Последние новости рубрики Общество
Общество

Стратегия развития Нижнего Новгорода по "радиально-кольцевой модели" в 2009 году сохранит перегрузку исторического центра, - НИЦ СЭНЭКС

24 апреля 2009 17:48  [895] Общество

НИА "Нижний Новгород" - Мария Кулагина

Реализация стратегии развития Нижнего Новгорода исключительно в логике "радиально-кольцевой модели" сохранит в 2009 году функциональную перегрузку исторического центра, пробки и стремление инвесторов сносить "архитектурное старье" и строить "новый облик" города. Об этом говорится в аналитическом докладе Нижегородского центра социально-экономической экспертизы (НИЦ СЭНЭКС) "Испытание успехов. Нижегородская область - 2008: политические итоги года и прогнозные гипотезы – 2009", презентованного 24 апреля на площадке Центра социально-консервативной политики в ПФО.

"Ключевая проблема "анатомии" Нижнего Новгорода, если рассматривать город в формате мегаполиса "Нижний Новгород + Дзержинск + Кстово + Бор", состоит в следующем: как соотносятся между собой центр мегаполиса (как градостроительный объект) и исторический центр Нижнего Новгорода? В предложенном генеральном плане этого вопроса нет, а потому вслед за функциональной метафорой "центр агломерации" градостроительный разговор ведется непосредственно об историческом центре Нижнего (о "компактном городе")", - отмечается в докладе.

"При этом надо ясно понимать, что при функциональная "начинка" центра мегаполиса (фактически, это новый крупный деловой центр) помещается в зону исторического центра, которая и без того перегружена, требует функциональной разгрузки. Но может быть и иное видение, состоящее в том, чтобы создать деловой центр агломерации Нижнего Новгорода (своеобразный Сити с небоскребами из стекла и бетона, новым ЭКСПО-центром и т.п.) на новом месте, в зоне западнее территории аэропорта в направлении Дзержинска и, возможно, с выходом на берег Оки выше Мызинского моста. На первом этапе это мог бы быть центр мегаполиса, а на следующем – деловой центр агломерации, которая упоминается разработчиками. Одним из ключевых моментов формирования такого Сити является строительство здесь нового здания правительства области, новой резиденции губернатора области", - отмечается в докладе.

"При понимаемом таком образом новом деловом центре Нижнего Новгорода, одновременно центре мегаполиса "Нижний Новгород + Дзержинск + Кстово + Бор" и одновременно будущем центре агломерации, - при таком новом деловом центре города, безусловно, должен формироваться новый транспортный узел на основе существующих аэропорта и железнодорожной ветки, проходящей поблизости. В этот центр можно тянуть новые скоростные трассы, соединяющие его с близлежащими городами мегаполиса. В этот центр можно перенаправить городские, районные и др. магистрали и дороги Нижнего Новгорода и сделать его самостоятельным, альтернативным историческому центру, ядром внутригородских маятниковых миграций. Формирование такого делового центра позволит оттянут людские потоки от исторического центра, разгрузить его дорожно-транспортную сеть, избавить его от автомобильных пробок. В градостроительном же плане это означает отход от московской радиально-кольцевой системы с единственным центром и переход к смешанной системе с двумя "диагональными" центрами, связанными между собой хорошим транспортным сообщением", - отмечают авторы доклада.

"Другой дискуссионный аспект связан он со стратегической оценкой значения Борской поймы для Нижнего Новгорода. Разработчики генерального плана не "нарисовали" ясной позиции по этому вопросу, с одной стороны, зафиксировав важность сохранения уникальных природных ландшафтов ("природного каркаса"), а с другой стороны предполагают возможность развития "северного сектора Нижнего Новгорода" и "зоны ЭКСПО в Борской пойме". В свете достройки в Нижнем Новгороде московской радиально-кольцевой системы застройка Борской поймы кажется вполне естественной, хотя столь же естественными будут, проблемы функциональной сверх-перегрузки исторического центра Нижнего, "непроходимости" транспортных артерий и пр. В свете подхода, предполагающего создание "диагонального" нового делового центра города/мегаполиса/агломерации Борская пойма по-прежнему сможет оставаться экологической жемчужиной города, придающих ему совершенно уникальный исторический облик. А Globe Town, если до него дойдут руки строителей, вполне может стать основой или частью нового делового Сити на Оке", - считают авторы аналитического доклада.

"Утверждение нового генерального плана Нижнего Новгорода стало значительным событием 2008 года, в котором проявились новые важные подходы к пониманию перспективы развития Нижнего Новгорода. И если даже они не нашли еще своего окончательного градостроительного решения, то определенно, они задали вектор дискуссии, ценностные ориентиры и оставили возможности для вариантного планирования динамики формирования перспективной застройки", - считают эксперты.

Напомним, Генеральный план Нижнего Новгорода предусматривает деление города на шесть административных округов вместо восьми районов. В Нижнем Новгороде появится Борский округ, численность населения которого будет 41 тыс. человек; Центральный округ, в который войдут часть Нижегородского и Канавинского районов (предполагаемая численность населения – 286,5 тыс. человек); Западный округ объединит Сормовский и Московский районы (численность населения - 111,3 тыс. человек); Юго-Западный округ будет включать в себя Автозаводский, Ленинский и часть Канавинского района (численность населения - 464,8 тыс. человек); Южный округ объединит Приокский и часть Советского района (численность населения – 96,2 тыс. человек), Восточный округ – часть Нижегородского и Советского районов (численность населения – 147,4 тыс. человек).

Проект Генплана города поступил в мэрию 29 декабря 2008 года. На данный момент он дорабатывается. Генплан будет утвержден Городской Думой Нижнего Новгорода не раньше июня 2009 года.

Градостроительный совет Нижегородской области 26 июня 2008 года рассмотрел первую редакцию генплана Нижнего Новгорода. Предыдущий Генплан начал создаваться в 1996 году, и был утвержден в 1999 году. По итогам проведенного конкурса право на разработку пока еще не утвержденного Генплана выиграл научно-исследовательский проектный институт генплана города Москвы.
Поделиться:
Новости по теме