Заместитель губернатора Нижегородской области, ответственный за блок ЖКХ и экологии, Андрей Харин рассказал Руслану Станчеву в программе "Герои Волги" об итогах форума "Великие реки", работе по ликвидации экологического ущерба в регионе и реализации "мусорной реформы".
- В целом, ваша работа и должность изначально расстрельная. Чтобы ни случилось, вы во всем виноваты. Начнем наш разговор с большого. Форум "Великие реки" много лет проходит в Нижнем Новгороде. Мягко скажем, в последние годы он затухал, стагнировал, превращался в какое-то локальное мероприятие. И вдруг в этом году совсем другая картинка – куча федералов приехало, все как-то современно, темы интересные, обсуждается снова оздоровление Волги. Расскажите, как на ваш взгляд прошел форум? И, все-таки, нацпроект по оздоровлению Волги, слышу о нем 20 лет, когда мы уже от слов к делу перейдем?
- В этом году прошел 21 форум "Великие реки". Наш город традиционно его принимает. Учитывая, что в конце прошлого года Глеб Сергеевич Никитин стал руководителем рабочей группы госсовета по направлению "Экология", мы разумеется решили подкорректировать и переформатировать этот форум. По оценкам участников и экспертов нам это удалось. Это можно было увидеть и визуально – присутствовали очень интересные инсталляции современных нижегородских художников. И, конечно, это совсем другая содержательная повестка. Вопросы, которые нас максимально интересуют: реформа обращения с ТКО, оздоровление Волги, строительство низконапорного гидроузла и др. И, как вы правильно отметили, на форуме прошла серьезная федеральная активность. На базе форума министерство природных ресурсов вместе с рядом других федеральных органов исполнительной власти провели свои мероприятия, в том числе совещание по федеральному проекту "Оздоровление Волги".
- Давайте поподробнее. Сколько денег запланировано? Когда работа начнется? Потому что, если этого не делать, мы попадем в зону бедствий. Это всем на сегодняшний день понятно. Красивый город на слиянии двух рек, царственно поставленный. Можно долго об этом рассказывать красиво, но если в воду зайти страшно, то здесь жить не комфортно.
- Руслан, во-первых, я считаю, в воду заходить не страшно, и нужно это делать уже сейчас. Нижегородцы это знают, и спокойно купаются. Но разумеется, нет предела совершенству. Будем чистить нашу великую реку дальше. Необходимо отметить, что Нижегородская область – это лидер по федеральному финансированию по линии проекта "Оздоровление Волги". До 2024 года у нас на это предусмотрено финансирование в размере 18,8 млрд рублей, в текущем году – 3,4 млрд рублей. Целью этой работы должно стать уменьшение стоков неочищенных вод в реку в три раза через пять лет. В настоящее время работа уже вовсю ведется. Часть проектов уже закончена, часть заканчивается и согласовывается с федеральными органами. В этом году мы уже начинаем торги на реализацию данных проектов.
- Андрей, какая получается история. Это консолидированное мнение из социальных сетей. Нет денег на ликвидацию, на оздоровление, на реформы - плохо власть работает. Привела власть деньги. Глеб Сергеевич - в Москве. К нам приезжают министры, вице-премьеры. На оздоровление Волги - 18 млрд рублей, на празднование 800-летия - 10 млрд рублей, до этого было меньше миллиарда. Теперь другая позиция – все украдут, мы ничего не увидим. Как проконтролировать на сегодняшний день, чтобы публично люди в онлайне видели, что власть работает эффективно? Какие для этого есть инструменты? Что сделать, чтобы люди были вовлечены в эти процессы?
- Это очень правильный вопрос, который задается и федеральными органами власти, когда они обсуждают каждый федеральный проект. Как сделать так, чтобы люди видели и реализацию, и реальный результат. Кончено же, очень сложно каждому человеку ощутить, стала река чище в три раза или нет. Для этого мы готовы показывать весь текущий ход работы проектов, которые будут вестись. Это конкретные очистные сооружения в каждом муниципалитете. Мы рассчитываем, что общественность, эксперты будут участвовать. Эти проекты будут у всех на виду.
- То есть это можно будет увидеть в онлайне? Здесь секретов нет, хорошо. Вот еще одна проблема, которая существует не первое десятилетие. Это печально известные объекты накопленного экологического ущерба под Дзержинском - "Белое море" и "Черная дыра". Я уже не первый год слышу, что миллиарды выделяются на это, но как были эти объекты, так и есть. Последняя информация, что до конца года работы будут сделаны.
- Это те объекты, которые знает вся страна. Я напомню у них очень сложная судьба. Поручение президента Российской Федерации о ликвидации этих объектов было еще в 2011 году. Надо вспомнить, что вплоть до начала 2017 года работы по факту не велись. Только с приходом Глеба Сергеевича эта работа была активизирована. В настоящее время мы констатируем, что работа идет полным ходом. Мы со всей уверенностью для себя отмечаем, что можем ее закончить в установленные контрактом сроки – апрель 2020 года. По заявлению подрядчиков, возможно они будут закончены даже раньше. Я хочу отметить отдельно, что несколько дней назад Дмитрий Николаевич Кобылкин, докладывая Владимиру Владимировичу Путину о реализации национального проекта отметил прогресс по этим объектам и роль Глеба Сергеевича в решении проблемы.
- Еще одна тема – Бурнаковская низина. Тоже история всем понятна. Признаки накопленного экологического ущерба. Тем не менее там построен достаточно большой жилой комплекс. Сейчас, я так понимаю, заказана экспертиза Российской академии наук. Вам уже известны ее первые результаты? Чего вы ждете от решения наших академиков? Куда можно двигаться по решению этой проблемы?
- Да, в настоящее время проходит исследовательская работа. Мы рассчитываем, что она будет закончена к августу текущего года. После этого мы получим результаты и сможем принимать решения, как ликвидировать данную точку экологического вреда для города. Мы понимаем, что традиционно, в плохом смысле этого слова, в конце весны просачивается нефть в Волгу. Но мы сможем заложить это в нацпроект "Экология" только после итогов экспертизы. Мы сейчас ждем информации, в каких точках необходимо проводить работы. Ведь Бурнаковская низина не маленькая.
- Это чрезвычайно наша тема, потому что здесь речь идет о будущей жизни тех детей, которые живут в этой локации. Давайте поговорим про мусор. Не могу эту тему обойти. В целом, конечно, главный стресс Нижегородская область пережила в начале года. Но на мой взгляд, реформа до сих пор управляется в ручном режиме. К моему удивлению, почему-то она дирижируется властью, а не регоператорами, которые берут за это деньги и обязаны коммунальную услугу оказывать. В чем здесь проблема на сегодняшний день. Какие вы видите узкие места? И что вы делаете для того, чтобы тема мусора из разговоров на кухнях и во дворах ушла?
- Первое, что я хотел бы отметить, мы считаем и отмечаем оценки федеральных органов власти, что Нижегородская область вошла гораздо мягче других регионов в реформу по обращению с ТКО. Как и любая реформа, а мы помним ряд других, это всегда не просто. Организована была очень жесткая система контроля за деятельностью региональных операторов со стороны органов власти Нижегородской области. Напомню, реформа началась 1 января 2019 года. Но по факту все организационные мероприятия проводились еще с конца 2018 года.
Вы правы, есть здесь элемент ручного управления, но мы на это осознанно шли, чтобы обеспечить комфорт гражданам. Абсолютно согласен, что необходимо переводить работу региональных операторов в более самостоятельное русло. Мы уже стараемся сейчас это делать. Объясняем гражданам, кто их контрагент в этой работе. Наша задача проста – чтобы каждый человек знал телефон и адрес своего регоператора, кому он может пожаловаться, если не вовремя вывезли мусор. А если не возымел действия этот звонок, жаловаться в уполномоченный орган государственной власти – Госжилинспекцию.
- Получается следующая история. Как мне кажется, на внешнем контуре сегодня конструкция следующая: люди, власть, регоператор. А должно быть: люди, регоператор и власть как арбитр, которая контролирует и наказывает регоператора. Я правильно понимаю, что переключение с первого формата на второй на сегодняшний день происходит?
- Мы стараемся наладить эту работу. Когда у человека гаснет электричество, он не звонит в ГЖИ или органы власти. Он звонит в электрические сети. Тоже самое мы должны сделать и с мусором. Уверен, что в ближайшие месяцы мы эту работу настроим.
- Еще одна тема, касающаяся мусора – тарифы. Неоднократно слышал на встречах с людьми. Сейчас у меня их достаточно много. Если говорить про мусор, чуть меньше 20% - это недовольство несвоевременным вывозом мусора из контейнеров. Еще часть – что вокруг контейнеров грязно, строительный мусор. И есть процент, меньше десяти, но он есть – люди, которые до конца не могут понять, почему у нас такие несправедливые тарифы. Задается вопрос, почему, например, "я живу одна в 3-х комнатной квартире, а плачу как те, кто живет в однокомнатной квартире впятером". Как объяснить людям, почему выбрана такая тарификация?
- Здесь нужно поделить вопрос на две части: сами тарифы и нормативы на вывоз мусора. Тарифы у нас находятся по стране в средней зоне. Они у нас посчитаны, имеют очень здоровые структуры по сравнению с другими регионами. Это связано с тем, что у нас уже построено значительное количество современных объектов, полигонов, на которые в настоящее время свозится мусор. Самое главное, что изменилось – мусор начал вывозиться не в овраги, поля и т.д., а на сертифицированные полигоны, которые, однозначно, не наносят ущерб экологии.
Теперь, что касается нормативов, они посчитаны у нас следующим образом: люди, проживающие в многоквартирных домах, платят с метра квадратного, в частных домах – с проживающих. Мы произвели расчеты, как людям будет платить выгоднее большинству по области.
- Конечно, это не отдельно взятый случай, а средняя температура по больнице.
- Статистика по области – большинству платить удобнее таким образом. У нас есть еще несколько аргументов. В 2018 году и ранее до реформы люди в многоквартирных домах платили с метра квадратного. Это было удобно для них. Причем ранее вывоз мусора "сидел" в графе жилищная услуга. Теперь он стал отдельным платежом среди коммунальных услуг. Считаю справедливым, чтобы люди могли проследить изменения по оплате и спросить за это по нормативу со своей управляющей компании. Второе, данная тарификация защищает интересы большинства многодетных семей, социальная защита которых всегда в поле зрения власти.
- Здесь я хочу добавить, что еще есть тема субсидий. Там не одна сотня миллионов рублей. Это решение подписано губернатором. Выделяется для поддержки тех, у кого сложные жизненные условия.
- Мы отмечаем 23 льготные категории, которые подпадают под субсидирование от оплаты коммунальных услуг.
Я не знаю, может быть это не в вашем ведомстве. Смотрите, 10 лет назад администрация города поставила восемь тысяч урн в Нижнем Новгороде. Четыре тысячи из них украли через год. Поставили еще две тысячи. Еще тысячу украли. На этом остановились. Мировой опыт показывает, возьмем, к примеру, знаменитое Нью-Йоркское метро, где вечно власти замазывали граффити на вагонах. Красили столько лет и столько раз, пока у хулиганов не кончилась краска, и они не перестали. Теперь там нормальные вагоны. Навык воспитания у людей, что мусорить нельзя, это очень важная история. Прошу на это внимание обратить и тему с урнами взять в работу.
- Этим напрямую занимается муниципалитет, но это, конечно, в зоне наших интересов. Наша общая задача - все что связано с мусором довести до идеального состояния.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+