Общество

Электросамокат как угроза комфортной городской среде

18 июля 2024 16:30  [1019] Общество

16 июля в Нижнем Новгороде произошло очередное ДТП с участием электросамокатчика. Молодой человек сбил 72-летнюю женщину на ул. Березовской. Травмы, полученные пострадавшей, потребовали ее госпитализации, сообщила пресс-служба нижегородского ГИБДД.

Подобные сообщения уже перестали быть редкостью. Статистика нарушений с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относят и электросамокаты, неуклонно растет. По открытым данным, за последние четыре года количество ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров и электромопедов выросло в 22 раза. При этом число раненых за это же время увеличилось с 147 до 3177 человек, число погибших выросло в шесть раз – с 7 до 43 человек. В Нижнем Новгороде с начала года произошло более 24 ДТП с электросамокатами, в которых пострадали 65 человек.

Несмотря на то, что аренда электросамокатов (кикшеринг) является динамичным и доходным бизнесом, объем которого в 2023 году составил 22,3 млрд руб., превысив показатели 2022 г. на 67,5%, общественное мнение скорее негативно относится к этому виду деятельности. Так, по данным портала SuperJob, который провел опрос в 16 крупнейших городах России, более трети населения страны считают, что электросамокаты в городах необходимо запретить. В Нижнем Новгороде, в частности, 18% жителей считают, что следует запретить езду на электросамокатах в центре города, а 35% требует запретить во всем городе. Лишь 25% респондентов против запрета и 22% затруднились с ответом.

Электросамокаты стали общественной проблемой. По мнению заметной части населения городов, развитие этого вида транспорта, ухудшает качество комфортной городской среды. Этот парадокс потребовал решений органов власти. 10 июня Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о штрафах для водителей электросамокатов. Однако это решение пока не привело к резкому сокращению ДТП с участием СИМ и не снизило накала общественной дискуссии.

Оценивая значимость общественного запроса, мы обратились к нижегородским экспертам с просьбой высказать свою оценку ситуации и предложить меры, ведущие к снижению растущей статистики ДТП с участием СИМ.

Евгений Семенов, заместитель Председателя Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества предлагает варианты решения проблемы.

"Изменить ситуацию можно двумя способами. Во-первых, запретить СИМ. Это, как мы уже говорили ранее, контрпродуктивное решение. Во-вторых, можно вести системную работу по регламентации движения СИМ, при тщательном институциональном и общественном контроле. Эта работа должна сопровождаться массированной информационной кампанией. Это небыстрый процесс, но когда в обществе сформируются психологические установки, на то, что соблюдение ПДД для электросамокатов есть социальная норма, вот тогда можно будет говорить о возникновении нового пласта технокультуры. А потом наступит следующий этап – надо будет с теми же алгоритмами подходить к взращиванию культуры движения индивидуальных воздушных транспортных средств", - полагает эксперт.

Дмитрий Каминченко, к.полит.н, доцент кафедры политологии ИМОМИ ННГУ им. Н.А. Лобачевского указывает на популярность электросамокатов у жителей крупных российских городов.

"В конце мая 2024 года исследовательский холдинг "РОМИР" опубликовал результаты онлайн-опроса, согласно которому каждый второй житель пяти участвовавших в исследовании российских городов-миллионников (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар) в возрасте от 18 до 50 лет пользовался электросамокатами и/или велосипедами для передвижения по городу за сезон 2023 года. Очевидно, что электросамокаты приобрели немалую популярность у жителей крупных городов, став одним из видов общественного транспорта, позволяющим, прокладывая индивидуальный маршрут, передвигаться по различным уголкам городского пространства с разным дорожным покрытием. Эффективным был бы запрет передвижения на электросамокатах по наиболее оживленным тротуарам и пешеходным улицам в конкретные периоды времени (когда на них собирается большое число людей), так как это одни из самых опасных мест для управления подобным транспортом", - считает эксперт.

Андрей Чугунов, редактор ИА "Время Н": "Популярность электросамокатов имеет три источника. Первый – доступность и относительная дешевизна использования. Аппараты стоят везде, чтобы арендовать его, нужен смартфон и немного денег на карточке. Второй — лень. Чтобы переместить свое тело из точки А в точку Б достаточно иметь смартфон и немного денег на карточке. Других физических усилий не требуется. Третий — безнаказанность. Все самокатные «нельзя», например, катание вдвоем-втроем на одном аппарате или пересечение проезжей части по переходу «на колесах», а не спешившись, легко преодолеваются: замечания прохожих можно игнорировать, а представителям власти, кажется, некогда за этим следить. Можно, закончив маршрут, бросить самокат где попало. И много еще чего можно. Можно ли это как-то нивелировать? Наверное, можно. Ведь нашли же техническое, а главное – не зависящее от пользователя решение по ограничению или вовсе отключению моторов в определенных городских локациях". 

Андрей Самсонов, научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, ст. научный сотрудник АНО "Научно-исследовательский Институт проблем социального управления" сравнивает проблему электросамокатов с "новым прогрессом".

"В какой-то мере, её можно сравнить с проблемой БПЛА, значительно изменивших характер боевых действий. Главные достоинства - общая доступность использования, сравнительная дешевизна, индивидуальный характер применения, высокая свобода действий и мобильность. И, как это уже неоднократно случалось, достоинства одновременно несут в себе недостатки: сложность регулирования и контроля нарушений, невозможность учесть психологические особенности индивидуального пользователя, доступность для любых целей и т.п. Основной вывод здесь - запреты не помогут, необходима выработка определенной культуры пользования, аналогичная тому, как это происходило с ростом числа автомобилей в начале ХХ века и возникновением ПДД", - уверен эксперт.

Елена Мозгунова, к. полит. н., доцент Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС: "Вопрос об электросамокатах является действительно важным, так как касается не только комфортной городской среды обитания, но и затрагивает вопросы жизни и безопасности граждан. Достаточно лишь сослаться на открытые данные о ДТП с участием электросамокатов. Подтверждением актуальности темы является широкая общественная дискуссия, а также предложения со стороны властей о полном запрете передвижения на электросамокатах. Так, например, председатель нижней палата российского парламента Вячеслав Володин провел в своем Telegram-канале опрос, в котором приняло участие около 100 тыс. человек, и большинство из них высказались за полный запрет использования этого транспорта на городских улицах. Как известно из мировой практики, некоторые города полностью запретили все сервисы проката, например, Торонто или Амстердам, введя штрафы за езду на них. В Париже кикшеринг также запрещен, но передвигаться по улицам можно на личных электросамокатах. Очевидно, что встать на путь запрета гораздо легче. Более сложный путь – создать соответствующую городскую инфраструктуру, которая позволит сделать поездки безопасными, вести широкое обсуждение между представителями бизнеса, осуществляющего кикшеринг, властей и граждан".

Материал подготовлен в рамках совместного проекта НИА "Нижний Новгород" и федерального "Экспертного клуба"

Поделиться: