В 1947 году было принято решение о создании отделения милиции для обслуживания особого режимного объекта – теперь это всемирно известный центр ядерной физики - город Саров.
Как сообщает "КоммерсантЪ", режим секретности был страшнейший. В первое время не только сотрудники предприятий, но и работники милиции не выезжали с объектов даже в отпуск. Родственникам сотрудников было запрещено приезжать в закрытые города. Только в 70-е годы сделали исключение – разрешили родным приезжать на похороны работников спецобъекта. Все, что происходило на "точках", было особо охраняемой тайной.
И поэтому созданный на первом объекте отдел милиции напрямую подчинили заместителю Министра внутренних дел СССР. В течение года в Сарове создали отделения милиции на двух объектах атомной промышленности, а в составе отдела контрразведки МВД в 1948 году было организовано "Особое отделение" милиции №1.
Вместе с ростом количества обслуживаемых объектов рос и статус спецмилиции. В 1952 был создан специальный отдел в Главном управлении милиции, пять лет спустя – специальное управление, в 1971 – управление на правах Главка МВД СССР.
Это уже была дошедшая до наших дней "восьмерка". (Восьмое специальное управление МВД СССР).
Позднее по указу президиума Верховного совета СССР о правоохранительных органах на особо режимных объектах кроме спецмилиции создали всю необходимую структуру – спецпрокуратуру, спецсуды, спецадвокатуру, и даже специальные нотариальные конторы.
В тот период в закрытых городах творился настоящий "беспредел". Все из-за того же режима секретности даже заключенных, которые строили объекты, не отпускали из закрытых зон. Формировали из них строительные отряды, селили в бараках, где всем руководили криминальные "авторитеты".
Второй особенностью было то, что люди жили в общежитиях, камер хранения не было, двери комнат не запирались, и краж было более чем достаточно.
Но главное было в том, что самые громкие преступления совершались в отношении людей, имевших огромный вес в оборонной промышленности или науке.
Так в Арзамасе в театре на торжественном собрании перед празднованием седьмого ноября у академика Юлия Харитона украли пальто. Администратор театра забыл запереть дверь в кабинет, где оставили верхнюю одежду академик и его телохранитель. В силу специфики работы спецмилиция занялась и этим "научным расследованием". Правда украденное пальто академика Юлия Харитона ей найти так и не удалось.
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА