- Виктор Львович, известно, что последние несколько лет обстановка внутри труппы была напряженная: ТЮЗ прошел через голодовку из-за назначения Виктора Симакина, разногласия между руководством театра, уход Владимира Золотаря с поста режиссера. Какая атмосфера в театре сегодня?
- Я уже был в ТЮЗе раньше: когда приезжал на фестиваль "Колесо" и когда работал над своей постановкой "Ужин дураков". Изначально больше всего мне понравилась в театре именно атмосфера. Коллектив в ТЮЗе настроен дружелюбно и при этом по-деловому. Люди готовы к творческой работе, к сотрудничеству. В должности главного режиссера я здесь нахожусь уже около трех месяцев, и за это время я не увидел никаких внутренних конфликтов или следов прошлых событий. Труппа приняла меня доброжелательно, можно сказать, я получил так называемый "аванс доверия" от театра, и теперь моя задача состоит в том, чтобы это доверие оправдать.
- Изменится ли с вашим приходом репертуарная политика театра?
- Я понимаю те правила, на которых меня сюда приняли: я работаю в театре, который адресован в первую очередь детям. Поэтому, как и мои предшественники, я буду уделять большое значение спектаклям, рассчитанным на детскую аудиторию. При этом мы так же будем обращаться к репертуару, адресованному взрослому зрителю, как это делают многие российские ТЮЗы. Я исхожу из того, что артисты, как правило, растут на хорошем литературном тексте, а подобные пьесы, чаще всего, написаны именно для взрослых.
Главный принцип репертуарной политики театра должен заключаться в том, что на сцене ставится хороший художественный текст, имеющий по-настоящему актуальное содержание. Это может быть как русская и зарубежная классика, так и современные пьесы. Главное, чтобы содержание этих пьес отзывалось в сердце сегодняшнего зрителя.
- Многие зрители критикуют нижегородские театры за консерватизм...
- Но ведь классика и консерватизм - разные вещи. Я видел множество спектаклей, которые были поставлены по классическим текстам, например, по Чехову, но при этом они были современны и по теме, и по художественным средствам. Вместе с тем я могу привести примеры множества постановок современных пьес, которые выглядели как абсолютный нафталин.
Настоящая классика - это не что-то мертвое, это то, что из глубины веков отзывается на современные события, это то, что всегда актуально. Я еще не видел спектакли коллег из других театров, но думаю, что если зрители недовольны, то причина может быть в архаичности постановки, а не в выборе пьесы.
- Задача многих театров, и Театра юного зрителя в том числе - привлечь школьников и в целом молодежь. Однако правильно ли водить детей на спектакли целыми классами, которые, в результате, оказываются больше заинтересованы друг другом, чем происходящим на сцене?
- Этот способ, который используют все театры, работающие для детей, я не могу назвать самым удачным. При этом он по-прежнему остается в арсенале, потому что иначе театр не сможет выжить экономически. Все понимают, что нельзя полагаться на кассу.
Я сталкивался много раз с тем, что когда в зале сидят знакомые друг с другом дети, среди них начинается свой, незапланированный спектакль. Образуются неформальные лидеры, которые громко комментируют происходящее, а их приятели, желая не отстать от них, эту игру поддерживают. Эту проблему бы решила простая выборка из классов, когда на спектакль приводят незнакомых или малознакомых друг с другом детей. Однако, к сожалению, такая практика почти не применяется.
На сегодняшний день главный конкурент театра - это интернет. Интернет бросает такие вызовы, на которые театр просто не может ответить: технические возможности интернета гораздо шире, различные онлайн-игры затягивают молодую аудиторию все больше. Должен ли театр "догонять" интернет? Конечно, нет! У них разные языки и способы общения. То, что всего было оружием театра - это обращение к сердцу. Эмоциональность рассказа и круг тем, которые поднимает театр, не может оставить равнодушным.
- Какие задачи вы определили для себя как главные в работе на посту главного режиссера театра?
- Их несколько. В первую очередь как главный режиссер театра я должен быть озабочен тем, чтобы труппа нижегородского ТЮЗа была загружена интересной работой в большей степени, чем сейчас. Это важнейший вопрос внутренней политики: артист хочет играть, и когда он испытывает "кислородное голодание", нехватку ролей, он начинает заниматься делами, не относящимися к творчеству. Это неправильно. Вторая главная задача - это найти творческое и профессиональное понимание с труппой, ведь для них я человек совсем новый, за исключением тех актеров, с кем я работал над "Ужином дураков".
Ну и, конечно, важен вопрос создания репертуара таким образом, чтобы в нем были учтены все возрастные категории, чтобы тексты были художественно разнообразны, чтобы в рамках сезона зритель мог познакомиться с различными авторскими подходами.
Сейчас моя цель - это сосредоточить все свое внимание на работе в театре. Ради этого я отказался от работы в Нижегородском театральном училище (Виктор Шрайман работал 11 лет на театрально-хореографическом факультете Магнитогорской государственной консерватории в должности профессора, заведующего кафедрой "Актер театра и кино", - прим. НИА "Нижний Новгород"). Труппа у нас огромная, задач много, поэтому я постараюсь сейчас не отвлекаться ни на какие проекты.
- Чем порадует Театр юного зрителя в этом сезоне и в будущем?
- Сейчас я работаю над спектаклем для взрослых по пьесе Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы. Этот спектакль станет первым, который я поставлю в качестве главного режиссера ТЮЗа. Выбор пал на эту пьесу не только потому, что это замечательный художественный текст, но и потому что в спектакле представлено более 30 персонажей, что позволит мне привлечь как можно больше актеров и поближе познакомиться с труппой.
В следующем сезоне я планирую поставить пьесу словацкого драматурга Освальда Заградника "Соло для часов с боем". Эта постановка даст мне возможность занять недостаточно востребованную группу артистов старшего поколения. Мне хочется, чтобы они получили хороший и полноценный спектакль, который им сейчас очень нужен.
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+