Александр Подлесов
–Каких результатов вы и правительство Нижегородской области в целом ожидаете от второго раунда переговоров?
–Второй раунд должен ознаменоваться принятием каких-то конкретных решений по созданию структур, которые начнут заниматься этим проектом. То есть от разговоров мы должны перейти к конкретным делам: к подготовке технико-экономического обоснования, к пониманию роли "Российских железных дорог" в реализации данного проекта. РЖД – структура большая, в некотором смысле – неповоротливая. С другой стороны, задачи, которые ставят перед ней Президент, общество и время, должны заставить РЖД поворачиваться. Иначе эта естественная монополия в конце концов может быть прекращена.
Японская сторона в свою очередь должна четко ответить на вопрос: нужно ли им это и хотят ли они сейчас вместе с Россией начать создавать высокоскоростную железнодорожную отрасль, или же они со своей восточной хитростью-мудростью опять будут чего-то выжидать. Потому что, выжидая, можно и проспать.
На сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что несколько лет выжидали европейские компании, в частности – тот же Siemens. Дождались того, что в эту отрасль намерены придти японцы. Сейчас, если эту же ошибку повторят японские компании и японская политика в целом, - то и они придут к такому же результату. Они должны определить свою роль, и от деклараций переходить к делу.
Нижегородская область, региональное правительство, свою роль в реализации этого проекта представляет совершенно четко. Нам нужна эта магистраль, и прежде всего – именно высокоскоростная магистраль, а не та просто скоростная дорога, о которой сегодня говорит РЖД. 4,5 часа или 3,5 часа в дороге – это не существенная разница, а вот 4,5 и 1,5 часа – это разница существенная.
Мы думаем, что на этой конференции мы все-таки придем к решению о создании некой управляющей структуры, которая начнет серьезную подготовку к продвижению этого проекта.
–Кто должен войти в эту управляющую структуру?
–Частно-государственное партнерство в данном случае будет наилучшей формой. В него должны войти, прежде всего, представители правительства Нижегородской области, официальные японские структуры, будь то какие-то министерства или JR (Японские железные дороги), крупные японские компании, определяющие технологии высокоскоростного железнодорожного движения, и др. Я думаю, что на сегодняшнем этапе в состав этой управляющей компании могли бы войти 6-7 японских структур и примерно такое же количество – с российской стороны, включая, безусловно, и представителей государства.
В частности, я неоднократно разговаривал с руководством Федерального агентства по железнодорожному транспорту. Они готовы, уже определен конкретный человек в Росжелдоре, который будет заниматься этим проектом. Мы договорились создать рабочую группу, которая подготовит проект к заявке на финансирование из Инвестиционного фонда.
–А как будут распределяться функции и подряды между теми японскими компаниями, которые войдут в эту структуру?
–О конкретных подрядах сейчас говорить рано, хотя, конечно, уже сейчас, на стадии переговоров, японские компании имеют это ввиду. В Японии, кстати, тоже существует разделение отрасли высокоскоростных железных дорог между несколькими группами компаний. Toshiba формирует так называемую юго-восточную часть дороги, а Sumitomo – северо-западную. Конечно, между ними есть конкуренция – это нормальный процесс, благодаря которому у них так хорошо и развивается высокоскоростное железнодорожное сообщение.
Безусловно, японские компании будут каким-то образом делить свое участие в реализации нашего проекта, но для нас это, по большому счету, - дело десятое. Для нас важно, чтобы мы получили суперсовременную технологию: не вчерашнюю и даже не сегодняшнюю, а завтрашнюю. И на каждом этапе мы будем рассматривать то, что нам предлагают, исходя именно из этой задачи.
–Между этими компаниями не возникнет никаких противоречий?
–В Японии уже давным-давно распределены роли между крупными компаниями. На этапе договоренностей какие-то разногласия возможны, но как только они договорятся, так на этом все противоречия и закончатся.
–Если конференция пройдет удачно, если будут достигнуты договоренности, то как скоро может начаться реализация проекта?
–Мы думаем, что в течение ближайших шести месяцев - года мы подготовим проект к рассмотрению на инвестиционном конкурсе, а дальше пойдет процесс его согласования в министерствах. Только после рассмотрения в профильных ведомствах и на Правительстве соответствующие документы попадают на инвестиционный конкурс.
–Но ведь в ближайший год в России будут происходить очень значимые политические события, связанные с изменениями в высших эшелонах власти: сначала выборы в Государственную Думу, затем – выборы Президента. Новый Президент – это новый кабинет министров. Не влияют ли наши внутриполитические изменения на ход переговоров с Японией, не выжидает ли японская сторона подтверждения стабильности в России?
–Думаю, что не влияют. Весь 2007 год мы проводили большую работу и показали себя японской стороне как надежных партнеров. И, конечно, последние сомнения у них развеялись, когда в концепцию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, которая была принята Правительством РФ, был включен пункт о развитии высокоскоростного движения и, в частности, магистраль Москва – Нижний Новгород. Когда японцы это увидели, они были полностью удовлетворены ходом развития событий. Не думаю, что с их стороны будет обратный ход и возможные изменения в Правительстве как-то способны на это повлиять.
***
Напомним, что первый раунд российско-японской конференции по проекту строительства высокоскоростной железной дороги состоялся в Нижнем Новгороде 10-11 июля 2007 года.
Как сообщалось ранее, ОАО "Российские железные дороги" оценивают стоимость строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Нижний Новгород в 330 млрд. рублей. Данная оценка не учитывает затраты на отвод земли под строительство.
Ранее президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин заявил, что строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Нижним Новгородом и Москвой возможно реализовать к 2012-2014 годам.
Правительство Нижегородской области предлагает при строительстве высокоскоростной железной дороги использовать технологию японского "Синкансэна". По проекту это позволит сократить время пребывания в пути до 1,5 часов. В настоящее время поезда следуют по маршруту Москва – Нижний Новгород не менее 4,5 часов.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+