В Нижегородской области создается Комиссия по защите чести и достоинства педагогов. Она призвана регулировать споры между педагогами, детьми и их родителями, а также рассматривать трудовые споры. Руководителем комиссии будет заместитель министра образования и науки региона, членами комиссии станут представители госинспекции по труду и профсоюза работников образования. Проект закона о данной комиссии опубликован на сайте правительства Нижегородской области и проходит процедуру общественного обсуждения.
Мы предложили экспертам включиться в процесс обсуждения, ответив на вопросы: чем обусловлена необходимость создания подобной комиссии и как ее работа повлияет на жизнь и работу школы.
"Первые сообщения о создании подобной комиссии на федеральном уровне появились в конце августа. А уже 16 сентября сайт правительства РФ сообщил, что комиссия создана. В регионах пока таких комиссий нет. Хотя в Татарстане и Краснодарском крае ранее внедрялись программы по защите прав учителей, но о результатах их работы мало что известно. Создаваемая комиссия вряд ли станет панацеей, но, возможно, окажется первым шагом к системной защите учителей. Но без изменения отношения общества к ранее очень уважаемой профессии педагога проблема буллинга будет актуальной еще долго".
"Любая система в своем развитии колеблется между крайностями и система школьного образования не исключение. Сравнительно недавно, по историческим меркам, возникшая, она довольно долго оставалась в рамках парадигмы, что "учитель всегда прав", дисциплина - прежде всего, а родители не имеют никакого влияния на образовательный (и воспитательный) процесс. Это была "крайность", которая хорошо знакома большинству, учившемуся или работавшему в системе образования ещё в 80-е - начале 90-х. В современной школе восторжествовала другая крайность. Система и учитель как её основная часть оказались в ситуации "оказывающих образовательную услугу", хоть и не на рыночных условиях, но в рыночных представлениях и координатах: "клиент всегда прав" и тому подобное. В результате - учителя оказались совершенно бесправны перед родителями и учениками, лишились авторитета, большинства прежних инструментов поддержания дисциплины".
"В омбудсменстве всегда есть конвенциональное признание конфликта. Но институт омбудсменов (как бы он ни назывался – комиссия, комитет, совет) сосредоточивается на следствиях, он не занимается устранением причин. К ликвидации причины конфликта "учитель – дети их родители" стоит подойти технологично. Есть предположение, что внедрение в систему образования ИИ-технологий приведет к повышению качества образования, снижению влияния человеческого фактора и повышению социального статуса учителя. ИИ сможет анализировать данные каждого ученика: темп усвоения материала, пробелы в знаниях, нейротип. Генерировать индивидуальные траектории: подбор задач, сложности, форматов (видео/ текст/ игры), как это делает платформа AltSchool (США). ИИ автоматизирует 80% рутины: проверка тестов, расписание, отчёты и персональные рекомендации для родителей. ИИ будет генерировать нестандартные задачи и оценивать логику решений, а не только правильность ответа, как делает Gradescope в Стэнфорде. Вместе они создадут систему, где каждый ребёнок получит и безграничный доступ к информации, и то, что нельзя оцифровать — веру в себя, поддержку и человеческое тепло".
"Стоит признать, что число конфликтных ситуаций в современной школе множится. Отдельная тема - это причины разногласий: давление со стороны родителей, излишне свободное и раскрепощенное поведение детей, которые не считаются с авторитетом педагога, что сказывается на дисциплине и уважении правил, норм и ряд др. К сожалению, учитель зачастую рассматривается как обслуживающий персонал, вынужденный отстаивать свою честь и профессиональное достоинство. Существующие механизмы защиты не всегда работают, и создание Комиссии подается как появление некого арбитра, который способен дать независимую и непредвзятую оценку возникающих спорных ситуаций. Не уверена, что появление подобной институции сразу решит все проблемы, однако выполнить функцию медиатора между тремя сторонами (ученик-родитель-педагог) сможет. Состав комиссии подразумевает разрешение споров и конфликтов с максимально непредвзятой позиции".
"На протяжении последних десятка лет с активным развитием средств массовой коммуникации в публичную сферу очень часто стали попадать вопиющие случаи явно нездоровых взаимоотношений в социальной системе учитель-ученик-родители. Причём самыми незащищенными здесь оказались именно педагоги. Вообще сложно себе представить, что за многовековую, если не тысячелетнюю историю профессии "учитель" авторитет и уважение к этим людям упадёт до такого состояния – от почти божества до бесправного человека. Конечно, это в целом комплексная проблема, это плоды того, что долгое время образование воспринимали как услугу, а учителей как обслуживающий персонал. Только в 2023 году в закон об образовании внесли поправки, по которым педагогические работники получили право на уважение человеческого достоинства и защиту от любых форм насилия и оскорблений".
Материал подготовлен в рамках совместного проекта НИА "Нижний Новгород" и федерального "Экспертного клуба".
Фото: Александр Воложанин
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+