Интернет-конференции

Интернет-конфенренция Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, заслуженного юриста РФ Василия Ольнева

18 апреля 2009 13:41  [8261]
Василий Ольнев

Василий Ольнев

НИА "Нижний Новгород" представляет интернет-конфенренцию Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, заслуженного юриста РФ Василия Ольнева. Тема конференции – "Как защитить свои права?".

Василий Ольнев назначен Законодательным собранием области на должность Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области 18 ноября 2004 года, став первым в регионе государственным правозащитником после учреждения этой должности. До этого он около 15 лет возглавлял правовое управление Законодательного собрания.

В соответствии с законом области Уполномоченный оказывает гражданам дополнительную правовую поддержку, помогая добиваться реализации или восстановления своих прав. Основная форма работы – компетентное разъяснение заявителям норм законодательства и способов самостоятельной защиты интересов. Во многих случаях Уполномоченный направляет запросы и ходатайства в различные государственные и муниципальные органы, если считает права граждан нарушенными. При наличии особо серьезных нарушений готовит документы для судебной защиты прав, непосредственно представляет интересы граждан в судах, поручает это работникам своего аппарата.

В 2005 году одним из первых успешных дел правозащитника стало восстановление на работе пяти директоров школ Шатковского района, незаконно уволенных в преддверии выборов бывшим главой района Юрием Сергуниным. В связи с отказом прокурора Шатковского района в защите трудовых прав уволенных Василий Ольнев лично представлял их интересы в суде, решение состоялось в пользу директоров.

В 2006 году при участии Уполномоченного народный артист РФ Александр Мишин восстановлен судом в должности художественного руководителя Нижегородского академического театра кукол.

В 2007 году четверо молодых людей, подвергавшихся издевательствам в следственном изоляторе № 1 с целью получения признательных показаний, по настоянию Василия Ольнева были переведены в одиночные камеры. Впоследствии Сормовский районный суд оправдал их в связи с явной непричастностью к совершению тяжкого преступления, в котором они обвинялись.

В 2007-2008 годах администрация Нижнего Новгорода разрешила приватизацию комнат в бывших общежитиях предприятий, переданных в ведение муниципалитетов; право на собственность обрели сотни нижегородцев. Этому способствовали неоднократные аргументированные обращения Уполномоченного в адрес главы города и в Верховный Суд РФ.

2 апреля 2009 года Балахнинский городской суд восстановил на работе одного из активистов профсоюзного комитета целлюлозно-бумажного комбината ОАО "Волга" Владимира Дубровского, необоснованно попавшего под сокращение, фактически же уволенного в связи с профсоюзной деятельностью. В суде интересы работника представлял работник аппарата Уполномоченного.

Число обращений к нижегородскому Уполномоченному с каждым годом растет. В первый год работы – 2005-й – поступило 385 письменных обращений, а в 2008-м году – уже 1358.

Кроме того, для усиления защиты прав детей в прошлом году законом Нижегородской области была введена должность заместителя Уполномоченного по правам ребенка, на которую по согласованию с главой региона назначена Светлана Барабанова.

Вопросы читателей агентства Василию Ольневу по теме "Как защитить свои права?" принимаются до 27 апреля.
Евгения Семеновна24 апреля 2009 11:34
Скоро уеду в сад на все лето. В прошлые годы мне в ЖЭУ делали перерасчет за воду, а недавно выступал чиновник ДУК и заявил, что справка правления садового товарищества не действительна и перерачета не будет. Как же так, почему мы должны платить за то, что не тратим?
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:44

Порядок перерачета коммунальных платежей в случае временного отсутствия в жилом помещении определен Правилами предоставления коммунальных гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Согласно Правилам потребитель должен в течение месяца после окончания периода временного отсутствия обратиться к исполнителю услуг с заявлением и документами, подтверждающими временное отсутствие.

Подтверждающими документами могут быть заверенная копия командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице…

В Правилах приведен еще ряд возможных подтверждающих документов, а также указано, что ими могут быть и иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя. Таким образом, перечень подтверждающих документов является открытым.В 2007 году по заявлению одного из жителей Нижнего Новгорода, которому отказались сделать перерасчет по справке садового товарищества, Уполномоченный обращался с соответствующим обоснованием к директору ДУК Нижегородского района. После этого перерасчет гражданину был осуществлен. Удавалось решать эти вопросы и другим жителям, уезжавшим в сады.

Однако 5 августа 2008 года Министерство регионального развития РФ издало письмо, в котором было необоснованно указано, что справка председателя садоводческого кооператива не является документом, подтверждающим временное отсутствие гражданина по основному месту жительства. На основании этого письма некоторые обслуживающие организации Нижнего Новгорода стали отказывать жителям в перерасчете.

В феврале 2009 года Уполномоченный был вынужден обратиться к министру регионального развития РФ В.Ф.Басаргину с мотивированным обоснованием неправомерности этих разъяснений, данных в указанном письме директором одного из департаментов министерства. К сожалению, ответа на это обращение я не получил.

Помимо этого, работниками аппарата Уполномоченного для обратившихся к нему граждан были подготовлены заявления в суд по этому вопросу. Одно из таких дел, где позицию гражданина поддерживала прокуратура Советского района, недавно разрешено судом в пользу гражданина.

Наиболее же всего обнадежило заявление Генеральной прокуратуры РФ от 23 апреля 2009 года, в котором сообщено о внесении ею в Министерство регионального развития представления об устранении нарушений законодательства в связи с изданием указанного письма. Будем надеяться, что теперь Минрегион внесет необходимые коррективы в свои разъяснения, а суды, в свою очередь, будут строго придерживаться норм постановления Правительства РФ.
Анатолий Иванович23 апреля 2009 15:47
Нарушены ли мои права, если мне выделен для ИЖС земельный участок, и много лет он использовался фактически большей площади, чем было выделено, платили налоги, а администрация г.Нижнего Новгорода не хочет его оформить, хотя есть сведения по замерам БТИ за 1981 год о межевании. Разъясните, пожалуйсти, мои права.
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:41

К сожалению, в Вашем вопросе отсутствуют причины, по которым размер фактически используемого земельного участка больший, нежели размер закрепленного земельного участка.

Возможно, ответ на Ваш вопрос дан в следующем письме Минэкономразвития России от 10 марта 2009 года, где, в частности, разъясняется, что Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" не ограничивает размер "самозахваченного" земельного участка.

Вместе с тем ограничения по уточнению размера площади земельных участков предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастре недвижимости", определяющим случаи отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением их границ, где в п. 5 ст. 27 указано:

"При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости".

"Однако, как разъясняет далее Минэкономразвития России в своем письме от 10 марта 2009 года, размеры площадей земельных участков, определенных с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований, не свидетельствуют в пользу возможности оформления самовольно захваченных земельных участков. Они означают исправление ошибок описания земельных участков, допущенных во время проведения земельной реформы. Границы сложившихся земельных участков в соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ определяются исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если данные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка".

Полагаю, что при рассмотрении Вашего вопроса следует также учесть, что государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, проведенный до дня вступления в силу ФЗ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в силу статьи 45 этого закона признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящем Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости).

С учетом этого Вами может быть зарегистрировано право на весь земельный участок. В случае спора с администрацией – вопрос может быть разрешен в суде.
Наталья Ивановна23 апреля 2009 14:59
Можно ли жилищную субсидию, выделяемую инвалиду, участнику ВОВ для приобритения жилья, использовать на строительство коттеджа?
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:40

В соответствии с Законом Нижегородской области от 07.07.2006 № 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" эти социальные выплаты предоставляются только по договорам купли-продажи, то есть для приобретения уже готового жилья. Выплаты не предоставляются для компенсации стоимости ранее приобретенного, обмененного или построенного жилья, а также для приобретения жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Таким образом, использование этих выплат на строительство жилого дома законом не предусмотрено.

В законе есть и другие процедурные моменты предоставления выплат, которые рекомендую изучить и учесть еще до заключения договора купли-продажи.
Александр Иванович23 апреля 2009 14:56
Предусмотрен ли действующим законодательством запрет на размещение маркетов и магазинов с продажей вино-водочных изделий вблизи учебных заведений, детских парков или детских площадок?
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:40

Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен запрет на продажу алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, в организациях культуры, спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружениях.

Также ограничена продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов на территориях, прилегающих к местам скопления граждан (в том числе к стадионам, концертным площадкам, паркам, зонам отдыха, пляжам, торговым площадкам, ярмаркам, продовольственным рынкам, включая оптовые, остановкам городского транспорта и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, объектам военного назначения).

Указанные прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации; рекомендуемый радиус ограничения продажи от перечисленных объектов – 50-100 метров.

У нас такой порядок установлен постановлением Правительства Нижегородской области от 25.08.2006 № 275. Для городских и сельских поселений радиус прилегающей территории рекомендован не менее 50 метров, для городских округов (города Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Саров) – не менее 100 метров.

В каждом поселении должны быть определены такие территории, и Вы вправе получить эту информацию в соответствующей местной администрации.
Реутова С.Ф.23 апреля 2009 14:03
Уважаемый Василий Васильевич! Примите мою благодарность за помощь в защите моих прав и моей внучки Арины, нарушенных опекой Ленинского района г. Нижнего Новгорода. Спасибо Вам и сотрудникам Вашего аппарата.
Сергей23 апреля 2009 13:56
Общественность Нижегородской области против строительства АЭС в регионе. Правительство намерено строить. Здесь явное нарушение права человека на благоприятную окружающую среду. Что делать?
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:38

Мне не известно, в какой форме и на основании каких конкретно данных противники строительства атомной электростанции выражают свое мнение. В соответствии же с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" граждане вправе обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в иные организации с заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, вправе получать обоснованные ответы.

Кроме того, общественные и иные некоммерческие организации вправе проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Предусмотрено также проведение в установленном порядке общественной экологической экспертизы, направление представителей общественных объединений для участия в проведении государственной экологической экспертизы.
Ольга23 апреля 2009 12:42
В детском дошкольном учреждении ребенку заставляют делать прививки, отказ не принимают и не слушают объяснений, правильно ли это?
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:15

Это не совсем правильно.

В соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" родители вправе в письменной форме отказаться от профилактических прививок ребенку. При этом им может быть отказано в приеме ребенка, не имеющего прививок, в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

В докладе о деятельности Уполномоченного в 2008 году (он размещен в Интернете по адресу www.government.nnov.ru/?id=47191) рассказано о судебном споре, разрешившемся в пользу родителей, которым было отказано в устройстве "непривитого" ребенка в детский сад. Этому способствовал отрицательный ответ Роспотребнадзора на запрос Уполномоченного о том, регистрировались ли на соответствующей территории в последние пять лет массовые инфекционные заболевания либо угрозы возникновения эпидемий.

Аналогичный правовой подход нашел отражение в кассационном определении Нижегородского областного суда от 13.11.2007 № 33-5475 по другому делу.
Владимир23 апреля 2009 12:31
Нарушает ли адмнитсрация района мои права, если законодательством предусмотрено предоставление внеочередного жилого помещения, а меня ставят в очередь и говорят, что таких как я много?
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:07

Ответить на Ваш вопрос очень сложно. Если администрация поставила Вас в общую очередь нуждающихся в получении жилья, то это нарушение. Если же Вам говорят, что образована некая очередь из граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, это другое дело. Само по себе установление очередности обеспечения жильем "внеочередников" в зависимости от времени обращения их за реализацией такого права не является нарушением. В большинстве случаев ожидание жилья в течение определенного времени вызвано отсутствием у муниципального образования свободных квартир и недостатком бюджетных средств.

Нарушением, однако, следует считать, если в то время, когда "внеочередники" ожидают получения жилья, оно предоставляется гражданам из общей очереди нуждающихся.

При реализации Вашего права рекомендую также руководствоваться Обзором судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2007 года. В нем разъяснено, что "при удовлетворении требования истца о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки".
Анна23 апреля 2009 12:24
С введением ЕГ поступление во все ВУЗы будет по итогам ЕГ. Почему не предусмотрен порядок поступления в ВУЗ лиц, окончивших школу в прошлом 2008 году? Как можно защитить в этом случае права?
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:06

С 2009 года действуют новые правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Прием на дневную форму обучения граждан, имеющих среднее общее или среднее профессиональное образование, осуществляется по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ); на вечернюю и заочную форму обучения – по результатам вступительных испытаний, проводимых ВУЗом самостоятельно.

Поскольку прием в ВУЗы по результатам ЕГЭ введен в этом году повсеместно, то, естественно, и выпускники прошлых лет могут поступить на очную форму обучения в том же порядке. Выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, а также те, кто получил образование в иностранных образовательных учреждениях, могут сдать ЕГЭ. Для этого они должны подать заявление на участие в экзаменах с перечнем предполагаемых к сдаче предметов. Заявление подается в орган управления образования по месту жительства, либо в орган, где расположен вуз, в который планируется поступление.

Учащиеся, по тем или иным уважительным причинам не сдавшие ЕГЭ с 26 мая по 19 июня, имеют возможность сдать его с 7 по 17 июля. Более подробную информацию можно получить на официальном информационном портале ЕГЭ: www1.ege.edu.ru.
Иван Алексеевич22 апреля 2009 17:55
Как правильно оформить иск в Европейский суд по правам человека?
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:05

Гражданин может направить жалобу в Европейский Суд по правам человека, если считает, что государством – членом Совета Европы нарушены его права и свободы. Но только если нарушены те из ограниченного перечня прав, которые защищаются Конвенцией по защите прав человека и основных свобод, включая дополняющие ее протоколы.

При этом гражданин должен исчерпать внутригосударственные средства эффективной правовой защиты. Например, возможности судебной защиты. Европейский Суд считает российскую процедуру обжалования судебного акта в порядке надзора неэффективной, поэтому принимает к рассмотрению жалобы в течение 6 месяцев после вступления решения (приговора) в законную силу, то есть после принятия кассационного определения по делу.

Первоначально жалоба может быть написана в свободной форме на русском языке и без приложения документов. По истечении 1,5 – 2 месяцев после получения первой жалобы Европейский Суд направит в адрес заявителя официальный формуляр для заполнения подробной жалобы, а также текст Конвенции и пояснительные материалы.

Отмечу также, что в настоящее время Европейский Суд рассматривает жалобы граждан России в течение 5-6 лет. Независимо от подачи жалобы в Европейский Суд можно продолжать обжаловать судебный акт в вышестоящих судебных инстанциях Российской Федерации.Адрес Европейского Суда: European Court of Human Rights, Council of Europe, F – 67075, Strasbourg-Cedex.
Валентина Петровна22 апреля 2009 17:53
Куда жаловаться на соседа по подъезду, который систематически, из года в год нарушает тишину после 23.00?
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:04

Ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в жилых домах с 22 до 7 часов (за исключением праздничных дней) установлена статьей 2.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях. Сюда относится умышленное использование на повышенной громкости телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других громкоговорящих устройств, либо громкие выкрики, свит, пение, скрип и игра на музыкальных инструментах, либо использование пиротехнических средств, либо шумные ремонтно-строительные работы.

Протокол о таком административном правонарушении составляет сотрудник милиции. Этот протокол затем рассматривает мировой судья, а в отношении несовершеннолетних – комиссия при администрации по делам несовершеннолетних и защите их прав. В результате виновному лицу может быть объявлено предупреждение или наложен штраф. При повторном нарушении тишины в течение года штраф увеличивается, вплоть до 3 тысяч рублей.

Для пресечения правонарушения и составления протокола необходимо обращаться в милицию.

Если неоднократные административные наказания не приносят результата, можно ставить вопрос и о выселении жильца, систематически нарушающего права и законные интересы соседей. Этот вопрос решается в судебном порядке: в отношении нанимателя жилого помещения – в порядке статьи 91 Жилищного кодекса РФ, в отношении собственника – в порядке статьи 293 Гражданского кодекса РФ.
Сергей22 апреля 2009 17:45
В какие сроки чиновники районной администрации обязаны отреагировать на письменную жалобу гражданина? К примеру, если заявление касается плохой работы коммунальных служб.
Василий Ольнев28 апреля 2009 18:02

Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлен 30-дневный срок рассмотрения обращения со дня его регистрации (на регистрацию поступившего обращения отводится до 3 дней). В исключительных случаях и в случае направления запроса по обращению в другой орган, срок рассмотрения обращения может быть продлен до 60 дней, но с обязательным уведомлением об этом автора обращения.

В то же время руководитель органа местного самоуправления в зависимости от характера обращения вправе установить сокращенный срок его рассмотрения. В какой-то мере автор жалобы может и проследить, как она рассматривается: согласно Закону Нижегородской области от 07.09.2007 № 124-З "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области" гражданин вправе получить в государственном органе, органе местного самоуправления устную, в том числе по телефону, информацию о факте получения и регистрации его письменного обращения и о том, какому должностному лицу поручено его рассмотрение.

Стоит обратить внимание и на то, что обращения необходимо направлять в государственные и муниципальные органы, которые действительно компетентны их рассматривать; в противном случае некомпетентный орган может переадресовать жалобу в более компетентный в этих вопросах орган, что повлечет и затяжку в ее рассмотрении.

В местную администрацию стоит обращаться в связи с работой муниципальных поставщиков коммунальных услуг или муниципальных же домоуправляющих компаний. Если же некачественную услугу предоставляет организация иной формы собственности, жалобу предпочтительнее адресовать в Государственную жилищную инспекцию области или органы Роспотребнадзора.
Ольга22 апреля 2009 11:30
Почему нас лишили права выбирать губернаторов без нашего согласия на то? И почему народные недра вокруг нас (леса, луга, поля) раздаются в частную собственность без проведения соответствующего референдума? Особенно это актуально для маленьких районов, городов - где местные божки чувствуют себя Богами с Олимпа.
Василий Ольнев28 апреля 2009 17:58

Действительно, в 2004 году был осуществлен переход от прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ к назначению их законодательными собраниями субъектов по представлению Президента РФ. Действующий порядок наделения губернаторов полномочиями установлен Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации".

Законодательное Собрание субъекта Федерации является полноправным органом народного представительства и принимает все государственно-властные решения, включая наделение полномочиями высшего должностного лица, выражая волю населения субъекта РФ, отстаивая его интересы. Поэтому постановлением Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 № 13-П новый порядок назначения губернаторов признан не противоречащим Конституции.

По второму вопросу. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности. А Конституция, как известно, принималась на референдуме. Распоряжаются государственной и муниципальной землей, в том числе продают ее в частную собственность органы государственной власти и органы местного самоуправления, и референдумы по этим вопросам законами РФ не предусмотрены.

В то же время законодательством введены различные ограничения по объектам возможной продажи земель в частные руки, а также требования об обеспечении собственниками (арендаторами) определенного пользования гражданами этими объектами. Недавно Сергачский районный суд признал ничтожной сделку купли-продажи гражданину земельного участка с расположенным на нем озером Тепсескуль. Поскольку согласно нормам Водного кодекса РФ в частной собственности могут находиться лишь непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Поделиться: