– Валерий Павлинович, каковы ваши первые впечатления от президентского послания?
– Впечатления хорошие. Каждое послание для любого человека, в том числе губернатора, дает посылы, новые вызовы для развития общества. Государство должно развиваться, становиться мощнее, лучше. Послание направлено на решение глобальных задач. Самое главное, что в нем поставлены задачи модернизации общества, модернизации экономики, модернизации политической системы, для того, чтобы преодолеть имеющееся у нас отставание.
Мы имеем стратегию развития до 2020 года, планы по различным направлениям, по различным отраслям. Президент обозначил ряд приоритетов: модернизация экономики, переход на инновационный уклад. Если раньше мы говорили о поддержке инновационной деятельности, то сейчас ставится задача резкого обновления технологий, повышения производительности труда, особенно в ключевых отраслях.
Выделяется отрасль, которая направлена на поддержание жизни и здоровья людей – это медицинское оборудование, фармацевтика. Одно из направлений – информационные технологии, связь, использование цифрового телевидения, широкополосного интернета. Это продвинет вперед все наши отрасли на современный уровень. В послании справедливо сказано, что многие наши товары имеют низкую конкурентоспособность. Задача ее повышения ставилась всегда, но наиболее мощно она была обозначена именно в этом послании.
Мощные задачи поставлены по образованию. Если мы не дадим подрастающему поколению хорошего базового образования, не обеспечим профессиональную подготовку, тогда и инновационный уклад страны не кому будет обеспечивать. Даны поручения по многим направлениям, даны сроки для исполнения.
В послании нашли отражение и предложения по модернизации политической системы, по проведению избирательной кампании, по формированию органов муниципальной власти, по ответственности исполнительной власти субъектов РФ перед законодательными органами. Большой раздел – традиционный для нынешнего периода – борьба с коррупцией. Она проникла во все органы власти, в правоохранительные органы. Определена четкая, понятная позиция. Поставлен конкретный диагноз, сказано, что будем лечить, как и когда. Предстоит серьезная работа на уровне региона по целому ряду направлений.
– Президент сказал о необходимости поддержки экономики моногородов...
– Мы изучили ситуацию в моногородах, которые есть в Нижегородской области, и определили критерии. Все моногорода отнесены к трем категориям. Первая – моногорода, где кризис привел к наиболее тяжелым последствиям, вторая – где кризис привел к средним последствиям и последняя группа – где экономика в моногородах стабильна.
Наиболее тяжелое положение в городе Заволжье. Есть еще в Павлово проблемы, с которыми предстоит работать много. Мы в скором времени завершим разработку программы модернизации производственных сил для Заволжья, потом займемся Павлово.
– Президент поставил задачу в 2010 году повысить размер пенсий до размера прожиточного минимума и выше. Готова ли Нижегородская область к этому?
– Мы эту тему уже обсуждали. Сегодня большая работа проводится для того, чтобы сама эта задача реально выполнялась. До конца ноября станет понятно, как будет проводиться компенсация. Она не затронет наш региональный бюджет, поскольку это прямая ответственность Пенсионного фонда России. Работа по этому направлению будет вестись постоянно – в условиях инфляционной экономики цены растут, и величина прожиточного минимума меняется. Нам надо следить за тем, чтобы никто из пенсионеров не остался за чертой бедности.
– Также Медведев сказал о необходимости обеспечить жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны, вне зависимости от того, когда они встали на учет. Регион способен обеспечить ветеранов жильем?
– Сегодня мы имеем в этом списке около 600 ветеранов Великой Отечественной войны, которые встали на очередь и ждут жилья. Средства из федерального бюджета к нам поступили. Эти средства мы предоставили нашим муниципалитетам. Предложили варианты по обеспечению ветеранов жильем, покупке квартир, строительству индивидуальных домов. Каждый, кто пожелает получить жилье – получит его.
Дальше встает вопрос о том, чтобы расширять этот список. Может кто то в силу разных обстоятельств не встал в очередь на жилье, но сейчас хочет воспользоваться этим правом. Нам поставлена задача, и после принятия на федеральном уровне законодательных актов, поступлении средств, мы начнем реализовывать программу. Никаких сложностей тут не будет – мы строим жилые дома и для детей-сирот, и для молодых специалистов, и для ветеранов. У нас накоплен большой опыт в строительстве.
– Президент сказал о необходимости финансового оздоровления неэффективно работающих предприятий. Много ли в Нижегородской области неэффективно работающих предприятий, и стоит ли их закрывать? Может лучше "вытаскивать" их?
– Этот процесс идет безостановочно. В настоящее время в процедуре банкротства находится около сотни предприятий, с начала года где-то 300. Финансовый кризис несколько активизировал этот процесс, потому что многие раньше выпускали продукцию, которая не была качественной и потреблялась в силу необходимости, но сегодня люди начали считать деньги и не берут некачественную продукцию. Поэтому тот, кто не понимает, что надо модернизироваться, выпускать новые виды продукции, тот, конечно пройдет процедуру банкротства. Эта политика известна во всех странах с рыночной экономики.
– То есть, по сути, выживет сильнейший?
– Не сильнейший, а тот, кто будет работать на конкретного потребителя. У нас есть руководители предприятий, которым продукция, которую они выпускают, очень нравится. Если в семье родился ребенок, то убедить бабушку, дедушку, маму, папу, в том, что их ребенок не самый красивый, не самый умный, невозможно. И здесь то же самое. Они говорят: вот продукция, дизайн хороший, она самая качественная, цена в два раза ниже. Когда спрашиваю, в чем проблема, говорят – помогите продать. Ну если бы это было так, то у них бы все купили и еще заказали. Значит – это не так. Они даже не знают, кто у них потребитель. Они мне показывают продукцию, и говорят: губернатор, купи ее за бюджетные деньги. Долгое время у нас руководители не занимались маркетингом, изучением рынка. Их задача была производить продукцию, а планировать производство и продавать продукцию должен кто-то другой. Это наследие советского периода. Мы должны пережить его. Даже маленький сектор в экономике должен работать на конечного потребителя. Кризис обнажил эти проблемы до глубины. У нас есть предприятия, которые в период кризиса увеличили объемы продаж в три, в четыре раза! Это значит, что они правильно сориентировались. А есть предприятия, которые просто застыли.
Государство будет помогать тем предприятиям, которые попали в финансовую яму, но их продукция потребляема. Потом, через определенное время, через налоги мы получим обратно вложенные ресурсы.
– Как вам идея с часовыми поясами?
– Это надо все решать. Правильный посыл. Специалисты должны посмотреть и экономисты должны посмотреть, с точки зрения конечного результата. Кроме того, надо посмотреть на здоровье людей. Каждый привык ложиться спать и просыпаться в определенное время. Над этим надо подумать?
– А вы сами как на смену часовых поясов реагируете?
– Я пожил в разных поясах, в армии служил на Сахалине, от начала и до конца прошел. Не скажу, что там жизнь лучше, но привыкаешь, потом отвыкаешь. Когда ездишь по всему миру, знаешь, как трудно сразу привыкнуть к разным часовым поясам.
– Президент поручил главам регионов контролировать запасы лекарств для борьбы со "свиным гриппом". В регионе запас лекарств есть?
– У нас все есть в достаточной степени. Лекарства у нас есть, Росздравнадзор нас систематически проверяет. Замечаний пока не было.
Буквально вчера произошло два неприятных случая. Мы предупреждали, что дети и беременные женщины больше всего подвержены угрозе заражения. Каждая болезнь у разных людей развивается по-разному, с этим ничего не поделаешь. Сказать, что мы не умеем лечить грипп, неправильно. У нас большой опыт, "свиной грипп" – разновидность обычного. Надо изучать его последствия и сделать выводы.
– Медведев заявил о необходимости оплаты гражданами только реально потребляемых услуг в сфере ЖКХ. С вашей точки зрения, водосчетчики помогут сэкономить?
– Задача стоит, чтобы каждый платил за реально потребляемые ресурсы. Это первый посыл в решение проблемы. Но зачастую счетчики не все решают, потому что в каждой области, на каждой территории, в каждом городе своя система обеспечения ЖКХ энергоресурсами. Если в Москве все теплоэлектростанции вырабатывают электроэнергию и одновременно тепло, то тепло, по сути, получается как побочный продукт и ничего не стоит. Тарифы на тепло в Москве ниже, чем в Нижегородской области. У нас тепло добывается посредством сжигания топлива, без электроэнергии. Мы ведь, по сути, ассигнациями топим наши дома, сжигая мазут, уголь напрямую. Когда мы говорим об энергосбережении, мы должны понимать, что это не зависит только оттого, что мы вкрутили энергосберегающую лампочку. Нужно всю систему выработки, подачи энергетического ресурса переделывать. Сделать ее на современных, безлюдных технологиях, чтобы как можно меньше затрат было. Вот сами посмотрите – 20 человек в одной котельной работает, а в новых вообще никого нет, и несколько котельных управляется из диспетчерской одним человеком.
Мы сейчас проектируем парогазовую ТЭЦ в Нижегородской области. Это даст комплекс, который будет вырабатывать и электричество, и тепло. В конечном счете, стоимость каждого продукта будет ниже.
Когда система будет отработана, то счетчик поможет. А так можно его поставить, он насчитает, но если половина воды по дороге утекло, и в квартиры не попала, об экономии речи не идет.
– Глава государства сказал о том, что в течение пяти лет Россия должна перейти на цифровое телевидение и широкополосный интернет. В эти сроки Нижегородская область уложится?
– Конечно, уложимся. В нашем регионе сама концепция перехода разработана, мы ждем общероссийского стандарта. Мы не можем быть в одной конструкции, а другой регион – в другой. Как только утвердят формат, состав оборудования, системы распространения сигнала, как только появятся средства передачи сигнала, то мы сразу же вольемся.
– Как сорвавшаяся сделка по Opel повлияла на работу Горьковского автомобильного завода?
– Да никак она не повлияла, просто потому, что эта сделка в наших планах никогда не была. Не понятен и формат этой сделки. Много вопросов – какой объем, где будет производство. Мы работали без Opel и будем работать. Будет ГАЗ осваивать новые модели с Opel или без него – все зависит от акционеров.
– А мы можем разработать хорошую и недорогую модель?
– Я давно занимался этим вопросом. Мы никогда себе не ставили задачи сделать хороший автомобиль. У нас были очереди в профкомах на "Москвичи", на "Жигули", а если кто-то "Волгу" покупал, то он считался самым продвинутым и хорошо обеспеченным человеком. Мы думали, что так будет всегда, а когда рынок открылся, к нам пришли автомобили, и выяснилось, что не надо под автомобилем неделю лежать, чтоб в воскресенье съездить на дачу, то мы удивились, но время было упущено. Если поставим задачу перед собой – то сделаем.
– Сколько депутатов с вашей точки зрения должно быть в Нижнем Новгороде?
– У нас этот вопрос стоит остро. Сейчас в нижегородской думе 42 депутата, хотят 48. Все спрашивают: а зачем? Если в Москве их 35, а город в несколько раз больше. Во всем нужен здравый смысл. Сегодня у нас не так много финансовых ресурсов, чтобы расширять численность депутатского корпуса. Наверное, важнее избрать 42 настоящих, хорошо работающих депутатов, а вообще, 20-23 депутата для города миллионника мне кажется оптимальным.
У нас сейчас в обратную сторону развивается процесс с муниципалитетами. Их в свое время понасоздавали, а ни денег, ни ресурсов у них нет. Никто полномочия реализовать в том объеме не может, что у них есть. Приходит человек с просьбой, а ему говорят: иди на вышестоящий уровень! Да зачем тогда такая власть нужна? Мы вот число муниципалитетов в регионе на 200 сразу сократили, и этот процесс, на мой взгляд, должен дальше развиваться.
– Президент сказал о необходимости сделать так, чтобы государственные услуги для населения были доступны. В Нижегородской области уже есть что-то подобное?
– Есть, конечно, но не в полном объеме. Мы сейчас работаем над этой концепцией. Моя мечта, чтобы у нас жители Нижегородской области вообще не ходили ни в какие органы власти. Должны быть созданы специальные центры по работе с населением, где была бы электронная база данных, и никто бы не спрашивал какие-то справки с соседнего муниципального органа, чтобы выдать конечный документ. Он должен выдаваться там на основе всех данных. Многие документы нужны для того, чтобы пойти дальше по инстанциям, собрать целый набор бумажек и получить разрешение, чтобы сказали: да, человек достоин этого документа, потому что он собрал все справки. На самом деле надо сократить число согласований, и конечный документ должен быть оценкой профессионализма чиновника – насколько глубоко он изучил проблему, чтобы выдать итоговый документ.
– А к вам через интернет граждане обращаются?
– Конечно. Часто пишут. У нас при правительстве Нижегородской области есть специальная служба, которая принимает все обращения от граждан, анализирует их и направляет ответственным лицам. Ни одно обращение не остается без внимания.
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+