Политика

Эксперт-мониторинг событий c 10 по 17 июня 2022 года от АНО "Минин-центр"

17 июня 2022 19:09  [2000] Политика

НИА "Нижний Новгород" - Ирина Отмахова

Эксперты "Минин - центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.

Федеральная тема – Армия России будет еще сильнее.

Специальную операцию на Украине для "Эксперт – мониторинга" анализирует редактор журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков. Обстоятельства складываются таким образом, что нам трудно ставить перед собой только лишь локальные задачи. К примеру — освободить Донецкую и Луганскую народные республики в их административных границах. Мы же понимаем, что на остальной территории охватившая Украину зараза продолжит плодиться, наращивать силы и вооружаться.

Начав СВО, Россия фактически сорвала наступательную спецоперацию противника. Об этом свидетельствует огромное количество документов, боеприпасов и техники, которые мы обнаруживаем в зоне боевых действий в Донбассе. Было накоплено все необходимое для наступательных действий. ВСУ рассчитывали двинуться на Донецк и Луганск и, возможно, пошли бы ещё дальше, на Крым и Кубань.

Как мы видим Украину будут переводить на стандарты вооружения НАТО. Это означает, что, подставив под российскую военную машину остатки советского арсенала Киева и стран бывшего Варшавского договора Вашингтон и Лондон готовы системно переформатировать ВСУ для дальнейшей войны на самоуничтожение русского народа.

НАТО набирается опыта в борьбе с Россией, т.к. отслеживает все наши тактические приёмы во время СВО. Не исключаю возможности втягивания в конфликт поляков, прибалтов, румын, болгар.

Сегодня, по истечению почти четырех месяцев спецоперации можно проанализировать аспекты ее проведения, в частности вооруженной составляющей. Высокоточное оружие, артиллерия, бронетанковые силы, ударная авиация показали отличные результаты. Определены приоритетные направления развития военной техники, это роботизированные авиационные, наземные и морские средства.

Вместе с тем спецоперация обозначила узкие места в вооружении. Остановимся на этой проблематике.

Наиболее резонансная проблема - нехватка малых бесшумных квадрокоптеров для оперативно – разведывательной деятельности в подразделениях. К помощи в их приобретении подключились общественные организации и движения, волонтеры, предприниматели.

Другой стороной медали является тот факт, что в Гособоронзаказе, такие виды беспилотников (БПЛА) присутствовали только на стадии НИР, т.е. кто станет их потребителем – ССО, спецподразделения Росгвардии, так и не определили. К тому же в боекомплект этих подразделений входили беспилотники иного типа – самолётного.

Помимо этого, тему БПЛА раздали по родам и видам войск. Так у Флота появился свой БПЛА (С-70), у Сухопутных войск тоже (Орлан-10/30, Орион, Альтиус), как и у Росгвардии, а вот у ВВС, летающих на сверхзвуковых ЛА, будет дозвуковой БПЛА.

Заказчиков много, как и типов БПЛА, а КПД требует увеличения. К тому же у всего этого разнообразия разная серийность, комплектация, нет общей АСУ, да и тактика, тоже разная и каждый род и вид войск РФ видит тему БПЛА по-своему. В итоге БПЛА различаются по дальности действия, скорости и высоты полёта, времени нахождения в воздухе, формате выдачи данных, дальности связи "оператор – БПЛА" и т.д. Разумеется, у этих аппаратов должна быть специализация, но все же требуется системный подход.

Еще одна проблема – отсутствие разведывательной авиации. В 2007 году были свернуты все НИОКР на эту тематику. Ставка была сделана на большую беспилотную и космическую разведку. В Сирии это сработало, но надо учесть, что у исламских террористов не было комплексов ПВО.

По той же разведывательной концепции было свернуто производство и дальнейшие разработки сверхзвуковой беспилотной авиации. Причем данное вооружение имеет двойное назначение – как разведывательное, так и ударное. Введение в технический строй данного оружия усилит разведывательные возможности наших вооруженных сил.

На поле боя сложно посчитать, сколько нужно дозвуковых БПЛА, чтобы вскрыть объектовую эшелонированную систему ПВО противника. Сухопутный военачальник – не сможет, он специалист по танкам, пехоте и артиллерии. Комполка ВВС – тоже нет, т.к. у него в подчинении самолёты и вертолёты, а БПЛА – это к «соседям». Про воздушную разведку все слышали, но практический опыт утрачен. А вот тут-то бы и пригодился бы самолёт-разведчик, с бортовым оборудованием разведки (видовой и РТР), штатными БКО и РЭБ (для повышения живучести).

Поэтому военачальники на поле боя, решают это методом картографии и когнитивного анализа – БПЛА упал где-то тут, а что его сбило и откуда… разберёмся. А как? Если в городской застройке нужны сверхмалые квадрокоптеры (целеуказание) и малые/средние БПЛА (для разведки обстановки), то на поле боя – совершенно другие, разведывательные и ударные, среднего и тяжёлого класса, но у них только один вид БПЛА, который может сбить ПВО противника.

Выводы сделаны, ошибки исправляются, Россия динамично развивает этот тип вооружений, имеет практически все типажи беспилотных средств, разведывательных, ударных, тактических и оперативно тактических. Безусловно, наша армия выйдет из СВО не только с Победой, но и полностью с обновлённой тактикой.

Региональная тема – Физик из Нижегородской области признана ЮНЕСКО ученым года

Эксперт "Минин – центра", к.и.н., ведущий научный сотрудник ННГУ им.Н.И.Лобачевского Александр Сорокин отмечает, что научный сотрудник нижегородского Института прикладной физики РАН, кандидат физико-математических наук Дарья Смирнова стала стипендиатом премии L'Oreal — ЮНЕСКО "Для женщин в науке". Она признана "Международным восходящим талантом" 2022 г. в области физики вместе с пятью другими представительницами европейской науки. Церемония награждения состоится в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

В современных условиях фактических попыток внедрить культуру отказа российской культуры и науки данный шаг, безусловно, свидетельствует о невозможности отказаться от признания заслуг российских ученых и их вклада в мировую науку. Хотя данные попытки предпринимаются – так, Управлением по научно-технической политике Белого дома на днях было объявлено о фактическом прекращении сотрудничества США с Россией в сфере науки. При этом только за 2017-2019 гг. российскими и американскими исследователями было опубликовано более 10 тыс. совместных статей.

Однако подобные демарши не в состоянии выключить российскую науку в целом (и нижегородскую в частности) из мировой. 15 июня Нижегородский научно-образовательный центр подписал соглашение о сотрудничестве с Международным технологическим союзом провинции Гуандун (Китай) в рамках XXV Петербургского Международного экономического форума. То есть крупные международные проекты с участием наших ученых по-прежнему будут реализовываться и, возможно, их число даже увеличится.

Напомним в связи с этим, что еще 25 апреля Президент России Владимир Путин подписал Указ "Об объявлении в Российской Федерации десятилетия науки и технологий".

Документ предусматривает определение приоритетными целями на 2022–2031 годы привлечение талантливой молодежи в исследовательскую сферу и содействие вовлечению ученых в решение важнейших задач развития общества и государства.

Акцент при этом будет делаться на предоставление грантов по прикладным и фундаментальным исследованиям по тем направлениям, которые сейчас являются критически важными в условиях санкционной политики стран Запада по отношению к России. Об этом свидетельствуют и результаты подведенных весной итогов очередных грантовых конкурсов Российского научного фонда и программы стипендий Президента РФ. Примечательно, что нижегородские ученые в числе лидеров по количеству (по линии РНФ было поддержано 15 проектов, по программам стипендий – 14.

Пример же с Дарьей Смирновой показателен как определенный маркер: стремясь вводить очередные ограничения исключительно по политическим мотивам, страны Запада, тем не менее, не могут полностью отказаться от признания заслуг российской науки. Возможно, что в отношениях с отдельными странами научная дипломатия может в отдаленной перспективе даже стать определенной точкой для осуществления налаживания отношений или поиска их новых форм, как это уже наблюдалось в годы «холодной войны». При этом руководство отечественной научной отрасли должно не рефлексировать по поводу складывающейся ситуации, а решать вопросы, связанные с перераспределением структуры международного сотрудничества, уровнем оплаты труда и выведении научных разработок прикладного характера на ключевые ниши российского рынка в критических сегментах и отраслях.

Муниципальная тема. Нижегородское регби – как еще один локомотив спорта в регионе.

Над нестандартным спортивным ходом Нижегородского губернатора – развитие регби в регионе размышляет эксперт "Минин – центра" Сергей Гуськов. У регионального регби нет такой богатой истории, как у хоккея с шайбой и мячом, футбола, баскетбола, волейбола и т.д.

"Кадры решают все". Глеб Никитин на заре своей карьеры в области обратил свое внимание на регби. В это время регби развивалось исключительно энтузиастами. Работала Нижегородская федерация регби, но не зарегистрированная. После оказанного внимания в регбийном мире с 2019 началось изменения. Зарегистрировалась Федерация, стали создаваться любительские команды, секции. Была организована школьная регбийная лига по тэг-регби. Время прошло и, казалось бы, запал должен был пройти, но нет, знамя регби подхватили в Дзержинске. Создали команду "Химик" для представительства в Высшей лиге. Только это первый и рискованный шаг.

Местных игроков такого уровня недостаточно. Спортивных школ с многолетним опытом подготовки - нет. Есть Федерация регби, есть детские команды начальной стадии квалификации с руководителями и тренерами - энтузиастами. Есть женская любительская команда по регби.

Путь один – приглашать легионеров из других регионов, но тогда может, есть смысл пригласить тренеров или игроков и из ведущих регбийных дружественных стран – ЮАР, Аргентина.

Возрастной разрыв между приглашенными мастерами "Химика" и молодежной базой развития – большая проблема. Много будет зависеть от грамотного селекционного отбора игроков для команды.

Второй аспект – отсутствие любительского клуба, как базы для профессионального коллектива. Не претендую на истину в последней инстанции, но считаю, что есть смысл создать Нижегородскую студенческую сборную области и обратить внимание на нижегородскую команду американского футбола "Рэйдерс 52", возможно кто-то подойдет и для "Химика".

Это задачи первого этапа. Далее необходимо создавать серьезную детско–юношескую школу регби с гостиницей для приглашения способных ребят из глубинки, по аналогии с хоккейной школой.

Сложная это работа – тащить регби из болота, в тоже время интересная, как и следить за работой губернатора в продвижении своих новаций.

Поделиться: