-В сказке Джанни Родари "Чиполлино" продавали осадки, а этот человек умеет профессионально продавать воздух. У нас в гостях герой пера и коммуникаций, директор "Театра юного зрителя" Максим Крохин.
Пиарщики действительно продают воздух?
-Они продают репутацию, имидж. В свое время у нас были большие дискуссии на эту тему. Даже дошли до того, что начали развивать такую науку, как рекреационный менеджмент. Имидж – это то, как человек выглядит, а репутация – это то, что о нем думают. Причем, он о себе может думать все, что угодно.
-Вы следите за модой? Насколько это важно?
-Слежу, но мужская мода сильно отличается от женской. Мы можем лишь немного подчеркивать образ в галстуке, который я сегодня не надел, в часах, рубашке. За модой слежу, но не так, как это можно было бы делать.
-Я смотрю на вашу биографию и удивляюсь, умиляюсь, вдохновляюсь. Вы работали в нефтяной отрасли, банке, администрации. Вас не удивило предложение возглавить "Театр юного зрителя"?
-Удивило. Однако раньше я соприкасался с областью культуры и решил поработать на этой ниве.
-Как отреагировали ваши друзья и знакомые?
-Интересно отреагировали. Те, кто знает меня долго, спрашивали: зачем, что будет дальше? Понимают, что это очередной этап, ведь жизнь не заканчивается. Вообще, это такая интрига, в которую я бы не хотел углубляться. Жизнь меня ставит в такие ситуации, что мне удаются те или иные проекты. Мы уже обсуждали, является ли данная работа проектом. Я не знаю. Раньше было, что я год - полтора реализую какой-то проект, делаю какое-то антикризисное действие, поднимаю с нуля проект. Если вспомнить, то один из первых пунктов обмены валют в городе делал я. Конструкторы "Лего" - их раньше не было в нашем городе - я привозил. "Год молодежи" – никто никогда раньше таких проектов не создавал, мне выпала судьба его реализовать.
-Остается представить, что будет с ТЮЗом, с которым "еще никогда этого не делал".
-Там достаточно интересные люди. Мне хочется сделать хорошую команду, тем более что она там есть. Просто надо совместно собраться и сделать… В принципе, там все есть. Сейчас расплатимся с долгами, вылезем из этой долговой ямы. Сделаем новые постановки и все пойдет по накатанной.
-Рубрика "Без купюр" – короткие вопрос, короткие ответы. Вы родились в Сормовском районе?
-Да.
-Часто говорят, что выходцы с Сормовского района – настоящая шпана, ну кроме, главы города Вадима Булавинова. Вы в детстве были шпаной или все-таки были пай-мальчиком?
-Пай-мальчиком не был. Шпаной тоже сложно назвать. Жгли костры, где не надо было жечь, хулиганили и дрались, конечно, тоже. Но были и хорошие позиции. Родители чувствовали и отдали учиться в музыкальную школу, нагружали работой, поэтому времени на хулиганство оставалось мало.
-Вы действительно одним из первых в Нижнем Новгороде начали продавать конструктор "Лего". Детство вспоминали?
-Да. Дело в том, что у меня рос тогда племянник, на глазах были другие дети. Я понял, что надо что-то привозить. Стали закупать американские товары. Дальше я из этого бизнеса ушел и стал партнером. Сейчас есть магазин "Сказка" на улице Горького – как раз на том месте, где был открыт первый магазин с игрушками "Лего".
-Театральные коллективы сегодня неизбежно стареют. Почему молодые артисты не хотят идти в театр?
-Хотят. Не всегда получается, что они могут придти в театр. Обычно занята вся труппа, а им надо на пустое место попасть. Актеры бы с удовольствием пришли в театр. У нас сейчас как раз такая ситуация. Мы смотрим на студентов нашего театрального училища, видим, что ребята хотят играть.
-Я знаю, что вы окончили радиофак. Вообще кибернетика и радиофизика для работы в банках, в аппаратах власти, театре оказалась без надобности?
-Здесь есть один нюанс. Я не просто закончил радиофак, я закончил его по специальности конструирования технологий радиоэлектронных средств. На третьем курсе я понял, что радиоэлектроника настолько быстро меняется, что мы тут изучаем лампы, а сейчас пошли компьютеры: Интел, Пентиум – все эти слова начали входить в обиход, появились 286-ая, 386-ая машины. Поняв это, я сделал для себя две вещи. Пошел в комитет комсомола и сказал, что готов здесь работать, если я вам нужен - берите к себе. Потом дорос до первого заместителя секретаря комитета комсомола и решил, что мне надо удариться в конструирование технологий, без разницы чего – радиоэлектронных средств, чего угодно.
-Создатель Микки Мауса боялся мышей. А чего боитесь вы? Как боритесь со своими страхами?
-Мышей не боюсь. У меня кошка родила пять котят. Куда-то их надо пристроить. По поводу страхов… Сейчас очень много читаю книг по православию. Страх один – страх греха. Все можно исправить, но здесь исправлять сложнее, потому что когда ты что-то плохо начинаешь делать для бога, то начинаешь задумываться. Страх в том, чтобы не навредить. Страхи могут быть, если змея поползет или тигр будет стоять. Неужели ты не забоишься? Хорошо, что тигры не ходят по улицам.
-Вы окончили музыкальную школу. Вообще, после музыкальной школы начинает возникать нелюбовь к музыкальным инструментам. Вы же наоборот, утверждаете, что до сих пор играете. Наверняка лукавите.
-Многие, кто закончил музыкальную школу, сейчас меня поддержат. Как только ты ее заканчиваешь, хочется все бросить, выкинуть, забыть. Я так и сделал – бросил, выкинул и забыл. Я забросил баян, по которому учился, забросил другие инструменты, кроме гитары. Это простой инструмент – сели у костра, спели песню. Года три назад мои дети пошли в музыкальную школу. Решили попробовать. Я взял у них аккордеон и решил, что научусь играть. Несложные вещи, для души, для родственников играю. У меня двое мальчишек, оба играют на аккордеонах, и мы не просто так себя перебарываем, а понимаем, для чего это нужно.
-В "Центре внимания" снова театр. Театр – вымирающий вид искусства или нет?
-Дело в том, что это трехмерное изображение, плюс контакт с такими же людьми, кино не дает переживание всего этого.
-Помню такие времена, когда всем классом в школе ходили в театр. Сейчас такого нет. За последние десять ле, количество людей, которые ходят в театр, значительно уменьшилось, практически на треть. Неужели потому что билеты дорогие?
-Билеты как раз недорогие. По 100 рублей. Я всех, пользуясь случаем, приглашаю. У нас дешевые билеты. В кинотеатр сходить гораздо дороже. Здесь речь идет не о цене билетов, а о внутреннем содержании людей. Нас не приучили к тому, чтобы ходить в театр, ценить театр. Может быть, не хватает новых постановок. У нас сейчас идут новые спектакли. Кроме новогодних сказок, еще "Щелкунчик", "Золотой ключик". Вот там будет интереснее вдвойне. Есть хорошая постановка "Бременские музыканты".
-Вы говорите, что не приучены ходить в театр. А почему тогда практически полные аншлаги на приезжих звезд?
-Здесь дело в двух вещах, первое – это пиар, второе – соответствие того, что происходит на сцене тому, что происходит у человека внутри. У нас какой-то спектакль идет два раза в месяц, а здесь раз в год человек приезжает. Конечно, он соберет зал. Все свои графики зрители откладывают, чтобы придти и посмотреть. Я ходил на Гришковца и видел, что люди сидят и чувствуют: то, что он говорит - им соответствует. Он находит эти образы, чтобы впоследствии руководствоваться ими в жизни.
-Сейчас для того, что бы привлечь людей в театр, надо их эпатировать, заманивать. Где грань между привлечением зрителей в театр и истинным искусством?
-Сложно насчет грани. Сходите к нам на "Короля Лир". Там есть несколько моментов, которых не ждешь, и тут - ба-бах. И ты понимаешь, зачем ты сюда пришел. Помните, 11 сентября врезались самолеты в башни. Люди, которые наблюдали за этим по телевизору, смотрели за происходящим, как фильм. Они прямо об этом говорили. Другое дело, когда люди все это видели, стоя на Манхеттене. Здесь то же самое. Приходишь в театр и смотришь не фильм, который сделан в Голливуде красиво и со спецэффектами. Ты реально смотришь, как самолет врезается в башню. Причем каждый раз актеры играют чуть-чуть по-разному, нет похожих спектаклей. Придешь в следующий раз - и все будет немного по-другому.
-Приоткройте завесу, "голый Шариков" останется в репертуаре театра? Много вопросов таких было? Грустно не становится?
- Репутация театра трудно восстанавливается. Мы с режиссером нашли хороший ход, чтобы все у нас было в рамках и нормах приличия, чтобы спектакль можно было показывать детям.
-Приодели Шарикова?
-Ну, он же после операции, значит, может ходить в бинтах. Посмотрите фильм, там он в бинтах.
-Значит можно детей на спектакль водить?
-Пусть лучше пойдут на "Щелкунчика", а этот спектакль для более взрослой аудитории. Булгаков, Шекспир не очень понятны для детишек первых и вторых классов. Будут зря потрачены эмоциональные и душевные силы ребенка.
-Рубрика "На острие" – самые острые вопросы нижегородцев: "Не имея опыта работы в театре, как вы планируете преобразить ТЮЗ?"
-У меня было много хороших учителей. Они советовали окружать себя специалистами и профессионалами, слушать, что они мне говорят и смотреть, что предлагают, принимать решения, как менеджер. Люди, которые провели всю жизнь в театре, а такие в ТЮЗе есть, - я к ним прислушиваюсь. Я трансформирую ситуацию, учитываю наше финансовое состояние. Кстати, мы встречались с Союзом театральных деятелей, у них есть молодежный театр, директору которого задали аналогичный вопрос. Он ответил, что все идет нормально. Я верю ему, потому что сейчас это – один из ведущих театров в Москве. У нас нигде не учат на театральных директоров.
-"В ТЮЗе сейчас практически не осталось детских спектаклей. Почему театр все еще называется ТЮЗ?"
-Не буду спорить. Собственно для этого и была поставлена задача. Был такой лозунг: театр – детям. Здесь за два дня ничего не сделаешь. Это длительная кропотливая работа, которая протянется два – три года, в течение которых можно создать хороший детский репертуар. У нас сейчас есть детские спектакли, старые спектакли есть. Не забывайте, что всегда будут дети, которые впервые увидят "Дюймовочку", "Королевство кривых зеркал".
-"Вам не стыдно, что в своем междоусобном конфликте ТЮЗ прославил Нижний Новгород в негативном свете на всю страну. Останется ли работать Владимир Золотарь на должности главного режиссера?"
-Владимир Золотарь работает у нас главным режиссером. Что значит, останется или не останется? Он работает, я его не гоню. У нас сейчас новая постановка: в марте "Тома Сойера" выпускаем. А что касается этого конфликта, то он никому не пошел на пользу.
-Вы говорите, что технологии успеха уже изобретены, и незачем изобретать велосипед. Скажите, какова ваша формула успеха?
-Есть несколько вариаций, которые бы можно было сказать, и я многие попробовал, но наиболее мне подошла формула Александра Владимировича Коновалова.
-Бывшего полномочного представителя Президента в ПФО?
-Да. Он сказал: "Делай, что должен и будь, что будет". Я принял этот девиз и следую ему.
Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по субботам в 19.05 и на радио "Шансон" по субботам в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00. У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+