Последние новости рубрики Общество
Общество

Воспитательная функция законодательно закреплена за российскими школами

09 сентября 2021 12:47  [1699] Общество

Фото: НИА "Нижний Новгород"

НИА "Нижний Новгород" - Светлана Звонкова

Воспитательная функция законодательно закреплена за российскими школами. За нее выступала уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова, а в июле 2020 года соответствующий законопроект подписал президент России Владимир Путин.

Закон вступил в силу с 1 сентября текущего года. Он содержит определение понятия "воспитание" и раскрывает механизм организации воспитательной работы в школах. С этой осени воспитание детей и молодежи является обязательной частью образовательного процесса. При этом школы разрабатывают "рабочую программу воспитания" и "календарный план воспитательной работы" самостоятельно.

По мнению Анны Кузнецовой, в результат школьная жизнь ребенка будет наполнена не только знаниями, но и станет более комфортной, человечной, поможет развиваться детям как личностям. Также она считает, что вступивший в силу закон позволит решить проблему буллинга. По ее словам, более половины детей в стране сталкивались с травлей, при этом только треть из них не рассказывает об этом. 

"Я думаю, сегодня в помощь решения этой проблемы будет закон о воспитании, который инициирован президентом. Это подразумевает, что школьная жизнь должна быть наполнена не только стремлением сдать ЕГЭ на 100 баллов, но и чтобы она стала более комфортной, принимающей и человечной. Ведь образование - это обучение и воспитание, здесь нужно единство и школы и семьи, чтобы мы достигли главного результата - это не 100 баллов по экзамену, а счастье ребенка, чтобы он рос гармоничной личностью", - сказала она.

Такого же мнения придерживается уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Ушакова.

"Это важная инициатива, которая должна стать частью системной работы по воспитанию подрастающего поколения для формирования психологически зрелой личности, которая сможет успешно ориентироваться в непростых реалиях современного мира. Да, безусловно, нововведение поможет бороться с буллингом, однако это станет только частью большой работы, которая уже ведется в образовательных учреждениях в этом направлении. Службы школьной медиации, работа психологов, классных руководителей, дополнительное образование – эти и многие другие ресурсы направлены, в том числе, и на искоренение буллинга. Конечно, закрепление воспитательной функции даст новый толчок для более активной деятельности в этом направлении", - заявила нижегородский омбудсмен.

СПРАВКА:

(с сайта Госдумы РФ) Законом предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.

(с сайта НИРО) Примерная программа воспитания была разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. В 2019 году программа была зарегистрирована, а 2 июня 2020 года утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Согласно документу, основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: 
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; 
-педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Теги:
Поделиться: