Интернет-конференции

Интернет-конференция члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа власти Нижегородской области Валерия Шнякина

10 апреля 2012 18:34  [8969]
Валерий Шнякин

Валерий Шнякин

НИА "Нижний Новгород" представляет интернет-конференцию члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа власти Нижегородской области Валерия Шнякина. Тема интернет-конференци: "Изучение религиозных культур в школе".

С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных школах Российской Федерации будет введен обязательный для изучения в четвертом классе комплексный курс "Основы религиозных культур и светской этики".

Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики включает в себя шесть модулей (предметов): основы православной, исламской, буддийской, иудейский культуры, историю мировых религиозных культур и основы светской этики.
Цель учебного курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к умению вести диалог с представителями других культур и мировоззрений.
Какой модуль для изучения выберет школьник, будут решать он и его родители.

Апробация комплексного учебного курса была проведена в российских школах 21 одного региона.
Основы светской этики выбрали 42% родителей, основы православной культуры - 30%, основы мировых религиозных культур - 18%, основы исламской культуры - 9%, основы буддийской культуры - 1%, а иудейской - менее 1%.

Интернет-конференция ставит своей целью привлечение всех нижегородцев к активному обсуждению данного вопроса, поскольку на территории Нижегородской области компактно проживают представители не только основных религиозных конфессий (православные, мусульмане, иудеи), но и представители других как христианских, так и не христианских мировоззрений: монофизиты, лютеране, католики, адвентисты, кришнаиты, мормоны, буддисты, синтоисты, язычники и др.

Уважение, веротерпимость, толерантность, открытость, добросердечность - вот те основные качества, которые отличают истинно верующего человека, и которые мы должны воспитать в наших детях, для того, чтобы Нижегородский край стал привлекательным местом проживания не только для нижегородцев, но и для представителей других стран и культур.

Вопросы члену Совета Федерации РФ Валерию Шнякину принимаются до 18 апреля.
Елена Николаевна17 апреля 2012 17:50
Каким учебно-методическим комплексом, кроме учебников, будет обеспечена школа для преподавания нового учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".
Валерий Шнякин24 апреля 2012 17:23
Комплект учебных материалов включает в себя пособия для учеников (учебники по каждому модулю курса ОРКСЭ), книги для родителей, компакт-диски с электронными презентациями по каждому модулю курса. Кроме того – специальные книги для учителей. Подробно с содержанием учебных материалов можно ознакомиться на сайтах: http://orkce.apkpro.ru/, http://www.prosv.ru/umk/ork.
Андрей17 апреля 2012 15:59
Какова необходимость во введении преподавания религиозной этики именно в школах? При тех же православных храмах действуют воскресные школы, где и обучают детей прихожан. Не лучше ли было все так и оставить.
Валерий Шнякин24 апреля 2012 17:24
Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст.ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В действующих федеральных законах, нормативных правовых актах, постановлениях и определениях Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации отсутствует юридически формализованное понятие "конфессия". Глава II Закона определяет две организационные формы религиозных объединений и разграничивает их правовой статус: религиозные организации (структура, обладающая в результате государственной регистрации правоспособностью юридического лица) и религиозные группы (община, создаваемая без образования юридического лица).

В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
Алексей17 апреля 2012 15:57
Толерантность как раз не свойственна религиозным людям, т.к. для любого верующего истинной является именно его религия. Толерантность - это равнодушие и ради воспитания толерантности не надо было и огород городить.
Валерий Шнякин24 апреля 2012 17:25
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта.

Цель светского курса ОРКСЭ - воспитание толерантности у обучающихся общеобразовательных учреждений, а не формирование толерантности у верующих людей.

Данный курс построен таким образом, что первый урок – общий для всех по теме "Наша Родина – Россия". Далее все занимаются по модулям, в своих группах. Последние пять уроков курса также общие и проходят под девизом: "Мы разные, но мы вместе". Обучающиеся готовят презентации по своему модулю и делятся знаниями о религиозной культуре, которую изучали на протяжении учебного года.
Михаил17 апреля 2012 15:46
Насколько оправдан выбор именно 4 класса для данного курса? Ведь личностное формирование проходит позднее, а в возрасте 11 лет мало кто задумывается о религиозных вопросах. О каком умении "вести диалог с представителями других культур и мировоззрений" можно говорить в этом возрасте?
Валерий Шнякин24 апреля 2012 17:26
В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. В этот период жизни начинается наложение образовательного кризиса на возрастной. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.

Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства. В этой связи знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведет ребенка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создает собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Именно этому процессу призван содействовать курс ОРКСЭ.
Мария16 апреля 2012 12:15
Слышала, что выбор модуля будет производится с согласия родителей. Почему ребенок самостоятельно не может выбрать модуль, ведь религия - это глубоко индивидуальное и даже, можно сказать, интимное?
Валерий Шнякин24 апреля 2012 17:26
На родительских собраниях по вопросу введения курса ОРКСЭ педагогами особое внимание уделялось тому, что решение о выборе модуля должно приниматься на "семейном совете". При этом мнение ребенка должно учитываться в первую очередь.

В связи с тем, что четвероклассник является несовершеннолетним, заявление о выборе модуля курса ОРКСЭ оформляется от имени родителей (законных представителей) обучающегося.
Ксения16 апреля 2012 12:13
Как Вы считаете, может, было бы целесообразнее сделать общеобязательными базовые модули - "Основы светской этики" или "основы мировых религиозных культур", чтобы дети имели представление об этике и религии в целом, а уже потом давать на выбор "профильные" модули? Именно этим и будет привита толерантность, в противном случае - знание о религии будет несколько однобоко.
Валерий Шнякин24 апреля 2012 17:27
В соответствии с поручением Президента России Д.А.Медведева в период с 2010 по 2011 год учебный курс ОРКСЭ проходил апробацию в 21 субъекте РФ. В рамках апробации изучались мнения педагогов, обучающихся и их родителей, а также велись консультации с представителями религиозных конфессий. В результате разработчики курса ОРКСЭ остановились на наиболее оптимальном варианте данного курса, состоящего из шести модулей.
Александра Шишкина16 апреля 2012 12:11
Если бы ваш ребенок шел в четвертый класс на какой модуль вы бы его отправили?
Валерий Шнякин24 апреля 2012 11:52
К моей радости у меня подрастают уже внуки, и по случайному совпадению один из них, как раз на следующий год пойдет в 4-й класс. В классе, где обучается внук, учатся дети разных религиозных конфессий.
Когда стал вопрос выбора модуля, родители единогласно высказались за преподавание основ мировых религиозных культур и светской этики.
Родители руководствовались тем, что дети самых разных национальностей будут включены в совместную познавательную деятельность, направленную на формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Преподавать этот предмет будет культуролог по учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.» Издательство «Дрофа», автор Шемшурин А.А. и др…
Наталия16 апреля 2012 12:07
Добрый день! Скажите, пожалуйста, будет ли в ходе изучения основ православной культуры сделан некий экскурс в отличие православия и его сходства с другими направлениями христианского учения (католичество, протестантизм, иные?) Заранее благодарю за ответ.
Валерий Шнякин24 апреля 2012 17:28
При подготовке учителей курса ОРКСЭ предполагается, что независимо от того какой модуль будет преподавать педагог, он должен знать основные аспекты развития религиозных культур, изучаемых в рамках данного курса. В этой связи вопросы существования различных направлений христианского учения будут освещаться на уроках модуля "Основы православной культуры".

Подробно с содержанием всех модулей, в том числе и модуля "Основы православной культуры", Вы можете ознакомиться на сайтах: http://orkce.apkpro.ru/, http://www.prosv.ru/umk/ork.
Александр Котов16 апреля 2012 12:00
Можно ли пройти обучения по всем модулям или они проходят одновременно в одни и теже часы?
Валерий Шнякин24 апреля 2012 17:29
Обучение в рамках курса ОРКСЭ организовано по ОДНОМУ из шести модулей.

Данный курс построен таким образом, что первый урок – общий для всех по теме "Наша Родина – Россия". Далее все занимаются по модулям, в своих группах. Последние пять уроков курса также общие и проходят под девизом: "Мы разные, но мы вместе". Обучающиеся готовят презентации по своему модулю и делятся знаниями о религиозной культуре, которую изучали на протяжении учебного года.

Таким образом, обучающиеся знакомятся со всеми религиозными культурами, изучающимися в рамках курса ОРКСЭ.

Кроме того, национально-региональным компонентом базисного учебного плана предусмотрено изучение курса "Религии России" в 8-9 классах общеобразовательных учреждений Нижегородской области.
Никита Афонин16 апреля 2012 11:24
Три раза перечитал текст, но так и не понял: какая связь между членом Совета Федерации и основами религиозных культур?
Валерий Шнякин24 апреля 2012 11:49
Важная задача современной российской политики — формирование гражданского общества и его ценностей в сознании населения. В то время как жизнь любого народа основывается на духовных ценностях и важную роль в развитии каждого государства и мировоззрения каждой отдельной личности сыграла и до сих пор играет религия, отношение гражданского общества к религии двояко. Поэтому вопросы подрастающего поколения и тема религиозного образования, безусловно, входило в одно из направлений работы данной Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, где я с момента назначения являлся заместителем председателя.
За период работы ко мне поступало много обращений граждан касающихся проблем религиозного воспитания. И кому как не государственнику, на которого возложены задачи формирования необходимых условий для развития полноценного гражданского общества, заниматься этим вопросом.
Аржанова В.И.16 апреля 2012 11:22
Запланировано ли в процессе обучения посещение школ священнослужителями? Если да, то по какому принципу осуществляется их отбор? Учителя, прежде чем стать таковыми, проходят экзамены и получают допуск к педагогической деятельности. А священники ничего не проходят и никаких допусков не получают. Очень бы не хотелось, чтобы трибуну перед школьниками получили какие-нибудь религиозные фанатики.
Валерий Шнякин23 апреля 2012 15:50
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" носит светский характер.

Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций. Также целесообразно использовать педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, выставки, центры дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные программы в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания.

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Целесообразно приглашать родителей, участников местного сообщества на завершающие открытые мероприятия, уроки-инсценировки, уроки-праздники и т.п., а также наладить системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса.
Максим К16 апреля 2012 11:19
Почему среди так называемых "модулей" нет "Основ атеизма"? К сожалению или к счастью, но научных доказательств того, что бога нет, гораздо больше псевдодоказательств его существования. Так почему же детям не рассказать об этих научных доказательствах? Вот тогда это будет действительно осознанный выбор - верить им в бога или нет.
Валерий Шнякин23 апреля 2012 15:53
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Наука и религия не противоречат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.

Кроме того, один из модулей курса "Основы светской этики" построен на естественнонаучном понимании мира. Подробно с содержанием отдельных модуле курса можно ознакомиться на сайтах: http://orkce.apkpro.ru/, http://www.prosv.ru/umk/ork.
Ольга Викторовна16 апреля 2012 10:16
В нашей школе выбрали аж 4 различных модуля. Соответственно, требуется 4 преподавателяи 4 свободных помещения на 1 урок. Нет ни того, ни другого. Не кажется ли Вам, что в большинстве случаев школы проведут "разъяснительную" работу с родителями, тем самым ограничив предоставленное им право выбора? Не рациональнее было бы изначально ввести общий курс истории мировых религий? Это было бы гораздо более выполнимо в организационном плане и не вело бы к нарочитому разделению детей по вероисповеданию.
Валерий Шнякин23 апреля 2012 15:56
В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закрепленными Законом Российской Федерации "Об образовании", решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. Нецелесообразно решать этот вопрос формально, установив нижнюю границу наполняемости учебной группы без учета конкретных условий и возможностей.

Вместе с тем, в рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности можно предусмотреть организацию учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ.
Ильяс14 апреля 2012 13:10
У меня вызывает беспокойство, - не получится ли в процессе обучения уклона в сторону православия, не будут ли ущемляться права других верующих, в частности, мусульман?
Валерий Шнякин23 апреля 2012 15:57
Одной из главных задач курса ОРКСЭ является формирование взаимопонимания и уважения к взглядам другого человека у обучающихся, изучающих разные модули.

Образовательному учреждению в рамках преподавания курса ОРКСЭ рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков - общее для всех модулей. На 31-34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям, к людям другого мировоззрения.

Последние уроки могут быть отведены для проведения школьно-семейного праздника "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия". По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеучебной деятельности.

Взаимопонимание между учениками укрепится, если учителя, преподающие разные модули курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики", будут работать как одна педагогическая команда. Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному образованию рекомендуется сформировать методическое объединение из учителей, преподающих разные модули. В рамках этого методического объединения могут решаться задачи:
1) разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения;
2) выстраивания системы межпредметных связей, как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами;
3) организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;
4) организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.
Тамара Павловна13 апреля 2012 16:14
Могут ли родители отказаться от изучения их детьми данного учебного курса?
Валерий Шнякин23 апреля 2012 15:58
С сентября 2011 года во всех общеобразовательных учреждениях РФ началось введение федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) нового поколения. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения.

Согласно приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.

Комплексный учебный курс ОРКСЭ входит в федеральный компонент учебного плана и является обязательным предметом.

Таким образом, родители не могут отказаться от данного предмета. Им предоставляется право выбора модуля в рамках данного курса.
Сергей13 апреля 2012 16:05
Вам не кажется, что если 60% родителей выбрали для своих детей курс, никак не связанный с какой-то одной религией, то это показатель ненужности предмета? Религиозное просвещение - это не дело школы!
Валерий Шнякин23 апреля 2012 16:01
В Нижегородской области по итогам проведения мониторинга выбора родителями (законными представителями) модуля курса ОРКСЭ "Основы светской этики" составляет 29,8 % от общего количества будущих четвероклассников.

Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст.ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В действующих федеральных законах, нормативных правовых актах, постановлениях и определениях Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации отсутствует юридически формализованное понятие "конфессия". Глава II Закона определяет две организационные формы религиозных объединений и разграничивает их правовой статус: религиозные организации (структура, обладающая в результате государственной регистрации правоспособностью юридического лица) и религиозные группы (община, создаваемая без образования юридического лица).

В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
Ольга13 апреля 2012 12:34
Есть ли в Нижнем Новгороде в простой средней школе опыт преподавания подобного предмета и каковы его результаты?
Валерий Шнякин23 апреля 2012 16:02
С 2007 года национально-региональным компонентом регионального базисного учебного плана предусмотрено преподавание курса "Религии России".

На основании изучения спроса участников образовательного процесса и проведенного мониторинга в 81 общеобразовательном учреждении г. Нижнего Новгорода в 2011-2012 учебном году преподается учебный курс "Религии России".

"Религии России" - курс не религиозный, что предполагает, по сути, богословское образование, и не атеистический, призванный отрицать существование Бога. По своему предметному содержанию он является общеобразовательной дисциплиной, базирующейся на методологическом положении - религия есть часть культуры человечества, народов России. Его целью является комплексное освещение исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных аспектов религий, распространенных в России, их культовых и религиозных особенностей, влияния религии на культуру, менталитет народов нашей страны.

На протяжении нескольких лет министерством образования Нижегородской области совместно с религиозными конфессиями успешно реализовываются многие проекты: участие в олимпиадах и конкурсах, проведение дней толерантности, праздников в рамках изучения религиозных культур.

Нижегородская область ежегодно отмечается Московским патриархатом в числе трёх лучших регионов за организацию Всероссийской олимпиады по основам православной культуры "Русь Святая, храни веру Православную!".

Традиционным на Нижегородской земле стал конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии "За нравственный подвиг учителя", который проводится с 2007 года.

Необходимо отметить тот факт, что по решению Московского патриархата в прошлом 2011 году министерству образования и Нижегородской Епархии предложено организовать окружной этап конкурса в Приволжском федеральном округе.

Ежегодно на базе НИРО проходят региональные Рождественские чтения. Об интересе к чтениям и активном участии педагогической общественности в них говорит тот факт, что в Международных Рождественских чтениях количество участников от Нижегородской области с каждым годом увеличивается.

Совместная работа Нижегородской Епархии и светского образования области оценена на самом высоком уровне. Так на юбилейных XX Международных Рождественских образовательных чтениях, которые пройдут 23-25 января в г. Москве, Отделу образования Нижегородской Епархии при участии представителей педагогической общественности нашего региона доверены организация и проведение секции "Взаимодействие епархиальных и светских структур по созданию системы религиозного образования: опыт, проблемы, перспективы (на примере Нижегородской области)".
Ольга Павловна12 апреля 2012 12:52
У меня вопрос в отношении преподавателей этого предмета, - это будут отдельные учителя, прошедшие специальную подготовку или действующим добавят этот предмет как дополнительную нагрузку?
Валерий Шнякин23 апреля 2012 16:03
В рамках подготовки к введению в школах области предмета «Основы религиозных культур и светской этики» особое внимание уделяется кадровым вопросам, вопросам подготовки специалистов по данному направлению. В связи с этим в ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" разработан пакет профессиональных образовательных программ повышения квалификации педагогов, реализующих курсы религиоведческой направленности, в том числе курс ОРКСЭ.

С января 2012 года началось обучение 1 потока педагогов области, которые будут преподавать данный курс с 1 сентября 2012 года. Всего планируется обучить свыше 1500 учителей.

Программа обучения включает в себя рассмотрение правовых, теоретических, организационных и педагогических аспектов изучения данного курса, а также рассмотрение вопросов, связанных с особенностями в содержании, планировании и методическом обеспечении каждого модуля.

Преподавание курса ОРКСЭ будет осуществляться учителями начальных классов, преподавателями истории, обществоведческих дисциплин, МХК и др., прошедшими обязательную курсовую переподготовку по курсу ОРКСЭ, и имеющими подтверждающий документ – удостоверение ГБОУ ДПО НИРО.
Алексей11 апреля 2012 21:20
Уважение, веротерпимость, толерантность, открытость, добросердечность среди школьников формируется на основании обогащения их кругозора информацией о культуре, истории, создании благоприятного психологического климата для позитивного общения детей различных этнических групп. Это можно достичь только включением детей разных национальностей в совместную познавательную деятельность. Предлагаемый же Министерством образования курс, наоборот, предусматривает разделение школьников по религиозному принципу и будет способствовать образованию обособленных групп в одном классе, изучающих «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» или «Основы иудейской культуры». Планируются ли какие-нибудь меры, направленные на предотвращение возникновения таких групп и последующих конфликтов на религиозной почве между ними?
Валерий Шнякин23 апреля 2012 16:05
С целью организованного введения курса ОРКСЭ и решения возникающих спорных вопросов в рамках преподавания данного курса в Нижегородской области создана рабочая группа по подготовке к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ. В состав группы вошли сотрудники министерства образования, ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования", ГКУ Нижегородской области "Пресс-служба Правительства Нижегородской области", представители религиозных конфессий, участвующих в реализации курса ОРКСЭ.

Рабочей группой разработан план первоочередных мероприятий по подготовке к введению комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях утвержден приказом министерства образования Нижегородской области.

В соответствии с данным планом запланированы разработка методических рекомендаций по работе с детьми и их родителями в рамках преподавания курса ОРКСЭ.

Кроме того, Центром мониторинга, анализа и статистики в сфере образования ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" проводится социальный мониторинг "Внедрение курса ОРКСЭ", где в режиме обратной связи планируется обсуждение проблемных вопросов.

Необходимо отметить, что министерство образования Нижегородской области готово к диалогу и с широкой общественностью через сотрудничество со СМИ.

Так организованы репортажи региональных телеканалов "Волга", "ННТВ", "Сети-НН", публикации и статьи НТА-Приволжье, в газетах "АиФ Нижний Новгород", "Нижегородские новости", "Комсомольская правда".
Рустам11 апреля 2012 16:02
Если среди учеников класса один-два-три мусульманина и они выберут основы исламской культуры, выделят ли специально для этой незначительной группы преподавателя?
Валерий Шнякин23 апреля 2012 16:06
В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закрепленными Законом Российской Федерации "Об образовании", решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.

Вместе с тем, решение вопроса комплектования группы и предоставления данной группе обучающихся преподавателя, в первую очередь, должно основываться на принятом решении родителей (законных представителей) четвероклассника о выборе модуля курса ОРКСЭ.

В рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности можно предусмотреть организацию учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ.
Ирина Николаевна10 апреля 2012 21:21
Скажите, какова гарантия того, что преподаватель, исходя из собственных предпочтений, не будет делать упор на какую-то конкретную религию и склонять к этой религии детей?
Валерий Шнякин23 апреля 2012 16:07
Такие опасения есть. В этой связи в декабре 2011 года во все муниципальные органы управления образования региона министерством образования Нижегородской области направлены методические рекомендации "О формировании состава педагогов для преподавания учебного курса ОРКСЭ" с целью эффективного введения курса ОРКСЭ, и, том числе, предупреждения и исключения ситуаций в учебно-воспитательном процессе, нарушающих светский характер обучения.
Поделиться: