Альфа-Банк и НИА "Нижний Новгород" продолжают реализацию совместного информационного проекта – "Бизнес-неделя с экспертным клубом Альфа-Банка". В рамках совместного информационного проекта еженедельно на ленте НИА "Нижний Новгород" публикуются комментарии экспертов к важнейшим экономическим и бизнес - событиям нижегородского региона.
"После запуска производства "Богдана" все будет зависеть от успешности договоренностей с областными властями"
Татьяна Красильникова, главный редактор газеты "Коммерсантъ" в Нижнем Новгороде":
Намерения украинского концерна создать автосборочное производство в Нижегородской области, на мой взгляд, объяснимы двумя основными причинами.
Во-первых, эти планы логично продолжают череду предложений от инвесторов, проявивших особую активность после масштабно развернутой командой губернатора публичной кампании по позиционированию региона как максимально открытого для любых предложений и готового предоставить налоговые льготы под избранные проекты.
Во-вторых, эти намерения вписываются в планы "Богдана" по активному освоению приволжского рынка сбыта: концерн уже объявил о своем участии в конкурсе на поставку автобусов для нужд Нижегородской области. Наверняка амбиций "Богдану" добавили и заявления губернатора Валерия Шанцева: комментируя в начале года объявление этого конкурса, он дал понять, что при выборе поставщика цена автобусов будет играть не последнюю роль.
Пока конкуренцию "Богдана" с автобусным дивизионом ГАЗа нельзя назвать жесткой: на данный момент объемы производства украинского производителя, а главное – объемы проданных в России автомобилей (в 2005 году "Богдан" продал всего около 130 автобусов) не сопоставимы с аналогичными показателями группы ГАЗ. После запуска производства "Богдана" все будет зависеть от успешности договоренностей с областными властями (в плане тех же налоговых льгот), от эффективной организации дилерской сети и маркетинга.
"Вероятно, стоит ожидать переоценки стоимости "Нижегородской генерирующей компании"
Юлия Сандлер, редактор отдела энергетики ИА REGNUM:
ТГК-6 – вторая территориально-генерирующая компания после ТГК-5, которая завершила свое формирование. Однако она пока существует в виде холдинга, что связано с претензиями миноритария – "Комплексных энергетических систем". В РАО "ЕЭС России" настроены на перевод ТГК-6 на единую акцию, что, по мнению аналитиков, значительно облегчит работу с ней, например, возможных инвесторов.
Вероятно, стоит ожидать переоценки стоимости "Нижегородской генерирующей компании" – с одной стороны, этого требует КЭС, с другой – перевод на единую акцию в любом случае предусматривает проведение подобных мероприятий, причем не только в отношении Нижегородской генерирующей компании, но и всех компаний, пакетами акций которых владеет ТГК-6.
"Иметь установленный международный и национальный рейтинг области с ежегодным подтверждением от известного рейтингового агентства – это очень выгодно"
Светлана Ковальская – аналитик "Альфа-Банка" по банковскому сектору и макроэкономике
Основных международных рейтинговых агентств всего три: Fitch Ratings, Standard & Poor's и Moody's. И тот факт, что две такие международные организации, как Fitch Ratings и Standard & Poor's, подали заявки на участие в конкурсе по составлению кредитного рейтинга Нижегородской области, уже говорит о многом. Ведь инвесторы всегда прежде всего обращают внимание на название рейтингового агентства.
Если Нижегородская область планирует выпуск каких-то ценных бумаг, особенно для инвесторов, то иметь установленный международный и национальный рейтинг области с ежегодным подтверждением такого известного рейтингового агентства – это очень выгодно.
А тот факт, что Fitch Ratings заявило стоимость присвоения и первого года поддержания международного и национального рейтинга в размере $23 000 со стоимостью последующего поддержания рейтинга в размере $23 000 ежегодно, а представительством Standard & Poor's в России и СНГ заявлена стоимость присвоения и первого года поддержания международного и национального рейтинга в размере $34 000 со стоимостью последующего поддержания рейтинга - в размере $30 000 ежегодно, наверное, объясняется опять же тем, что Standard & Poor's считается более респектабельным и имидж этой компании наиболее привлекателен для инвесторов.
"По показателям промышленного производства Нижегородская область достаточно прилично смотрится на уровне России"
Николай Пугин – председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области, президент ОАО "ГАЗ":
По показателям промышленного производства Нижегородская область достаточно прилично смотрится на уровне России. Я думаю, что показатели региона даже выше общероссийских.
Достижения Нижегородской области радуют. Дай бог, чтобы успех закрепился, но здесь нужно искать резервы для дальнейшего развития. Развитие промышленности – залог пополнения бюджета. Я за то, чтобы бюджет Нижегородской области наполнялся реальными средствами, которые бы направлялись на социальное развитие региона.
"Валерий Шанцев и Ирина Живихина – это эффективные менеджеры"
Дмитрий Краснов - генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области:
Включение в состав Совета директоров ВЗАО "Нижегородская Ярмарка" губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева и заместителя губернатора Ирины Живихиной будет иметь крайне положительный эффект. Во-первых, Валерий Шанцев и Ирина Живихина – это эффективные менеджеры. Во-вторых, крупнейшим акционером Ярмарки является правительство Нижегородской области, и тот факт, что губернатор является членом Совета директоров, приобретает некую идеологическую направленность. Кроме того, очень позитивным видится тот факт, что власть проявляет серьезное отношение к ярмарочному движению.
"Нижнему Новгороду нужен не аэротерминал, а мультимодальный логоцентр"
Андрей Иванов, президент Поволжской логистической ассоциации:
Поволжская логистическая ассоциация, со стратегической точки зрения, безусловно, приветствует планы правительства Нижегородской области по созданию на базе инфраструктуры международного аэропорта "Нижний Новгород" и прилегающего земельного массива современного грузового терминала и логистического центра. Столица Нижегородской области и ПФО не может быть удовлетворена сегодняшним уровнем пассажиро- и грузопотоков, состоянием и качеством работы своих воздушных ворот. Однако озвученная в СМИ концепция проекта по ряду причин представляется труднореализуемой.
Причина первая. За прошедшие пятнадцать лет годовые объемы загрузки мощностей нижегородского аэропорта значительно снизились. В частности, по грузопотоку снижение произошло более чем в 30 раз: с 21 500 до 600 тонн. В этом году есть рост, но это административное достижение одной московской фирмы и не более. Если рассматривать в качестве промежуточного ориентира выход хотя бы на 6000 тонн авиагрузов в год, то нет практического смысла в строительстве многотысячных складских площадей на десятках гектар – достаточно всего 2-3 тыс. кв.метров.
Причина вторая. Общая сумма инвестиций и бюджетных вложений в создание логоцентра не называется, но можно без большого преувеличения утверждать, что речь идет более чем о 300 000 000 долларов - если между Стригино и Петряевкой на площади 200 гектаров (2 000 000 кв.м.!!!) осушить болота, подвести километры коммуникаций, включая всю энергетику, авто- и железную дорогу, построить стандартные складские площади из сэндвича по металлоконструкциям, с шагом колонн 12х24 на 1 000 000 кв.м. Меньше строить нет смысла, потому что практически любой классический центр строится по принципу – 50/50. Получится даже больше. Одну половину земельного участка занимает инфраструктура центра, в которую входят общественные зоны, объекты энергетики, телекоммуникаций и безопасности, дороги с развязками, паркингами и стоянками, КПП и ограждение. А на второй половине находятся собственно мощности логоцентра: открытые и закрытые склады, офисы, контейнерный терминал, рампы, аппарели и перегрузочные площадки. Уже в этом случае затраты на метр земельного участка выйдут минимум в 250 долларов.
Причина третья. Местоположение логистического центра такого размера должно быть абсолютно безупречным, безошибочным. Опять же по классике, логистические центры размещаются на вылетных магистралях, на окраинах городов, после глубокого изучения существующих и прогнозирования будущих грузопотоков. В регионе так размещен склад компании "Алиди" в Ждановском. По сравнению с ним аэропорт находится в значительно менее выгодном положении: мизерные грузопотоки, неудобные подъезды. И это положение, к сожалению, не сможет исправить даже ввод в эксплуатацию южного обхода от Московской трассы до Кстова: в город дистрибьюторским грузовичкам через автозавод и петряевский переезд легче пробираться не станет.
Причина четвертая. Наши соседи – Ярославль, Казань, Самара уже переболели "аэропортовой болезнью". Ярославль расстался с иллюзиями относительно аэропорта "Туношна". Татарстан продает Казанский аэропорт. Самара согласилась с переходом управления над Курумочом к ЭйрЮнион (бывший КрасЭйр). Почему они больше не играют в такие проекты? Никому из них не удалось привлечь серьезные объемы грузов. Причина одна: авиационная логистика самая административно-монополизированная подотрасль в стране. Чем ближе аэропорт к Москве, тем сложнее решать вопросы таможенной обработки авиагрузов. Совсем недавно груз в самолете, еще до приземления, мог объявляться контрабандным. Неслучайно крупнейшая в стране грузовая авиакомпания "Волга – Днепр" основным портом для себя на территории России избрала далекий Красноярск. Далеко от Москвы – главный критерий выбора. Родной "Ульяновск Восточный" был гораздо ближе к столице, поэтому там компании работать не давали. Думаете, дадут нам? Неужели конкуренты из Шереметьево, Домодедово и Внуково будут спокойно взирать, как их объемы улетают в Нижний Новгород?
Причина пятая. В конце апреля с.г. "Российская газета" сообщила, что Минтранс принял решение об уменьшении числа российских международных аэропортов с 69 до восьми. Помимо московских, международный статус сохранят аэропорты С.-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Хабаровска и Краснодара (по примеру Москвы в них будут созданы хабы, от которых раскинутся внутренние сети по всей стране). Нижний Новгород в число счастливчиков, как видите, не вошёл. Учитывая этот момент, а также нынешние объёмы грузо- и пассажиропотоков, обслуживаемые пока ещё международным аэропортом "Нижний Новгород", практический смысл в огромном терминале на 200 га теряется вовсе.
Однако логистический центр в нашем городе, безусловно, нужен. Но многопрофильный, мультимодальный: с авто-железнодорожно-водно-авиационной инфраструктурой. Он позволит предложить комплексные логистические услуги на рынок. И это станет серьёзным шагом на пути возрождения Нижнего Новгорода как торговой столицы России (или хотя бы превращения его в производственно-торгово-распределительный центр для Москвы, восточной части Центральной России и верхнего Поволжья).
Мультимодальный центр позволить замкнуть на себя уже существующие и будущие потоки генеральных грузов по Транссибу, автомагистрали М7 (Москва – Н.Новгород – Казань – Уфа) и Волге, идущие с востока и юга. И не просто замкнуть, а предложить владельцам этих грузопотоков такую инфраструктуру, систему дистрибуции и логистический сервис, которые своим качеством и удобством побудили бы их открыть в Нижегородском регионе свои представительства, затем перенести к нам штаб-квартиры, а в ближайшей перспективе – проинвестировать необходимые производственные мощности для углубления переработки поступающих ресурсов. Вся логистика станет более выгодной для потребителей, и уже не Нижний станет обслуживаться московскими операторами, а наоборот.
Благоприятная ситуация, при которой можно будет говорить о реальности этой стратеги, продлится не более 3-5 лет. Такой временной период связан со скоростью процесса полного завершения рыночных изменений в транспортно-логистическом комплексе страны. Россия вступит в ВТО. Внутренние водные пути откроются для иностранных судов. В этот же период на рынке могут появиться иностранные логистические компании, которые начнут устанавливать свои правила игры исходя из глобальных интересов.
Но основная угроза будет исходить от соседей – Ярославля, Казани и Самары. Каждый из этих городов и регионов, расположенных на меньшем или большем удалении от Москвы, способен реализовать практически в полном объеме ту же стратегию агрессивного построения логистического рынка под себя. Их необходимо опередить, организовав эффективную "охоту" за грузопотоками и инвестициями.
За счет Волги, Оки, Транссиба и небольшого (в 450 км) расстояния до Москвы Нижний Новгород пока обладает значительными преимуществами перед соседями. Он имеет шанс стать крупнейшим в стране производственно-торгово-распределительным логистическим центром. Но время уходит. Поэтому необходимо срочное строительство настоящего мультимодального терминала с авто-железнодорожно-водно-авиационной инфраструктурой. Гигантомания здесь не нужна. Гораздо важнее создать и запустить пилотный проект в реальную работу. Весь проект обойдется не более чем в 30 млн. долларов. Такая площадка в Нижегородской области есть, она почти готова…
ВЗАО "Нижегородская ярмарка" намерено вложить в строительство офисно-конгрессного центра $5,1 млн.
"В Нижнем Новгороде не хватает зданий, где можно было бы проводить серьезные мероприятия"
Павел Солодкий – директор Центра международной торговли
По оценке специалистов международных компаний, а также специалистов нашей компании, в Нижнем Новгороде не хватает зданий, где можно было бы проводить серьезные мероприятия. Это связано, прежде всего, с тем, что долгое время город был закрытым и многие крупные мероприятия до сих проводятся не здесь, а за пределами Нижнего Новгорода, так как в нем нет крупного конгрессного центра. Появление крупного конгрессного центра сразу повлечет за собой большую заполняемость гостиниц, увеличение продаж авиа- и железнодорожных билетов. И развитие подобных проектов можно только приветствовать. Поэтому для развития данного направления нужно привлекать как можно больше инвесторов.
Безусловно, очень хотелось бы, чтобы "Нижегородская ярмарка" всегда занимала достойное место в российской экономике. Ведь мир стремительно меняется, и выставочная деятельность начинается развиваться у соседей: в Казани, Самаре. Поэтому очень важно, чтобы "Нижегородская ярмарка" смогла удержать пальму первенства. Он должна быть площадкой для нижегородского бизнеса и промышленности. Но площадка должна быть более привлекательной и доступной. К сожалению, не смотря на то, что генеральный директор Валерий Барулин, делает очень многое, на сегодняшний день Ярмарка уже не занимает того места в жизни общества, которое она занимала, скажем, в 90-ые годы. В частности, недостаточно обустроена территория, проблемы с парковками. Хочется, чтобы быстрее было завершено строительство там, где сейчас вырыт котлован. Хотелось бы, чтобы больше проводилось мероприятий, как для представителей серьезного бизнеса, так и для населения.
Что касается наших планов по строительству Центра международной торговли, то они не пересекаются с намерением Нижегородской ярмарки. Мы строим разного уровня центры и территориально в разных местах в Нижнем Новгороде. И свободная ниша все равно остается широкой.
Мы считаем, что Нижний Новгород должен интенсивно развиваться как культурный центр, как столица Приволжского федерального округа. Офисных площадок по-прежнему не хватает. В связи с этим используются помещения не приспособленные для этого. А жизнь показывает, что для развития бизнеса требуются очень хорошие условия.
Рейтинг наиболее заметных (значимых) событий в бизнес-экономической сфере Нижнего Новгорода и Нижегородской области по итогам апреля 2006 года
Место |
Балл |
Событие |
1 |
8,18 |
DaimlerChrysler и "Группа ГАЗ" подписали соглашение о покупке производственных активов завода Sterling Heights Automotive Plant и лицензии на производство |
2 |
7,09 |
Французская компания "Ондулин" инвестирует 24 млрд. рублей в строительство в Нижнем Новгороде завода по производству кровельных материалов |
3 |
6,45 |
Правительство Нижегородской области и АФК "Система" подписали соглашение о сотрудничестве |
4 |
6,18 |
"Пратт энд Уитни Канада" и ОАО "Русполимет" подписали долгосрочный договор о закупках |
5 |
5,73 |
Правительство Нижегородской области планирует создать венчурный фонд для кредитования рискованных, но перспективных инновационных проектов |
6 |
5,64 |
Нижегородская область имеет высокие шансы на размещение автомобильного завода Magna Steyr |
7 |
5,45 |
Председателем правления "Группы "ГАЗ" назначен генеральный директор ОАО "Русские машины" Петр Золотарев |
8 |
4,82 |
ОАО "ТГК-6" планирует разместить один триллион пятьсот миллиардов штук дополнительных акций |
9 |
4,18 |
Управление Федеральной почтовой связи Нижегородской области в 2006 году намерено открыть в регионе 469 пунктов коллективного доступа в Интернет |
10 |
3,91 |
Лизинговая компания "КамАЗ" в конце 2006 – начале 2007 гг. откроет свой филиал в Нижнем Новгороде |
Эксперты, принявшие участие в составлении рейтинга:
Акатьева Ксения – пресс-секретарь министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области,
Вагнер Ирина - корреспондент агентства "Прайм-ТАСС" по Нижегородской области,
Гусева Мария – экономический корреспондент ИА "Интерфакс-Поволжье",
Калашников Максим – главный редактор НИА "Нижний Новгород",
Красильникова Татьяна - главный редактор газеты "Коммерсантъ" в Нижнем Новгороде",
Ленева Елена – начальник отдела развития товарного рынка Нижегородской валютно-фондовой биржи,
Макаров Игорь – председатель правления Нижегородской валютно-фондовой биржи,
Масленников Станислав - директор департамента бизнес-планирования маркетингового агентства "Медиа Навигатор".
Раков Сергей - региональный директор ОАО "Альфа-Банк" по информационной политике и связям с общественностью,
Сандлер Юлия – шеф-редактор Приволжской редакции, редактор отдела энергетики ИА REGNUM,
Чичурина Екатерина - собственный корреспондент газеты "Ведомости" в Нижнем Новгороде.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+