–Недавно ваш отдел проверил расположенные в Борском районе Нижегородской области лечебно-профилактические учреждения на предмет соблюдения требований закона при обращении сильнодействующих препаратов. Каковы итоги проверки?
–Нашими сотрудниками в очередной раз в этом году проверялись три главных медицинских объекта: ЦРБ Борского района, Борская центральная аптека и Киселихинский ветеранский госпиталь. Проверка проводилась на предмет соблюдения требований закона лечебно-профилактическими учреждениями при обороте наркотических и психотропных веществ. В результате на двух объектах - ЦРБ и Киселихинским ветеранском госпитале - выявлены нарушения в части хранения контролируемых веществ. В связи с этим часть помещений этих двух объектов, которые по своей технической укрепленности и оснащенности специальным оборудованием не отвечали установленным требованиям, были закрыты. К настоящему моменту часть из закрытых помещений уже приведены в относительный порядок и их эксплуатация возобновлена. Однако проблемы с ветеранским госпиталем так и остались неснятыми, им было отказано в выдаче заключения на помещение, где хранятся сильнодействующие вещества.
–Были ли более жесткие правовые последствия для нарушителей?
–В отношении главного врача Борской ЦРБ возбуждено уголовное дело по ст.228 прим.2 УК РФ в связи с нарушением правил оборота наркотических средств: было установлено, что в больнице неправильно уничтожались остатки сильнодействующих веществ. Сейчас материалы у следователя.
–Вы говорили, что приходилось приостанавливать эксплуатацию помещений, где хранятся наркотики. Почему?
–Проблемы, выявленные в Борском районе, характерны для всех лечебно-профилактических учреждений. Как правило, это "недоделки" в комнате, нарушения по мелочам. Но мы не можем остановить деятельность больницы, оставить район без незаменимых в некоторых случаях сильнодействующих препаратов. Это может привести к очень серьезным последствиям. Например, в больницу поступит человека с инфарктом. Чтобы снять болевой шок требуются определенные лекарства, в том числе наркотики - "морфин" например. Та же ситуация с пострадавшими в ДТП и послеоперационными больными… Конечно, наши сотрудники выдают предписания о необходимости устранить нарушения, но они выполняются не всегда вовремя. В больницах говорят, что причиной этому - недостаточное финансирование. Возможно, так оно и есть: ведь затраты по содержанию полностью оборудованной комнаты очень большие. Ежемесячно только за содержание "тревожной кнопки" требуется 8000 рублей. Но это, повторюсь, не только Борского района, а всей области.
В Уголовном кодексе предусмотрено наказание за нарушение правил оборота наркотических и сильнодействующих веществ, которые повлекли их утрату. Что такое утрата? Это переход наркотиков из легального состояния в нелегальное. Законом прописаны правила уничтожения наркотических средств. В Борской ЦРБ получилось вот что. У больницы нет лицензии на уничтожение остатков наркотиков - довольно часто неиспользованными остаются пол-ампулы лекарства, четверть ампулы. Поэтому оставшиеся наркотики нужно везти на спецпредприятие "Нижегородская фармацея" для уничтожения за плату. А работники больницы уничтожали наркотики самостоятельно, в результате чего появилась вероятность попадания наркотиков к наркоманам.
Выяснилось, что в больнице не знали о существовании письма Министерства здравоохранения и социального развития, в котором указан порядок уничтожения наркотиков лечебными учреждениями. По-моему, решению проблемы может способствовать другой подход – разделение помещений, в которых хранятся наркосодержащие препараты на категории. Например, возьмем удаленную сельскую больницу, где используется в год, может быть, одна-две ампулы наркотика. И чтобы осуществлять их оборот без нарушений, руководству больницы нужно полностью оборудовать отдельное помещение, установить в нем сигнализацию, обеспечить безопасность их транспортировки и заплатить за все это большие, по сельским меркам, деньги.
Зачастую получается, что больница сама не может исполнить указания Минздрава. Бывает, что она находится в такой глубинке, что подключить в помещении для хранения наркотиков "тревожную" кнопку нереально, потому что район не охвачен средствами, используемыми вневедомственной охраной.
По-моему, дифференцированный подход просто необходим. Раньше допускалось категорирование помещений. Например, если в помещении больницы хранится две ампулы, достаточно укрепить комнату их хранения и поставить сейф. Во всяком случае, это хотя бы какие-то послабления. Госнаркоконтроль может способствовать введению дифференцированных требований только в качестве рекомендаций. Проблема стоит очень остро, потому что мы постоянно вскрываем нарушения приказов Минздрава, что приводит к довольно печальным последствиям. Случай с Киселихинским госпиталем ветеранов - хороший тому пример. Мы отказали госпиталю в использовании помещения, выдавали им предписание на устранение нарушений. Руководство госпиталя якобы нарушения устранило, но комплексная комиссия убедилась в обратном. Пришлось закрыть помещение. Но ведь это госпиталь, тем более для ветеранов, среди которых есть люди с ранениями, и они имеют право на медицинскую помощь в полном объеме. С ноября в госпитале наркотики не применяются. Ситуация печальная, но мы не можем войти в противоречие с законодательством.
Проверка прокуратуры в Борском районе требует от нас более жестких мер воздействия на ЛПУ и мы, предоставляя послабления, тоже нарушаем закон. Но нельзя же оставить целый район области без наркосодержащих препаратов, потому что это может привести к смерти больных людей.
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+