Биография:
Родился 8 мая 1957г. В многодетной крестьянской семье в селе Чернуха Лысковского района Горьковской области. Вес новорожденного Жени Люлина был 6 кг.
Опробовал все виды крестьянского труда. С 13 лет работал пастухом, зарабатывал больше родителей - по 120 рублей. С тех пор лошади- любимые животные Евгения Люлина.
Пройдя службу в армии в пожарных войсках, убежден, что любой мужчина должен пройти армейскую школу.
Убежден, что многим в своей жизни обязан комсомолу.
25 лет проработал на авиационном заводе «Сокол», пройдя путь от ученика токаря до заместителя коммерческого директора по внешнеэкономическим связям.
В марте 2002 г. избран депутатом и председателем Законодательного Собрания Нижегородской области. Евгению Люлину вместе с депутатским корпусом удалось превратить Законодательное Собрание Нижегородской области в самый влиятельный парламент России: уровень доверия жителей региона к нижегородскому парламенту в 7 раз превышает средний по России уровень доверия россиян к местным парламентам.
Евгений Люлин - единственный председатель Законодательного Собрания, которому удалось убедить Президента отменить свое решение о внесении кандидатуры Геннадия Ходырева для наделения полномочиями губернатора.
За особые заслуги перед церковью и обществом Евгений Люлин награжден одной из самых высоких наград Русской Православной Церкви - Орденом Даниила Московского.
Пройдя путь от пастушка до председателя Законодательного собрания, став наиболее авторитетным нижегородским политиком, Евгений Люлин до сих пор убежден, что самое главное в жизни – уважать и любить людей.
При этом никакие должности и деньги не могут быть выше счастья самых близких людей: своей семьи. Евгений Люлин женат, имеет двух детей - сына и дочь. О рождении внука узнал прямо на заседании Законодательного собрания.
У Евгения Люлина 70 двоюродных братьев и сестер, и все его родственники до сих пор регулярно собираются в родительском доме в селе Чернуха Лысковского района.
- Евгений Борисович, вы были шестым ребенком в семье. Я знаю о том, что вашим родителям удавалось тогда зарабатывать огромные деньги – 120 рублей. Правильно ли это, что ваши родители выдавали вам один рубль на пряник?
- У родителей было очень много забот. И они лично знали, как распорядиться этими деньгами. Одно дело – двенадцатилетний мальчишка, другое – родители, у которых много забот, которые воспитали много детей и прошли сложную жизнь. Для них каждая копейка имеет принципиальное значение.
- Вы зарабатывали деньги, когда пасли лошадей?
- Не только, когда пас лошадей. Я много работал, когда учился.
- Модно говорить о количестве высших образований, но не модно говорить о том, что родом из деревни. Вы не стыдитесь своих крестьянских и деревенских корней?
- Я ими горжусь. Потому что трудно представить, что бы случилось, если бы я вырос в других условиях. Деревенское и сельское воспитание дает то, что трудно получить где-то еще. Безусловно, чего-то не достает: уровня образованности, нехватка преподавателей, спортивных площадок. Труд – залог всего в жизни, он прививается с молоком матери. Поэтому, я счастлив, что вырос в деревенской семье.
- Из деревни – в город. Наверняка проблем было немало, но была ли какая-нибудь яркая ситуация, когда вам казалось, что выхода практически нет?
- Была непростая ситуация. Мне было сложно психологически приехать из небольшой деревни в огромный город, на огромный завод. Первые этапы в жизни были очень тяжелые и сложные: другая среда, другие люди, другой труд, абсолютная бытовая неустроенность. Было не понятно, что меня ждет, какие перспективы? Но все это преодолимо. Была ситуация, когда я не знал, что делать. Я возвращался с женой и маленьким ребенком на частную квартиру, которую снимал, и около подъезда вижу свои вещи. Был вечер, идет дождь, а в этом городе нам некуда пойти. А я ответственный и за жену, и за ребенка. В тот момент люди помогли. Но чувство безысходности, пусть даже и временной, я запомнил на всю жизнь.
- "Без купюр": короткие вопросы – короткие ответы. Вас в школе часто наказывали?
- Часто. И из класса выставляли и наказывали. Я был очень непоседливым.
- Было ли такое, что ваши враги становились вашими друзьями?
- Не скажу, что в жизни у меня были враги. Были люди, с которыми были конфликты в ходе совместной работы. Или после какой-либо конфликтной ситуации они становились близкими людьми – такое было. Даже достаточно часто. Люди, которые были моими оппонентами, или те, которые относились ко мне с напряжением, потом становились близкими друзьями. Последний из них – это Александр Иванович Цапин. Пять лет назад, когда избирался председатель Законодательного собрания, было две кандидатуры. Я победил во втором туре с перевесом в два голоса. Но в процессе работы он стал для меня очень близким человеком.
- Как вам за полгода, как лидеру партии "Единая Россия", удалось поднять доверие к ней в четыре раза? В конце прошлого года вы заявили о том, что уходите с поста лидера "Единой России". Вы бросаете товарищей на произвол судьбы?
- Поднять доверие удалось не мне, а партийной организации Нижегородской области. Мы выбрали очень правильное направление. Призывы, лозунги, идеология – все это хорошо. Партия должна быть полезной и понятной людям. Мы выбрали для себя главной идеологией – "партия конкретных дел". Появились передвижные стоматологии, программа "Пусть мама улыбается", программа по строительству 400 детских спортивных площадок и многое-многое другое. Только за счет этого удалось поднять авторитет партии. Последние выборы это показали. Секрет простой – любая общественная организация должна быть полезна людям.
Что касается того, что я покинул пост секретаря партийной организации… Я три года совмещал две работы одновременно. Председатель Законодательного собрания и секретарь партийной организации – это не так просто. Дело в том, что в жизни должны быть этапы, должны происходить изменения. Сегодня формируется новый дополнительный актив, сохранился старый. Я себя не исключаю из рядов партии, и до сих пор являюсь членом президиума политсовета. В силу своих возможностей стараюсь что-то делать. Но появляются новые люди, новый секретарь. Это нормальный и естественный процесс развития.
-В СМИ часто говорят о вашей деятельности. А в окружении Геннадия Ходырева, который к вам относился очень не лояльно, даже ходил анекдот: "Приходишь домой, включаешь телевизор – Люлин, переключаешь каналы – снова Люлин, включаешь утюг – и там Люлин". Вы любите быть на виду?
- Напротив. Я стараюсь при первой возможности уходить от максимальной публичности, особенно от телевизионной публичности. Но надо понимать, что это часть работы. Ты должен доносить до людей идеи. Ты являешься председателем Законодательного собрания, лидером партии. Ты должен доносить до людей мысли, идеи, планы и конкретные дела с помощью средств массовой информации. Это двойная ответственность. Мне приходилось очень много времени уделять СМИ. Не хочу показаться не скромным, но к моей деятельности был хороший интерес СМИ. Нужно уважать и их труд.
- Вы боитесь потерять власть?
- Нет. Я ее боялся находить. Не буду скрывать, что у меня не было большого желания идти работать во власть. Это этап в жизни и большая ответственность. Наступит тот день и час, когда я покину власть. Сделаю это добровольно, потому что привык заниматься управленческой и хозяйственной деятельностью. Мне это ближе. Власть – это тяжело, это постоянная ответственность. Ощущения после приема граждан, которые проходят практически каждый день, когда ты на протяжении трех часов выслушаешь боль человека, - это огромное психологическое давление. Ты понимаешь, что не можешь решить все эти проблемы. Экономическая ситуация не та, в бюджете средств не хватает. Самое страшное, когда понимаешь, что ничего исправить не можешь. Нормальный человек не может любить власть. Он должен ее уважать и понимать, что власть – это доверие. Но любить власть, как охоту или рыбалку – для нормального человека противоестественно.
- Говорят, что когда вы женились, то выставили своей жене наряд – родить сначала мальчика, а потом дочку. Это правда?
- Это был не наряд, а взаимная договоренность. Мы были абсолютно убеждены, что первый будет сын, а второй – дочка. Человек, убежденный в определенной задаче, обязательно эту задачу выполнит.
- Что было самым счастливым мгновением в вашей жизни?
- Их было огромное количество и в детстве и в юности. Но самым запоминающимся стал момент, когда после скитаний с семьей, я получил комнату в коммунальной квартире, восемь метров всей площади, с кухней, прихожей, ванной. Я был абсолютно счастливый человек, я был абсолютно счастлив, потому что у нас впервые появилась своя территория, своя комната, где мы можем жить так, как нам хочется. Хотя дом находился на улице Чаадаева, в микрорайоне авиационного завода. Все называли его – Бухенвальд. Внутреннее и внешнее содержание двора было очень на него похоже. Можно было фильмы снимать. Район сохранился до сих пор. Слава богу, там сейчас построили новый дом.
- Хочу поговорить о том, что было скрыто от глаз нижегородсцев два года назад – избрание губернатора Нижегородской области. Не секрет, что подавляющее число жителей области хотели видеть губернатором именно вас. Но избирали не жители, а местные чиновники. Администрация Президента очень активно предлагала кандидатуру Геннадия Ходырева. И Президент собирался внести его кандидатуру. Вас трижды вызывали в Москву в Администрацию Президента. Почему вы сказали "нет"? Сказали, что Ходырев не пройдет через Законодательное собрание? Почти в 100% случаев - это означает крест на политической карьере.
- Мне не очень хочется говорить об этом. Потому что у меня до сих пор нормальные человеческие отношения с Геннадием Максимовичем. И я не хочу обсуждать его, хотя и прошло два года. А сейчас у нас работает новый губернатор.
С другой стороны, это было огромной ответственностью. На тот момент я прекрасно понимал, как понимали многие нижегородцы, что нужно менять исполнительную власть. Потому что она была не эффективна. Я был абсолютно убежден, что это нужно было сделать. Или же я потом корил себя всю жизнь.
И это не важно, сколько раз меня вызывали в Москву. Разговоры там были непростые. Многие говорили мне этого не делать. Но для меня тогда были важны люди, с которыми я рядом живу, нижегородцы, с которыми я общаюсь каждый день. И мне было неважно, что будет дальше с моей политической карьерой. Я буду всю жизнь благодарить коллег за ту стойкость и за это решение. Это был тяжелый путь, который мы прошли вместе.
- Как показал опыт, Законодательное собрание было единственным региональным парламентом, которому удалось переубедить позицию. Я знаю, что к вам обращались из других регионов федерации. Почему у них так не получилось?
- Наверное, не хватило той самой ответственности, той стойкости. Не буду скрывать, что они приезжали и спрашивали меня: "Как это сделать? Как это можно пройти?" Но у них не получилось. Власть – это огромная ответственность, которую человек несет на своих плечах. Власть и политика – это не просто какая-то красота. Человек должен нести ответственность за тот регион, который он отвечает и не важно, что это – город, район, область, государство.
- Участники процесса устно заявляли, что был вариант, при котором Ходырев оставался бы губернатором. А после этого губернатором должен был стать Люлин.
- У нас случилось то, что случилось. Я считаю, что все произошло правильно. Сегодняшние результаты развития области подтверждают, что мы сделали правильное шаг. И не надо копаться. Обсуждать публично - это по-человечески не правильно.
-В регионе при выборе губернатора учитывается мнение элиты. Недавно Сергей Потапов приехал из Москвы в Нижегородскую область и заявил о том, что в регионе нет нижегородской элиты.
- Меня несколько удивило это заявление. Может быть, была другая трактовка? Как может не быть элиты в такой области, как Нижегородская, с такой историей, с такой экономикой и наукой. Надо разобраться в терминах. Для многих элита – это что-то редкое или особое. Для меня элита – это люди, которые очень много делают на земле, на которой живут. Они делают открытия, развивают предприятия, строят города, памятники архитектуры, новые постановки спектаклей, которые получают признание по всей стране. Это наши великие композиторы и музыканты. Как можно говорить, что в нашей Нижегородской области нет элиты, что нужно ее выращивать? А как же 750-летняя история Нижегородской земли? А как же люди, которые сегодня делают величайшие открытия, научные изобретения, достигают больших результатов в экономике и культуре? Это и есть элита. Они есть, их много, я их знаю в лицо. И с этим тезисом я согласиться никак не могу.
- Вопросы нижегородцев. Вероника, город Дзержинск: "По телевизору вы так гладко говорите о социальной ответственности в бизнесе, а где такой бизнес в реальной жизни?
- Подождите. Что я говорил про социально ответственный бизнес? Я говорил о людях, которые действительно социально ответственны. Их огромное количество. Они помогают простым людям, оплачивают лекарства и т.д. Конкретные люди из бизнеса приобрели те самые стоматологические установки, которые уже десяткам тысяч нижегородцам оказывают бесплатную медицинскую помощь по всей территории Нижегородской области. Это разве не элита? Ежемесячно десятки людей получают дорогостоящую медицинскую помощь. В Академии "VIP" оказывают дорогостоящую стоматологическую помощь многодетным мамам. Люди вкладывают миллионы рублей личных средств. Поверьте, эти люди есть! И я говорю об этом с удовольствием. Нужно рассказывать о таких людях. Их нужно показывать, они этого заслуживают.
- Вопрос от читателя "АиФ": "Когда чиновники буду отвечать за свою черствость? Их же ничем не пробить. Охрану выставите и живете своей жизнью!"
- Я очень мало знаю чиновников, кто пользуется услугами охраны. И сам никогда этим не пользовался. Второе: поверьте, что мы знаем, как живут люди и стараемся им помочь. А то, что есть черствые чиновники – я в этом согласен. Приходилось наказывать чиновников. Был случай три-четыре года назад с чиновником из Балахны. Ко мне приехали два инвалида первой группы, у которых разрушается их небольшое скромное жилище. Они попросила помощи у администрации. Так им сказали, что "сядь на балахнинском рынке, люди милосердны – они помогут". Я добился, чтобы этого чиновника не стало. Такие люди боятся гласности. О них нужно больше говорить смело, показывать по телевизору. Надо, чтобы они элементарно боялись. И такие люди не должны работать ни в государственной, ни в муниципальной власти. Если у человека черствое сердце – ему нельзя работать во власти.
- Вы верите в судьбу?
-Верю.
- У вас был какой-нибудь знак судьбы?
- Всегда хотел работать и жить на нижегородской земле. Несколько лет назад меня отправляли в Волгоградскую область на огромное крупное предприятие, генеральным директором. Я категорически отказался, и сделал все, чтобы туда не поехать. Но была четкая команда, что надо выполнять. Надо выполнять, потому что ты работаешь в системе, а система требует, чтобы ты свой труд приложил. Я поехал и на границе Нижегородской области попал в аварию. Повредило не серьезно, но на месяц выбило из колеи. Потом я приехал к президенту компании и сказал: "Поймите, мне сама судьба не дает и не отпускает". Поэтому я верю, что существует предназначение судьбы.
- Ваша формула успеха.
- Труд плюс уважение к людям. Если ты не уважаешь людей, с которыми работаешь, не создаешь команду, внутри которой будет взаимопонимание, то четкая и грамотная работа не получится. Невозможно добиться успеха одному, даже самому великому человеку, если он не уважает и не ценит людей.
Программа "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по четвергам в 20.40, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Русская служба новостей в Нижнем" (96,4 FM) – по вторникам в 14.00 и на радио "Шансон" по пятницам в 15.00 (106,9 FM), полная версия – на сайте независимого информационного агентства "Нижний Новгород" (www.niann.ru).
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+