Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в мире, России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции. Темы этой недели – "Крестный ход и русский национализм", "Утверждение правительством РФ плана развития инфраструктуры до 2036 года", "Подведены итоги сдачи ОГЭ-2025 в Нижегородской области".
Эксперт "Минин-центра", доцент кафедры философии и теологии НГПУ им. К. Минина, канд. филос. наук Даниил Семикопов отмечает, что Крестный ход, прошедший в Москве 7 сентября, вызвал неожиданно много откликов и стал крупным новостным событием. Русская православная церковь и до этого проводила множество крестных ходов, но ни один из них не был столь масштабен и не сопровождался таким пиаром со стороны церковных СМИ. Церкви удалось удивить Москву и остальной мир размахом, что привело к соответствующей реакции со стороны разных общественных и политических сил. 
Крестный ход проходил от Храма Христа Спасителя к Новодевичьему монастырю. Возглавлял его Святейший Патриарх Кирилл, что свидетельствует о согласовании плана мероприятия на самом верху. По официальным данным в крестном ходе участвовало 40 тысяч человек, по неофициальным - более 100 тысяч человек. Свидетели говорили, что число собравшихся было еще больше. Однако даже на этом фоне удивление вызвало заявление самого Патриарха от 12 сентября, в котором он назвал цифру в 400 тысяч человек и призвал всех не замалчивать масштаб данного события.
Тогда мы имеем дело с определённым рекордом. До этого самым массовым мероприятием в Москве считался митинг 4 февраля 1990 года за отмену шестой статьи Конституции СССР. Это самое массовое протестное мероприятие за всю историю советской власти собрало около 300 тысяч человек. В отличие от тех событий, крестный ход не был протестным, но некоторые считают, что подобный энтузиазм стал сюрпризом для властей, давших добро на его организацию. Те, кто участвовал в нем лично, говорят о воодушевлении, которое руководило множеством людей, пошедших по этому пути совершенно добровольно.
Очевидно, что среди участников шествия было много представителей патриотических и националистических движений, некоторые из которых начали перетягивать политическое одеяло на себя и говорить о крайне негативной реакции на крестный ход представителей левых взглядов, хотя особой реакции коммунистов и прочих социалистических сил пока не последовало. Кто-то заявил о том, что сам участвовал, но не рекламировал себя, кто-то просто проигнорировал. На сайте КПРФ был размещен совершенно нейтральный анализ происшедшего события.
Монархист и националист Роман Антоновский (автор телеграм-канала "Сыны монархии") обвинил писателя и социалиста Захара Прилепина в полном равнодушии к событию, что должно свидетельствовать о его "псевдоправославии". В очередной раз прошлись по "левакам" и другие правые публицисты. Нет сомнений, что и телеканал "Спас", прославившейся скандальной "Мумией" (12+), может использовать успех крестного хода в целях правой антисоветской пропаганды. Подобный поворот предсказуем, но вряд ли конструктивен, учитывая, что сейчас почти 48% наших соотечественников мечтают жить в социалистическом обществе.
Важно понять, что противостояние "правых и "левых" хотя с одной стороны неизбежно, но с другой, оно не должно превращаться, как говорил тот же Прилепин, в столкновение коммунистических демонстраций с крестными ходами. Безусловный успех националистов не должен вскружить им голову. Не стоит сразу затаскивать на крестный ход всех нежелающих или считать их русофобами. Нам не нужно ни тоталитарно левое, ни тоталитарно правое общество.
Да, успех крестного хода в Москве отражает объективный рост консервативных и патриотических настроений в стране. Мы наблюдаем и поддержку русского национализма, особенно на фоне нерешённой проблемы неконтролируемой миграции. Почти все комментаторы в связи с этим сравнивают крестный ход и массовое шествие мусульман на Курбан-байрам. И хотя последнее также было массовым, крестный ход в Москве напоминает о том, что она – православный Третий Рим. Регулярный крестный ход может стать символом исконного единства русского народа, в среде которого на православной почве пробуждается национальное самосознание. Естественно, что среди критиков, релокантов и иноагентов, православное шествие называется фашистским, сравнивается с "Русским маршем" и интерпретируется исключительно негативно. Особенно интересна та интерпретация, согласно которой крестный ход привел к панике во властных коридорах и фактически сформировал патриотическую оппозицию, почувствовавшую силу и способную собрать сотни тысяч под свои знамена.
Между тем крестный ход показывает как раз поддержку того национального курса власти, которого она придерживается, пусть и не всегда последовательно, с начала СВО. А гарантией лояльности формирующегося патриотического национального фронта выступает как раз Московская Патриархия, которую сложно представить себе в какой-либо оппозиции к власти. И как раз то, что русское православие становится центром сборки правых патриотических сил внушает оптимизм и показывает, что именно православие реально может быть основой идентичности русского человека, пусть и лишенного пока надлежащей воцерковленности (знаменитые данные соцопросов, по которым называют себя православными 60%, а в храмы ходят 3-4), но стремящегося к национальным корням. При этом именно православная Церковь, обретающая свой голос в союзе с российской государственностью, может вести диалог как с исламским миром, так и с разными политическими идеологиями. Потенциал православной богословской и религиозно-философской мысли в данной области высок.
Эксперт "Минин-центра", профессор НИУ РАНХиГС, д.филос.н. Андрей Дахин отмечает, что 8 сентября было опубликовано распоряжение правительства РФ, утвердившее комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года.
"Общая направленность документа задаётся идеями о формировании новой экономико-пространственной модели российских территорий с использованием цифровых управленческих решений, единых государственных информационных платформ и технологий. В качестве непосредственной правовой базы документа указано исполнение подпункта "г" пункта 9 Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", где установлен срок разработки комплексного плана. Содержательно-правовая основа утверждена тем же Указом и включает в т.ч. укрепление здоровья граждан (п. 1а), воспитание патриотичной и социально ответственной личности (п. 1б), технологическое лидерство (п. 1е), цифровую трансформацию управления (п. 1ж). Поэтому рамка комплексного плана призвана перевести систему национальных целей в систему механизмов их реализации, прежде всего в горизонте 2025-2028 годов и с ориентирами в горизонте 2036 года.
Наиболее крупным блоком являются первый и второй разделы плана, охватывающие транспортную, в т.ч. трубопроводную инфраструктуру (содержит 206 объектов деятельности); самым коротким является раздел 6, охватывающий инфраструктуру связи (27 объектов деятельности). Анализ списка объектов в разделе транспортной инфраструктуры позволяет отметить два приоритетных направления. Одно связано с концепцией сквозных транспортных коридоров, поэтому целый ряд объектов (автодороги, портовые сооружения и пр.) тянутся к границам РФ и к приграничным государствам. Так, в частности, трасса М-4 "Дон" тянется к выходу в Азербайджан, трасса М-2 "Крым" тянется в Беларусь, трасса Р-239 тянется из Казани к границе с Казахстаном, трасса А-212 – от Пскова к границе с Эстонской Республикой (в сторону Риги), трасса М-10 – от Санкт-Петербурга к границе с Финляндией, трасса М.20 – от Санкт-Петербурга к границе с Республикой Беларусь и пр.
Второе направление вносит вклад в развитие транспортной связи внутренних регионов России, и в этой части особый интерес представляет то, какие новые возможности это даёт для повышения статуса Нижегородской области в качестве промышленного и транспортно-логистического центра ПФО и Большой Волги. Всё-таки стратегические экспертные ожидания в регионе ориентируются на тенденцию возвышения, лидирования Нижегородской области в контуре ПФО и бассейна Волги. В этом плане новый потенциал открывается со строительством дорожно-транспортных объектов, которые обеспечивают прямые транспортные выходы товарной продукции Нижегородской области в другие регионы ПФО и бассейна Волги. В частности, трасса Р-241 будет соединять Казань с Ульяновском и Самарой, трасса Р-229 будет соединять Самару и Волгоград, а трасса Р-22 – Волгоград и Астрахань. С учётом планов по трассе М-7 "Волга" (раздел 1, пп.123-130) для Нижегородской области открываются транспортные возможности движения на юг, в низовья Волги. Если говорить о конкретных объектах транспортной инфраструктуры региона, которые внесены в план, то это только реконструкция судоходных шлюзов 15 и 16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза, и создание судоходного канала от Городца до Нижнего Новгорода (разд.1., п. 85). Для сравнения, в рамках мероприятий по трассе М-7 "Волга" (она проходит через Нижний Новгород) в Чувашской Республике будет финансироваться один объект, в Республике Башкортостан – один объект, в Республике Татарстан - три объекта.
В раздел 3, охватывающий энергетическую инфраструктуру, включено 37 объектов. Нижегородской АЭС, иных объектов региона по этой отрасли в нём нет. Обращает внимание то, что запланировано строительство четырёх ветроэнергостанций в разных регионах РФ и пять солнечных энергостанций в Забайкальском крае. Раздел 4, посвящённый инфраструктуре высшего образования, включает 28 объектов, в т.ч. строительство межвузовского ИТ-кампуса мирового уровня (разд. 4., п.14.). Пятый раздел, инфраструктура здравоохранения, содержит список из 40 объектов, нижегородских в нём нет. Заключительный 6 раздел охватывает объекты инфраструктуры связи.
В целом содержание комплексного плана оставляет ощущение слабой его амбициозности, недостаточно решительной настроенности на "прорыв" в горизонте до 2036 г. Это впечатление создаёт, в частности, раздел по инфраструктуре связи (это то, что создаёт стратегическую основу цифровизации). В числе 27 объектов он содержит список из 8 центров обработки данных (ЦОДы), из которых один строится в 2025 году, четыре – к 2026 году, один – к 2029 году и два – в период с 2031 по 2036 год. Для сравнения надо иметь ввиду, что в современном мире ЦОДы являются драйверами цифровой индустрии. Именно владение технологиями хранения, обработки и преобразования данных позволяет управлять миром, то есть встраиваться в геополитическую реальность новой, цифровой эпохи. По данным консалтинговых компаний, работающих на рынке, дата-центров, определена десятка стран, в которых размещено самое большее количество действующих ЦОД. В неё вошли такие страны как США, Китай, Австралия, Великобритания, Япония, Сингапур, Германия и Нидерланды. Лидером по количеству действующих ЦОД являются США, у них 5426 ЦОДов (более 40 % рынка). В Китае 449 ЦОДов (около 10%). Доля России оценивается примерно в 0,4 % (251 ЦОД). Мировые среднегодовые темпы роста на рынке ЦОДов держатся на уровне 8,4-10,9%. Поэтому экспертные ожидания того, что деятельность правительства РФ будет подтягиваться к этому темпоритму новой многополярности, сохраняются".
Эксперт "Минин-центра", политолог Владимир Хрыков отмечает, что эксперты изучили результаты ОГЭ в Нижегородской области.
"Более четырёх тысяч учеников получили двойки за ОГЭ по математике. Эксперты отмечают ряд особенностей экзаменационной кампании 2025 года: вырос интерес к естественным предметам, английскому и французскому языкам, а также отмечено наличие списывания первой части экзамена по математике.
Предметный анализ ЕГЭ, на мой взгляд, не стоит проводить в отрыве от ситуации с высшим и школьным образованием, потому что сейчас в 11 класс идут в основном те, кто хочет поступить напрямую в вуз, имеет неплохие показатели успеваемости. Других стараются не брать, чтобы не портить результаты ЕГЭ. В целом, сейчас в школах России, по моему мнению, наблюдается кризис старшей школы (10-11 классы), потому что, по сути, они превращены в подготовку к ЕГЭ и лишены какой-то особенности, которая была бы интересной молодёжи 16-17 лет, то есть школьный 10-11 класс, по-моему, отстал от времени и нуждается в серьёзном изменении. 
Стоит отметить и большой недобор в вузы, когда троечно-четверочные, а иногда и только троечные баллы ЕГЭ достаточны для поступления в вуз, и то их ещё упрашивает поступить администрация факультетов вузы. Конечно, это явный кризис высшего образования, который, с одной стороны, связан с демографией, но, с другой стороны, с потерей экономического и социального смысла высшего образования. Самый простой пример, что разносчик пиццы без образования зарабатывает больше учителя с высшим образованием. В этой ситуации ЕГЭ становится неким статистическим инструментом, который нужно формально пройти. Знаниевая и мотивационная цели сильно подкошены.
Сама процедура ЕГЭ до сих пор не доведена до адекватного уровня. Много лет ряд учителей и экспертов говорят о необходимости создания специальных центров для сдачи государственного экзамена и не привязывать его к окончанию года, потому что, по сути, ни ОГЭ, ни ЕГЭ не являются прямым следствием школьной программы. Это скорее не итог школы, а вход на следующий этап. Поэтому ЕГЭ не стоит связывать прямо со школой: хорошо это или плохо, сказать сложно, тут важна цель.
На мой взгляд, ЕГЭ действительно не стоило бы напрямую связывать с окончанием школы, но в школе следовало бы сделать уроки по подготовке как к ОГЭ, так и к ЕГЭ, которые, кстати, сейчас отсутствуют, а прямой связи программы и единого экзамена нет. Некоторые школы вводят так называемый "нулевой" урок для подготовки к государственным экзаменам, но это не является обязательным и не имеет прямого финансирования. Именно от этого и такое развитие репетиторских услуг, потому что государство, введя ЕГЭ и ОГЭ, не связало их с программой школы и не выделило оплаченного времени на подготовку.
Стоит отметить, что какими бы ни были итоги сдачи единого госэкзамена в 2025 году, до сих пор в государстве не решён вопрос о связи ЕГЭ и школьной программы, также цели ЕГЭ для школьника: то ли это выпускной экзамен, то ли это вступительный. Эти вопросы пока в подвешенном состоянии, и от этого всегда и будут возникать проблемы и споры. Но в целом, ОГЭ и ЕГЭ - это лишь аттестационные инструменты, а качество образования зависит от всей как школьной, так в целом экономико-социальной системы страны, которая пока не имеет чёткого направления движения".
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+