Популярные интервью за год
Экономика

Владимир Татарчук: "Ситуация в экономике будет по-прежнему требовать держать пояса затянутыми"

13 апреля 2010 15:30 Экономика
Владимир Татарчук

Заместитель председателя правления "Альфа-Банка", со-руководитель блока "Корпоративно-инвестиционный банк" Владимир Татарчук ответил на вопросы журналистов в ходе интернет-конференции "Работа "Альфа-Банка" с корпоративными клиентами".

Всего в ходе онлайн-конференции Владимир Татарчук ответил на 70 вопросов от представителей 22 изданий. Полностью с текстом интернет-конференции можно ознакомиться на сайте "Альфа-Банка". НИА "Нижний Новгород" предлагает своим читателям ознакомится с некоторыми ответами на самые актуальные вопросы.

–Каков объем просроченной задолженности "Альфа-Банка" (по РСБУ или МСФО) на конец первого квартала. Какой прогноз на год?

–Отчетные данные мы предоставим в установленные сроки. На текущий момент просроченная задолженность составляет около 8% кредитного портфеля. Прогнозы — дело довольно неблагодарное. Но мы постараемся в течение 2010–2011 годов восстановить тот объем портфеля, который у нас был до кризиса. Напоминаю, он составлял почти $20 млрд. При этом мы не намерены терять прибыльность. В части просрочки — считаем, что, если в экономике не будет происходить каких-то катаклизмов и новых потрясений, то уровень просрочки продолжит сокращаться и дойдет до 4–5% в 2010 году.

–Какова стратегия "Альфа-Банка" на ближайший год по развитию сегмента корпоративных клиентов?

–Если отвечать кратко на этот вопрос, то наша стратегия — это быть ведущим частным банком страны, лидировать в области введения новых продуктов для корпоративных клиентов, предлагать самые современные решения, опережая клиентов с точки зрения осознания ими потребности в таких решениях во всех сегментах корпоративного бизнеса.

–2009 год ознаменовался для "Альфа-Банка" не одним "громким" делом с компаниями, оказавшимися на грани дефолта. А как сегодня ведет себя рынок корпоративного кредитования? Ожидают ли банки каких-то проблем, связанных со стагнацией экономики и слишком, быть может, медленным выходом из кризиса? И что дальше ждет компании (доли компаний), которые "отошли" "Альфа-Банку" за долги?

–Если охарактеризовать ситуацию в корпоративном бизнесе, то можно сказать, что каких-то ярких проблем, благодаря адекватным действиям правительства, не произошло. Мы не ожидаем сейчас банкротств и напряженных дискуссий о том, выживет ли та или иная компания. Вместе с тем, оздоровления и роста, которого все ожидают, тоже не происходит.

–В 2009 году много писали о конфликте "Альфа-Банка" и "Базового элемента". В последнее время об этом ничего не слышно. Чем закончился конфликт? Остались ли у "Базэла" долги перед вашим банком?

–У нас действительно были разногласия с некоторыми компаниями, которые контролирует "Базэл". В итоге практически все вопросы урегулированы, сейчас идет техническое завершение оформления договоренностей по данным компаниям.

Некоторым из предприятий "Базэла" мы выдаем новые кредиты. Речь идет, например, о компании "Трансстрой", которая, несмотря на то, что входит в группу "Базэл", всегда выполняет свои обязательства. Мы кредитовали ее в кризис, продолжаем кредитовать и сейчас. Для таких клиентов двери банка всегда будут открыты.

– Какие изменения произошли в стратегии работы "Группы Продо" после того как представители вашего банка вошли в состав совета директоров и получили возможность влиять на управление ГК?

–Компания "Продо" с точки зрения бизнеса и их финансов — хорошая компания. Я рад, что после несколько агрессивной защиты компания наконец-то приняла условия реструктуризации, предложенные Альфа-Банком изначально и урегулировала все вопросы по существовавшей задолженности. Сейчас компания активно работает с Альфа-Банком.

–Считаете ли вы перспективным такой вид финансирования как факторинг? Какая доля в кредитном портфеле Альфа-Банка приходится на факторинг?

–Факторинг – продукт, в который мы верим. Это один из самых динамично развивающихся финансовых инструментов и один из самых приоритетных продуктов для Альфа-Банка. За более чем 10 лет с момента своего появления в России ежегодно факторинговый портфель увеличивается в 2–4 раза. Факторинг – это беззалоговое финансирование, позволяющее оперативно высвободить денежные средства, отвлеченные в дебиторскую задолженность клиента. Сейчас к факторингу обращаются компании не только малого и среднего бизнеса, как это было на первых этапах развития продукта в России, но и крупные торговые и производственные компании, т.к. факторинг является одним из самых эффективных инструментов финансирования цепочки продаж клиентов.

Факторинг в России еще набирает обороты, поэтому дальнейший рост количества клиентов и объема факторингового финансирования очевиден. На сегодняшний день объем факторинга составляет порядка 1,5% от ВВП России, когда в европейской практике эта доля в среднем составялет 10% от ВВП.

В 2009 году Альфа-Банк вошел в пятерку лидеров факторингового рынка России, нарастив оборот до 21 млрд руб. (это в 4 раза больше, чем в 2008 году). С учетом того, что в Альфа-Банке факторинг развивается чуть более полутора лет, доля в общем кредитном портфеле пока невелика, менее 1%. Наша цель — довести долю факторинга в кредитном портфеле до 10–20%.

–Многие предприятия сейчас выбирают кредиторов на конкурсах. Участвует ли в таких тендерах Альфа-Банк? Кто ваши основные конкуренты? Часто ли удается побеждать? Может ли частный банк, например, Альфа-Банк, выиграть тендер, в котором участвуют госбанки — Сбербанк и ВТБ? Если да, то за счет чего?

–Альфа-Банк участвует подобных конкурсах и достаточно часто их выигрывает. Наше предложение по цене, как правило, аналогично тому, что дают госбанки. Выигрываем мы за счет того, что принимаем решения оперативно, намного быстрее, чем конкуренты.

–По Вашим оценкам, насколько сократился российский рынок банковского корпоративного кредитования по итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом? Насколько может вырасти отечественный рынок корпоративного кредитования в 2010 году? Почему?

–Насколько сократилось корпоративное кредитование, можно увидеть из отчетности ЦБ. По статистике, этот сегмент просто не вырос, но очевидно, что на самом деле произошли существенные структурные изменения. Во-первых, нарастить портфель смогли только государственные банки, в то время как частные и иностранные банки его снижали. Во-вторых, качество заемщиков существенно упало; основная причина, которая объясняет стагнацию корпоративного кредитного портфеля на фоне более чем 10%-ного падения розничного портфеля — это реструктуризация проблемных кредитов крупных заемщиков на более поздние сроки. Иными словами, проблема не столько в динамике портфеля, сколько в ухудшении его качества.

С точки зрения роста, я считаю, что в 2010 году рынок корпоративных кредитов вырастет не намного, прежде всего, в связи с отсутствием фундаментальных прорывов в экономике. Перераспределение долей и перераспределение банков будет отражать, в первую очередь, перетекание портфелей и кредитов из менее эффективных банков в более эффективные.

Абсолютно исключать возможность роста, особенно во втором полугодии текущего года, нельзя. Но следует учитывать ряд моментов. Зависимость России от мировой экономики огромная, если начнется замедление роста в азиатских странах, это может ударить по металлургическому сектору, и через падение его производства сказаться на состоянии всей экономики. Никуда не исчез риск, связанный с ценами на нефть. Пока рост цен на нефть поддерживает стабилизацию в экономике, но ситуация может измениться очень быстро, мы это видели прошлой осенью. Есть проблема внутреннего спроса. Пока темпы безработицы не вернулись к докризисным, компании стараются оптимизировать издержки, что не внушает оптимизма относительно потребительского спроса. Это заставляет многих заемщиков откладывать свои проекты, выжидать.

–По вашим оценкам, произошло/происходит ли все-таки оздоровление экономики за счет кризиса?

–Происходит, но в гораздо меньшей степени, чем могло бы быть. Мы не используем эту уникальную возможность. Государство продолжает поддерживать неэффективных собственников вместо того, чтобы дать дорогу тем, кто может и хочет работать.

–На пресс-конференции осенью 2009 года вы говорили о том, что "плохие долги в банковской системе продолжают накапливаться, а проблемы, к которым они могут привести, откладываются "на потом". Сегодня это "потом" так же плохо, либо ситуация все-таки стабилизируется? За счет чего?

–Те, кто откладывал проблемы на потом, их не решили, и будут вынуждены это делать позже. И тем более, в той ситуации, в которой находится экономика. Даже если бы мы наблюдали значительный рост экономики, эти проблемы все равно дали бы о себе знать. А в нынешней ситуации стагнации этот удар будет еще более чувствительным.

Альфа-Банк целенаправленно работает над сокращением уровня просрочки. Сейчас она составляет около 8%, и я уверен, что поставленная ранее цель — 4–5% — вскоре будет достигнута.

–Какое количество исков к заемщикам банк выиграл в минувшем году? На какую сумму? В большинстве случаев банку переходили залоги? Какой общий объем проблемных активов перешел банку в результате реструктуризации? В каких отраслях они, в основном?

–Как я уже говорил, получение залога вместо кредита — это для Альфа-Банка крайняя мера. Мы получили разрозненные активы из разных областей, сделать общий вывод о том, какие отрасли наиболее проблемные, нельзя, системы я здесь не наблюдаю.

–Планирует ли Альфа-Банк выпускать новые продукты в 2010 году?

–Я рад констатировать, что процесс обновления существующих и выпуска новых продуктов у нас стал неким конвейером. Конечно, и в 2010 году мы планируем предлагать клиентам новые интересные решения в области расчетов, cash-management, кредитования (финансирование вместе с синдикатом западных банков для крупных клиентов) и факторинга, новые тарифные планы для небольших клиентов. Обо всех новинках мы обязательно будем информировать как наших клиентов, так и вас.

–Готов ли Альфа-Банк 2010 году проводить реструктуризацию? Каких именно кредитов?

–Термин реструктуризация в последнее время получил негативное звучание в связи с тем, что часто тот или иной банк, идя на реструктуризацию долга, просто закрывает глаза на проблему, прячет голову в песок, откладывает признание того или иного кредита проблемным. Альфа-Банк этим не занимается. Поэтому мы, как и раньше, относимся к реструктуризации очень позитивно. Это означает, что мы с клиентом нашли взаимоприемлемое решение, которое позволит нам чувствовать себя уверенно с точки зрения возврата кредита, а клиенту — с точки зрения продления срока действия кредита. Поэтому мы не боимся реструктуризации и не видим в ней негативного оттенка. Это нормальный процесс работы с клиентом.

–Какие изменения произошли на рынке кредитования в текущем году по сравнению с кризисным 2009-м?

–Безусловно, все банки оправились от шока 2009 года, когда объем проблем было даже сложно посчитать, и банки опасались за капитал и жизнеспособность системы. В настоящее время таких опасений нет. Те меры, которые приняло правительство, действительно стабилизировали ситуацию. Сегодня мы скорее говорим об избыточной ликвидности. И если говорить о кредитовании, то это означает, что уровень конкуренции между банками за хорошего заемщика возрос до небывалых высот. Качественные компании получают очень привлекательные предложения по цене. К сожалению, из-за того, что экономика по-прежнему не растет так, как хотелось бы, эти средства доступны очень узкому кругу компаний. Это основные изменения. Думаю, что большую часть 2010 года мы проживем в этой ситуации, с постепенным сокращением ликвидности и повышением цен на корпоративные кредиты, в том числе и для надежных компаний.

–В чем заключается новая программа Альфа-Банка по кредитованию предприятий МСБ? На каких условиях сейчас можно получить кредит малому предприятию (срок, ставка)? Еще год назад дисконт, применяемый к залогам, которые предоставляют малые предприятия, достигал 70%. Какой дисконт применяет сейчас Альфа-Банк при оценке залога?

- Можно сказать, что условия кредитования в секторе МСБ вернулись на докризисный уровень. В нашей линейке появился ряд новых продуктов: «расчетный овердрафт», по которому заемщику нет необходимости обнулять задолженность в течение года; «кредит на участие в конкурсе на заключение госконтракта» без обеспечения; «кредит на исполнение госконтракта» под залог выручки по госконтракту; очень удобный для торговых предприятий «оборотный кредит».

Средняя эффективная ставка по кредитам МСБ сейчас — 16%. Максимально возможный срок — 36 месяцев, однако наибольшим спросом пользуются кредиты на 6–12 месяцев. При оценке залога сейчас применяется дисконт от 30 до 50% в зависимости от вида имущества.

В 2009 году банк сокращал объем кредитования малого и среднего бизнеса, поскольку в секторе МСБ совершенно другая система работы с просрочкой. Мы хотели бы, чтобы по итогам 2010 года доля кредитов МСБ составляла 5–7%, а лучше даже 10% в портфеле Альфа-банка. Сейчас эта цифра гораздо меньше. В первую очередь мы планируем рост за счет развития данного направления бизнеса в регионах (в настоящее время около 80% портфеля приходится на Москву).

–Ожидается ли еще одна волна финансового кризиса?

–Мы не ожидаем новой волны. Но мы также не ожидаем возврата на докризисный уровень роста и комфорта. Это означает, что ситуация будет по-прежнему требовать держать пояса затянутыми.

У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.

Поделиться: