Фото:
9 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Форум проекта "Социальный участковый". Приветствуя участников Форума, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин поблагодарил их за огромную работу и подчеркнул, что миссия проекта состоит в организации эффективной коммуникации между властью и гражданами.
Проект "Социальный участковый" начал свою работу по инициативе Глеба Никитина в 2023 году. Аналогов у проекта в России не было, и Нижегородская область стала базой для его разработки и реализации. В настоящее время проект охватывает Нижний Новгород (в т.ч. Кстово), Дзержинск, Арзамас и Богородск. За время работы проекта удостоверение социального участкового получили около тысячи человек. Было проведено более 750 мероприятий, их участниками стали десятки тысяч людей. Комплекс вопросов, которые сегодня может решать социальный участковый, очень большой, но проект развивается: перед участниками Форума были поставлены новые задачи.
Мы предложили экспертам оценить результаты работы уникального нижегородского проекта, определить его основные эффекты и предложить новые направления его развития.

"Проект "Социальный участковый" являет собой яркий пример того, как в России реализуется концепция гражданского общества. Патронируемая властью деятельность общественных активистов в сфере благоустройства и социальной помощи, целью которой является повышение качества жизни на локальной территории – это одна из форм деятельности отечественной общественности.
Проект, обладая хорошо верифицируемой эффективностью, делает его участников (население и власть) заинтересованными выгодополучателями, что очень важно для его дальнейшего развития. Население обретает методы, инструменты и каналы коммуникации с властью, для решения своих насущных проблем. Власть же получает дополнительные ресурсы для реализации стоящих перед ней институциональных задач.
Перспективы развития проекта состоят в укреплении правового статуса социального участкового. Сегодня этот статус довольно мутен, что создает некоторые трудности для эффективной работы социальных участковых. Это прекрасно понимают представители власти, поэтому неслучайно губернатор Глеб Никитин, говоря о перспективах проекта, сообщил, что его представители могут войти в состав профильных комиссий органов местного самоуправления, или станут общественными помощниками глав местных администраций, и это уже совершенно иной статус".
"Если честно, то отношение к институту социальных участковых поначалу было примерно такое же, как к суррогатным городовым на Покровке и Скобе. Вроде по форме похоже, а по существу – явно не то. Возможно, из-за слова «участковый». Но все оказалось куда интереснее.
Со временем выяснилось, что социальные участковые действительно помогают жителям преодолевать бытовые трудности в общении с представителями власти. Они оказались проводниками эволюции во взаимоотношениях гражданина и власти. По сути, это попытка приблизить социальную поддержку к человеку, сделать ее более доступной, понятной и, главное, эффективной. Лучшие социальные участковые стали связующим звеном между гражданами и существующими, если не сказать многочисленными, социальными службами. Они не выдают справки или направляют в нужный кабинет, а проводят первичную оценку ситуации, помогают собрать необходимые документы и сопровождают гражданина по пути получения помощи: от оформления пособий и льгот до помощи пожилым людям, семьям с детьми, инвалидам, а также тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Эффективность проекта, а это подчеркивается количеством участников прошедшего форума, обусловлена несколькими факторами. Во-первых, участие самих жителей в принятии решений создает атмосферу заинтересованной ответственности в улучшении своего района. Во-вторых, наличие оперативной связи с социальными службами позволяет быстро реагировать на возникающие проблемы и предотвращать возможные конфликты.
Куда может развиваться этот проект. Естественно, вширь. Проблемы взаимоотношений гражданина с муниципалитетом есть не только в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Арзамасе и Богородске.
Возможно, произойдет сужение «специализации» участковых: кто-то будет заниматься исключительно частными проблемами, а кто-то — вопросами, касающимися многих. Наверняка процесс будет цифровизироваться, да это уже и происходит. По большому счету, проект «Вам решать» по выбору мест, нуждающихся в благоустройстве, идеально подпадает под одну из функций социальных участковых.
Хочется одного: чтобы эта инициатива не выхолостилась со временем, как, скажем, дежурство в ДНД, когда красная повязка на рукаве "дружинников" гарантировала только одно — галочку в отчете".

"Проект "Социальный участковый" является достаточно интересным и необычным феноменом. В первую очередь следует обратить внимание на главную декларированную миссию проекта: организация эффективной коммуникации между властью и гражданами. Если быть более точным, то речь идет о выстраивании инновационной системы коммуникации между властью и обществом на низовом уровне, где протекает повседневная жизнь.
Важно отметить, что инициатива в организации этой системы коммуникации происходит именно со стороны власти. Этот проект запущен сверху. Следует признать, что в этой проблеме власть проявила себя более динамичным компонентом, чем общество, которое на тот момент еще не успело сформировать собственный социальный запрос выстраивание новой системы взаимодействия власти и граждан на уровне поселений.
Управленческая система четко почувствовала момент, когда в завершившейся формироваться стройной системе вертикали власти образовался разрыв. Он был вызван отсутствием институциональной обратной связи власти с группами населения на уровне дворовых, микрорайонных и даже домовых сообществ. Именно этот разрыв и призван был преодолеть институт "Социальный участковый". Сильной стороной данного проекта является то, что он осуществляется не изолированно, а реализуется в рамках технологии социальной архитектуры, являясь его необходимым, неотъемлемым элементом.
По мере развития этого проекта происходит наработка уникального опыта по выстраиванию новой системы связи власти и населения. Этот нижегородский пилотный проект имеет все шансы стать базовым для его распространения в масштабе всей страны".
"В основе гражданского общества лежит открытая и прямая коммуникация его акторов, социальная инициатива и активность. У нас принято ругать власть и критиковать ее действия по поводу и без. Однако, часто слабое развитие институтов гражданского общества связано с низким уровнем активности самого населения. В данном случае проект «Социальный участковый – это тоже инициатива «сверху», то есть решение губернатора организовать дополнительный канал по выстраиванию эффективной коммуникации между властью и гражданами, и эта миссия как раз возлагается на социальных участковых. Они реагируют на обращения людей, помогают решать бытовые проблемы, оформляют документы для подачи в соответствующие инстанции и т.д. В условиях тотальной цифровизации пожилому человеку порой трудно справиться именно с такими ситуациями: завести аккаунт, оформить ID, запросить выписку или просто установить приложение, не попав при этом на мошенников.
Как можно оценить результаты работы проекта «Социальный участковый»? Полагаю, что количество мероприятий с участием тысяч людей о многом говорит, сотни решенных запросов со стороны граждан также свидетельствует в пользу его нужности и востребованности. Обращает на себя внимание и то, что в рамках проекта формируется особое профессиональное (социально ориентированное) сообщество, то есть, чтобы стать участковым-специалистом нужно пройти обучение, получить сертификат. Какие перспективы? Нужно масштабировать, может быть, создавать платформы для мониторинга обращений граждан и внедрять инструменты для их систематизации. Следующей ступенью в развитии проекта будет интенсификация взаимодействий с профессиональными группами: медицинскими, образовательными, правоохранительными структурами для более комплексного решения социальных запросов и обеспечения реальной поддержки гражданам".
"Тему про социального участкового – бесспорно актуальную и оригинальную, все же необходимо рассматривать в более широком контексте пробуждения гражданского сознания и активизации гражданского общества. Эти процессы носят объективный и даже вынужденный характер. С одной стороны, они свидетельствуют о нарастающем понимании гражданами личной ответственности за благополучие пространств и сфер своего функционирования. С другой – нам просто некуда деваться, ибо ресурсы государства и региона не безграничны, а проблемы будут множиться как снежный ком, потому что жизнь становится динамичнее и сложнее. Ну и интереснее, конечно.
Инициативы гражданского общества – они всегда "от земли", потому что его активисты лучше других знают самые болезненные проблемы, представляют себе, на что нужно обратить внимание и как эффективнее потратить деньги. Гражданское общество – это источник мобилизации ресурсов для решения проблем, неподвластных индивидуальным усилиям.
В теме про социального участкового особенно радует одно обстоятельство, а именно – повышение доверия власти к институтам гражданского общества, позволяющее делегировать им вопросы, решение которых раньше было исключительно в введении органов исполнительной власти. Без этого – никуда. Почему-то этот аспект всегда остается за кадром, а ведь доверие – это фундаментальный механизм формирования взаимодействия различных социальных групп на всех уровнях социальной организации.
Ценность гражданско-общественных инициатив особенно остро чувствуется в малых городах, сельской местности, отдаленных территориях, где доступ к традиционным – институт формам помощи и поддержки ограничен или невозможен. Можно предположить, что развитие института социального участкового будет поддерживаться именно в этом направлении. Пока идея обкатана на крупных региональных образованиях – помимо областного центра в проект вошли Дзержинск, Арзамас, Кстово (входит в городской округ город Нижний Новгород, - Прим. ред.) и Богородск, но первые итоги свидетельствуют об успешности подхода и необходимости его тиражирования.
Можно пофантазировать насчет перспектив развития института социальных участковых. Как нам видится, эта идея может проникнуть на уровень отдельных профессиональных сообществ – учителей, врачей и прочих дефицитных специалистов, особенно востребованных в муниципалитетах. Думаем, что подобные формы «общинной» поддержки и помощи никуда и не уходили, просто для них теперь нашлось еще одно модное определение, демонстрирующее всестороннюю поддержку со стороны региональной власти. При этом важно, что никто не бросает все на самотек: принцип «помоги себе сам» тоже имеет свои ограничения и не должен означать демонстративный отказ власти от поддержки инициативных граждан и мягкого контроля их деятельности".
Материал подготовлен в рамках совместного проекта НИА "Нижний Новгород" и федерального "Экспертного клуба".
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+