Политика

Эксперт-мониторинг событий c 17 по 24 июня 2022 года от АНО "Минин-центр"

24 июня 2022 19:04  [1740] Политика

НИА "Нижний Новгород" - Ирина Отмахова

Эксперты "Минин - центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.

Федеральная тема – Россия – мировая держава

Специально для "Минин – центра" мыслями о перспективах развития России, как мировой державы, делится ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский.

Сегодня произошел отказ России от Западной ориентации, от каких- либо надежд на интеграцию и создание единой структуры. До недавнего времени, примерно до 2010 года, больше чем 20 лет Россия пыталась реализовать проекты интеграции в Западное сообщество. Начинала наша страна с плана по интеграции в Североатлантическое сообщество, даже скорее не плана, а надежд, которые выражала, не очень продумывая алгоритма достижения цели и неадекватно оценивая само Североатлантическое сообщество.

Потом, где-то в середине нулевых годов, Россия перешла к надеждам на интеграцию с Европой, вопреки Америке. Из Москвы звучали предложения о создании Большой Европы, предлагая Европе союзную суверенность. Перспектива - разговор на равных с США и Китаем, потому что Европа без России слаба и зависима, а Европа с Россией может быть действительно тяжеловесом мировой политики. Но и эти надежды не оправдались.

С 2009-2010 годов Россия перешла к попыткам построить свое собственное интеграционное пространство, в основном на территории бывшего СССР, но также с расчетом на возможное присоединение ряда других игроков (Турция, Иран, Вьетнам), ориентируясь и на более тесные отношения с Китаем, не оставляя надежды на сотрудничество с Европой – не вышло.

События 2014 года, особенно этого года, окончательно разубедили нашу политическую элиту в том, что такая интеграция возможна и с Европой стоит иметь дело как с отдельным игроком на международной арене. В Кремле разочаровались Европой, считая ее вассальной территорией США.

Это адекватная оценка по нынешнему положению Европейского союза, поэтому принято решение не ориентироваться на взаимодействие и потенциальную интеграцию со странами Запада. Давно пора бы прийти к этой идее, потому что на уровне экспертного сообщества и многих лидеров общественного мнения все эти идеи выражались очень давно. Теперь они признаны политической элитой страны и ее руководством.

В принципе шансов на интеграцию с Европой и не было. Новая холодная война началась, как мы теперь знаем, в 1995 году, просто Россия долго не хотела ее замечать, но основные решения по продолжению этой войны были приняты еще тогда. Вашингтон и Запад в целом был очень последовательны в антироссийском курсе все эти годы. Россия, наконец, увидела целенаправленную работу по ее ослаблению, враждебному окружению и ликвидации. Поняв, что Запад ориентируется на будущий распад России, наша страна стала исходить из факта невозможности преодолеть Западную враждебность, необходимости проводить свою политику и находить свое место в международных отношениях помимо Запада и вопреки Западу.
Россия, к сожалению, пока не является самостоятельным центром притяжения других держав, этим полюсом она, пока не стала. Эта задача на будущее и в общем- то успех нам не гарантирован, но деваться больше некуда. Необходимо становиться таким самостоятельным центром силы и обретать признаки мирового полюса, которые ему, с точки зрения общей геополитической мысли, положены. Это дает новые возможности ставить задачи российской политики: и внешней, и внутренней. Но поставить задачи - мало, нужно большое умение в их реализации и получения результата.

Во внешней политике шансы у России есть и немалые, тем более что Запад, судя по всему, начал также подходить к черте своего упадка, мы, судя по всему, наблюдаем начало деградации геополитической роли Запада. Это также дает надежду на успех планов России и тут важно подчеркнуть, что Россия сделала очень хорошую заявку на статус одной из мировых держав.

Парадоксально, но при этом вряд ли она сможет стать региональной державой. Для понимания этого надо перестроить привычное сознание, построенное по логике матрешки - для того чтобы быть мировой державой, необходимо быть вначале региональной, а потом выйти на мировой уровень.

Россия уже, в общем-то, является мировой державой, но с регионами традиционного доминирования происходят обратные процессы. В этом статусе Россия во многом деградирует и, судя по всему, это неизбежно, и здесь тоже торчат уши англосаксов. Наши попытки создания масштабного постсоветского интеграционного проекта были фактически уничтожены в 2014 году, потому как без Украины они не имеют большого смысла.

В конце февраля Россия попыталась решить эту проблему с Украиной довольно неожиданным для многих путем и откатить ситуацию на состояние начала 2014 года. Но это не получилось и, судя по всему, то, что Россия делает теперь, предпринимая военные действия на территории Украины, уже основано на совершенно другой логике. На той логике, что Украина как большое стабильное дружественное государство рядом с Россией просто невозможно. Соответственно нужно решать наши проблемы на Украине через распад этой государственности и выстраиванием тех или иных отношений с некоторыми частями бывшей Украины.

В частности, Новороссия, углубляясь в историю, не является исконно русской территорией, это скорее колониальное приобретение, выражаясь Западными понятиями. Эти территории позднего расселения присоединены в конце 18 века, а исконно русскими территориями является центральная и западная Украина. Тот же Львов - исконно русский город. Но насколько Россия готова реставрировать русскую жизнь и русское самосознание на этих территориях, пока что большой вопрос.

Могу только сказать, что Россия будет пытаться заключить мирное соглашение и зафиксировать границы на освобожденных территориях, но ей это сделать скорее сего не позволят Вашингтон и Лондон, потому что англосаксы рассматривают Украину как средство ослабления России. К тому же, нести ответственность за то, что на Украине останется, ни Америка, ни Европа не собирается. Следовательно, Россия просто будет вынуждена вести военные действия до занятия всей территории бывшей УССР. И так или иначе, в результате будет вынуждена быть ответственной за всю эту территорию, но как будут развиваться конкретно события и когда и как в Москве решат о тех или иных формах будущей жизни на этих территориях - пока что говорить ещё очень рано, явно, что тот план, который был изначально в феврале, уже не состоялся, соответственно, новые планы будут рисоваться в будущем по ходу развития событий.

Это означает также и отказ от попыток стать региональным лидером, так как Украина уже не видится потенциальным партнером России по региональной интеграции, а территорией расширения российской государственности. Планы по большой постсоветской интеграции сейчас убраны в долгий ящик и, скорее всего, они просто не реализуемы.

Популяризируются и другие предложения, например: большая евразийская интеграция по принципу славяно-тюркского синтеза, с включением в наше общее пространство Турции и отдельных государств Среднего Востока. Мне же кажется, что этот проект, пока что мелом на воде писанный, шансов на успешную реализацию имеет немного.

В отсутствии же статуса региональной державы не вижу ничего страшного, так как надо помнить, что статус мировой державы, на который претендует Россия, не обязательно должен сочетаться со статусом региональной. Он может быть даже проблемой для доминирования, в каком- либо регионе мира, так как партнеры могут мешать России в ее геополитике мировой державы.

Стать мировой державой России необходимо, так как быть суверенным центром мировой политики можно только обладая таким статусом. Это принесет много плюсов, в том числе экономических, что очень важно для России, особенно в свете разрыва связей с Западом.

Региональная тема – Итоги ПМЭФ 2022года

Эксперт "Минин-центра", профессор НИУ РАНХ и ГС, д.филос.н. Андрей Дахин подчеркивает, что Петербургский международный экономический форум, прошедший 15-18 июня 2022 года стал интересен тем, что сделал существенный акцент в сторону внутрироссийской геоэкономики: на фоне международного кризиса доверия наблюдается рост доверия участников внутриэкономических отношений, прежде всего отношений федеральных и региональных институтов экономического развития.

Для Нижегородской аудитории прямой иллюстрацией этой особенности современной экономической ситуации является то, что «трамплин» программы 800-летия Нижнего Новгорода сработал, и регион в рейтинге инвестиционного климата АСИ поднялся на 5-е место. В рейтинге регионов SMART по версии 2022 года Нижегородская область также занимает пятое место по результатам первого ежегодного мониторинга ряда важнейших показателей развития субъектов РФ. Причин для роста несколько, но выделяются две основных - цифровизация работы с инвесторами: неудивительно, учитывая статус Нижнего как IT-центра и успехи экономической зоны "Кулибин": за 1,5 года работы ее заполнили на 80%, в планах расширение на 500 га под 45 млрд. руб. инвестиций.

В проекции на финансовые показатели это значит, что в первом квартале 2022 года объём инвестиций в регион – более 72 млрд., что на 30% превышает показатели аналогичного периода 2021 года. По словам губернатора Глеба Никитина, системное улучшение инвестклимата региона требовало от него личной вовлеченности. Эти успехи региональной команды развития были отмечены в выступлениях президента РФ Владимиара Путина и первого заместителя председателя правительства РФ А. Белоусова: "Регион, в котором сделано много всевозможных новелл, которые просто нужно брать на вооружение. Это одна из лучших корпораций развития в стране".

Новые горизонты экономического роста в регионе становятся возможны именно на основе роста взаимного понимания и доверия федеральных и региональных политических элит, федеральных и региональных институтов развития. Конкретный пример - подписанное с ВТБ и ДОМ. РФ соглашение о запуске программы льготной ипотеки, которое на фоне перспективы снижения федеральной ставки по льготной ипотеке до 7%, позволит региону дать возможность участвовать в программе большему количеству нижегородцев. Всего на ПМЭФ регион подписал 25 соглашений на сумму около 240 млрд. руб.

На пути результативных решений по финансированию новых программ регионального развития предстоит найти решения достаточно распространённых в России проблем, также отмеченных А. Белоусовым. Это проблемы бюрократической отчётности бизнеса, особенно малого, слабая вовлечённость бизнес - организаций в программы кредитования (промышленная ипотека).

Рост объёмов жилищного ипотечного кредитования, наращивание жилищного домостроения потребует выхода на новые уровни организации работы с трудовыми мигрантами: организация не только рабочих мест, но и единой бытовой инфраструктуры , а также инфраструктуры свободного времени. Опыт последнего десятилетия показывает, что пущенные на «самотёк», вопросы быта и свободного времяпрепровождения создают риски вовлечения «челночных» рабочих в криминальные и экстремистские сети. Применение эффективных финансовых инструментов для реализации проектов по созданию новых рабочих мест предполагает, что речь идет не только о трудовых мигрантах из-за рубежа, но и специалистах из своего региона и других регионов России. Старая российская проблема коррупции также не позволяет расслабляться.

Новые соглашения ПМЭФ-2022 и рост доверенных финансовых ресурсов возлагают на регион возрастающую ответственность за эффективное решение этих и иных проблемных задач. Это одно из ключевых условий устойчивости программ внутрироссийской геоэкономики.

Муниципальная тема – Перспективы использования инфраструктурных облигаций.

Эксперт "Минин – центра", ведущий научный сотрудник ННГУ им.Н.И. Лобачевского, к.и.н. Александр Сорокин отмечает, что заместителем председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным был одобрен представленный властями Нижегородской области проект строительства коммунальной инфраструктуры в Канавинском районе Нижнего Новгорода стоимостью свыше 1,4 млрд рублей.

Финансирование будет привлечено за счет средств от размещения инфраструктурных облигаций совместно с АО "ДОМ.РФ".

В рамках реализации проекта будут построены магистральные коллекторы ливневой и дренажной канализации, локальные очистные сооружения для перспективной жилой застройки. Пространственно это затронет район улицы Украинской площадью около 70 га. Это, в свою очередь, станет важной точкой отсчета для дальнейшего развития территории с перспективой жилой застройки порядка 350 тыс. квадратных метров и улучшением качества жизни приблизительно 7 тыс. семей нижегородцев. Известно также о планах властей построить в дальнейшем здесь новый жилой микрорайон.

Напомним, что данная территория является болотистой, что в связи с отсутствием на данный момент развитых инженерных коммуникаций делает ее малопривлекательной для застройки и дальнейшего развития. Однако масштабные изменения должны будут создать инфраструктуру для дальнейшего пространственного развития.

Примечательно, что для реализации этих планов будет задействован перспективный механизм финансирования, который еще не получил широкой апробации (за счет инфраструктурных облигаций, выпуск которых привязывается к конкретным проектам). Как мы раньше писали - привлечение государственно-частного партнерства или инвестиций на концессиональной основе при гарантии платежей по облигациям со стороны органов власти позволяет обеспечивать финансирование проекта "длинными деньгами" на довольно гибких и выгодных условиях для всех сторон.

Отметим, что планируемое развитие напрямую перекликается с представленными еще в ноябре 2021 года губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным основными направлениями развития Нижегородской агломерации. В их число, напомним, вошли эффективное и комплексное управление развитием территориями, входящими в состав агломерации, снятие инфраструктурных ограничений и повышение связанности территорий.

В целом в современных условиях необходимо уделять повышенное внимание к проблемам развития имеющихся территорий в границах агломерации, поскольку только за счет создания качественных коммуникаций и пригодной инфраструктуры возможно создание комфортной социальной среды. А это, в свою очередь, должно быть одним из ключевых направлений региональной политики.

Поделиться: