной группы (в Чеченской Республике, Краснодарском крае, Сахалинской области), в том числе в Сахалинской области больше, чем в среднем по Российской Федерации.
Рост розничного товарооборота отмечен в 10 регионах, снижение – в 3 регионах, в том числе в Республике Ингушетия больше, чем в среднем по России. Задолженность по заработной плате в среднем по группе составила 219 рублей, что на 29,7% выше среднероссийского уровня (высокая задолженность в группе вызвана предельно высокой задолженностью в Чеченской республике – 3 235 рублей на одного занятого, без учета данного региона задолженность по группе составляет всего 96 рублей).
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в феврале 2009 года к февралю 2008 года выросли во всех регионах данной группы. В целом прирост составил 78% (что гораздо выше среднероссийского прироста – 4,2%). Однако данный рост в некоторых субъектах, прежде всего дотационных, объясняется опережающим перечислением финансовых ресурсов из федеральных источников.
Углубление спада промышленного производства наблюдалось в 32 регионах, в том числе в 5 индекс промышленного производства снизился более чем на 10 п.п. (в Республике Башкортостан с 92,2% до 81,2%, Карачаево-Черкесской Республике с 93,2% до 82,2%, Республике Алтай с 76,5% до 65,8%, Нижегородской области – с 72,6% до 61,8%, Чукотском АО с 95,4% до 76,8%).
В докладе также отмечается, что Нижегородская область входит в число регионов с наиболее заметным снижением темпов роста объемов строительства. Всего в феврале 2009 года падение объема строительных работ наблюдалось в 55 субъектах Российской Федерации, в январе 2009 года – в 67 регионах. Наибольшее снижение объемов строительных работ отмечено в Республике Алтай, Алтайском крае, Астраханской области Костромской области, Кировской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Орловской области, Ненецком автономном округе – более чем в два раза. Углубление спада строительных работ наблюдалось в 35 регионах, из них в девяти регионах более чем на 20 п.п., в том числе в Нижегородской области – с 96,9% до 20,4%, Астраханской области – с 94,1% до 44,9%, Республике Алтай – с 73,8% до 34,4%. Вместе с тем, в Нижегородской области отмечен высокий темп роста ввода жилья – в 2,6 раза.
Рост просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, наблюдался в 71 субъекте Российской Федерации, в частности, в Республике Башкортостан, Краснодарском и Алтайском краях, Ярославской, Свердловской, Ивановской, Нижегородской областях – более чем на 30%.
Снижение объемов платных услуг населению в феврале 2009 года наблюдалось в 38 субъектах Российской Федерации, в Республиках Ингушетии и Северной Осетии-Алании, Ростовской, Калининградской, Нижегородской, Липецкой, Ивановской областях, Ненецком автономном округе.
По оценке Минрегиона России, 31 регион столкнется с проблемой финансирования текущих расходов в 2009 году; 38 регионов частично профинансируют капитальные вложения; 13 регионов смогут полностью выполнить принятые обязательства.
Наиболее проблемными регионами по прогнозу являются Красноярский край, Воронежская, Костромская, Рязанская, Тульская, Московская области, Республики Карелия и Хакасия. На сегодняшний день данные регионы не осуществили сокращение расходных обязательств, соответствующее падению доходов.
Наибольшие риски с точки зрения социальных последствий, по прогнозу Минрегиона, могут возникнуть у Республики Коми, Удмуртской Республики, Забайкальского, Красноярского, Ставропольского, Хабаровского края, Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской, Мурманской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Свердловской, Ростовской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.
Как сообщалось ранее, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев прогнозирует снижение объемов промышленного производства в 2009 году на 20-25%. Из-за этого доходы консолидированного бюджета Нижегородской области будут сокращены на 20-25 млрд. рублей – до 102-103 млрд. рублей.
По итогам
последних правок доходы бюджета Нижегородской области 2009 года составляют 83 млрд. 656 млн. 456 тыс. рублей, расходы – 90 млрд. 702, млн. 175 тыс. рублей, дефицит - 7 млрд. 45 млн. 719 тыс. рублей. В феврале 2009 года доходная часть бюджета была уменьшена на 13 млрд. 180 млн. рублей.
В частности, сокращены расходы на реализацию областных целевых программ – на 8 млрд. 651,340 млн. рублей (в том числе на реализацию областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009–2011 годы" – на 7 млрд. 412,274 млн. рублей), на содержание аппарата управления – на 239 млн. 109 тыс. рублей.
Количество безработных в Нижегородской области на начало апреля 2009 года
составило 29,9 тысячи человек. В настоящее время уровень безработицы в регионе составляет 1,63% от числа трудоспособного населения. С сентября 2008 года число безработных выросло в три раза. В регионе насчитывается 17,5 тысяч вакансий, кроме того, около 30 тысяч человек планируется привлечь к общественным работам.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+