Популярные интервью за год
Новости

Владимир Ворошуха: "Мафия там, где есть неучтенные деньги"

16 марта 2009 18:30
Владимир Ворошуха: Мафия там, где есть  неучтенные деньги

БИОГРАФИЯ

Владимир Вячеславович Ворошуха родился 20 апреля 1961 года в городе Горький в семье преподавателя и инженера. Профессионально занимался академической греблей. Даже с последнего звонка уехал на соревнования по гребле в Казань. В сборной Горьковской области выступал в финале Кубка Советского Союза. Окончил кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института, после чего восемь лет проработал инженером – конструктором в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева. В 1994 году организовал Нижегородский ритуальный фонд и был его первым директором. С 2002 года руководит муниципальным предприятием «Комбинат ритуальных услуг населению Нижнего Новгорода». В свободное время увлекается активным отдыхом: охотой и рыбалкой. Является экспертом по охотничьим собакам. Женат, воспитывает дочь. Убежден, что жизнь – сложная штука.

- Профессию этого человека никак нельзя назвать веселой, но именно он любит светлые рубашки, а его жизнерадостности позавидуют многие. У нас в гостях директор комбината ритуальных услуг населению Нижнего Новгорода Владимир Ворошуха.

-Владимир Вячеславович, здравствуйте. Очень нечасто в нашей студии появляются представители столь экзотических профессий. Причем о вашей профессиональной деятельности говорить не так то просто. Хочется, конечно, задать вопрос: а как вы пришли к этой профессии? Например, в Великобритании самый молодой гробовщик, ему всего 18 лет, с детства мечтал об этой профессии. Неужели и вы с детства хотели заниматься похоронным делом?

- На самом деле, у меня было как в знаменитом фильме "Тутси", когда Дастин Хоффман переодевался в женщину. И в конце его спрашивают: "Что тебя подвинуло на это"? - "Безработица" – ответил он. В 1994 году пришлось менять работу, в это время родилась идея создания Нижегородского ритуального фонда. Так случилось, что люди, которые эту идею генерировали, предложили мне ее разработать. Когда я пришел в новый коллектив, то все сразу вспомнили очень старый детский анекдот: подстрелили Фантомаса, надо ему исповедоваться. Приходит к нему Папа Римский, говорит: "Сними маску". "Петька!" – "Василий Иванович!" – "Вот жизнь-то разбросала!".

- Какое ваше самое яркое детское воспоминание?

- Скорее всего, это отдых с родителями. Мы много ездили на Волгу, жили на острове, рыбачили. Вот такой был дикий отдых.

- Сейчас-то удается так отдохнуть?

- Да. Охота.

- Какое качество вы больше всего не любите в себе?

-Занудство и низкую организованность. Борюсь.

- Вы, вроде, не производите впечатление занудного человека?

- Так борюсь.

- Ваш любимый анекдот? Наверное, обязательно про похоронное дело.

- Нельзя сказать, что он любимый. Но из похоронных, наверное, самый добрый. Как называется будка сторожа на кладбище – "Живой уголок".

- Кстати, много ли людей понимают черный юмор? Или тяжело вам приходится?

- На самом деле профессионально мы стараемся не шутить, потому что для нас это работа, а у людей – личное. Я стараюсь разделять это четко.

- В последнее время вас очень много спрашивают про кладбища. Это не напрягает?

-Нет, я люблю свою работу.

- Пятница 13-е для многих несчастливый день. А для вас?

- Для меня это особый день. Полных 26 лет тому назад я женился в пятницу 13-го.

- Вы осознанно выбирали эту дату?

-Если честно, то когда подавали заявление, я не обратил на это внимание.

- Это оказалось хорошим знаком?

- Да, с тех пор 26 лет, как раз два раза по 13, ни одного сбоя. На самом деле, этот день вошел в историю. Это был траур по Леониду Ильичу Брежневу. Вместо Дворца бракосочетаний нас расписывали в загороженном легкими декорациями коридоре ДК им. Ленина. Такое запоминается.

- А какую профессию вы бы не назвали женской?

-На самом деле, таких профессий много. Например таксист.

- Я думаю, что многие сейчас с вами не согласятся. Вы считаете, что женщина не может нормально водить машину?

- Нет, водить может. Но успех в профессии часто являются лишь исключением из правил. Например, я знаю многих женщин-руководителей таких же муниципальных похоронных предприятий в европейской части страны, в областных центрах. Мы сотрудничаем, знаем друг друга, уважаем, но они не впечатляют как женщины.

- Как заядлому охотнику вам не жалко убивать бедных животных?

- Это один из аспектов охоты, люди через это по-разному проходят. Для себя я эту проблему решил таким образом: очень много времени охочусь со своей собакой, а с этой точки зрения они равны – дичь и собака. Если охотничья собака не будет прогрессировать, она станет пуделем.

- Предлагаю поговорить о домашних животных в городах. Вы их любите – это заметно. Каждый из нас со школы знает знаменитую фразу Антуана Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили" – почему это в большей степени относится к нашим детям, а не к собакам и кошкам? В городах сейчас большое количество брошенных животных… С этим можно что-то сделать?

- На самом деле, брошенных животных скорее всего не очень много. Наверняка, это просто популяция городских животных. Но это неправильно. Я являюсь еще экспертом по охотничьему собаководству – кинологом в какой-то степени. Эта проблема обсуждается и на профессиональном уровне: сейчас стало много дворняг, которые напоминают терьерные породы, ротвейлеров, кавказских овчарок. Это очень просто объясняется. Когда образуется стая, в ней побеждает сильнейший. Эти собаки странно социализируются, и они могут представлять опасность. Они будут развиваться в сторону сильных пород. Это большая проблема.

- Вы известный любитель собак. А как вы свою собаку в городе выгуливаете? Наверняка на газонах?

- Мне повезло. Я много лет жил в Верхних Печерах, где была большая площадка, сейчас там построили деревянную церковь, но все равно есть место где погулять с собакой.

- Как бороться за цивилизованный выгул собак? В Европе, например, владельцы животных, если они выгуливают своих собак и кошек, даже фекалии собирают в пакетик. Такое возможно в Нижнем Новгороде, или это утопия?

- Нам до этого еще очень далеко, и, может быть, это не наш путь. Нужно говорить, наверное, не только о культуре выгула, но и вообще о культуре всей содержания домашних животных. Любительское собаководство находится в ужасающем состоянии.

- Почему?

- На мой взгляд, декоративное и охотничье собаководство – это, в основном, амбиции хозяев. Та собака, которая живет у тебя, она всегда будет лучше, ведь это член твоей семьи. Не факт, что она должна давать потомство, которое рекламируют. Чем отличается кровная собака от беспородной? На самом деле, они все хорошие. Если говорить об охотничьих, то я и охотился и много стрелял из-под полукровки. Нет гарантии того, какое потомство она произведет, непонятно, что в ней намешано в кровях, непонятно, что получишь в случае разведения.. Разница только в этом, не в отношении. В любом случае, твоя собака всегда будет для тебя лучшей.

- По этой теме нам поступил такой вопрос от нижегородца. Максим: "Почему у нас в Нижнем наплевательски относятся к домашним животным? Нет даже кладбища для них. Просто хоронить негде?"

- Как только мы будем говорить, что открываем кладбище для домашних животных, возникнут СанПиНы, нужно будет построить дорогу, планировку и т.д. и т.п. И цена захоронения будет такая, что на сегодняшний день лишь единицы смогут воспользоваться этой услугой. На сегодняшний день это нереализуемо.

- Бюджет будет вынужден потратить огромные средства, а людям все равно придется платить.

- Бюджет не должен тратить этих денег, потому что бюджет заботится о большинстве населения. Мы находим деньги, чтобы выполнить капстроительство по городским кладбищам.

- Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Ирина Матвеевна, Приокский район: "В городе хотят строить крематорий. А нижегородцев кто-нибудь спросил? На его строительство хотят потратить огромные суммы – это же деньги на ветер".

- На самом деле, непонятно, какие деньги будут потрачены. Это программа областного правительства. Но как программа она расписана, я читал этот документ – там присутствуют деньги инвестора. В этом случае, почему бы и нет. Я несколько раз в прессе выступал по этому вопросу. Крематорий – это не проблема организации похоронного дела. Это градостроительное решение города-миллионника. Его нужно делать, а как это будет организовано, на какие деньги, какие люди будут это делать…

- Почему это столь необходимо?

- Я считаю, что у человека должно быть право выбора: захоронение традиционным способом или кремация. К тому же это позволит сократить площади, которые вновь нужно открывать под реализацию кладбищ.

- Александр, Нижний Новгород: "Почему до сих пор нет порядка в похоронном бизнесе? Кроме того, что приходится платить в кассу, еще и в карман кладешь немерено. Наведите порядок".

- Это большая тема, коротко не ответишь. Нужно разделять несколько вещей. Первое, это кладбища. Я шесть лет руковожу муниципальными кладбищами Нижнего Новгорода. Ситуация сейчас значительно отличается от 2001-2002 года. На всех действующих кладбищах есть квартал семейных захоронений, где любой человек, оплатив официально в кассу, может приобрести место для захоронения четырех своих ближайших родственников, и никаких доплат не потребуется. Причем, цены начинаются где-то от 20 тысяч. Земля у нас по федеральному закону предоставляется бесплатно, за эти деньги он получает бетонную дорожку, которая чистится и по которой можно прийти в любое время года, ограду 2м на 3м. Цена зависит от качества и оформления этой ограды. Причем эти семейные кварталы расположены в сухом месте.

- Какую ключевую проблему вы видите сейчас в развитии похоронного бизнеса в Нижнем Новгороде? И как ее можно решить?

- Возвращаясь к предыдущему вопросу, основная проблема в том, что этот рынок можно назвать "черным".

- Черным и мафиозным? Очень интересно. О чем речь?

- Сейчас показывают достаточно много фильмов, посвященных этой проблеме. В стране сегодня нередко используются разные технологии: покупка информации, работа на опережение, сотрудничество с отдельными работниками здравоохранения и др.

- Приведите конкретный пример, чтобы людям было понятно. Например, человек умирает и…

- Информация о факте смерти человека покупается работниками похоронных организаций, и они конкурируют в скорости предложения своих услуг.

- То есть, за это медики, которые констатируют смерть, получают какую-то дополнительную плату?

- Да. Во всем цивилизованном мире все службы, которые связаны с этой информацией, прежде всего, медицина, публично дистанцируются от этой проблемы.

- Как ее можно решить?

- У нас публично, к сожалению, это не происходит. А если говорить вообще про качество этого рынка, то мафия – это не там, где укрывают, а там, где есть неучтенные деньги. На попечительском совете Нижегородской области по вопросам похоронного дела приводилась статистика за 2007 год, озвучивались цифры. Так вот оборот ритуальных услуг в Нижегородской области в 2007 году составил официально 230 млн. рублей. При этом балансовый оборот комбината ритуальных услуг – 120-130 млн. рублей. Мы обслуживаем 40% населения Нижнего Новгорода. Соответственно 60% в Нижнем Новгороде еще кто-то обслуживает, а где деньги. То есть, чтобы говорить о цивилизованном подходе, нужно просто пробить эти деньги сначала в кассовый аппарат.

- Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты ", Елена Владимировна, Нижний Новгород. "Прочитала в газете о том, что живые люди в семейных захоронениях устанавливают себе памятники с открытой датой смерти. Видимо, на своих детей они не надеются. Почему бы вашему предприятию не взять на себя заключение договоров о гарантированном достоянном захоронении с теми, кто не рассчитывает на сознательность родственников?"

- Похоронным делом я начал заниматься в 1994 году, когда был создан Нижегородский ритуальный фонд. Организация существует по сей день. Если вспомнить девяностые годы, то занимались мы тем, что заключали прижизненные договоры, когда человек эти вносил деньги, выписывали сертификат Нижегородского ритуального фонда, и человеку гарантировалось, что этот набор услуг после его смерти будет оказан.

- Это в то время не напоминало некое "МММ", которое могло развалиться? Насколько люди вам верили и выполнили ли вы свои обещания?

-На самом деле, было реализовано приблизительно 4000 таких сертификатов. Нижегородский ритуальный фонд до сих пор выполняет все свои обязательства, по меньшей мере, 600-700 сертификатов до сих пор не погашено.

- Почему бы эту услугу сейчас не возобновить?

- После 2002 года перестали продавать новые сертификаты, так что это, как минимум, не пирамида. Нижегородский ритуальный фонд пережил и МММ, и 98 год. Я надеюсь, что эти программы будут закончены тем, что мы выполним все эти обязательства. Для меня это принципиально, потому что это практически личная ответственность. Я к этому отношусь очень серьезно. Почему это не делается сейчас? В свое время это было очень модно: пенсионные вклады, люди очень боялись инфляции. Потом это стало менее актуально, это затратно по раскрутке, объяснить эту идею, донести, что можно заплатить за свои похороны вперед, сложно психологически и в подаче, и в PR. Второе: сейчас я являюсь работником муниципалитета. Предложить городу такую ответственность, честно говоря… У меня срочный контракт. Он закончится – я могу на этом месте не работать. Кто будет за это отвечать?

- Новый руководитель. Глава города берет на себя обязательства строить определенное количество домов, губернатор Шанцев взял на себя ответственность по метромосту. Понятно, что есть ряд вопросов, которые будут решаться.

- Сделав это предложение, я должен предложить Вадиму Евгеньевичу и последующему мэру и губернатору нести ответственность за эту инициативу.

- Понятно, вы считаете, что это не перспективно.

- Нет, я не считаю, что это не перспективно. Честно говоря, мне хватает и той ответственности предыдущей организации.

- Что вы можете сказать по поводу семейных захоронений?

-Я уже говорил – у нас на всех действующих кладбищах существуют квартал семейных захоронений. В таком виде он не существует в других регионах РФ. Идея заключается в том, что человеку предоставляется оформленное место с вынесенной границей. Там можно похоронить четырех человек безо всяких санитарных норм – сегодня, завтра, послезавтра. Эта программа действует полных четыре года, пользуется спросом. Ежедневно порядка 5-6 семей делают новые захоронения. Часто повторно идут. Это действующая система. Ноу-хау заключается в том, что это вынесенное место с фиксированной границей, которое невозможно подвинуть, там нет межевых споров, там нет такого беспорядка, который существует на старых кладбищах. Там все эти ограждения поставлены заранее. Человек покупает его в собственность, это является гарантией того, что он им будет пользоваться. Оплачивает, получает квитанцию – это его собственность. Но подвинуть ее он не может. Они поставлены так, что обеспечена рядность, обеспечено дополнительное благоустройство, ограды и дорожки. В принципе, программа работает.

- Как любой технарь вы, наверняка, верите, что можно придумать формулу чего угодно. Какова ваша формула успеха?

- Хороший вопрос человеку, который 15 лет потихоньку хоронит людей и шесть лет руководит городскими кладбищами. -В моем представлении формула успеха – это "Ласковый май" или вот раньше было это "известный певец и композитор". Я как-то живу по-другому. Все остальное – это жизнь с ее радостями и сложностями.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 18.30, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Русская служба новостей в Нижнем" (96,4 FM) – по вторникам в 14.00 и на радио "Шансон" по субботам в 15.00 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.

Поделиться: