Интернет-конференции

Интернет-конференция руководителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области Александра Баженова

20 июля 2009 16:34  [17984]
Александр Баженов

Александр Баженов

НИА "Нижний Новгород" представляет интернет-конференцию руководителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области Александра Баженова. Тема интернет-конференции – "Антикоррупционная экспертиза законодательных и нормативно-правовых актов органов власти Нижегородской области".

С начала 2009 года ГУ Минюста РФ по Нижегородской области уделяет особое внимание проверке принимаемых актов на наличие условий, которые могут способствовать проявлению коррупции или созданию таких обстоятельств, когда должностные лица могут применить в своих интересах те или иные нормы законов, постановлений.

В Нижегородской области также проводится большая работа по мониторингу законодательства. В рамках соглашения с Законодательным собранием ГУ Минюста РФ проводит мониторинг законодательства в разных сферах, направляет информационные письма, заключения о состоянии законодательства в соответствующей сфере.

7 июля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Данный закон устанавливает, что антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов будут проводить прокуратура РФ и федеральный орган исполнительной власти в области юстиции в ходе осуществления своих полномочий. Одобренным законом закрепляется также порядок и методика проведения антикоррупционной экспертизы, а также процедура устранения выявленных в этих актах коррупциогенных факторов.

Вопросы руководителю ГУ Минюста РФ по Нижегородской области Баженову Александру Геннадьевичу принимаются до 28 июля.
Ирина Дубравина31 июля 2009 13:34
Насколько я знаю, Минюст теперь будет проводить антикоррупционную экспертизу не только законов, но и нормативных актов мэрии. Вы будете проверять только новые акты, или проведете экспертизу всех уже существующих документов?
Александр Баженов05 августа 2009 14:27

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации.

Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.

Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов Минюстом России не проводится.

Согласно статье 14 Закона Нижегородской области 07.03.2008 № 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области" органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 8 и 9 настоящего Закона.
Сергей Мещеряков31 июля 2009 13:32
На мой взгляд, наиболее коррупционными в России являются правоохранительные органы. Как вы считаете, реально принять такие законы, чтобы степень коррупции в органах правопорядка и, в частности, в ГИБДД, существенно сократилась? Возможно ли это сделать хотя бы на уровне региона?
Александр Баженов05 августа 2009 14:29

В рамках реализации антикоррупционной политики Президент Российской Федерации утвердил Национальный план противодействия коррупции и издал Указ от 6 сентября 2008 № 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ". Признавая проблему актуальной, данным Указом он возложил на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел РФ функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.

В свою очередь, министр внутренних дел Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г., издал распоряжение от 9 сентября 2008 № 1/6734, утверждающее План МВД России по противодействию коррупции на 2008 - 2010 гг.

В данном распоряжении министр предложил углубить научную проработку проблем противодействия коррупционным правонарушениям, активизировать методическое сопровождение и информационную поддержку практической деятельности ОВД, а также принять дополнительные меры по укреплению антикоррупционной устойчивости подчиненных подразделений. В приоритетных направлениях деятельности ОВД в 2009 г. Министр внутренних дел Российской Федерации прямо определил необходимость совершенствования системы обеспечения экономической безопасности страны и наращивания эффективности борьбы с проявлениями коррупции в системе МВД России.

Совершенствование федерального законодательства в данном направлении продолжается.

В части возможного принятия нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией в правоохранительных органах на региональном уровне, необходимо отметить, что деятельность милиции, вопросы борьбы с коррупцией в органах правопорядка, в том числе ГИБДД, регулируются федеральным законодательством.
Сергей Макаров27 июля 2009 11:24
Как вы сотрудничаете региональными властями в вопросах борьбы с коррупцией?
Александр Баженов05 августа 2009 14:28

В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 146 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" одним из направлений деятельности Главного управления является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Факторы, способствующие проявлению коррупции, выявленные в ходе проведения мониторингов законодательства, отражаются в обзорах, подготавливаемых Главным управлением, которые направляются в органы государственной власти для использования в работе.

Взаимодействие с органами государственной власти осуществляется также в рамках участия Главного управления в нормотворчестве. Главное управление проводит антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области. В случае выявления коррупционных факторов Главное управление информирует об этом соответствующий орган государственной власти.
Дмитрий27 июля 2009 11:21
В пятницу прошла инофрмация о том, что Минюст теперь аккредитовывает независимых экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы. Расскажите пожалуйста, что это такое и для чего это нужно?
Александр Баженов05 августа 2009 14:30

Приказом Минюста России от 31.03.2009 № 92 утверждено Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность.

На основании части 2 раздела 2 данного Положения юридическое или физическое лицо, изъявившее желание получить аккредитацию на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность и представившее письменное заявление, а также информацию, необходимую для получения аккредитации, в Минюст России, должно отвечать обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил основными требованиями и условиями для проведения аккредитации независимых экспертов являются:
для юридических лиц - наличие в штате не менее 3 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица;
для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации принимается в течение 20 рабочих дней. При принятии положительного решения издается распоряжение за подписью заместителя Министра юстиции Российской Федерации.

В течение 10 рабочих дней со дня издания указанного распоряжения Минюст России оформляет свидетельство об аккредитации и направляет его в территориальный орган Минюста России по месту нахождения заявителя для выдачи.

Информация об аккредитации юридических и физических лиц размещается на официальном сайте Минюста России http://www.minjust.ru/.

Предоставление права гражданам и юридическим лицам выявлять в проектах нормативных правовых актов факторы, способствующие проявлению коррупции, направлено на укрепление взаимодействия общественности с органами государственной власти, развитие гражданского общества.

Привлечение независимых экспертов к участию в подготовке нормативно-правовых актов на всех стадиях разработки и принятия позволит поставить заслоны прохождению коррупциогенных факторов. Разработчики законопроектов и нормативно-правовых актов должны будут учитывать мнение экспертов, и в случае несогласия с их позицией давать мотивированное объяснение Президенту или Правительству РФ.
надежда22 июля 2009 20:09
если в нарушение закона о госслужбе чиновник -руководитель принят на работу без конкурса, то какие последствия для него и того кто нарушил закон
Александр Баженов28 июля 2009 14:41

Вопросы проведения конкурсов на замещения должностей государственной гражданской службы урегулированы Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

Статьей 68 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Меры дисциплинарной ответственности к гражданским служащим применяются в соответствии со ст. 57, 58 указанного закона в случаях совершения ими дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП подлежат должностные лица, в том числе государственные гражданские служащие, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Остальные категории гражданских служащих несут административную ответственность в тех случаях, когда допущенное ими нарушение законодательства о гражданской службе образует самостоятельный состав административного правонарушения, например самоуправства (ст. 19.1 КоАП).

Уголовная ответственность гражданских служащих наступает в результате совершения ими деяний, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей и содержащих признаки состава преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК. В действующем уголовном законодательстве система этих преступлений включает: а) преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) (гл. 30 УК); б) специальные должностные преступления в сферах: соблюдения конституционных прав и свобод (ст. 140, 149 УК); государственного регулирования экономической деятельности (ст. 169, 170, п. "б" ч. 3 ст. 188 УК); в) преступления, совершаемые с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. "б" ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 и др.); г) преступления, совершаемые отдельными категориями гражданских служащих (ст. 142, 142.1, 143, 145, 145.1, 189, 198, 199 и др.).
Алексей22 июля 2009 15:32
Уважаемый Александр Геннадьевич, а возможно ли создать механизм, работающий еще на уровне принятия законодательных актов с целью выявления в них коррумпированности, нежели потом бороться с результатами уже принятых "вредных" законов?
Александр Баженов28 июля 2009 14:42

Участие Главного управления в нормотворческой деятельности органов государственной власти Нижегородской области можно считать своеобразным "механизмом", позволяющим еще до принятия нормативного правового акта выявлять в нем коррупциогенные факторы.

Между Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области и Законодательным Собранием Нижегородской области 26 мая 2009 года заключено соглашение о взаимодействии, согласно которому в адрес Главного управления направляются проекты нормативных правовых актов, обеспечивается участие специалистов в их обсуждении.

Сотрудники Главного управления принимают активное участие в нормотворческой деятельности на всех стадиях разработки проектов нормативных правовых актов, а именно: участие в заседаниях Законодательного Собрания Нижегородской области, комитетов, рабочих групп, согласительных комиссий, в депутатских слушаниях и круглых столах по обсуждению проектов; что позволяет устранять несоответствия федеральному законодательству, в том числе и коррупциогенные факторы еще на стадии подготовки проектов нормативных правовых актов.

Так, например, коррупциогенные нормы были выявлены в проекте Закона Нижегородской области "О внесении изменений в статью 7 Закона Нижегородской области от 01.11.2007 г. № 145-З "О залоговом фонде Нижегородской области", которым предполагался отказ от конкурсных процедур предоставления в залог объектов залогового фонда области, что влечет за собой возможность принятия решения по усмотрению должностных лиц при отсутствии объективных критериев. В настоящее время законопроект отправлен на доработку.
Сергей22 июля 2009 12:03
Уважаемый Александр Геннадьевич! Были ли в Вашем ведомстве зафиксированы факты коррупции?
Александр Баженов28 июля 2009 14:43

Фактов проявления коррупции в Главном управлении министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области выявлено не было.
Иван22 июля 2009 12:02
Чем регулируется противодействие коррупции в России.
Александр Баженов28 июля 2009 14:44

Вопросы противодействия коррупции в Российской Федерации регулируются следующими нормативными правовыми актами:

- Президентом Российской Федерации 31.07.2008 N Пр-1568 утвержден Национальный план противодействия коррупции.

- Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

- Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 N 815 "О мерах по противодействию коррупции" в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
Алена22 июля 2009 11:59
Какие коррупционные факторы выявляются в региональном законодательстве?
Александр Баженов28 июля 2009 14:45

При проведении юридических экспертиз нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, выявляются такие коррупционные факторы как: широта дискреционных полномочий; определение компетенции по формуле "вправе"; наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права; выборочное изменение объема прав; отсутствие нормы, регулирующей определенные правоотношения; имеющиеся нормативные коллизии.
Медведев Александр22 июля 2009 11:57
Имеется ли в Минюсте России и в Вашем управлении план противодействия коррупции?
Александр Баженов28 июля 2009 14:45

План Минюста России по противодействию коррупции утвержден приказом Министра юстиции 1 июля 2009 года за номером 202. В Главном управлении Минюста России по Нижегородской области аналогичный план в настоящее время разрабатывается.
Юлия22 июля 2009 11:27
Много ли выявлено коррупционых законов и как вы с ними боретесь?
Александр Баженов28 июля 2009 14:46

Коррупциогенные факторы выявлялись только в нормативных правовых актах органов исполнительной власти, в частности в актах Правительства Нижегородской области.

В законах Нижегородской области на сегодняшний день коррупционных факторов выявлено не было.
Потехин Михаил Александрович22 июля 2009 11:25
Александр Геннадьевич, скажите, как выглядит Нижегородская область на фоне других регионов ПФО и России с точки зрения принятия законов и актов, которые содержат коррупционные факторы?
Александр Баженов28 июля 2009 14:47

По результатам ежеквартального мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, по выявлению положений, способствующих проявлению коррупции, проведенного Главным управлением Минюста России по Нижегородской области, коррупционные факторы или положения, способствующие им, были выявлены в республиках Марий Эл, Башкортостан, Мордовия, Удмуртская Республика, Оренбургская, Нижегородская и Ульяновская области.

Наибольшее количество нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы или положения, способствующие им, выявлено в Республике Башкортостан (58 нормативных правовых акта).

В Нижегородской области коррупционные факторы выявлены в 8 нормативных правовых актах Правительства области. В указанные акты Правительством были внесены соответствующие изменения.

Также есть и субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Приволжского федерального округа, в которых нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы или положения, способствующие им, не выявлено – это Республика Татарстан, Республика Чувашия, Пермский край, Кировская, Саратовская и Самарская области.
Кнутов Пётр Иванович22 июля 2009 11:18
Уважаемый Александр Геннадьевич! Поясните, какие имеено меры предпринимает ваше ведомство в случае выявления коррупциогенных факторов?
Александр Баженов28 июля 2009 14:48

В случае выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации экспертные заключения направляются в органы, издавшие акты.

В случаях не согласия органов государственной власти, издавших акты, с доводами, указанными в экспертных заключениях, экспертные заключения направляются в прокуратуру Нижегородской области.
Поделиться: