НИА "Нижний Новгород" - Денис Кузнецов
"Разговоры о грядущих глобальных катастрофах отвлекают людей от истинных проблем современного общества", - считает заведующий кафедрой философской антропологии ННГУ имени Лобачевского Алексей Фатенков.
Преподаватели нижегородских вузов 21 декабря обсудили природу человеческих ожиданий конца света. Встреча на эсхатологическую тему прошла в стенах НГПУ имени Минина.
Так профессор "Высшей школы экономики" в Нижнем Новгороде Александр Дорожкин связал факт постоянного ожидания конца света, который приходится на разные даты по мере их наступления с тем, что в современном мире идет борьба мировоззрений, которая не может выявить явного лидера. Четкое понимание предназначения человечеством собственной миссии не позволило бы опасаться даты 21 декабря со ссылкой на давно исчезнувшую цивилизацию майя. "Потомки майя, между прочим, сегодня празднуют смену эпох. Для них было бы странным наше представление о сегодняшнем конце света", - заметил Дорожкин. С другой стороны отдельные мировоззрения апеллируют эсхатологическими настроениями, признавая тот факт, что сейчас нет твердого стержня понимания мира. Для человека, по мнению профессора, ожидание Армагеддона с постоянной отсрочкой связано с "сумятицей в умах из-за нестабильности социального бытия", то есть не только с непониманием собственного места в мире, но и отсутствия ощущения социальной стабильности.
Доктор философских наук Андрей Дахин считает, что интерес к концу света наряду с вопросом о происхождении мира является проявлением стремления человека понять устройство Вселенной.
Декан философско-теологического факультета НГПУ Сергей Кочеров рассказал коллегам о привычке ждать конца света в исторической ретроспективе. По его словам, на Руси еще в 1037 году надеялись на Второе пришествие Христа, связанное с немалыми страданиями для человечества на начально этапе. Позже эта традиция продолжилась, порой переплетаясь в философских трудах с пониманием миссии России как "богоизбранной страны". С 1666 года по 2012 год насчитывается 70 предсказаний о конце света (как в границах России, так и всего мира). Не более 30 из них основаны на библейских писаниях или пророчествах, остальные - "рукотворные" (то есть надуманные самими людьми - например, опасения связанные с запуском Большого адронного коллайдера). Кочеров добавил, что львиная доля "пророчеств" появлялись в мирное время и в развитых странах. Скорее они отражают кризис социальной психологии, культурный упадок, порой в период смены эпох. "Люди в таком состоянии полагают, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца", - объяснил Кочеров.
Заведующий кафедрой философской антропологии ННГУ имени Лобачевского Алексей Фатенков считает, что разговоры о глобальной катастрофе в современном обществе нужны, прежде всего, "правящей верхушке". Большинство людей в итоге озабочены проблемой мнимого Армагеддона, отвлекаясь от вопросов социального неравенства и низкого уровня жизни. Для человека же ожидания конца света - это некий "экстрим". Причем подобные острые ощущения рассчитаны на менее активных граждан, не способных или не желающих, к примеру, заниматься спортом. В итоге, люди получают развлечение, уходя от истинных проблем современного общества, что играет на руку власть имущим.
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+