Политика

Эксперт-мониторинг событий c 30 сентября по 7 октября 2022 года от АНО "Минин-центр"

07 октября 2022 19:05  [1619] Политика

НИА "Нижний Новгород" - Ирина Отмахова

Эксперты "Минин - центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.

Федеральная тема – Россия становится лидером Антизападного мира

Специально для "Минин-центра" анализирует значение принятия новых регионов, ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский.

Во-первых, Россия таким образом окончательно отказалась от проведения прежней политики дружбы с украинским государством в том формате, в каком она была после распада Советского Союза. До последнего времени существовала формула признания территориальной целостности «Украины без Крыма», теперь же Россия на практике вообще не признает украинскую государственность. 

От признания её де-юре она не отказалась и, судя по всему, отказываться уже не будет, так как это не имеет никакого смысла, но в отличие от прежней ситуации с присоединением Крыма тут мы видим радикальный разрыв отношений, когда территория подконтрольная российской армии просто переходит в состав России. И нет сомнений, что в случае взятия под контроль новых территорий, будет вновь поставлен вопрос о присоединении их к России. Это радикальный слом отношений между Украиной и Россией, в том виде, в каком они были в постсоветский период. 

Хотя начиналась вся эта военная операция на основе другой концепции, по которой не предполагалось ломать отношения, наоборот – надеялись, что в результате смены власти можно будет восстановить прежнюю систему отношений, то есть никакая революция политики России в отношении Украины не планировалась. 

Судя по 4 постановлениям Конституционного суда от 2 октября, действия Москвы обосновываются отстаиванием прав русского населения новых территорий и осуждением самого факта их присоединения к Украине при большевиках. Это можно трактовать и как смену внешнеполитической идентичности России. Россия начинает позиционировать себя как не просто государство Русского мира, то есть как государство, так или иначе оказывающее протекцию людям, разговаривающим по-русски в разных частях мира, а как государство, которое претендует на объединение территорий, на которых русский язык является господствующим.  Вновь ставится вопрос о собирании русских земель – по крайней мере в пределах ареала распространения русского языка. 

Потенциально встает вопрос об отношениях с некоторыми другими государствами постсоветского пространства, так как на их территориях тоже есть довольно обширные земли, на которых население в основном говорит на русском. Конечно, Россия будет стараться не разрывать отношения с другими государствами, но, несомненно, в этих странах отметят новую черту политики России как небезопасную для их территориальной целостности. Это, так или иначе, окажет влияние на наши с ними отношения.
При этом речь Путина, посвящённая присоединению новых территорий, касалась не столько вопросов объединения русских земель, сколько отношениям с Западом и символизировала своего рода идеологическую перчатку, брошенную всей западной цивилизации. Так что и тут Москва переходит определенную черту, перед которой она очень долго пыталась удержаться. 

Россия изначально была настроена на возобновление переговоров с Западом, поиск компромиссов, выступая с предложениями о совместных проектах по безопасности и т.п. Но в сложившихся в начале года обстоятельствах Москва сочла необходимым отказаться от поиска взаимопонимания с западной цивилизацией и стать своего рода лидером антизападного мира, по крайней мере, на идеологическом уровне. 

Это проявляется и в аспектах, касающихся международного права. Россия прежде очень четко настаивала на том, что она выступает против правил, которые навязывает Вашингтон, но за сохранение основных норм международного права. Например, присоединение Крыма к России было очень чистым случаем с точки зрения международного права. Своим непризнанием соответствия международному праву присоединения Крыма Запад на деле разрушил это право. Ведь смысл международного права в том, что оно относится ко всем государствам. И вот этот факт разрушения Западом международного права в его нынешнем виде Москва подчеркивает присоединением Запорожской и Херсонской областей. 

С точки зрения того международного права, которое она прежде отстаивала обосновать такое присоединение довольно трудно. Но если Запад, позиционирующий себя, как основной актор международных отношений, сам отказывается следовать международному праву, постоянно его нарушает, не признавая действия России, направленные на его сохранение, то и с российской точки зрения теряется какой-либо смысл поддерживать эту конструкцию. Вести себя как единственное крупное государство, сохраняющее приверженность международному праву на фоне его несоблюдения другими ключевыми игроками противоречит национальным интересам. А интересы состоят в том, чтобы объединять русские земли и уничтожать враждебный по своей идеологии национально-государственный проект Украины как анти-России.  

Сейчас Москва стала проводить международную политику в жестком соответствии с прагматическим почтением своих национальных интересов и готова это делать, судя по всему, самыми жесткими методами, не считаясь с мнением западных «партнеров». Это тоже новая международная политическая идентичность Российской Федерации, которая теперь утвердилась в связи с присоединением новых территорий.

Обращение Президента России к теме беловежских соглашений – это скорее обращение к истории формирования СССР, чем его распада. Ранее он не раз критично отзывался об этих соглашениях, но это не значит, что Москва сейчас предлагает их юридически пересмотреть, это просто невозможно. Распад Советского Союза – факт, с которым уже ничего не сделаешь, но Россия может пересмотреть юридические основания самого статуса союзных республик внутри Советского Союза, того, как Советский Союз формировался и на каких основаниях происходил распад. 

Президентом России уже озвучивались некоторые соображения, которые могут в дальнейшем иметь юридические и политические последствия, потому что, действительно, при определенном прочтении норм, на основе которых формировался Советский Союз, можно поставить под вопрос границы постсоветских государств, по крайней мере, часть из этих границ. Эта юридическая логика пока что не задействована, но, судя по некоторым заявлениям, может быть задействована в будущем.

Региональная тема – "Кадры решают все"

Эксперт "Минин–центра", ведущий научный сотрудник ННГУ им.Н.И. Лобачевского, к.и.н. Александр Сорокин, отмечает, что заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Бетин 28 сентября в ходе открытия III Международного HR-саммита в Нижнем Новгороде представил кадровую стратегию развития региона. Сама работа над стратегией велась в течение нескольких месяцев и в рамках ее подготовки были проанализированы такие направления развития региона, как промышленность, строительство, торговля и услуги, социальная сфера, высокотехнологичные отрасли, сельское хозяйство. В результате этой работы были выявлены риски, связанные с проблемами управления, миграцией, инфраструктурой и демографией, решение которых было предложено путем реализации свыше 50 проектов, в совокупности и составивших кадровую стратегию.

Отметим, что в современных условиях кадровая политика как в сфере государственной службы, так и в частных компаниях является структурообразующей при решении тех целей и задач, которые стоят перед организацией. Именно человек является главным ресурсом и капиталом в современных условиях, на каком бы уровне автоматизации и цифровизации не находилось бы наше общество. Напомним, что благодаря деятельности Корпоративного университета Правительства Нижегородской области (КУПНО) в регионе уже сформирована самодостаточная сеть "Фабрик процессов" для муниципалитетов. Задачи "фабрик" - формирование сети площадок, задача которых заключается в обучении муниципальных служащих бережливым технологиям.

Также с 2021 г. на территории области реализовывается проект «Эффективный муниципалитет». Сущность заявленных в нем задач сводится к распространению бережливых технологий (т.е. устранение всех видов потерь, вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника, максимальная ориентация на потребителя), стандартизации работы (за счет формирования операционных рамок-алгоритмов) и организации рабочего пространства (повышение безопасности и удобства работы, мотивации сотрудников).

Нельзя не констатировать, что особую роль кадровая политика приобретает и в условиях проведения Специальной военной операции. Поставленные перед государством и его институтами управления задачи являются новыми вызовами, решение которых требует принципиальных изменений в системе осуществления как государственного, так и муниципального управления. Таковое управление должно менее всего быть ручным и максимально соответствовать веяниям времени, т.е. являться программно-целевым и стратегическим. Переходу к этому порядку не на словах, а на деле и должно способствовать принятие основополагающих документов, формирующих принципы кадровой политики региона.

Муниципальная тема – Мобилизация - это суровая необходимость

Как считает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, тысячи мужчин оставляют свои семьи и дома чтобы исполнить свой воинский долг.

Мы сейчас стоим перед глобальным вызовом, пожалуй, сравнимым со временем Великой Отечественной Войны. Запад прямо и конкретно говорит о планах расчленения и уничтожения России, и делает для этого все, что в их силах. Причем они жестоко консолидированы и мотивированы, и у нас нет времени на раскачку.

Нужна полная консолидация общества, армии и власти. Нужна жёсткая ответственность для всех без исключения.

Мобилизация была объективно, крайне необходима уже давно. Понятно были и ошибки и неразбериха, но мы все и государство и общество сообща без истерик и паники должны преодолеть все эти трудности.

Обстановка в мире крайне сложная и опасная, угрозы для нашей страны экзистенциальные.

В Нижегородской области в рамках проведения частичной мобилизации организован гражданский штаб на базе министерства социальной политики, во всех районах области к комиссариатам командированы сотрудники социальных служб и заместители глав администраций, проводится работа с семьями мобилизованных нижегородцев. Призванные по мобилизации получают специальные наборы, в которые входят спальные мешки, пенки и телефоны. Кроме этого нижегородцев снабжают сухпайками, аптечками и другими предметами первой необходимости, акцент делается на экипировке.

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин посетил места дислокации пунктов обучения мобилизованных нижегородцев для проверки обустройства земляков, в Брянской и Костромской областях.

И главное делается всё для оперативного устранения допущенных ошибок, которые неизбежны.

Поделиться: