Эксперты "Минин - центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.
Федеральная тема – Оборона умов, тоже передовая
Эксперт "Минин-центра", медиатехнолог, разработчик образовательных программ МГУ им. М.В.Ломоносова, к.пол.н Сергей Нешков подчеркивает, что Россия уже более года ведет специальную военную операцию на Украине.
СВО почти с самого начала определила зоны повышенного внимания для отечественных специалистов в области информационно-психологического противоборства. Во внешнем контуре ответственные структуры, по ряду причин, действовали выжидающе, предпочитая доминировать в традиционных измерениях военных действий – на суше, воде и в воздухе. В то же время недостаточно хорошо был организован диалог между государством и обществом. В области внутренней политики это обернулось некоторыми трудностями – оппонентам удалось превратить часть женского сообщества в инструмент антивоенной пропаганды. Что оказало определенное влияние на ход мобилизационной кампании.
На текущий момент ситуация стабилизирована, но целенаправленно снижаемый уровень общественного доверия нашими оппонентами к государственным решениям создает благоприятную среду для запуска деструктивных проектов.
В качестве отправной точки для дестабилизации используются социальные противоречия, представление о которых противник составляет с помощью мониторингов социальных сетей и работы агентурной сети.
Весьма неоднозначный кейс недавнего времени: кампания против членов сообщества "Рёдан". Неоднозначность заключается в том, что точно неизвестно кто за этим стоит.
Но по внешним признакам угадывается подчерк украинских специалистов. Один из простейших применяемых ими алгоритмов: поиск ресурсного конфликта, адаптация агитационных сетей под одну из конфликтующих сторон (организационно или на уровне аргументации), реализация специальных мероприятий (от провокационных акций до агитационной кампании), захват инициативы и дальнейшее управление событиями.
Если упростить, в случае с "Рёданом" получилось следующее: конфликт подростков на фудкорте самостоятельно завирусился в российских медиа, но затем был перехвачен сетью фейковых аккаунтов, призывавших в территориальных чатах по всей стране к расправе над любителями аниме. Для усиления эффекта и разжигания ненависти производился эмоционально вовлекающий контент, который затем засеивался в популярные сообщества. Очень верно была подобрана аудитория воздействия – специалисты качественно сыграли на нелюбви к аниме-неформалам.
Об этой истории много говорили, но на мой взгляд было упущено самое важное. Не было подробного разбора этого конфликта с объяснением его архитектуры и возможным прогнозом. Основной задачей этой истории было приучить представителей активной молодежи драться в публичных местах – около ТЦ и в них. Для снятия внутренних барьеров через визуализацию беспомощности взрослых, которые, как правило, не вмешивались. Включая запоздало реагирующих силовиков. Но гораздо большую опасность, чем подростковые стычки представляло участие в конфликте родителей. В случае жесткого подавления драк со стороны властей, операторами деструктивной кампании мог быть вброшен призыв: "Защитим наших детей!". А дальше было возможно частичное повторение украинского сценария 2014го года. Тогда использовались схожие приемы и аргументы. В сцепке с этим конфликтным фоном стоит рассматривать проникновение украинской ДРГ на территорию России. Обе итерации призваны дестабилизировать психологическое состояние россиян – заставить их сомневаться в действующей власти. И подтолкнуть к решительным действиям против неё.
Стоит отметить, что для противодействия подобным операциям есть специальные алгоритмы. И самый главный прием – управление доверием населения. Власти надо реагировать на события оперативно, предоставляя обществу взвешенное мнение. Это несложно, но требует определённой дисциплины и видения. Для населения стоит организовать тренинги по развитию критического мышления. Равно как консолидировать вокруг властей независимые медиа – через предоставление уникального контента.
В настоящий момент нашей командой готовится спецкурс, который поможет разобраться в том, как противодействовать психологическим операциям и снизить возможные риски.
Федеральная тема – Отправная точка к реформе высшего образования
Эксперт "Минин–центра", ведущий научный сотрудник ННГУ им.Н.И. Лобачевского, к.и.н. Александр Сорокин отмечает, что 21 февраля в ходе очередного послания Федеральному Собранию РФ Президент Владимир Путин особо акцентировал внимание на системе высшего образования в государстве и предстоящих в связи с современными вызовами. В частности, предлагается более гибкая система, в рамках которой срок обучения по программам бакалавриата может варьироваться от 4 до 6 лет с возможностью обучения по разным программам в рамках одной специальности. Магистратура при этом сохранится, аспирантура будет сосредоточена на подготовке кадров для научной и преподавательской деятельности. Также была поставлена задача "серьёзно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего, – истории, обществознанию, литературе, географии, – чтобы молодёжь могла как можно больше узнать о России, её великом прошлом, о нашей культуре и традициях".
В связи с последней ремаркой напомним, что ранее 2 февраля Минобрнауки по итогам заседания Экспертного совета по развитию исторического образования было принято решение об утверждении новой Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в рамках программ высшего образования. Обучение по ней начнется с 1 сентября 2023 г.
Кроме того, 11 декабря 2022 г. Президент России В. Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России, которая состоялась 4 ноября. Документ предусматривал, помимо прочего, разработку механизмов распространения современных научных знаний по истории России в молодежной среде, новых концепций преподавания истории в системе школьного образования, а также введение в программы высшего образования курса по истории религий России.
Во исполнение озвученных в рамках послания Президента тезисов к настоящему времени уже проводится соответствующая законодательная работа. Безусловно, реализация соответствующих поручений напрямую связана с кадрами и привлечением молодых специалистов в сферу образования и науки. Так, Государственной Думой были подготовлены изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". Они закрепляют понятие "молодой ученый", а также четко разграничивают молодых ученых и иных лиц при предоставлении им адресных мер государственной поддержки.
Также были анонсированы и иные изменения. 6 марта Президентом был подписан перечень поручений по итогам встречи с участниками II Конгресса молодых учёных и слушателями программы развития кадрового управленческого резерва в области науки и образования. Он предусматривает возможность создания науковедческих центров в целях изучения истории науки и научно-технологического развития; меры по интеграции учреждений новых регионов РФ в систему науки и высшего образования; подготовку мероприятий, направленных на вовлечение детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в научную деятельность; создание единых подходов к формированию кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования.
Очевидно, что российские образование и наука находятся в фокусе пристального внимания власти. Грядущие перемены обусловлены сразу несколькими факторами. Во-первых, впервые за долгое время важную роль обретает идеецентричность, т.е. стремление не просто дать знания, умения и навыки подрастающему поколению, но и привить ему вполне конкретные ценности, имеющие сейчас государствообразующий и нациеконсолидирующий характер. Отсюда и пристальное внимание к предметам гуманитарного цикла. Во-вторых, санкционная политика США, Евросоюза и ряда примкнувших к ним стран, в результате которой сотрудничество с этими странами в сферах образования и науки фактически оказалось парализовано, определяют необходимость выработки собственной модели образования, которая была бы более адаптирована к российским условиям и возможностям. В-третьих, по этой же причине необходимо создание таких условий, при которых за счет отечественных научных разработок могла бы быть обеспечена суверенность российской промышленности. В-четвертых, все вышеперечисленное напрямую связано с кадровой политикой в сфере образования и науки, а значит, требует создания соответствующих материальных и иных условий для сотрудников данных сфер.
Муниципальная тема – Пушкинская карта требует внимания
Эксперт "Минин-центра" Вячеслав Гуськов считает, что Пушкинская карта - отличный проект, динамично развивающийся и направленный на привлечение подростков и молодежи от 14 до 22 лет в театры, музеи, выставки и кинотеатры на отечественные фильмы, популяризирующие национальную культуру и патриотизм.
Но есть нюансы. В частности, Пушкинская карта используется на спектакли, никоим образом не совпадающие с заявленным возрастом и целями. В частности, нашумевшая постановка с участием иноагента Л.Ахеджаковой, спектакль "Утиная охота" о кризисе среднего возраста, комедия "Брачный договор" о меркантильной составляющей супружеской жизни, эксцентричная постановка "Голубая камея", ставящая вечный вопрос перед взрослеющим человеком, кем лучше стать – казнокрадом или свободным бандитом, слегка похожим на Робин Гуда и так далее.
Пушкинская карта должна использоваться только по своему прямому назначению – созиданию образованного человека, знакомого с русской классикой мирового масштаба, умеющего думать и имеющего четкие жизненные ориентиры. Для этого необходимо увеличение количества классических спектаклей из школьной программы во всех ведущих театрах областного и районных центров.
Кинопредложения по Карте тоже вызывают вопросы. Например, фильм "О чем говорят мужчины", где сорокалетние и выше мужики мусолят из серии в серию темы о "бабах и лесе", явно не вписывается в концепцию проекта.
Музеи и выставки тоже могут чудить, объявляя "День лени" или безделья, организуя сомнительные перформансы.
Все-таки какой-то контроль, предположу, со стороны Общественных палат за привязкой Пушкинской карты к мероприятиям нужен. Иначе получается, по-черномырдински: "Хотели, как лучше, получилось как всегда".
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+