Политика

Эксперт-мониторинг событий с 5 по 12 июля 2024 года от АНО "Минин-центр"

12 июля 2024 19:56  [1343] Политика

Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в мире, России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции

Темы недели – "Дипломатические маневры, военное противостояние и переформатирование мира продолжаются", "Форум породненных городов и муниципальных образований стран БРИКС прошел в Нижнем Новгороде", "Аттестация экскурсоводов в Нижегородской области становится обязательной".

Федеральная тема – Дипломатические маневры, военное противостояние и переформатирование мира продолжаются

Эксперт "Минин-центра", доцент ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, к.ист.н. Сергей Кривов отмечает, что 3-4 июля в столице Казахстана Астане состоялся очередной саммит ШОС в расширенном формате. То есть наряду с 9 членами организации приняли участие наблюдатели (3 страны) и страны-партнеры по диалогу (14). Было официально объявлено о вступлении в организацию десятого члена – Республики Беларусь.

Как обычно такие мероприятия используются в качестве площадки для важных политических заявлений, а также переговоров в двустороннем формате. Наиболее важное из них сделал на своей пресс-конференции В. Путин, сказав, что Россия будет размещать ракеты меньшей и средней дальности, что является симметричным ответом на аналогичные действия США.

В рамках двусторонних контактов следует отметить переговоры Путина с Эрдоганом о предстоящем визите российского лидера в Анкару и о возможных трехсторонних переговорах с участием Башара Асада, предположительно о судьбе провинции Идлиб. По мнению ряда аналитиков указанные переговоры могут стать моделью для проецирования будущих российско-украинских переговоров из-за некоторого типологического сходства ситуации в этой части Сирии.

Также есть один аспект в функционировании ШОС, на который пытаются обращать внимание западные и особенно украинские медиа. С их точки зрения ШОС – это инструмент доминирования Китая в Евразии, и его усиление автоматически означает ослабление России на постсоветском пространстве. Здесь очевидны две задачи – спровоцировать конкуренцию между РФ и КНР в центральноазиатском регионе, а также по возможности посеять недоверие в российско-казахстанских отношениях, учитывая тесные личные контакты Касым Жомарт Токаева и Си Цзиньпина. При этом упор делается, например, на тот факт, что даже китайского лидера в аэропорту встречал лично казахстанский президент, в то время как Путина и других лидеров казахстанский премьер Олжас Бектенов.

Однако не следует забывать, что визит китайского лидера имел статус государственного визита, который согласно дипломатическому протоколу имеет высший статус и соответствующие процедурные дипломатические ритуалы. Такое позиционирование шанхайского формата в западных и украинских медиа встречается довольно часто. Однако в действительности ШОС может как раз рассматриваться как средство избежать асимметричности двусторонних отношений, которые неизбежны из-за различий в населении, размерах и ресурсах государств.

Интересно, что на этой неделе Путин заявил и о возможном важном изменении в структуре БРИКС – создании парламента стран участников. Очевидно, что это не формальный шаг. Наличие парламента позволит странам БРИКС в перспективе институционализировать свои действия, включая, например, введение ответных санкций как мер противодействия давлению со стороны коллективного Запада.

На фоне всех событий наиболее знаковыми стали визиты: венгерского премьер-министра Виктора Орбана - в Киев, Москву и Пекин, а премьера Индии Нарендры Моди - в Москву.

Орбан совершил своеобразное мировое турне, встретившись с лидерами Украины, России, Китая, и, прибыв в США на саммит, провел встречу с Д. Трампом. Помимо этого, он опубликовал письмо к лидерам западных государств, где изложил свои впечатления от поездки, а, по сути, пересказал позиции основных акторов российско-украинского конфликта. Вопреки распространенным представлениям, что Орбан - это некий одиночка с пропутинскими (пророссийскими) взглядами, действующий от себя лично, премьер-министр Венгрии, по всей видимости, представляет значительную часть европейских политиков, ориентирующихся на право-консервативные идеалы, вступившие в противоречие с условным лево-либеральным мейнстримом.

При этом следует отметить, что сам ЕС - это сочетание двух базовых принципов построения международного интеграционного объединения: надгосударственный (коммунитаристкий), представленный Еврокомиссией, и межгосударственный, представляющий по большому счету 27 национальных правительств и формально представленный Советом ЕС. Неудивительно, что критика инициативы Орбана раздавалась именно со стороны Еврокомиссии (Жозеп Боррель), но не от государств членов ЕС.

Очевидно, что для венгерского лидера это - возможность стать такой же заметной фигурой в ЕС как Макрон, а учитывая отсутствие доминирующей политической силы во Франции после парламентских выборов, Орбан может стать главным "переговорщиком" от имени стран ЕС с основными центрами силы, включая РФ, КНР, и все более вероятно, с Трампом в качестве президента США.

Визит Нарендры Моди в Москву 8-9 июля во многом явился показательным в мировом политическом раскладе. Он говорит о том, что складывание российско-китайского стратегического блока вступает в решающую фазу, и роль третьей силы в его противостоянии с Западом переходит к Индии. Теперь Дели становится ключевым актором, который будет извлекать дивиденды из нейтралитета, а вернее говоря - из статуса "неприсоединившейся страны" (Дж. Неру был в свое время одним из инициаторов создания этого движения).

Наконец, состоялся очередной саммит НАТО в Вашингтоне. При этом это был юбилейный саммит, поскольку НАТО исполнилось 75 лет. Место проведения также было выбрано неслучайно, именно в Вашингтоне в 1949 году был подписан договор о создании Альянса. Вопреки ожиданиям "украинский" вопрос не занял центрального места в итоговых документах. Хотя в западной терминологии нет такого отдельного направления, а указанные решения обычно укладываются в общее наименование "отношения с Россией", в медийной сфере именно вопрос Украины рассматривался как ключевой. При этом основные решения саммита касались даже не РФ и КНР, а проблем собственной безопасности стран НАТО.

В этой связи особенно важным стало решение о размещении на территории Германии ракет средней и меньшей дальности, что напомнило риторику времен поздней Холодной войны, включая и ставшую нарицательной в первой половине 1980-х гг. американскую ракету "Першинг". Во многом это ответ США не столько на заявление Путина о симметричном размещении ракет сходного класса, сколько реакция на стратегический российско-китайский проект о новой системе безопасности в Евразии, что для Вашингтона означает необходимость возврата к идее "Доктрины Монро", когда интересы США фокусируются на Западном полушарии, а РФ и Китай выстраивают архитектуру безопасности с Европой, Индией и Ближним Востоком.

Вообще, даже на уровне риторики участники саммита были сосредоточены на вопросах обеспечения собственной безопасности в рамках ст. 5 Вашингтонского договора, указание на который вместе с подчеркиванием "оборонительного характера" блока даёт основание сделать заключение о неких сдвигах в стратегических приоритетах - "от расширения НАТО" к "расширению присутствия НАТО". Фактически это означает давно обсуждаемую в аналитических кругах идею создания "буферных зон" для избегания "прямой конфронтации" с Россией, которая официально объявлена "основной угрозой", а Китай и Иран как "поддерживающие её" и "дестабилизирующие силы".

По Украине решение более противоречивое. С одной стороны, участники Альянса подтвердили, что "будущее Украины – в НАТО", выразили готовность передать Киеву дополнительные комплексы ПВО, а также увеличили обещанное количество самолетов F-16 до 70. С другой стороны, это вряд ли расценено украинским руководством как успех, поскольку формулировка о вступлении слишком расплывчата, а вопрос о поставках носит скорее декларативный характер, не содержащий детали. До сих пор непонятны сроки, а также вопрос о местах базирования американских истребителей. Также непонятно, сколько пилотов и членов обслуживающего персонала удалось подготовить к настоящему времени. Все эти вопросы остались неразрешенными. Можно даже сказать, что решение создать Группу НАТО по содействию Украине (NSATU) в какой-то степени призвано вывести задачи поддержки ВСУ из непосредственного ведения военной структуры Альянса, и тем самым снизить риск прямой вовлеченности Североатлантического блока в конфликт.

Все эти события проходили на фоне пусть и не настолько заметных, но весьма важных событий в зоне СВО. По сути ВСУ так и не смогли купировать продвижение российских войск на Покровском направлении. Передовые российские части находятся всего в 6 км от важной логистической артерии трассы Т-05-04 Покровск-Константиновка, которая уже находится в зоне досягаемости минометов, что фактически затрудняет снабжение гарнизонов Торецка, Константиновки, Краматорска и Славянска через важнейший военно-логистический хаб – город Покровск. При этом если снабжение ещё можно организовать через второстепенные маршруты, то затруднения с переброской резервов между северным и южными флангами ВСУ говорят о постепенном "разрезании" украинской донбасской группировки, что воспроизводит в увеличенном масштабе мариупольскую и авдеевскую операции. Тогда именно такая тактика была применена российским командованием для уничтожения обособленных очагов сопротивления со стороны украинских войск.

Наконец, мощным, как с точки зрения психологического эффекта, так и с военной стороны, стало взятие под контроль восточной части города Часов Яр (район "Канал") и быстрое, до 3-4 км продвижение российских войск в торецкой агломерации, включая населенные пункты Нью-Йорк (Новгородское), Шумы, Кирово (Пивничное) и Зализничное. Наконец, 8 июля российские войска нанесли удар по военным объектам в Киеве, Днепропетровске и Кривом Роге.

Примечательно в этой связи, что задействовано было всего 38 крылатых ракет, которые практически полностью вскрыли систему ПВО Украины. При этом в отличие от предыдущих ударов украинская сторона неожиданно сняла свой запрет на съемки прилетов и их публикации в сети. Очевидно, что в преддверии саммита НАТО создание такой эмоциональной информационной картинки вполне соответствовало планам украинской делегации в Вашингтоне по привлечению внимания к гуманитарным аспектам проблемы. В центре внимания оказался инцидент с прилетом ракеты в здание киевского Центра охраны материнства и детства, а вернее в боковой пристрой к нему.

При этом официальная версия украинской стороны о прилете российской крылатой ракеты воздушного базирования Х-101 опровергается как официальной российской стороной, так и многочисленными интернет-пользователями. На опубликованном снимке заметны признаки ракеты AIM 120 NASAMS, включая визуально меньшее соотношение диаметра и длины, чем у российской ракеты, присутствие на средней части корпуса стабилизаторов вместо характерных крыльев, а также заостренная носовая часть как отличительная черта как раз данного типа ракет.

В этой связи возникает ряд неутешительных для украинского руководства и его западных союзников выводов. По всей видимости, система ПВО Украины уже не может справляться с прикрытием объектов критической инфраструктуры и крупных городов, куда за последнее время была переброшена ремонтная и логистическая база ВСУ.

Нельзя исключать, что такое "ослабление" произошло за счет переброски части средств противовоздушной обороны к аэродромам, предназначенным для базирования ожидающихся F-16, а также к линии фронта, если ВСУ действительно готовят на конец августа контрнаступление. Фактически это означает, что как минимум часть этих задач украинской стороной выполнена быть не может. Кроме того, это показывает, что и у самих государств НАТО могут возникнуть проблемы прикрытия своих сил в случае гипотетического конфликта с РФ. А это означает, что западные страны также оказываются перед дилеммой: наращивать группировку украинских ПВО или наращивать собственный стратегический потенциал, который из-за вступления Швеции и Финляндии в Альянс, может оказаться недостаточным из-за существенного расширения собственной зоны ответственности. Всё это говорит о том, что разговоры о довольно скором возобновлении переговорного процесса не лишены оснований.

Региональная тема – Форум породненных городов и муниципальных образований стран БРИКС прошел в Нижнем Новгороде

Эксперт "Минин–центра", ведущий научный сотрудник ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, к.ист.н. Александр Сорокин отмечает, что в Нижнем Новгороде 9-10 июля проходил Форум породненных городов и муниципальных образований стран БРИКС, организованный правительством Нижегородской области совместно с Россотрудничеством. В нем приняли участие представители 45 регионов России и делегаты из Бразилии, Египта, Индии, Иордании, Ирана, Китая, Омана, Эфиопии и ЮАР, которые обменялись опытом по вопросам развития урбанистики, цифровизации, молодежного парламентаризма, образования и спорта.

В ходе форума был подписан ряд соглашений, среди которых стоит отметить план совместных международных мероприятий к соглашению о взаимодействии между правительством Нижегородской области и Россотрудничеством на 2024-2026 годы; меморандум о взаимопонимании между Балахнинским муниципальным округом и городом Сюаньчэн провинции Аньхой (КНР); план совместных мероприятий по развитию сотрудничества между мэрией города Ярославля и народным правительством города Нанкина (КНР) на 2024-2028 годы; меморандум о намерениях между Россотрудничеством и администрацией Нижнего Новгорода; соглашение между администрацией Нижнего Новгорода и администрацией Нефтекамска (Республика Башкортостан) о сотрудничестве.

Отдельного внимания заслуживает работа секции "Молодые законодатели стран БРИКС", организованной Палатой молодых законодателей и Законодательным собранием Нижегородской области. В рамках этого направления участниками Форума обсуждалось сотрудничество молодежных парламентариев России, Китая, ЮАР, Египта, Ирана и Эфиопии.

Стратегическая цель подобного взаимодействия – укрепление межгосударственных связей в долгосрочной перспективе с учетом того, что часть молодых парламентариев стран-участниц в недалеком будущем начнут занимать места в официальных органах исполнительной и законодательной власти, а установление связей между ними уже сейчас позволит в дальнейшем упростить взаимное сотрудничество между государствами за счет сформированных сегодня контактов. Подчеркнем, что вопрос о развитии молодежной политики и молодежного парламентаризма для стран БРИКС является одним из ключевых: еще в 2023 году на Молодежном саммите стран БРИКС, который проходил в ЮАР, было принято решение о создании Молодежного совета БРИКС.

Отметим, что важной составляющей реализации озвученных на форуме планов стало открытие в Нижнем Новгороде первого Центра городов-побратимов. Это стало возможным благодаря взаимодействию администрации города с Россотрудничеством, предполагается, что оно станет площадкой для проведения международных мероприятий.

Проведение форума стало не только важной частью комплекса мероприятий, запланированных в рамках года председательства России в БРИКС, но и мощным драйвером для развития межмуниципальных и побратимских связей как Нижним Новгородом, так и остальными муниципалитетами региона. Активное взаимодействие с регионами Глобального Юга в условиях меняющегося мирового порядка открывает для Нижегородской области новые возможности практически во всех сферах.

Муниципальная тема – Аттестация экскурсоводов в Нижегородской области становится обязательной

Эксперт "Минин-центра", доцент ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, к.ист.н. Вероника Беляева считает, что последние пять – шесть лет весьма интенсивно развивается индустрия гостеприимства в России и Нижегородской области. Толчком послужил Чемпионат мира по футболу 2018 года. Тогда была создана туристская инфраструктура, которая, вопреки опасениям скептиков, активно работает на регион и сейчас. Очень много было сделано для изменения облика города к 2021 году, когда отмечался 800-летний юбилей. Но создание туристской инфраструктуры является не единственным фактором, определяющим восприятие территории гостем. Здесь предельно важен фактор профессионализма людей, что встречают гостей.

Своеобразным лицом города и проводником смыслов является экскурсовод. По приблизительным подсчётам в Нижегородской области работают примерно 400 экскурсоводов, причём большинство из них проживают в Нижнем Новгороде. Естественно, когда возникает поток гостей, куда более остро встаёт вопрос качества. Именно стремление обеспечить качество проведения экскурсий и стало первым толчком к обсуждению вопроса на государственном уровне о проведении обязательной аттестации экскурсоводов.

Во многих сферах обязательная аттестация сотрудников не вызывает споров, однако в экскурсионном деле аттестация вызвала масштабные дебаты на разных уровнях. В целом, противники ратовали за добровольность процедуры, а также указывали на отсутствие учёта специфики проведения узкотематических экскурсий.

В Нижегородской области и ранее была попытка проведения добровольной аттестации: было разработано положение, но данная инициатива не получила практической реализации.

В апреле 2021 года были внесены изменения в ФЗ-132 "Об основах туристской деятельности", которые определили появление процедуры обязательной аттестации гидов и экскурсоводов. В 2022 году появился подзаконный акт (постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 года № 833 «Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков»), определивший саму процедуру аттестации. С конца 2022 года в Нижегородской области не быстро, но аттестация проходила.

К настоящему моменту в нашем регионе аттестовано 142 человека, это экскурсоводы из Нижнего Новгорода, Городца, Арзамаса, Павлова...

Нельзя сказать, что это оказалось чем-то действительно новым, ведь исторически аналогичная процедура существовала и ранее. До 1990 года вообще было сложно представить себе экскурсовода неподконтрольного в той или иной степени. Да и на многих территориях, где туризм был развит на достаточном уровне, такая процедура существовала и до 2021 года. Но за 30 лет туристская в целом и экскурсионная в частности сферы претерпели значительные изменения. На сегодняшний день практически не существуют полноценные методические кабинеты в сфере экскурсионной деятельности, где экскурсоводы могли бы получать актуальную информацию и методические консультации.

Таким образом, экскурсоводы находятся как бы в свободном плавании. Немногие туристские компании могут себе позволить содержать в штате на постоянной основе экскурсовода, да и многие высококвалифицированные экскурсоводы не стремятся связать себя постоянными трудовыми отношениями с фирмами – для них это просто не выгодно. На сегодняшний день весьма востребованы тематические (или как часто сами экскурсоводы называют свой продукт – авторские) экскурсии. И это является для многих экскурсоводов обоснованием отказа от прохождения аттестации, так как процедура предполагает подготовку к ответу по заявленным в билетах маршрутам по Нижнему Новгороду и области.

Очень многие коллеги утверждают, что проводят экскурсии только по определённой тематике или конкретной территории, и готовить ответы по всем вопросам не считают для себя нужным. Хотя в этом вопросе позиция Министерства туризма и промыслов Нижегородской области достаточно чётко сформулирована: даже если экскурсовод проводит экскурсии исключительно по территории, например Нижнего Новгорода, он / она должны представлять себе достопримечательности и знаковые объекты всей области. Это важно с точки зрения формирования имиджа региона в целом!

Ещё одной причиной того, что экскурсоводы не сильно торопятся проходить процедуру аттестации, является неоднократный перенос даты, после которой работать в этой сфере без аттестации будет нельзя: первоначально - 1 июля 2023 года, потом 1 июля 2024 года, а вот теперь 1 марта 2025 года. Уверена, что у многих есть уверенность, что и дальше дата будет сдвигаться, поэтому незачем прилагать усилия.

К тому же нет чётко описанного алгоритма наказания за нарушение закона... А как известно, пока нет понятного наказания за невыполнение закона, всегда будут люди, которые будут откладывать его исполнение.

Важным и полезным изменением, которое было внесено в ФЗ-132 в июне 2024 года, стала возможность проходить аттестацию не на всю Нижегородскую область, а на отдельный район. Это очень важное изменение особенно для представителей региональных музеев. Также изменения коснулись и других моментов: собственно определения кто же такой экскурсовод, а также ранее действующее положение о прохождении аттестации один раз в пять лет заменено на "плановое подтверждение соответствия требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и специальным требованиям к экскурсоводам (гидам), гидам-переводчикам один раз в пять лет". Правда, пока не внесены изменения в подзаконные акты, чёткого понимания как будет проходить это "плановое подтверждение" нет.

Важно понять, насколько определяющим для заказчиков является наличие аттестации у экскурсовода. Подобный вопрос автор материала (В.Б.) задала нескольким активно работающим экскурсоводам Нижнего Новгорода: некоторые экскурсоводы уже столкнулись с запросом на наличие аттестации, но это скорее единичные факты. В основном, при поиске экскурсовода заказчики продолжают опираться на отзывы в сети – на площадках агрегаторов или на "сарафанное радио".

Аттестации лишь предстоит стать фактором, гарантирующим качество оказания услуги, для этого необходима доработка самой процедуры, а также мер информационной поддержки и стимулирования к саморазвитию экскурсоводов от Министерства туризма и промыслов Нижегородской области. Это может быть реализовано как в формате специального чата (создан, но пока не очень активно наполняется информацией), регулярных мероприятий, лекций и т. д.

Поделиться: