Популярные интервью за год
Последние новости рубрики Общество
Общество

Сергей Блохин: "Если власть будет любить театр, то она его будет больше поддерживать"

31 января 2011 12:20 Общество
Сергей Блохин: Если власть будет любить театр, то она его будет больше поддерживать

НИА "Нижний Новгород" публикует полный текст интервью Заслуженного артиста России Сергея Блохина авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"

Биография
Сергей Валерьевич Блохин родился 9 декабря 1965 года в поселке Катунки Чкаловского района Горьковской области. В школе со второго класса ездил с концертной бригадой по различным организациям и рабочим коллективам посёлка и окрестных деревень. После окончания школы решил поступать в Пединститут, но поддался на уговоры друзей и поступил в театральное училище. Однако уже на первом курсе Сергея Блохина призвали в армию служить на Тихоокеанском флоте. Отслужив три года, он вернулся в Горький в театральное училище на второй курс отделения драмы.

Уже более 20 лет, сразу же после окончания Нижегородского театрального училища, Сергей Блохин служит на сцене Нижегородского академического театра драмы. За эти годы он сыграл более 50 ролей.
Лауреат многочисленных театральных фестивалей и конкурсов. Удостоен премии Нижнего Новгорода.
Сергей Блохин стал одним из лидеров нижегородского актерского сообщества, стоял у истоков и принимал активное участие в организации фестиваля театральных капустников "Веселая коза".
В 2007 году он был удостоен звания Заслуженный артист России.
Женат, отец троих детей.
Увлекается садоводством и цветоводством.

–Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек случайно поступил в театральное училище, пролив три ведра слез. Но отнюдь не случайно стал Заслуженным артистом России. У нас в гостях артист Нижегородского театра драмы Сергей Блохин.

Скажите честно, вас взяли в театральное училище, только чтобы вы больше не ревели?


–Надеюсь, что нет. Это была интересная история. Я поступал в театральное училище в 1983 году. Я приехал поступать сначала не в училище, поскольку думал, что это заведение для небожителей, для каких-то других людей, а не для меня – парня из провинции. Приехал поступать на историко-филологический факультет, естественно, потому что мама у меня преподавала историю. Но мои одноклассницы затащили меня в училище и сказали: "Давай поступай, чего ты?".

–И плакать научили что ли?

–Ой, я ревел тогда всегда. Это я сейчас разучился плакать. В училище у меня было прозвище Солнышко. Я ревел от плохого, от хорошего, радовался всему. Я пришел поступать в театральное училище на курс Лермана. Естественно, меня не взяли. Просто была очень сильная десятка. Я был такой высокий, гораздо худее, плечи были уже, чем бедра. Я не прошел первый тур, и пошел, сел в дворике театрального училища и долго ревел там, потому что мне было так обидно. В это время шел педагог, который преподает до сих пор речь, и спросил, почему я реву. В ответ я ей сказал, что реву, потому что меня не взяли. Она говорит: "Нет, нет, тебя порекомендовали на кукольное отделение". Она меня взяла за руку, привела в комиссию, сказала, что вот этот человек. Оказывается, перепутали мою фамилию: вместо Блохин сказали Балахин. Только благодаря тому, что я не ушел и два часа ревел, я попал в театральное училище.

–Как ваши родители отнеслись к тому, что вы вдруг решили стать артистом? Ведь вы втайне от всех это решение принимали.

–Не то чтобы в тайне, мысли такие внутри меня бродили. Но мне казалось это чем-то недостижимым.

–А родители кем хотели вас видеть?

–Мама хотела, чтобы я был учителем. Я, в общем-то, к этому тоже склонялся. Тем более мне это все нравилось, у меня была похвальная грамота по истории и по литературе – дорога была открыта. Когда я поступил в театральное училище, отец очень долго это не воспринимал. Только потом, когда он приехал на спектакль "Настасья Филипповна", где я играл Рогожина – одна из больших и знаковых моих ролей. Отец посмотрел, и после спектакля мы вышли, и он молча покачал головой и больше никогда надо мной не шутил, а, наоборот, очень сильно уважал, потому что понял, что это такое.

–В армии вы служили в спецчасти в отряде подводного плавания. Не жалко, что, по сути, вы потеряли три года? Или не потеряли?

–Нет, не потерял. Я, вообще, ярый противник неслужения, я за то, чтобы служить в армии. Я вечно со всеми спорю по этому поводу, со мной на эту тему лучше не разговаривать.

–А зачем нужно идти в армию, скажите нижегородцам?

–У каждого свое "зачем". Когда мы уходили, то праздновали это два дня, как свадьбу – накрывали столы. На самом деле, пусть это будут и банальные слова, но я действительно повзрослел, возмужал, плечи стали шире – я стал мужчиной. Когда вернулся со службы, меня сразу взяли на второй драматический курс.

–Рубрика "Без купюр" – короткие вопросы, короткие ответы. Известная поговорка гласит: театр начинается в вешалки. А с чего театр начинается для вас?

–С трепета. Когда открываешь двери в театр, начинает что-то шевелиться внутри. Актеры тщательно скрывают это, потому что так не принято. Но театр начинается именно с этого трепета, который потом проходит через все твое существование в театре. И если его нет, то это очень плохо.

–В 90-е годы у вас были свои программы на телевидении, сейчас вы с головой в театре. Не хотите ли вернуться на телевидение?

–"Не хотите" я не могу сказать, так как пути Господни неисповедимы. Если что-то будет, то да. Я снимаюсь в небольших проектах: вел "Голубой огонек" с ветеранами. А так сейчас я больше занимаюсь театром, мне это очень нравится, и доставляет удовольствие. Я так решил.

–Вы – один из ведущих актеров театра драмы, причем у вас абсолютно разноплановые роли: Собакевич у Гоголя, Рогожин у Достоевского. А о какой роли вы мечтаете? Есть роль, которую хочется сыграть, или уже все сыграно?

–Нет, не все, наверное, сыграно. Но, если быть честным, то я никогда не мечтал сыграть что-то такое особенное. Мне вообще грех жаловаться: я играл и Рогожина, и Тартюфа, и в пьесах Островского, Достоевского – совершенно разноплановые роли. Мечта есть не сыграть какую-то роль, а встретиться с режиссером, с которым получилось бы сойтись. Последняя работа, которая близка к сердцу – роль Астрова, получилось у нас войти в контакт с режиссером, и получилась работа, за которую мне не стыдно. Вообще, она на меня повлияла. Но если нужен конкретный ответ, то я хочу сыграть барона Мюнхгаузена. Не знаю почему, но мне хочется. Главное сейчас найти режиссера, который бы тоже захотел это сделать и создать хороший спектакль.

–Театр – вымирающее искусство? Вы как считаете?

–Нет. Театр уже существует несколько веков, например, нашему драматическому уже более 200 лет. Он не закончит свое существование, потому что это живое искусство. Кино снимают, но когда пройдет 50 лет, может, останутся любители того кино, а, может, и нет. А театр – он ежесекунден, он трепетный.

–Вольтер, Маяковский, Герцен действительно восхищались театром. Сейчас для большинства людей все-таки театр ушел на второй план, как-то телевидение его вытесняет.

–Я бы не сказал. Что значит ушел на второй план?

–Например, много ли людей сейчас приходит в залы, насколько часто бывают полные залы в нижегородских театрах?

–Я могу говорить за свой театр, хотя я ходил и в другие театры. У нас последние два-три года очень много идет людей, много молодежи, появляются поклонники. На некоторые спектакли, которые комедийные, приходится ставить дополнительные стулья, на классику – поменьше. Недавно мы играли Островского "На всякого мудреца…" – полный зал был. Глядя на свой и другие театры, я заметил, что идет некое возрождение, потому что ходит огромное количество молодежи и семейных пар.

–Тем не менее, социологи с вами могут поспорить. Например, каждый пятый россиянин – 22% – вообще никогда не был в театре, каждый второй – 48% – когда-то был, но практически не посещает подобные заведения. Эти цифры на ваш взгляд, все-таки хорошие или плохие?

–Они нормальные, потому что в театр действительно ходят определенные люди с определенным воспитанием, с определенными эстетическими чувствами и видением – люди особой касты. И все равно они ходят в театр постоянно.

–Театр – для развлечения или для души? Театр – это место, где человек получает образование и духовно подпитывается, или это просто так, развлечься? Помните, идея такая была: игровые автоматы установить, кафетерий наладить...

–Для этого, наверное, все-таки кинотеатры больше подходят. Театр вряд ли к этому подойдет. Может быть, в театре можно и развлечься, просто качество развлечения и его статус другие. Человек, который приходит в театр, получает от этого некий заряд эмоций, заряд сопереживания с тем, что он видит. Я думаю это тоже развлечение. Если ты выходишь и говоришь: "Хорошо!" или "Плохо!", значит, ты получил эмоциональную встряску, и это хорошо.

–Сейчас, судя по опросам, примерно 70% людей, которые нас смотрят, никогда не ходят в театр. Что вы можете сказать им, чтобы они пришли в театр и вкусили эмоциональную встряску?

–Я бы обратился к тем 30%, которые ходят в театр. Продолжайте ходить, если в театр будет ходить 31%, то театр будет продолжать жить еще много-много веков. Ну а остальные 70% - придите, посмотрите, оцените и поймите, надо вам это или не надо. Я думаю, что вы останетесь у нас.

–Рубрика "На острие" – самые острые вопросы нижегородцев. Никита Демченко, ул. Ильинская. Вы столько лет занимаетесь концертной деятельностью, сами ставите номера, являетесь ведущим различных праздников. Неужели никогда не хотели занять режиссерское кресло?

–Я уже года три не занимаюсь проведением праздников. Раньше я этим занимался очень активно, и я вдруг однажды подумал, что надо остановиться – все-таки это немножко мешает моей работе в театре. Но когда отошел от всего этого, стало тяжелее с финансами, но чуть легче на душе. А насчет режиссера, мысли такие бродят: не занять кресло, а что-то поставить хочется. Я думаю, что у меня получится, но я такой ленивый. В последнее время ловлю себя на мысли, что Обломов мне ближе, чем Штольц.

–Татьяна, студентка. Ежегодно в Нижнем Новгороде проводится фестиваль капустников "Веселая коза". Для чего это нужно, если есть профессионалы: КВН и юмористы?

–На самом деле, когда этот фестиваль создавался – он уже 15 лет существует – он задумывался как что-то уникальное. Он – единственный не только в России, но и в мире. Вообще, Нижнему Новгороду нужно гордиться, что у нас есть такой фестиваль, который объединил актеров со всей России и ближнего зарубежья. Мы даже сами не думали, что так получится, но так получилось.

Капустник – это воплощение инициативы актера, которому что-то нужно в профессии. И фестиваль собирал как раз таких актеров. Говорят, что, если в театрах перестают ставить капустники, то театр умирает. Если они есть, и если люди умеют смеяться над собой, значит, все хорошо. Вообще, у нас в городе нет театрального фестиваля, что удивительно. За последние несколько лет мы поездили по России: Брянск, Ростов, Воронеж, Ярославль, Калуга, Ростов-на-Дону, Тамбов – эти города, не миллионники, и там везде проводятся огромнейшие театральные фестивали.

–А в чем причина? Что мешает проводить их в Нижнем Новгороде?

–Причина, наверное, в некой поддержке. Сейчас бродит в умах идея о воссоздании Горьковского фестиваля, и я надеюсь, что это случится. Пока фестиваль театральных капустников - один из мощных, и немножко набирает обороты театральный фестиваль имени Евстигнеева. Я думаю, что, если нас будут больше поддерживать определенные люди: власть, бизнесмены или те, кто любит театр, – то все случится. Фестиваль – это некая показательная ступенька.

–А бизнес не любит театр?

–Любит. Дело не в бизнесе, а в том, любит ли человек театр или нет. Если бизнесмен любит альпинистов, то он поддержит альпинистов, а человек, любящий театр, поддержит его. В Вологде мэр любит театр, и в День города мэр – в Доме актера. У нас как-то так не получается, хотя к нам приходит Полпред Президента РФ в ПФО Рапота, ну и Губернатор Валерий Павлинович Шанцев в последнее время стал заходить. Я думаю, если власть будет любить театр, то она его будет больше поддерживать.

–Николай Зырьянов, читатель газеты "Аргументы и факты Нижний Новгород". В свое время вы были одним из организаторов Гильдии зажатых актеров. Вот сейчас актеры разжались или некие тиски по-прежнему существуют?

–Да, это было как раз капустное движение. В этой Гильдии принимали участие я и актеры нашего театра Сергей Кабайло и Алексей Хореняк. Мы просто сидели и сидим в одной гримерке, и когда мы были молодыми артистами, решили придумать вот такую дурацкую Гильдию зажатых артистов. Мы сами учреждали всевозможные призы, награды, подарки разным театрам, театральным деятелям на фестивале за оплошности, опусы, оговорки. Такая внутренняя "Серебряная калоша" была у нас.

–Рубрика "Формула успеха". Многим артистам проще определить успешность, просто по аплодисментам проще понять: успех или не успех, хорошо сыграл или нет. А какова ваша формула успеха?

–Быть нужным. Если ты чувствуешь себя нужным, то это ведет к успеху.


Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по воскресеньям в 18.55, повтор программы по понедельникам в 17.20. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19.00 и по понедельникам в 21.00, на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12.05 и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.

Поделиться: